Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Государство и право Закавказья и Средней Азии в период раннего феодализма (IV - начало ХШ в)

 

Закавказье

 

К середине I тысячелетия н.э. рабовладельческие отношения в Закавказье постепенно сменяются феодальными, окончательно побеждающими в IV в. Примерно одинаковое развитие общественного строя у крупных народов Закавказья обусловливает и сходные политические формы. Характерной особенностью закавказских государств было господство монархической формы правления, республик здесь не было. Переход к феодализму обусловил и изменение идеологической основы закавказских государств: все они первоначально приняли христианство, правда, на территории современного Азербайджана под влиянием арабских завоевателей с VII в. побеждает мусульманство. Обе эти религии вполне соответствовали потребностям феодализма.

В эпоху феодализма государства Закавказья попеременно попадали под иго Византии, сасанидской Персии, Арабского халифата, тюрок-сельджуков и, наконец, монголов. В борьбе против иноземных захватчиков народы Закавказья часто объединялись и совместно защищали свою независимость. Интересы сохранения национальной самостоятельности и успешной борьбы против иностранньк захватчиков обусловили установление постоянных военных, политических, культурных и других связей закавказских народов. Созданные ими феодальные государства и развитая для своего времени правовая система активно воздействовали на феодальную общественную жизнь и способствовали формированию передовой для своего времени культуры.

К началу периода в Закавказье существуют сложившиеся еще в рабовладельческую эпоху государства, наиболее крупными из которых были Лазика (Эгриси), Картли (Иберия), Армения, Албания.

В IV в. Эгрисское государство достигает своего наивысшего могущества, оно подчиняет соседние народы. Царь Эгрисского государства имеет своих вассалов, которые являются правителями подвластных ему областей. В результате обострения взаимоотношений с Византией, а также усиления распрей внутри страны между крупными феодалами могущество Эгрисского государства в последней четверти V в. постепенно ослабевает.

С III в. Закавказье становится ареной ожесточенной борьбы между Персией и Римом. По договору 298 г. с Римом Персия признала римское господство над Арменией и Иберией, но фактически как Иберийское, так и Армянское государства остались самостоятельными политическими единицами.

Во второй половине V в. Персия ведет активную агрессивную политику против закавказских государств, в результате чего в 428 г. в Армении, в 510 г. в Албании, в первой четверти VI в. в Иберии упраздняется национальная царская власть. После военно-административной реорганизации Персии Иберия, Армения и Албания становятся составной частью кавказского края (Кустака). Управление отдельными районами Закавказья осуществляли назначенные персами правители (марзпаны), которые в свою очередь подчинялись начальнику Кустака.

В результате освободительной борьбы закавказских народов против захватчиков в последней четверти VI в. персы оказались изгнанными из Иберии. Однако уже спустя некоторое время появились новые агрессоры. В VII в. в Закавказье распространяется господство Арабского халифата. Захваченными странами управляли назначенные арабами высшие чиновники - эмиры, которым подчинялись местные правители.

В процессе борьбы против Арабского халифата в конце VIII и в начале IX в. в Восточной Грузии формируются самостоятельные политические образования (Кахети, Эрети, Тао-Кларджети), а в результате борьбы против византийцев происходит объединение Эгрисского и Абхазского царств, создается крупное политическое объединение - Эгрисско-Абхазское государство.

С Х в. после изгнания из страны иностранных поработителей начинается политическое объединение грузинских царств в одно централизованное государство. Основателем сильной централизованной монархии является царь Давид Строитель (1089 - 1125). Объединенное феодальное грузинское государство наивысшего своего развития достигло в царствование Георгия III и его дочери Тамары.

Феодальные государства на территории Грузии. Переход к феодализму опирался на развитие новых производительных сил. Новые производственные отношения определяли и новую классовую структуру. В Грузии, как и во всех феодальных государствах, складывалась сложная сословная структура. Господствующий класс подразделялся на целую серию сословных групп в зависимости от положения того или иного феодала. Эксплуатируемые классы тоже были неоднородны. Существовали и промежуточные социальные группы.

