Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8.1. Управление проектом (4 час.)




 

8.1.1. Общие положения о проектах строительства объектов трубопроводного транспорта

 

8.1.1.1. Этапы развития методов управления проектами

 

Осуществляемые в настоящее время в России экономические преобразования потребовали перехода к современной методологии управления проектами (Project Management), освоению соответствующих методов и средств, давно испытанных в странах с традиционно-рыночной экономикой.

В основе методов управления проектами лежат методики сетевого пла­нирования, разработанные в конце 50-х годов в США. В 1956г. М. Уолкер из фирмы "Дюпон", исследуя возможности более эффективного использования принадлежащей фирме вычислительной машины Univac, объединил свои усилия с Д. Келли из группы планирования капитального строительства фирмы "Ремингтон Рэнд". Они попытались использовать ЭВМ для составления планов-графиков крупных комплексов работ по модернизации заводов фирмы "Дюпон". В результате был создан рациональный и простой метод описания проекта с использованием ЭВМ. Первоначально он был назван методом Уолкера-Келли, а позже получил название Метода Критического Пути – МКП (или CPM – Critical Path Method).

Параллельно и независимо в военно-морских силах США был создан метод анализа и оценки программ PERT (Program Evaluation and Review Technique). Данный метод был разработан корпорацией "Локхид" и консалтинговой фирмой "Буз, Аллен энд Гамильтон" для реализации проекта разработки ракетной системы "Поларис", объединяющего около 3800 основных подрядчиков и состоящего из 60 тыс. операций. Использование метода PERT позволило руководству программы точно знать, что требуется делать в каждый момент времени и кто именно должен это делать, а также вероятность своевременного завершения отдельных операций. Руководство программой оказалось настолько успешным, что проект удалось завершить на два года раньше запланированного срока. Благодаря такому удачному началу данный метод управления вскоре стал использоваться для планирования проектов во всех вооруженных силах США. Методика отлично себя зарекомендовала при координации работ, выполняемых различными подрядчиками в рамках крупных проектов по разработке новых видов вооружения. Крупные промышленные корпорации начали применение подобной методики управления практически одновременно с военными для разработки новых видов продукции и модернизации производства. Широкое применение методика планирования работ на основе проекта получила в строительстве.

За прошедшие два десятилетия значение общественных инвестиционных проектов для планов экономического развития в странах и потребности международных кредитных органов в систематическом финансовом эконо­мическом оценивании подхлестнули широкое применение и интерес к про­ектному анализу.

Наша страна, как ни одна в мире, многие годы реализовывала большое число крупных проектов в области энергетики, транспорта, разработки полезных ископаемых и других сферах промышленности. Соответственно и у нас накопились свои достижения и опыт управления проектами. Однако в условиях существовавшей в СССР социально-политической системы с высшей степени централизованным административно-командным стилем управления, основанным на волевых решениях и силовом давлении, эти новые методы управления проектами оказались невостребованными. Потому-то они не стали самостоятельной дисциплиной и профессиональной областью и не могли заметно повлиять ни на общую культуру управления, ни на развитие народного хозяйства и экономику в целом.

Процесс управления сооружением любого народнохозяйственного объекта не был проектно-ориентирован, т.е. инвестиционный цикл был традиционно раздроблен, не было заинтересованности в конечном результате завершения проекта (эксплуатации объекта с получением последующей прибыли). Каждая организационно-управленческая структура была заинтересована только в своевременном завершении своей фазы или подфазы проекта (проектно-изыскательских работ, строительно-монтажных работ, пуско-наладки, освоения проектных мощностей объекта). Традиционно недооценивалась подготовительная (прединвестиционная) фаза проекта, что иногда приводило к малоприбыльности или нерентабельности эксплуатируемого объекта.

Сложившиеся тенденции развития советской экономики вплоть до се­редины 80-х годов определили адекватные механизмы управления на всех уровнях хозяйственной деятельности. Общим принципом, действовавшим в этих механизмах, был административно-командный подход к планированию и организации трудовых процессов. Экстенсивное освоение нефтегазовых ресурсов определило соответствующую управленческую культуру в сфере нефтегазового строительства. Достижение высоких темпов добычи и освоения месторождений углеводородного сырья было оправдано проводимой политикой экстенсивного развития экономики. Это обстоятельство определило и форсированные методы организации и технологии трубопроводного строительства. Поэтому механизм управления проектом трубопроводного строительства был жестко детерминирован временными и финансовыми ограничениями, неоправданными ни технологическими, ни материально-техническими, ни социальными ресурсами.

