Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика форм воспитательной работы

Тема 1.4. Формы воспитательной работы

1. Определение и классификация форм воспитательной работы

2. Характеристика форм воспитательной работы

3. Выбор формы воспитательного мероприятия

Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом. Форма воспитательной работы — это организационная структура, пе­дагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содер­жание и методы конкретного воспитательного процесса. Формы определя­ют организационную сторону: кто, где, как, когда и в каких условиях ведет конкретную воспитательную работу с воспитанниками. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновре­менно обусловливает их осуществление. Формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуа­ций, разнообразны.

Форма помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, подростков и юношей.

Содержание и форма неразрывно взаимосвязаны между собой - изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Содержание воспитательного процесса реализуется посредством определенных форм.

В педагогике выделяют различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях.

Классификация форм воспитания по количеству охватываемых процессом воспитания: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые. Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. На реализации содержания и особенно на управлении воспитательной деятельностью сказывается число воспитанников. При увеличении числа воспитанников качество воспитания снижается. Большинство современных воспитательных систем использует групповые (коллективные) формы воспитания, отличающиеся достаточной эффективностью при условии квалифицированного педагогического руководства и относительно низкой экономической стоимостью педагогических услуг.

Типы форм воспитательной работы по количеству участников:

· индивидуальные — беседы, занятия воспитателя с одним воспитан­ником;

· групповые — несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

· массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводят пр аздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

Различие форм работы по основному виду деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной (Н. Е. Щуркова).

Н. И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:

· словесные — собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

· практические — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, кон­курсы, субботники, тимуровская работа и др.;

· наглядные — музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.
Формы внеурочной воспи­тательной работы по воспитательной задаче:

1) формы управления и самоуправления школьной жизнью — собрания, ли­нейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов само­управления;

2) познавательные формы — экскурсии, походы, фестивали, устные жур­налы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки;

3) развлекательные формы — утренники и вечера, «капустники».
Традиционные формы: школьный театр, художественные конкурсы, олимпиады, дискуссии, прогулки на лоно природы, турниры, вечера отдыха, школьный лекторий, танцевальные вечера, юбилейные торжества, трудовой десант, школьный пресс-центр, музейные экскурсии, школьные праздники, соревнования. На практике каждая из форм выступает в своем вариативном виде, и модификации форм иногда очень не похожи друг на друга. Например, дискуссия принимает свои вторичные формы: круглый стол, разговор при свечах, конверт дружеских вопросов, сократовская беседа, разброс мнений.

 

Характеристика форм воспитательной работы

В словесно-логических формах основным средством воздействия является слово, убеждение словом, которое может быть окрашено эмоцией и вызывать эмоции воспитанников. К этому типу форм относят беседы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь — обмен информацией, сообще­ния учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем.

В образно-художественных формах главным средством воздействия являются совместные пережива­ния, преимущественно социально-нравственные, эстетические. Главное здесь — вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и в аналогичных ситуациях.

Трудовые формы −различная деятельность, любой труд, в том числе общественно полезная деятельность (уборка и ремонт школы, разбивка и устройство сада, пар­ка, организация фермы, школьного кооператива, типографии, информа­ционного центра).

Игровые (досуговые) формы работы − игра, совместный отдых, со­держательное развлечение, спортивные, познаватель­ные, соревновательные, конкурсные игры. Все они нередко совмещают сред­ства воздействия: слово, образ, глубокие эмоции, работу.

Этическая беседа

Этическая беседа часто про­водится для детей младшего школьного возраста. Ребенок в этом возрасте готов изменять только конкретные формы своего поведения, рефлексирует младший школьник с трудом. Этическая беседа направлена на развитие реф­лексивных способностей. По форме этическая беседа — это обмен мнениями, управляемый педагогом с помощью вопросов.В самом начале беседы должен быть определен предмет разго­вора. Материалом для этической беседы могут стать события в жизни коллектива, литературный рассказ, эпизод филь­ма, детские сочинения. Предмет разговора должен быть конкрет­ным, понятным и личностно значимым для аудитории.