В IV - V вв. не исчезло еще и рабство. Города Грузии находились под властью царей или самоуправлялись. Цари поощряли городское население, которое объединялось в корпорации купцов и ремесленников.

Грузинские государства возглавлялись царями, выполнявшими законодательные, административные и судебные функции. Они стояли во главе военной организации. В пору господства иноземных захватчиков царская власть теряла силу. Однако при восстановлении независимости Грузии во главе государства вновь становился царь, традиции монархизма были сильны и в господствующем классе, и в народе.

В XI - XII вв. отдельные грузинские государства объединяются, формируется единое, сильное централизованное государство. Политическое объединение страны ставит неотложные задачи реорганизации государственной власти. Они оказываются успешно разрешенными царем объединенного грузинского государства Давидом Строителем. Давид за короткое время создал стройную систему государственной власти и управления.

Сильная власть грузинских царей не исключала необходимости советоваться с верхушкой феодалов. При Давиде Строителе и царице Тамаре идет определенная борьба между монархом и государственным советом (Дарбази), последний старается добиться решающего влияния в управлении. Эта борьба заканчивается компромиссом: сильная царская власть уживается с достаточно сильной властью Дарбази.

Дарбази был громоздкой коллегией. Оперативным органом центрального управления выступал совет везирей (Савазиро, малый совет). Этот совет возник после политического объединения страны в XII в.

Термин «везир» до Георгия III (1156 - 1184 г) в источниках не встречается. Должность везира, как правило, занимали крупные феодалы, хотя известно, что при царице Тамаре должность министра финансов занимал не принадлежавший по происхождению к высшему социальному слою Кутлу Арслан.

Савазиро состоял из 6 везиров во главе с великим канцлером (первым везиром). При Давиде Строителе первым везиром был назначен митрополит. Тем самым была совмещена духовная и светская власть.

Функции отдельных везирей говорят о зарождении отраслевого управления. Так, один из везирей ведал вооруженными силами, другой - казначейством. Вместе с тем, здесь видны отчетливые следы дворцово-вотчинной системы: один из везирей ведал воспитанием наследника, занимался дворцовым хозяйством и т.д.

Грузинское государство было разделено на две категории административных единиц: более крупные и более мелкие. Во главе их стояли соответствующие должностные лица.

В феодальной Грузии осуществлялось светское и церковное правосудие. Как и во всех феодальных государствах, суд не был отделен от администрации. В силу этого царь, государственный совет, первый везир выполняли и судебные функции, судили и местные администраторы.

Аналогично строился и суд церковный, к ведению которого относились дела духовенства, семейные и некоторые другие.

Армянские государства. Так называемая Великая Армения в IV в. была разделена между Персией и Византией, а с VII в. вошла в состав Арабского халифата. Господство арабов продолжается до второй половины DC в. Ослабленный внешними и внутренними противоречиями Арабский халифат вынужден был допустить к управлению местных вождей. Так, он назначает правителем Армении Ашота Баг-ратуни, которому удалось восстановить национальное Армянское государство, вскоре признанное Византийской империей и Халифатом.

Однако с первой четверти Х в. начинается политическая децентрализация государства Багратидов, и оно распадается на мелкие политические единицы, большинство которых оказалось вассалами анийских Багратидов. В середине XI в. Анийское государство пало, и Византия назначает в Армению своего правителя.

К концу первой половины XI в. с Востока появился новый враг в лице тюрок-сельджуков. Во второй половине XII в. они полностью разрушили Армянское государство. В середине XIII в. вся Армения попала под иго монголов.