В результате сложилась порочная практика "сдача объекта любой ценой", которая пагубно отразилась не только на эксплуатационных показателях сооружаемых трубопроводных систем (низкая надежность, значительный экологический ущерб), но и не обеспечивала необходимых социальных условий для трудовых коллективов. Экономия на социальных программах не могла способствовать повышению производительности труда строителей, качественному выполнению технологических операций, формированию ответственности трудового коллектива. Экономя на научных отраслевых исследованиях и разработках и, в особенности на экологических программах способствовали преобладанию устаревших норм и правил проектирования и строительства, не отвечающих современному уровню требований безопасности нефтегазовых объектов и таких энергоемких и экологически опасных, как магистральные и промысловые трубопроводы.

Управленческие механизмы экстенсивного периода развития экономики, опирающиеся на административно-командные методы принятия и реализации решений, во многом исключали строгие научные принципы и обоснования необходимой высокой инженерно-технологической и организационной культуры нефтегазового (в частности, трубопроводного строительства). Конечно, в отношении нефтегазового строительства суть дела сводится к тому, что для решения выдвигаемых практикой задач приходится иметь дело с объектами (в частности, нефтегазотранспортной инфраструктуры), поведение которых управляется огромным числом взаимосвязанных величин. Эффекты внешнего воздействия на такие объекты часто оказываются непредсказуемыми или, как говорят, эти объекты обладают контринтуитивным поведением. Особенно отчетливо это проявляется на территориях со сложными природно-климатическими условиями (например, строительство и эксплуатация крупных магистральных трубопроводных комплексов в арктических и субарктических регионах, на шельфах северных морей, и сейсмически активных районах и т.д.). Возрастающая сложность проектов с одной стороны и бурное развитие кибернетики, теории управления и исследования операций, начиная с середины двадцатого столетия сделали необходимым создание методологии управления проектами и разработки систематической научной основы управления проектами.

В развитии "управления проектами" как самостоятельной области знаний в нашей стране можно условно выделить три основных этапа.

Первый этап можно отнести к 1970-м годам, когда в практическую дея­тельность начали внедряться модели сетевого планирования, календарное планирование и методы организации работ над проектом. В 1980-х годах, которые можно условно обозначить вторым этапом, начались разработки многочисленных специальных прикладных программ для ЭВМ, осуществляется стандартное, структурное и ресурсное планирование, проводится имитационное моделирование на ЭВМ. И третий этап, начиная с 1990-х годов, характеризуется системным (целостным) представлением о проекте, пофазной организацией работы над проектами и внедрением теоретических и практических основ менеджмента, т.е. систематизированного набора положений и наиболее эффективного управления организацией.

В настоящее время методы управления проектами позволяют:

· определить цели проекта и провести его обоснование;

· выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить);

· определить необходимые объемы и источники финансирования;

· подобрать исполнителей – в частности через процедуры торгов и конкурсов;

· подготовить и заключить контракты;

· определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;

· рассчитать смету и бюджет проекта;

· планировать и учитывать риски;

· организовать реализацию проекта, в том числе подобрать так называемую "команду" проекта;

· обеспечить эффективный контроль и регулирование, а также управление изменениями, неизбежными в ходе реализации проекта, организовать эффективное завершение проекта;

· организовать системное управление качеством продукции проекта;

· обеспечить пусконаладочные работы и освоение проектных мощностей;

· в полном объеме при эксплуатации производить работы по замене оборудования, капитальному ремонту, расширению и инновации.