Урок этикета

Урок этикета — это занятие, где идет передача этически зна­чимых знаний и умений. В его содержание входят: по­знавательная информация; упражнения; домашние задания. На занятиях по этикету школьник должен не только усвоить внешнюю манеру поведения, но и выработать мировоззренческие установки. Н. Е. Щуркова предлагает ориентиро­ваться на следующие уровни осмысления своего поведения: не мешай окружающим людям! Будь приятен окружающим людям! Помогай окружающим людям! Будь естественным!

Диспут — публичное обсуждение в острой полемике различ­ных точек зрения и позиций. Подготовка к диспуту начинается с выбора темы. Формулиров­ка темы должна быть острой и содержать в себе возможность альтернативных точек зрения. Традиционное проведение диспута предполагает наличие во­просов, которые должны задать общее направление разговора. Заранее подбирают информацию, которая помо­жет в процессе диспута заострить вопрос (цифры, факты, си­туации).Полезно предварительно изучить мнение аудитории, чтобы в ходе диспута опираться на интересные, спорные или неожиданные высказывания. Важно правильно расположить участников диспута в аудито­рии. Если предполагается общий разговор-размышление, то луч­ше их рассадить полукругом. Если дискуссия строится на столкновении двух противопо­ложных точек зрения, предпочтительнее расположить участников с учетом их позиции — напротив друг друга. Если в основе диспу­та групповой поиск вариантов решения общей проблемы, то сле­дует каждую группу участников посадить за свой стол. Следует определить регламент работы.

Игра

Большинство педагогов считают, что без игры немысли­мо воспитание. Так, Я.Корчак отмечал, что ребенка «легче всего узнать во время игры». Но существует в педагогике и мнение С. Френе, который полагал, что игра — «это не более чем эрзац труда», она «отвлекает от реальной жизни».

Игра многофункциональна и использование ее в системе внеучебной работы неограниченно. Педагогические требования к организации игры:

Педагогическая задача игры находится, как правило, за преде­лами игровой ситуации. Мотив включения ребенка в игру далеко не всегда совпадает с педагогической задачей. Дети включаются в игру чтобы получить удовольствие, выполнить творческую задачу, добиться успеха и т.д. Такая подмена мотивов не мешает достижению педагогического результата. Более того, ребенку не следует сообщать педагогическую сверхзадачу, дабы игра не потеряла свою естественность.

Любая игра начинается с того, что ребенок принимает саму игру с ее содержанием, правилами. Один из основных принци­пов включения в игру − добровольность.

Каждый участник игры имеет свою роль и должен осмыслить ее. При распределении ролей можно использовать как игровые (считалка), так и неигровые (назначение, жеребьевка) приемы. Несмотря на то, что роль задает определенное поведение, важно, чтобы оставалась некая степень свободы для проявления своей индивидуальности.

Сюжет игры должен иметь развитие. Это может проявляться в усложнении игровых заданий либо в расширении свободы ролевого поведения участников игры. Динамика игры заложена в ее сюжете.

Большое значение имеет психологическая атмосфера в про­цессе игры. Юмор, шутка создают положительный эмоциональ­ный фон. Не стоит «подогревать» детей, вызывая сильные эмоцио­нальные переживания по поводу возможной победы или пораже­ния. В этом случае не только теряется удовольствие от самого про­цесса игры, но и могут осложниться отношения в детском кол­лективе.

Сюжет игры должен иметь логическое завершение, результат (выигрыш, преодоление препятствий, создание творческого про­дукта). Награды по завершении игры: призы, грамоты, эмблемы, шуточные звания, символиче­ские сувениры, песни в подарок по заявке победителей.

Условия организации игр.

• Дети должны знать и понимать содержание игры, ее правила. Для ролевых игр необходимо ясное представление характеров ге­роев.