С XI в. начинается переселение армян из Центральной Армении в Киликию, расположенную в Восточном Средиземноморье и заселенную в те времена греками, арабами и сирийцами. В борьбе против Византии в 1080 г. сформировалось Киликийское армянское государство Рубенидов (1080 - 1375 г), настолько затем укрепившееся, что его признали европейские державы. В 1253 г. Киликийское армянское государство заключило мир с монголами, что спасло страну от их опустошительных нашествий. В последней четверти XIV в., в условиях обострения противоречий с соседними странами, особенно с Египтом, Киликийское армянское государство пало.

Переход к феодализму в Армении, подобно другим странам, означал установление феодальной иерархии (нахарарского строя). Феодалом становится и церковь.

Государственный строй на территории Армении претерпел в течение периода заметные изменения, зависящие от соотношения внешних и внутренних факторов. Раздел Великой Армении между ее агрессивными соседями привел вскоре к ликвидации царской власти в западной части страны, а в V в. - ив восточной. Византия, Персия, а затем и Халифат заменили власть армянских царей властью своих чиновников - марзпанов, эмиров и пр. Восстановление суверенитета Армянского государства в Х в. сопровождалось возникновением новой династии. Багратиды были типичными восточными монархами, выполнявшими законодательные, административные и судебные функции. В центральном государственном аппарате существовали должностные лица, ведавшие отдельными отраслями управления - военным делом, внешними сношениями, судом и т.д. Восстановление армянской государственности облегчалось тем, что захватчики, начиная с персов, широко использовали армянскую аристократию - нахараров - для управления страной. Сложились целые нахарарские династии, служившие персам в качестве военачальников-спарапетов, марзпанов и других должностных лиц. * Армянских нахараров использовали и арабы. В Армении, как и в грузинских государствах, суд не был отделен от администрации. Это касалось как светской, так и духовной юстиции.

 

* См.: Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX - XI вв. М„ 1988. С.12-20.

 

Что касается Киликии, то для нее было характерно отсутствие принципа наследования государственных должностей. Все должностные лица назначались верховной властью, царем из династии Рубенидов. Наиболее влиятельным должностным лицом был регент, нередко и руководивший всем государством. Важную роль в управлении играл государственный секретарь. Армией командовал гунстабль, должность которого была аналогична должности спарапета.

В Киликии был создан крупнейший памятник армянского феодального права - Судебник Смбата Спарапета.

Государства Западного Прикаспия. Победа феодализма в Албании с неизбежностью привела и к установлению раздробленности. Это облегчило завоевание азербайджанских земель Сасанидской Персией, подчинившей себе, но не уничтожившей Мелкие княжества.

В ходе освобождения от арабского завоевания выдвигается крупное азербайджанское государство - Ширван. Кроме него в Прикаспии оформляются Шекинское, Ганджинское и Дербентское ханства. Однако в XI в. азербайджанские земли захватываются сельджуками, а потом Давид Строитель включает Азербайджан и Южный Дагестан в состав Грузинского государства.

Общественный строй феодального Азербайджана несколько отличался от строя его западных соседей. Здесь под влиянием завоевателей определенное развитие получило кочевое хозяйство.

Введение мусульманства привело к специфическим формам феодального землевладения, в том числе к созданию вакуфов - земель, доходы с которых по идее должны были использоваться на просветительные и благотворительные цели. Городское население находилось в такой же феодальной зависимости, как и сельское.

Государственный строй Албании в пору ее независимости характеризовался наличием сильной монархической власти. Царь управлял с помощью достаточно развитого чиновничьего аппарата, на который большое влияние оказывала христианская церковь. Исламизация Азербайджана в пору арабского завоевания повлекла за собой и изменения государственных форм в сторону введения институтов, характерных для мусульманского мира. Ширван был уже вполне мусульманским государством. В мусульманских азербайджанских государствах не только органы власти и управления, но и суд отличались от христианских образцов. В частности, здесь имелись специальные судьи-казии, хотя и другие должностные лица обладали судебными правомочиями.