Этап наиболее бурного развития систем для управления проектами начался с появлением персональных компьютеров, когда компьютер стал рабочим инструментом для широкого круга руководителей. Значительное расширение круга пользователей управленческих систем породило потребность создания систем для управления проектами нового типа, одним из важнейших показателей таких систем являлась простота использования. Управленческие системы нового поколения разрабатывались как средство управления проектом, понятное любому менеджеру, не требующее специальной подготовки и обеспечивающее легкое и быстрое включение в работу. Time Line принадлежит именно к этому классу систем. Разработчики новых версий систем этого класса, стараясь сохранить внешнюю простоту систем, неизменно расширяли их функциональные возможности и мощность, и при этом сохраняли низкие цены, делавшие системы доступными фирмам практически любого уровня.

Естественно, что с расширением круга пользователей систем проектного менеджмента происходит расширение методов и приемов их использования. Западные и отечественные компьютерные журналы регулярно публикуют статьи, посвященные системам для управления проектами, включающие советы пользователям таких систем и анализ использования методики сетевого планирования для решения задач в различных сферах управления.

 

8.1.1.2. Основные понятия о сущности проекта и теории управления проектом

 

До недавнего времени понятие "проект" толковалось в нашем сознании как документально оформленный план или чертеж сооружения или конструкции. Однако это более узкое понятие обозначено в мировой практике как термин "design", которое не раскрывает полной сущности понятия "проект" (project).

Приведем некоторые формулировки термина "проект", принятого за рубежом:

Проект (англ, - project) – это что-либо что задумывается или планируется, например, большое предприятие (толковый словарь Webster).

Проект – некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ её решения ("Кодекс знаний об управлении проектами", Институт управления проектами, США).

В отечественной нормативно-технической и научной литературе понятие "проект" в настоящее время трактуется следующим образом:

· проект – комплекс взаимосвязанных мероприятий и документов, предназначенных для достижения в течение заданного периода времени и при установленном бюджете поставленных задач с четко определенными целями;

· проект – это деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей;

· проект – это система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих такие действия;

· проект – инвестиционная акция, предусматривающая вложение определенного количества ресурсов (денежных, физических) с целью получения запланированного результата (финансовой прибыли, решения народнохозяйственной проблемы) в обусловленные сроки;

· проект – это совокупность определенных элементов и связей между ними, обеспечивающая достижение поставленных целей.

На основании вышеперечисленных определений понятие "проект" можно сформулировать следующим образом.

Проект – это целевая комплексная система, для реализации которой используются определенные объекты, технологические процессы, техническая и организационная документация, материально-технические, трудовые, финансовые и другие ресурсы и связанные с их использованием управленческие решения и мероприятия. При этом следует отметить ряд свойств проекта, которые необходимо учитывать для оптимальной организации его реализации. Основными свойствами проекта являются:

· вся жизнедеятельность проекта (возникновение, существование и его реализация) происходит в определенном окружении, которое условно называется "внешней средой"), а также с учетом воздействия решений по управлению проектом (менеджментом), условно называемое "внутренней средой";

· проект, как было сказано выше, являясь системой, разделен на определенные элементы, между которыми должны быть определены и оценены качественно и количественно взаимосвязи;

· в процессе всех стадий жизнедеятельности проекта (возникновения, существования и реализации) в его составе могут появляться или соответственно исключаться некоторые его элементы.

Проекты строительства объектов трубопроводного транспорта обладают рядом характерных отличительных особенностей:

· высокой стоимостью;

· капиталоемкостью – потребность в финансовых средствах в таких проектах, как правило, требует нетрадиционных (акционерных, смешанных) форм финансирования;

· трудоемкостью – не менее 2 млн человеко-часов на проектирование, 15-20 млн человеко-часов на строительство;

· длительностью реализации: 5-7 и более лет;

· отдаленностью районов реализации, а следовательно, дополнительными затратами на инфраструктуру;

· влиянием на социальную и экономическую среду региона и даже страны в целом.

Большое значение имеют следующие дополнительные элементы проекта: начальные условия, ограничения и требования к проекту (характеризуют предысторию и существующее состояние системы; существующее состояние окружения системы; требования к результатам проекта и способам их достижения; ограничения на цели и результаты проекта, определяющие количественные характеристики и допущенные границы); область допустимых решений проекта, документация проекта; виды обеспечения проекта (функциональное, информационное, математическое, программное, техническое, организационное, правовое, методическое и др.); методы и техника управления проектами.