• Конструктивная основа игры — это преодоление препятствий для достижения игровой цели. В основе многих игр лежит сорев­нование, состязание, соперничество.

• Важно, чтобы дети были свободны от сильных переживаний и побуждений, не связанных с игрой.

• Игра не должна превалировать над ведущей на данном возра­стном этапе деятельностью.

• Игру нужно оборудовать необходимыми предметами, игруш­ками, игровыми атрибутами.

Взрослые, выступая в роли организаторов игры, должны при­нимать на себя какую-то игровую роль. Дети, как правило, не принимают сторонних наблюдателей в своей игре, относятся к ним настороженно. Для того чтобы игра работала на осуществ­ление педагогической сверхзадачи, педагогу необходимо доверие детей.

Деловая игра

В деловой игре разыгрываются ситуации из сферы профессио­нальной деятельности, для её проведения необходим какой-то минимум профессиональных знаний и умений, в противном случае деловая игра ограничится творче­ской импровизацией. Творческие импровизации профессиональ­ной направленности типа «Защита профессии» широко практикуются в школе, они создают условия для самовыражения, про­буждают интерес к определенному виду профессиональной дея­тельности, но профессиональных знаний не добав­ляют. Смысл же деловой игры в научении. Деловая игра позволяет интенсивно накапливать личный опыт, который нельзя заменить знаниями. Происходит это за счет создания ситу­аций, близких к профессиональной деятельности, когда участни­ки игры проявляют себя на личностном уровне. Игровая ситуация и роли задаются, но всегда остается некая «зона неопределенно­сти», которая позволяет личности выбирать линию поведения, принимать самостоятельные решения. От поведения всех и каждо­го зависит общий рисунок игры, то, в каком направлении будет развиваться действие, как сложатся отношения партнеров по игре, будет ли найдено конструктивное решение.

Этапы подготовки и прове­дения деловой игры.

1. Постановка задачи игры. Организаторы игры должны четко представлять, чему они хо­тят научить, какие стороны профессиональной деятельности «вы­светить».

2. Выбор сюжета. Цель определяет сюжет игры. Сюжет всегда конкретен, предметен, ограничен во времени и пространстве: «Заседание ученого совета по вопросу...», «Педагогический консилиум по проблеме...», «Родительское собрание на тему...», «Суд над...», «Деловые переговоры партнеров по бизне­су...», «Собеседование по поводу приема на работу...».

После определения проблемы игра становится ориентированной на результат.

3. Инструктаж участников игры. Происходит общее знакомство с правилами игры, особенностью сюжета. В игре, как правило, используется характерная для определенной профессии организационная форма: планерка, заседание совета, деловые переговоры и т.д. При необходимости дается дополнительная ин­формация по процедуре проведения конкретной организацион­ной формы. Участникам игры полезно дать информацию по конкретной ситуации: цифры, факты, примеры. Все участники игры должны представлять игровую задачу.

4. Распределение ролей, индивидуальная подготовка к игре. Распределение ролей может происходить по желанию или жре­бию, а также путем назначения организатором. Необходимо неко­торое время, чтобы каждый мог освоиться с ролью. Можно ввести дополнительные инструкции по роли, например «легенда» участ­ника игры, дополнительная, неизвестная остальным участникам игры информация, поведенческие установки.

5. Выполнение игровой задачи. Запускается механизм игры. Для этого можно использовать атрибуты профессиональной деятельности (звонок на урок в ситуации моделирования урока). При необходимости в игру могут вводиться дополнительные, усложняющие ситуацию эле­менты (незапланированный вопрос, срочная телеграмма, «болезнь» одного из участников и т.д.). По усмотрению организатора игра может быть остановлена, допускается повторение отдельного иг­рового момента.

6. Экспертная оценка. Эксперты наблюдают за игрой. Полезно составить карту наблюдения, где определить ос­новные критерии экспертной оценки. Критерии должны согласо­вываться с игровой задачей. Анализируется поведение каждого участника.