Правовые системы Закавказья. Право, действовавшее на территории Закавказья, развивалось как в результате внутренних социальных процессов, так и под воздействием тех правовых систем, которые приносили с собой многочисленные завоеватели. Следует отметить достаточно высокий уровень правовой мысли, отраженный в произведениях выдающихся мыслителей Грузии, Азербайджана и Армении.

Источниками права в Закавказье служили обычаи, законодательные акты царей, а также договоры между ними. Источниками канонического права выступали акты, воспринятые из Византии (например, Номоканон), а также акты местных церковных властей. Известны грузинские законы Беки и Акбуги, армянские судебники Давида Вардапета, Мхитара Гоша и Смбата Спарапета. В VIII в. проводилась кодификация христианского канонического права, в результате которой была создана «Книга законов».

В отличие от Грузии и Армении в Азербайджане сложилась правовая система, основанная на шариате. Среди источников мусульманского права Азербайджана следует отметить Коран, Сунну («Священное предание», составленное из дополнительных хадисов, т.е. изречений Мухамеда), Иджму (согласованное мнение авторитетных богословов), Кияс (суждение по аналогии).

Все названные и другие источники дают определенное представление о гражданском, семейном, уголовном и процессуальном праве, действовавшем в Закавказье в данный период.

Гражданское право характеризуется серьезным развитием его основных институтов. В качестве субъектов права оно знает не только физических, но и юридических лиц. И в христианском и в мусульманском праве широко трактуются вопросы собственности, в особенности относящиеся к феодальному землевладению, формы которого различались в христианском и мусульманском мире. Субъектами земельной собственности выступали как светские, так и духовные феодалы. Как это и свойственно феодализму, существовало условное землевладение. Правовой статус земель зависел и от источника его возникновения: пожалование, купля и пр. Наконец, статус землевладения зависел даже от того, кто был наследодателем - отец или мать собственника.

Источниками обязательств служили как договоры, так и деликты. Среди договоров известны купля-продажа, дарение, заем, поклажа, личный наем, аренда, товарищество, ссуда, мена и т.д. Договоры заключались в устной и письменной форме. Феодальное право закавказских государств устанавливало наследование как по закону, так и по завещанию. Завещание оформлялось письменно в присутствии свидетелей. Обязательства из деликтов (как имущественные, так и неимущественные) вызывали обязанность возмещения правонарушителем причиненного ущерба.

Семейное право в наибольшей степени зависело от принадлежности человека к той или иной религии, церкви. Тем не менее и светская власть вносила определенные новеллы в эту отрасль права. Так, в XII в. Давид Строитель на соборе светских и духовных феодалов добился принятия специального постановления по вопросам семьи. Уложение собора 1103 г. строго определило в Грузии брачный возраст для девушек вместо 8 лет - 12.

Нормы брачно-семейного права Армении предусматривали брачный возраст для жениха 14 лет, а для невесты - 13 лет. Кроме того, для заключения брака необходимыми становились согласие сторон, одинаковая сословная принадлежность и т.д. Жених обязывался принести родителям невесты свадебный залог, в свою очередь он получал от семьи невесты приданое (движимое или недвижимое имущество). Главой семьи являлся муж. По мусульманскому праву разрешалось многоженство.

Уголовное право закавказских государств характеризуется достаточной для своего времени разработанностью основных понятий Общей части (вина, соучастие, смягчающие и отягчающие обстоятельства и пр).

Преступление определяется как противозаконное, опасное для государства и царской семьи действие, поэтому целью наказания является устрашение и возмездие за содеянное. Законом запрещается кровная месть, наказание применяется лишь государством.

Самым тяжким считается преступление против государства и религии (убийство, а также физическое и словесное оскорбление царя и членов его семьи, государственная измена, ограбление церкви и т.д.). Нормы уголовного права защищали экономическое устройство феодального общества. Строго крались преступления, направленные против феодальной собственности (кража, поджог, потрава, разбой и т.д.). В законодательных актах предусмотрены и другие виды преступления, в частности преступление против личности (убийство, ранение, оскорбление, половые преступления и т.д.).