Перечислим основные технико-экономические и другие показатели ре­зультатов проекта: объемы работ; сроки выполнения; стоимость, затраты, себестоимость, прибыль; качество; риск, надежность; жизнеспособность проекта; конкурентоспособность; социальная и общественная значимость проекта и др.

В процессе анализа и осуществления проекта на его протяжении основные характеристики проекта должны помочь оценить следующие основные аспекты его осуществления: технические, коммерческие, финансовые, экологические, организационные, социальные, экономические и др.

На основании рассмотренных выше определений понятия "проект" можно сформулировать понятие "управление проектом".

Вот какой смысл вкладывают в понятие "управление проектом" профессионалы из зарубежных стран:

· Свод знаний по управлению проектами. РМ1, США:

"Управление проектом или Project Management (PM) – это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта".

· Английская ассоциация проект-менеджеров:

"Управление проектом – это управленческая задача по завершению проекта вовремя, в рамках установленного бюджета и в соответствии с техническими спецификациями и требованиями. Проект-менеджер является ответственным за достижение этих результатов".

· DIN 69901. Германия:

"Управление проектами – это единство управленческих задач, организации техники и средств для реализации проекта".

Одно из первых отечественных изданий по управлению проектами "Толковый словарь по управлению проектами" (Шапиро В.Д. и др., 1992) формулирует термин "управление проектом" следующим образом: "это процесс руководства и координации людских, финансовых и материальных ресурсов на протяжении всего цикла осуществления проекта путем приме­нения современных методов управления".

В соответствии с учебно-справочным пособием "Организация и управление и строительстве. Основные понятия и термины" (Васильев В. М. и др., 1998), управление проектом – охватывает весь период – от выбора цели проекта до пробной эксплуатации построенного объекта. В управлении проектом, объектом управления является инвестиционный цикл, в ходе осуществления которого интегрируются действия по управлению вложением инвестиций, ходом разработки проектной документации, реализацией ее в производственном процессе, закупкой ресурсов, контролем качества и др.

В справочном пособии для специалистов и предпринимателей "Управление инвестициями" (под общей редакцией В.В. Шеремета, 1998) дается следующее определение: "управление проектами – это деятельность по планированию, организации, координации, мотивации и контролю на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления, которая имеет целью обеспечение наиболее эффективной реализации определенных в инвестиционном проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, качеству и удовлетворению участников инвестиционного проекта". В своих работах проф. X. Решке определяет управление проектами как "прямую, межпрофессиональную корпорацию процессов планирования, управления и принятия решений при межпрофессиональной постановке задач".

На основании вышеперечисленных определений термин "Управление проектами" можно сформулировать следующим образом. "Управление проектом – это методология руководства материально-техническими, финансовыми и людскими ресурсами на основе современных методов организации, планирования и контроля для достижения поставленных в проекте целей". Дисциплина "Управление проектами строительства объектов трубопроводного транспорта" включает в себя элементы многих профессиональных знаний, таких как:

· технология добычи и транспорта нефти и газа;

· технология производства строительно-монтажных работ;

· организация и управление строительным производством;

· управление финансами;

· экономика и планирование;

· бухгалтерский учет;

· руководство персоналом;

· информационно-вычислительные и компьютерные технологии;

· маркетинг;

· основы действующего законодательства и др.

Основными функциями управления проектами сооружения объектов трубопроводного транспорта являются:

· управление производством строительно-монтажных и специальных работ по сооружению объекта;

· управление ресурсным обеспечением проекта;

· управление стоимостью;

· управление временем;

· управление качеством;

· управление риском;

· управление контрактами;

· управление взаимодействием с участниками проекта с информационными связями;

· управление персоналом.

В настоящее время существует несколько основных схем управления проектами (рис. 8.1).

 

Рис. 8.1. Разновидность систем управления строительством

1) Традиционная схема

2) Схема "под ключ"

3) Схема "заказчик-подрядчик"

 

Традиционная схема. В данной схеме управления проектом строится система подрядных отношений заказчика с исполнителями при общем руководстве управления строительством со стороны заказчика. Заказчик самостоятельно или с привлечением специализированных организаций обо­сновывает целесообразность возведения объекта, заказывает разработку проектно-сметной документации, производит заказ на изготовление оборудо­вания, в необходимых случаях заказывает производство изыскания площадок, оформляет отвод земель под строительство объекта, заключает договор с генподрядной организацией, которая и осуществляет возведение объекта с привлечением в необходимых случаях субподрядчиков. Но и в процессе строительства заказчик осуществляет общее руководство. По завершении строительства заказчик организует работу по приемке объекта в эксплуатацию, а также налаживанию его работы.