7. Общий анализ. Все участники игры свободно обмениваются мнениями (впе­чатлениями, ощущениями, мыслями по поводу, задают вопросы партнерам по игре). Оценивается успешность проведения игры с позиции участников.

Общая логическая схема сюжетно-ролевой игры выглядит так: игровая задача определяется организатором игры; роли распределяются в контексте сюжета; развитие сюжета зависит от того, как каждый участник выполняет игровые задачи в рамках своей роли; эксперты — внешние наблюдатели, они анализируют игру в це­лом и поведение каждого участника в отдельности.

Организационно-деятельностная игра (ОДИ)

ОДИ — это форма организации деятельности, ориентирован­ная на совместный поиск оптимального решения. Процедура принятия решения сводится к следующему: выделяют­ся альтернативы, определяется область допустимых решений и делается оптимальный выбор одной из альтернатив.

ОДИ моделирует деятельность по переработке информации, синтезируя известные методы группового решения. Работа идет в малых группах, которые через определенные промежутки вре­мени обмениваются наработанной интеллектуаль­ной продукцией. Методы группо­вого принятия решения: мозговой штурм, метод фокальных объектов и др. Эти методы по­зволяют вырваться за пределы традиционного мышления, выйти на неожиданные варианты решений.

ОДИ проводится в несколько этапов.

Первый этап— восприятие проблемной ситуации как за­дачи. Можно проблему «неизвестное» задавать в общих чертах: «Обозначьте круг проблем, актуальных на данном этапе управления школой, выделите проблему, требующую немедлен­ного решения». Тогда задачу «искомое» игроки находят сами. Проблемная ситуация и вытекающая из нее задача могут быть обозначены организатором игры: «Найдите конструктив­ный способ решения проблемы безработицы».

Второй этап — поиск альтернатив. Когда человек сталкивается с ситуацией, требующей приня­тия решения, то, как правило, он начинает не с выбора возмож­ных вариантов, а с построения решения. Сначала он берет одну версию, доводит рассуждение до определенного этапа, где ему становится ясно, что его выбор ошибочен, тогда он ведет поиск нового варианта. Человек, как правило, не рассматривает логи­чески полное множество альтернатив. В этом одна из причин шаблонных решений.На данном этапе работают малыми группами. Заканчивается работа, когда группы исчерпали запас идей.

Третий этап— конкретизация идей. На этом этапе идет дальнейшее развитие, усовершенствование, модернизация идей. Основной метод — дискуссия.Часто в ОДИ выделяют генераторов идей и критиков. Создаются соответствующие группы. Работа такими группами мо­жет идти челночным методом: группы находятся в разных поме­щениях; наработав идеи, группа «генераторов» передает их в группу «критиков», те, оценив предложенные варианты, уточняют их или формулируют новую задачу «генераторам». Цикл повторяется до получения удовлетворительного результата. Возможна публичная защита идей малыми группами. Тогда в роли критиков выступают все малые группы.

Четвертый этап — отбор вариантов решения. Момент выбора альтернативы сложный и нередко приводит к конфликтам. Такая ситуация возникает, если нет четких критериев выбора решения. Необходимо определить область допустимых решений, отдать предпочтение тому варианту, который при данном стечении обстоятельств, для данных субъектов, на основе данных критериев наиболее жела­телен.

Сюжетно-ролевая игра

Сюжетно-ролевая игра моделирует в условных ситуациях какой-либо аспект социальной жизни. В этих играх идет процесс социализа­ции личности. Усваиваются нормы и правила жизни в обществе. Большие ролевые игры подростков принципиально отличают от сюжетно-ролевых игр детей младшего возраста. Они имеют более сложный сюжет, который строится на основе литературных источников, фантастической, исторической, батальной литературы. Эти книги по­могают очертить историческую канву, найти сюжет, обозначить роли участников. В процессе ролевой игры происходит моделирование мира. Под­ростки в ролевых играх уходят от простого копирования мира, который они наблюдают, они создают свой мир, сочиняют свой язык, философию.