Существовали следующие виды наказания: смертная казнь (повешение, обезглавливание, сожжение и др.), телесные наказания (бичевание, отсечение отдельных частей тела, кастрация, выжигание глаз и др.), имущественные наказания (штраф, конфискация имущества и др.), церковные наказания (проклятие, церковное покаяние и др.), тюремное заключение и т.д.

Процессуальное право не знало еще разграничения между уголовным и гражданским процессом. Однако существовали уже две основные формы процесса - состязательный и инквизиционный. При рассмотрении уголовных дел преобладали инквизиционные элементы. Царь Грузии Георгий III в 1170 г. с целью эффективного преследования воров и их наказания учредил специальное следственно-розыскное учреждение, которое не только вело следствие по делам о воровстве, но и по своему усмотрению применяло наказание в отношении задержанных воров. Основными судебными доказательствами служили: показание свидетелей, письменные документы, присяга.


Средняя Азия

 

Эфталитское царство (V - VI вв). На рубеже IV и V вв. кочевые племена, возглавлявшиеся эфталитами, окончательно разрушили остатки рабовладельческого Кушанского государства. Эфталиты создали в Средней Азии сильную кочевую державу. Накануне вторжения эфталитов в Среднюю Азию у них еще господствовал первобытнообщинный строй. Процесс становления классового общества у эфталитов значительно ускорился после завоевания ими Средней Азии. Однако разложение первобытнообщинного строя привело эфталитов не к рабовладельческому, а к феодальному пути развития.

Тюркский каганат (VI - VII вв). Во второй половине VI в. эфталиты были разбиты тюрками, подчинившими себе значительную часть Средней Азии. Государственные образования на территории Средней Азии, находясь под верховной властью Западнотюркского каганата, платили ему дань. Внутренняя жизнь феодальных владений в Средней Азии не изменилась. В начале VIII в. власть Тюркского каганата пала в связи с нашествием арабских завоевателей.

Средняя Азия в составе Арабского халифата (VIII - IX вв). В первой четверти VIII в., преодолевая упорное сопротивление населения, арабские феодалы завоевали Среднюю Азию. Завоеватели захватили большую военную добычу, обратили в рабство многих местных жителей, разрушили многие культурные ценности. Наместники Халифата стремились всеми способами укрепить власть арабов в Средней Азии. С помощью силы насаждалась новая религия - ислам. Вместе с исламом распространялось мусульманское право - шариат. Были введены многочисленные налоги и поборы: земельный налог (харадж), достигавший половины урожая, подушная подать (джизья) и др. Притеснения арабских правителей вызывали протест народных масс, который жестоко подавлялся арабскими войсками.

В период владычества Халифата в Средней Азии шел процесс дальнейшего развития феодальных отношений. Арабские завоеватели широко практиковали захват земли у местного населения. Земельный фонд принадлежал государству, а также знатным арабским семьям. Среднеазиатские землевладельцы - дехкане, подчинившиеся власти халифа, сохраняли свои привилегии. Свободные же земледельцы попадали во все большую феодальную зависимость.

Особое значение придавали арабские феодалы исламизации населения. Лица, принявшие ислам, в отдельные периоды освобождались от налогов. Исламизация трудящегося населения Средней Азии происходила в длительной, упорной борьбе.

Государство Саманидов (IX - Х вв). После падения власти арабских завоевателей в IX в. местная династия Саманидов, использовав борьбу народных масс против арабских властей, объединила значительную часть среднеазиатских земель, образовав государство Саманидов.

Это государство было сильной и независимой феодальной державой.

Общественный строй. Дальнейшее развитие феодальной собственности на землю приводило к усилению феодальной эксплуатации, ухудшению положения феодально-зависимого населения.