Эта традиционная схема управления строительством и сегодня имеет самое широкое распространение (более 90%).

Схема "Под ключ". При реализации данной схемы управления заказчик заключает контракт "под ключ" с объявленной стоимостью проекта с конкретным исполнителем, которым может являться:

1. Проектно-строительная фирма, которая выполняет весь комплекс работ по проекту.

2. Инженер-управляющий строительством объекта (менеджер-строитель).

Суть этой системы сводится к тому, что заказчик по своим требованиям осуществляет только заказ на строительство объекта исполнителю, который уже самостоятельно выполняет все работы, связанные с управлением его строительством и вводом в эксплуатацию. В качестве исполнителя выступает служба (дирекция) управления строительством, которая уже и заказывает проектирование, заключает договоры с подрядчиками, заказывает оборудование и осуществляет все остальные работы – вплоть до пуска объекта в эксплуатацию. Заказчик в этом случае принимает участие в текущем контроле качества работ и осуществляет прием уже пущенного в эксплуатацию объекта. Служба управления строительством может руководить строительно-монтажными работами через генерального подрядчика, через управляющего строительством.

Данная схема управления хоть и признана уже давно, как наиболее прогрессивная, однако до сих пор еще не получила большого распространения (3-5%).

Схема "Заказчик-подрядчик". В основу данной схемы управления проектом заложена система управления строительством, при которой заказчик наряду с выполнением ряда общих функций (отвод земель, заказ оборудования, изыскание и т.п.) принимает непосредственное участие в проектировании и выполнении строительно-монтажных работ. Он в этом случае что-то выполняет своими силами, а остальной объем строительно-монтажных работ выполняют по договорам подрядчики и субподрядчики. Такая система управления строительством применялась и ранее, но в большинстве случаев, когда в качестве заказчика была довольно мощная организация (научно-производственное объединение, крупный завод и т.п.). В будущем эта схема управления строительством может получить распространение в таких структурах, как акционерное общество, в крупных обществах с ограниченной ответственностью и, безусловно, в финансово-промышленных группах. Удельный вес этой системы управления также мал – около 2%.

Выбор определенной схемы управления проекта зависит от факторов и условий. В число основных факторов, которые оказывают влияние на выбор системы управления строительством, необходимо отнести:

· размер строящегося объекта;

· сложность объекта;

· природно-климатические и другие местные условия;

· продолжительность строительства;

· возможности самого заказчика по руководству работами, проектированию и непосредственному выполнению строительно-монтажных работ.

В основе выбора схемы управления проектом строительством объекта лежат те же глобальные критерии: стоимость строительства, качество работ, продолжительность строительства и возможные риски.

Состав работ по управлению проектом строительства объектов трубопроводного транспорта включает в себя управление основной деятельностью и по проекту и обеспечение проекта.

К основной деятельности по проекту относятся:

· проведение прединвестиционных исследований;

· проведение торгов и заключение контрактов;

· разработка проектно-сметной документации;

· производство строительно-монтажных и специальных работ;

· выполнение пусконаладочных работ;

· сдача проекта в эксплуатацию;

· эксплуатация проекта, выпуск продукции;

· реконструкция и инновация.

Управление проектом должно выполнять следующие виды обеспечения проекта:

· организационно-правовое;

· финансово-экономическое;

· кадровое и материально-техническое;

· научно-техническое и информационное.

Результаты оценки потребности в используемых средствах с учетом расходов или прямого соотнесения расходов и работ (комплексов работ), является планирование расходов на проект, которое определяет размер и распределение во времени спланированных для проекта расходов. Путем определения зависящих от времени расходов осуществляется также планирование потребности в платежных средствах для проекта и формирование его бюджета. Для планирования выполнения работ, времени, ресурсов и стоимости имеются специальные пакеты программного обеспечения.