Происходит погружение, перемещение в этот мир. Организатор, или «мастер», задает сюжет, правила игры и про­водит вводные занятия. Участники по согласованию с мастером создают легенду своей роли и реализуют ее в созданном ими мире.

Сюжетная игра требует серьезной подготовки как мастера, так и участников. На мастере лежит ответственность в выборе сюжета игры. Нужно не только выбрать книгу, историческое событие, но и сделать это событие игровым.

Условия успешности игры.

1. Сюжет должен иметь развитие. Интрига заключается в том, что конец сюжета не задается мастером, а зависит от самого про­цесса игры. Например, игра «Крещение Руси» не обязательно за­канчивается принятием христианства. Русь может остаться и язы­ческой.

2. Каждый участник должен иметь роль, которую он получает от мастера или выбирает сам. Свою роль каждый осваивает на лич­ностном уровне, проявляя творческую индивидуальность: гото­вит легенду, делает костюмы.

3. Игровая роль не должны выбиваться из общего сюжета игры. Поэто­му легенда предварительно защищается перед мастером.

4. Участники игры знакомятся с эпохой, вживаются в сюжет. Проводятся предварительные встречи участников игры, вводные занятия. На вводных занятиях могут разыгрываться игровые миниатюры, что помогает лучше представить ситуацию, уточнить правила. Если этого требует сюжет, участники должны выучить язык, на котором будут общаться во время игры.

5. Вхождение в игру идет постепенно. С учетом требований сю­жета оборудуется место проживания: звериные норы, хижины из прутьев, окопы, древние города. Это необходимо, чтобы погру­зиться в игровую эпоху. Старт игре дает мастер. Это может выгля­деть так: ночью всех проводят через «ворота» в новый мир. Должно быть определено время начала и окончания игры.

6. Игра предполагает занятие имитационной деятельностью. Имитируется охота на зверей, отправление религиозных культов, проведение судов и свадеб.

7. Участники игры должны принять и честно выполнять правила игры. За этим следит мастер, он ведет игру и может остановить ее. Могут уточняться правила; участник игры может остановить игру, если произошла конфликтная ситуация.

8. Можно предупреждать негативное последействие игры. В про­цессе игры могут возникнуть конфликты, обостриться личностные проблемы, возможно присвоение отрицательной игровой роли на личностном уровне.

9. Важно грамотно вывести участников из игры. Если участник не вышел из роли или в какой-то степени не реализовались его ожидания в ходе игры, у него могут проявиться болезненные пси­хические расстройства в виде апатии, агрессии. Нельзя оставлять игроков один на один с полученными в процессе игры пережива­ниями.

Большая ролевая игра способствует самореализации личности, помогает эмо­ционально разрядиться, более глубоко узнать себя.

Дискуссия

Успех этой формы зависит от того, насколько «живая» ин­формация предложена к обсуждению: должны обсуждаться факты из жизни участников дискуссии. Значительно обогащают дискуссию элементы коллективного творчества. Как правило, создаются группы, которые изначально занимают определенную позицию. Например, тема «Отцы и дети». Свободно или по жеребьевке аудитория разбивается на два лаге­ря: отцов и детей. Затем предлагаются общие для всех жизненные ситуации, которые одна группа решает с позиции детей, другая — с позиции отцов. Защита каждой группой своего решения дает широкое поле для спора.

Для успеха использования разных форм работы с воспитанниками воспитатель должен осознавать их скрытые возможности. Почти любая форма работы имеет в себе и воздействие сло­вом, и переживания, чувства, и игру, соревнование, и труд, работу. На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм рабо­ты с воспитанниками: информация, переживания, действия. Информа­ция — это то новое и важное, о чем узнают воспитанники, участвуя в том или ином деле. Переживания — это их эмоциональное восприятие инфор­мации и всего происходящего, оценка, отношение. Действия — это их со­вместная друг с другом и взрослыми деятельность, которая их обогащает и развивает. Воспитателю следует помнить об этом, организуя любое дело с воспитанниками, которые должны узнавать новое, переживать, делать.

