Особенности уроков естествознания (окружающего мира).
Тема 8. Формы организации обучения естествознанию в начальной школе
План:
1. Понятие формы обучения. Классификация форм обучения.
2. Понятие урока.
3. Характеристика основных типов и видов уроков естествознания.
Список литературы:
1. Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. Методика преподавания естествознания в начальной школе, § 20, 21.
2. А. В. Миронов. Методика изучения окружающего мира в начальных классах, п. 7.1.
3. В. М. Пакулова. Методика преподавания природоведения, глава 7, § 1, 2.
Основное содержание
Понятие формы обучения. Классификация форм обучения.
Существует несколько определений понятия «форма обучения».
Форма обучения – способ организации учебной деятельности школьников. Петросова Р.А. выделяет: урок, лабораторно-практическое занятие, внеурочную работу, домашнюю работу, внеклассную работу, экскурсии.
Форма обучения – способ организации учебной деятельности школьников. Миронов А. В. выделяет: урок, экскурсии, систематические наблюдения в природе, практические работы (на местности, пришкольном участке, уголке природы), праздники, зелёные патрули и т.д.
Организационная форма обучения – внешняя сторона процесса обучения, отвечающая на вопросы: когда, где, сколько и как происходит этот процесс. Н. Ф. Виноградова выделяет: урок, экскурсии, домашнюю учебную работу, внеклассную работу (факультативы, экскурсии, кружки, вечера досуга, встречи, конкурсы).
Форма преподавания – организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, в природе), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения. (Верзилин Н. М.).
Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина выделяют 3 группы форм обучения:
урок
| внеурочная работа
| внеклассная работа
|
− вводный
− комбинированный
− предметный
− экскурсия
− обобщающий
| − домашнее задание
− наблюдения в природе
− продолжающиеся опыты
− чтение дополнительной литературы
− уголок природы
| − кружки
− экскурсии
− викторины
− конкурсы
− олимпиады
− праздники
|
Вывод: подходы к определению понятия «формы обучения» неоднозначны. Например, нет единого мнения, методом или формой считать игры, самостоятельные работы учащихся и пр.
Понятие урока.
Урок как форма обучения существует более 300 лет. Он имеет свои характерные признаки:
− проводится с постоянной группой учащихся определённого возраста и примерно одинакового уровня подготовки;
− урок проводится в течение ограниченного времени (35 или 40-45 минут);
− выполняет образовательные, воспитательные, развивающие, стимулирующие и самообразовательные функции (хотя такое деление функций условно).
Основные этапы современного урока
№ п/п
| Этапы
| Дидактические задачи
| Показатели реального результата решения задачи
|
1.
| Организация начала занятия (организационный момент)
| Подготовка учащихся к работе на уроке
| Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
| |
2.
| Проверка выполнения домашнего задания
| Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися
| Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
| |
3.
| Целеполагание и мотивация (подготовка к изучению материала)
| Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
| Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
| |
4.
| Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы)
| Установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение прежних знаний в новой ситуации; организация и направление познавательной активности учащихся на решение ТЦУ
| Оптимальность выбора методов стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся; готовность ученика к самостоятельной поисковой деятельности; к осознанному восприятию нового материала; осуществление логического перехода к основному этапу урока.
| |
5.
| Усвоение новых знаний и способов действий
| Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
| Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
| |
6.
| Первичная проверка понимания
| Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция
| Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
| |
7.
| Первичное закрепление (организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу)
| Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и изменённой ситуации
| Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.
| |
8.
| Применение знаний и умений в новой ситуации
(творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений)
| Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в новой ситуации
| Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в новой ситуации.
| |
9.
| Обобщение и систематизация знаний
| Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу,
| Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
| |
10.
| Контроль и самопроверка знаний
| Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции
| Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
| |
11.
| Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей
| Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
| |
12.
| Рефлексия (подведение итогов занятия)
| Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
| Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
| |
Структура урока изменяется в зависимости от типа урока, его содержания и применяемой методики.
Особенности уроков естествознания (окружающего мира).
1. Уроки требуют большей раскованности детей, обеспечения для каждого ребёнка возможности свободно проявлять своё эмоциональное состояние.
2. По возможности уроки должны проходить в той среде, которая изучается.
3. Многообразие видов деятельности детей на уроке (игра, изобразительная деятельность, беседа, обсуждение и др.), каждая из которых требует разной организации (дети сидят, стоят, работают в парах или индивидуально, получают общий или индивидуальный результат и т. п.).
4. Содержание изучаемого материала носит интегрированный характер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: