Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности уроков естествознания (окружающего мира).

Тема 8. Формы организации обучения естествознанию в начальной школе

План:

1. Понятие формы обучения. Классификация форм обучения.

2. Понятие урока.

3. Характеристика основных типов и видов уроков естествознания.

Список литературы:

1. Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. Методика преподавания естествознания в начальной школе, § 20, 21.

2. А. В. Миронов. Методика изучения окружающего мира в начальных классах, п. 7.1.

3. В. М. Пакулова. Методика преподавания природоведения, глава 7, § 1, 2.

Основное содержание

Понятие формы обучения. Классификация форм обучения.

Существует несколько определений понятия «форма обучения».

Форма обучения – способ организации учебной деятельности школьников. Петросова Р.А. выделяет: урок, лабораторно-практическое занятие, внеурочную работу, домашнюю работу, внеклассную работу, экскурсии.

Форма обучения – способ организации учебной деятельности школьников. Миронов А. В. выделяет: урок, экскурсии, систематические наблюдения в природе, практические работы (на местности, пришкольном участке, уголке природы), праздники, зелёные патрули и т.д.

Организационная форма обучения – внешняя сторона процесса обучения, отвечающая на вопросы: когда, где, сколько и как происходит этот процесс. Н. Ф. Виноградова выделяет: урок, экскурсии, домашнюю учебную работу, внеклассную работу (факультативы, экскурсии, кружки, вечера досуга, встречи, конкурсы).

Форма преподавания – организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, в природе), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения. (Верзилин Н. М.).

Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина выделяют 3 группы форм обучения:

урок внеурочная работа внеклассная работа
− вводный − комбинированный − предметный − экскурсия − обобщающий − домашнее задание − наблюдения в природе − продолжающиеся опыты − чтение дополнительной литературы − уголок природы − кружки − экскурсии − викторины − конкурсы − олимпиады − праздники

Вывод: подходы к определению понятия «формы обучения» неоднозначны. Например, нет единого мнения, методом или формой считать игры, самостоятельные работы учащихся и пр.

Понятие урока.

Урок как форма обучения существует более 300 лет. Он имеет свои характерные признаки:

− проводится с постоянной группой учащихся определённого возраста и примерно одинакового уровня подготовки;

− урок проводится в течение ограниченного времени (35 или 40-45 минут);

− выполняет образовательные, воспитательные, развивающие, стимулирующие и самообразовательные функции (хотя такое деление функций условно).

Основные этапы современного урока

№ п/п Этапы Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи
1. Организация начала занятия (организационный момент) Подготовка учащихся к работе на уроке Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.  
2. Проверка выполнения домашнего задания Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.  
3. Целеполагание и мотивация (подготовка к изучению материала) Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.  
4. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы) Установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение прежних знаний в новой ситуации; организация и направление познавательной активности учащихся на решение ТЦУ Оптимальность выбора методов стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся; готовность ученика к самостоятельной поисковой деятельности; к осознанному восприятию нового материала; осуществление логического перехода к основному этапу урока.  
5. Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.  
6. Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.  
7. Первичное закрепление (организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу) Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и изменённой ситуации Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.  
8. Применение знаний и умений в новой ситуации (творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений) Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в новой ситуации Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в новой ситуации.  
9. Обобщение и систематизация знаний Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.  
10. Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.  
11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.  
12. Рефлексия (подведение итогов занятия) Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.  

Структура урока изменяется в зависимости от типа урока, его содержания и применяемой методики.

Особенности уроков естествознания (окружающего мира).

1. Уроки требуют большей раскованности детей, обеспечения для каждого ребёнка возможности свободно проявлять своё эмоциональное состояние.

2. По возможности уроки должны проходить в той среде, которая изучается.

3. Многообразие видов деятельности детей на уроке (игра, изобразительная деятельность, беседа, обсуждение и др.), каждая из которых требует разной организации (дети сидят, стоят, работают в парах или индивидуально, получают общий или индивидуальный результат и т. п.).

4. Содержание изучаемого материала носит интегрированный характер.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...