При текущей координации работ следует учитывать отклонения действительного продвижения проекта от заданного. Это задачи оперативного управления проектами. Здесь требуется определение достигнутого состояния проекта на текущий момент, установленной системы отчетности и эффективной коммуникации, чтобы было возможно быстро информировать всех заинтересованных лиц о состоянии проекта. При управлении проектом, которое охватывает не только сравнение заданного и действительного состояния проекта и анализ отклонений, но и регулирование, должны учитываться сложные отношения между сроками, затратами и целями проекта.

Применение методов и средств управления проектами позволяет не только достичь результатов проекта требуемого качества, но и экономит деньги, время, ресурсы, снижает риск, повышает надежность.

 

8.1.1.3. Жизненный цикл проекта

 

В мировой практике промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации определяется как жизненный цикл проекта (или проектный цикл). По определению учебно-справочного пособия но организации и управлению в строительстве, "жизненным циклом инвестиционного проекта считается время от начала вложения денежных средств до окончания эксплуатации объекта в соответствии с его целью, т.е. до тех пор, пока объект является прибыльным". Состояния, через которые проходит проект, называют фазами (этапами, стадиями). В свою очередь каждая фаза (этап) может делиться на фазы (этапы) следующего уровня (подфазы, подэтапы) и т.д. Ряд отечественных специалистов в области управления проектами предлагают состав мероприятий и работ по фазам:

· выбор концепции и выяснение жизнеспособности проекта;

· планирование и составление предварительной сметы и графика работ, определение финансовых возможностей;

· проектирование, разработка сметы и график работ, уточнение затрат, строительство, производство всех видов строительно-монтажных и специальных работ;

· завершение работ, подготовка эксплуатационных кадров, оформление результатов реализации проекта, использование остатков ресурсов и т.д.

В соответствии с данным делением жизненного цикла проекта на фазы, определены усредненные затраты на выполнение мероприятий и трудоемкость производства работ в жизненном цикле инвестиционного проекта до начала эксплуатации объекта (рис. 8.2.).

Применительно к проектам строительства объектов трубопроводного транспорта количество фаз и этапов их реализации может быть увеличено. Выделение дополнительных этапов связано не только с большой продолжительностью строительства этих объектов, но и необходимостью более тщательного согласования действий организаций – участников проекта.

 

Рис. 8.2. Распределение затрат и трудоемкость выполнения

мероприятий по фазам в жизненном цикле инвестиционного

проекта до начала эксплуатации объекта

 

Более подробно проектный цикл строительства объектов трубопроводного транспорта можно представить в следующем виде (рис. 8.3). Структура проектного цикла состоит из 3 основных фаз: подготовительная фаза проекта; производственно-инвестиционная фаза проекта; эксплуатационная фаза проекта. Каждая фаза жизненного цикла проекта делится соответственно на подфазы или подэтапы. В зависимости от схемы управления проектом некоторые подфазы могут или не осуществляться в проектном цикле, или несколько раз повторяться. Например, при схеме управления "под ключ" такие подфазы, как "проведение тендеров (торгов подряда)" на проектно-сметные, строительно-монтажные работы, могут не проводиться. Может не осуществляться подфаза "разработка бизнес-плана" для привлечения сторонних инвесторов. Для разработки ТЭО может осуществляться подфаза "проведение тендеров".

Рис. 8.3 Проектный цикл строительства объектов трубопроводного

транспорта

 

Рассмотрим содержание основных фаз жизненного цикла проекта. Под­готовительная (прединвестиционная) фаза проекта включает мероприятия, которые можно условно разбить на два этапа: прединвестиционные исследования и проведение торгов подряда (тендеров).

1. Прединвестиционные исследования и планирование проекта включают:

· изучение прогнозов и направлений развития страны (региона), нефтегазовой отрасли, изучение мировой конъюнктуры;

· анализ условий для воплощения первоначального замысла, разработка концепции проекта;

· предпроектное обоснование инвестиций;

· оценка жизнеспособности проекта;

· выбор и согласование места размещения проекта;

· экологическое обоснование;

· экспертиза;

· предварительное инвестиционное решение;

· разработка предварительного плана проекта;

· принятие окончательного решения об инвестировании;

· отвод земли под строительство;

· разрешение на строительство.