Крестьяне, не имея своей земли, становились издольщиками - арендаторами феодальных земельных владений. Крупная феодальная знать дробила свои земли на мелкие участки и сдавала их на кабальных условиях земледельцам. Издольщики работали, получая половинную, третью, десятую и даже двенадцатую долю урожая. К тому же из этой доли надо было платить налог с имущества.

Кабальные условия издольной аренды, большие налоги, различные повинности (постройка, починка дорог и мостов, проведение и очистка ирригационных сооружений и др.) приводили к обнищанию крестьянства. Хотя мусульманское право отрицало крепостничество, тем не менее крепостнические отношения в различных завуалированных формах существовали в Средней Азии, что вызывало ожесточенную борьбу против эксплуататоров.

Государственный строй. Верховная власть в государстве Саманидов принадлежала эмиру. Он осуществлял ее через центральные и местные органы управления. При Саманидах государственный аппарат делился на царский двор (даргох) и центральные органы управления (диваны).

Самым важным органом центрального управления, контролировавшим все административные, политические и хозяйственные учреждения государства, являлся диван везира, т.е. главы правительства, ответственного за управление перед эмиром. На должность везира эмир назначал одного из представителей трех самых богатых и родовитых семейств. Везир возглавлял все военные силы государства.

Вторым по значению органом управления был финансовый диван, ведавший всеми финансовыми делами государства. Специальные диваны ведали дипломатическими сношениями с другими государствами, гвардией Саманидов, снабжением войск, почтой и другими областями государственной жизни. В обязанность служащих дивана почты, например, входило и наблюдение за поведением местных правителей с донесением об этом эмиру. Этот диван подчинялся только эмиру.

Специальный диван - мухтасиб наблюдал за рынком, весами, продажей товаров крестьянами и ремесленниками. Постепенно чиновники этого дивана стали осуществлять надзор за нравственностью населения, посещением мечетей, соблюдением религиозньк обрядов.

Существовали диваны государственных земель, судейский и вакуфный. Судейский диван возглавлялся главным судьей - казием.

Все диваны, кроме дивана почты, имели свои местные учреждения, которые подчинялись и центру, и местным правителям. Местные правители назначались из числа феодальной знати.

Городами управляли назначаемые эмиром градоправители из местной знати - раисы.

В государстве Саманидов важная роль принадлежала мусульманскому духовенству, в особенности его главе, впоследствии князю ислама, который был видным деятелем при эмире.

В конце Х в. ослабленное внутренними распрями Саманидское государство рухнуло под ударами Караханидов и прекратило свое существование.

Государство Караханидов (XI - XII вв). Караханидами назывался целый ряд кочевых тюркских племен во главе с ханами из племени ягма. Самым крупным из таких племен были карлуки. Чтобы упрочить свое положение, караханидские ханы формально признали верховную власть Багдадского халифа.

Часть территории Средней Азии к югу от Аму-Дарьи после падения государства Саманидов перешла в состав государства Газневидов (по имени Махмуда Газневи), а Мавераннахр* остался у Караханидов. Государство Караханидов в отличие от государства Саманидов было раздробленным. Во главе государства стояли ханы (каганы). Все Караханидское государство считалось собственным владением членов ханской семьи. Страна делилась между всеми представителями этой семьи на отдельные уделы, которые самостоятельно управлялись членами ханского дома - удельными ханами (эльхана-ми). Столицей государства Караханидов вначале был Узген (в Киргизии), затем - Самарканд. При Караханидах земельные владения жаловались представителям правящих групп на правах бенефиция и назывались иктой. Таким образом, в XII в. вместо дехкан (прежних потомственных крупных землевладельцев) появилась новая общественная группа землевладельцев - иктадоры.

 

* Мавераннахр (Заречье) - так называлась область бассейна рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи.

 

При Караханидах положение земледельцев-крестьян еще больше ухудшилось, ибо было введено множество новых налогов и повинностей, отобраны значительные участки крестьянской земли для пастбищ караханидских кочевников-тюрков.