Алгоритм организации воспитательного дела:

· определение темы, задач, формы мероприятия;

· предварительный сбор материала, если того требует содержание дела;

· планирование, т. е. определение содержания и последовательности дел;

· подготовка участников, например объявление, стенд, предваритель­ная беседа;

· проведение дела — обратить внимание на композицию, оформление помещения, роль гостей, окончание;

· анализ и самоанализ педагога.

Классный час. Классный час имеет два значения. Первое — время работы классного руководителя с классом в расписа­нии уроков. В это время классный руководитель может занимать класс тем, что он вместе с учениками посчитает нужным: беседы по разной проблематике, развивающие игры, дискуссии, чтение книг и др. Второе значение — собрание учеников класса для обсуждения классных дел.

Беседы классного руководителя на различные «воспитатель­ные» темы. Такие беседы не должны превращаться в персональные выгово­ры и назидания.

Многодневные походы-поездки знакомят учеников с историей, культу­рой, природой страны. Такие походы-экспедиции позволяют организовать работу учеников на весь год. Сначала надо прочитать о тех местах, куда едут, а в поездке фото­графировать и вести дневники, исследовательскую работу, а потом надо сделать альбом, приготовить концерт-воспоминание с про­смотром фильма, к которому надо подобрать музыку и текст, чтобы было понятно и интересно тем, кто не был в походе. В походах ученики учатся: ставить палатку и жить в ней, готовить еду в лесу, самообслуживанию. Познавательная и воспитательная цен­ность таких поездок огромна. Такую работу может делать классный руково­дитель с одним классом, но постепенно в это вовлекаются ученики других классов. Учитель выступает уже и как руководитель кружка, клуба по инте­ресам. В походах следует вести краеведческую работу: записывать воспоми­нания, рассказы местных жителей о прошлом села, поселка, его людях, событиях, памятниках культуры; собирать исторические документы, фотогра­фии, предметы быта; создавать на базе этих материалов что-то вроде исторического музея. Такая работа делает содержательнее жизнь школьников и учителей.

Одним из вариантов «клубной» и внутриклассной работы является и ру­ководство театральным кружком, классным, чаще школьным, театром. Спектакль, инсценировка басен, стихов, прозы, литературно-музыкальная композиция — мощное средство развития и вос­питания учеников. Не случайно театральные постановки были неотъемле­мой частью школьной жизни у великих отечественных и зарубежных педа­гогов. Работа над ними и сам спектакль обогащают школьни­ков и самого учителя.

Многие формы внеурочных занятий с детьми организуются подобно тому, как это делается взрослыми людьми в большой жизни. Надо не придумывать нечто искусственное, а в хорошем смысле играть во взрослую жизнь.

Методика подготовки и проведения массовых и групповых мероприятий имеет индивидуальный характер, который определяется уровнем методической культуры и интересами организаторов мероприятий.

4. Выбор формы воспитательного мероприятия

При выборе формы надо исходить из содержания. Чтобы найти соответствующую форму, надо поискать ее вместе с детьми, знакомясь с их пристрастиями, вкусами, предпочтениями. Иногда педагоги проводят творческие конкурсы на лучший проект реализации какой-либо идеи. Скажем, проект Устава школы, проект новогоднего праздника, проект размещения разновозрастных групп, проект дежурства по школе и т.д.

Условия выбора форм.

1. Любая форма должна быть ориентирована на три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности.

2. Форма должна быть изменчивой, но не путём резкой замены известной детям формы новой, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и незаметно быть вытесненной чем-то принципиально иным.

3. Форма всякий раз разрабатывается для конкретных обстоятельств. Отправной точкой является содержательная идея, она подлежит анализу в применении к реальности, а вариативность формы рождается как следствие такого анализа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...