2. Проведение торгов подряда (тендеров) и заключение контрактов; организация закупок и поставок, которые включают следующие мероприятия:

· тендеры на проектно изыскательские работы и заключение контрактов;

· тендеры на поставку оборудования и заключение контрактов;

· тендеры на подрядные строительные работы и заключение контрактов;

· разработка планов (графиков) поставки ресурсов;

В состав производственной (инвестиционной) фазы проекта входят следующие работы.

1. Разработка проектно-сметной документации и подготовка к строительству:

· задание на разработку ТЭО и разработка ТЭО;

· согласование, экспертиза и утверждение ТЭО;

· разработка планов проектно-изыскательских работ;

· выдача задания на проектирование;

· разработка, согласование и утверждение проекта (рабочей документации);

· экспертиза проектно-сметной документации.

2. Строительно-монтажные работы:

· задание на разработку проекта производства работ;

· разработка оперативного плана строительства;

· разработка графиков работы машин;

· выполнение строительно-монтажных работ;

· мониторинг и контроль;

· корректировка плана проекта и оперативного плана строительства;

· пусконаладочные работы;

· сдача объекта.

Состав эксплуатационной фазы проекта:

· демобилизация ресурсов;

· анализ результатов;

· эксплуатация;

· ремонт и развитие производства, инновация.

К окончанию (ликвидации) проекта можно отнести следующее:

· досрочное прекращение финансирования проекта;

· необходимость внесения в проект серьезных изменений, не предусмотренных первоначальным замыслом проекта (связанных с научно-техническим прогрессом, экологическими требованиями, социально-политическими условиями и т.д.);

· закрытие проекта (демонтаж оборудования);

· переход к новому проекту;

· вывод объектов из эксплуатации (ликвидация проекта).

 

8.1.1.4. Состав и функции участников проекта

 

Одним из самых главных участников проекта является Инвестор – лицо, вкладывающее средства (инвестиции) в проект. Довольно часто инвестор и заказчик являются одним и тем же лицом. В противном случае в качестве инвестора обычно выступают банки, инвестиционные фонды и другие организации, которые заключают договор с заказчиком и являются владельцами всего имущества, которое приобретается за счет их инвестиции, пока им не будут выплачены все средства по контракту с заказчиком или кредитному соглашению.

Инвесторами в Российской Федерации могут быть:

· органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом;

· организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;

· международные организации, иностранные юридические лица;

· физические лица – граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

Заказчиком в строительстве именуется юридическое или физическое лицо, для которого предназначен строящийся объект. К задачам Заказчика относятся:

· предоставление генподрядчику площадки (трассы) для строительства объекта и передача ему утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации;

· создание геодезической разбивочной основы для строительства и передача генподрядчику до начала выполнения строительных и монтажных работ технической документации на эту основу по акту и закрепленных на территории строительства пунктов и знаков основы с освидетельствованием их в натуре. Состав и объемы геодезической разбивочной основы должны соответствовать требованиям нормативных документов по строительству;

· обеспечение своевременного открытия и непрерывного финансирования строительства и оплаты выполненных работ;

· комплектная передача генподрядчику оборудования, материалов и изделий, поставку которых обеспечивает заказчик, в соответствии с графиками их передачи, строго указанными со сроками выполнения СМР и ввода в действие объекта;

· обеспечение в согласованные с генподрядчиком сроки выполнения работ по прямым контрактам, заключенным заказчиком непосредственно со специализированными строительно-монтажными организациями, поставщиками оборудования, пуско-наладочными организациями и иными исполнителями работ;

· передача генподрядчику необходимых документов на работы, требующие разрешения соответствующих органов. При необходимости осуществления надзора за выполнением таких работ заказчик обязан обеспечить присутствие представителей данных органов;

· обеспечение присоединения вновь проложенных сетей водо-, газо- и паропровода, канализации, железнодорожных путей, кабельных линий и других коммуникаций к действующим сетям и линиям или оплаты данных работ (при выполнении их генподрядчиком);

· своевременная ком

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...