Государство хорезмшахов (ХП - XIII вв). Государство хорезмшахов было основано во второй половине XII в. В его состав в начале XIII в. входила кроме Хорезма и Мавераннахра также часть территории нынешнего Афганистана и Ирана.

Государство хорезмшахов не было в достаточной степени централизованным. Местные правители, формально признавая себя вассалами хорезмшахов, на деле оставались самостоятельными. Власть хорезмшахов не пользовалась поддержкой не только трудящихся и покоренных народов, но и военно-феодальной знати и мусульманского духовенства, которые стремились ограничить деятельность правителей.

В такой обстановке государство хорезмшахов не смогло организовать отпор монгольским ордам, вторгшимся в Среднюю Азию в начале XIII в.

Общая характеристика права. В государстве эфталитов и Тюркском каганате действовала главным образом система обычного права, возникшая у оседлого населения и кочевников. Со времени завоевания Средней Азии арабами здесь усиленно насаждалась система мусульманского феодального права. Мусульманское право, выражавшее интересы землевладельцев, купцов, духовенства, все более вытесняло местное обычное право, в особенности у оседлого земледельческого населения.

В отдельные периоды в Средней Азии наряду с мусульманским правом для некоторой части населения действовала иная правовая система. Так, караханиды имели свое обычное право. Мусульманское право, возникшее впервые в Аравии, действовало в течение всего периода феодализма. В отличие от России и других стран, где имелось много разнообразных памятников феодального права, государства Средней Азии не знают сколько-нибудь цельных и ярких правовых памятников, изданных государственной властью.

В государствах Средней Азии право развивалось не путем создания законодательства, а путем толкования догм Корана и других религиозных норм.

Одной из особенностей права среднеазиатских государств являлась тесная связь с религией. Коран и иные мусульманские источники права не допускали издания каких-либо кодексов, уравнивавших в правах частных лиц независимо от их веры.

Мусульманское право устанавливало деление народов на «правоверных» (мусульман) и «неверных» (немусульман).

Средняя Азия дала мусульманскому миру обширную богословскую юридическую литературу. Деятельность среднеазиатских богословов и правоведов имела не только местное, но и общемусульманское значение. Наряду с руководствами по мусульманскому праву, написанными различными авторами, в среднеазиатских государствах силу правовых норм имели различные акты, изданные их правителями.

 

* * *

Переход к феодализму в Закавказье и Средней Азии совпал с большими внешнеполитическими событиями. Старые рабовладельческие государства, превращаясь в феодальные, подвергались дроблению, в них возрастали центробежные силы. Это способствовало захвату Закавказья и Средней Азии Византией, Сасанидской Персией, а позднее Арабским халифатом. В свою очередь развитие феодализма в Халифате обусловило и его децентрализацию. Этим воспользовались народы, находившиеся под игом арабов. В пору распада Халифата на его границах создаются новые государства коренных народов Закавказья и Средней Азии, дожившие затем до монгольского нашествия.

Развитие государственности в Закавказье и Средней Азии не приводит еще к возникновению национальных государств, но создает исторические предпосылки для этого. Грузинские, армянские и азербайджанские царства и княжества то объединяются для борьбы с внешними врагами, то воюют между собой. В этой борьбе происходит перемешивание народов, меняются исторические границы их расселения. Перемешиванию закавказских и среднеазиатских народов способствуют завоеватели, в определенных случаях умышленно переселяющие значительные массы населения на территорию Закавказья или, наоборот, выселяющие местное население за его пределы.

Переход к феодализму приводит к образованию новых правовых систем. Существенным представляется подразделение права Закавказья и Средней Азии на две основные системы, зависящие от новых религий, новых церковных систем. В западной части региона побеждает христианство, в восточной - мусульманство. Соответственно этому создаются христианская и мусульманская правовые системы, имеющие свои особенности в конкретных государствах Закавказья и Средней Азии.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...