Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социономические профессии («Человек - Человек»)




Технономические профессии («Человек – Техника»)

Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

Профессии данного типа связаны:

1. с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);

2. с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);

3. с ремонтом техники (механик, электромонтер...).

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

§ исследовать, наблюдать;

§ создавать и испытывать новые образцы;

§ планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;

§ придумывать новые способы деятельности;

§ самостоятельно организовывать свою работу и работу других;

§ принимать нестандартные решения.

Профессионально важные качества:

§ технический склад ума;

§ пространственное воображение;

§ склонность к практическому труду;

§ эмоциональная устойчивость.

Биономические профессии («Человек – Природа»)

В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.

Професси данного типа связаны:

1. с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);

2. с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);

3. с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

§ ухаживать и наблюдать за животными;

§ разводить растения или животных;

§ заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);

§ бороться с болезнями, вредителями;

§ выращивать овощи и фрукты;

§ ориентироваться в природных явлениях;

наблюдать, изучать различные природные явлениями. Профессионально важные качества:

§ наблюдательность;

§ склонность к систематизации;

§ устойчивость внимания;

§ потребность в двигательной активности.

Сигнономичегкие профессии («Человек — Знаковая система»)

В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.

Профессии данного типа связаны:

1. с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);

2. с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);

3. с чертежами, картами;

4. со схемами (штурман, чертежник, картограф...);

5. со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

§ обрабатывать тексты и таблицы;

§ производить расчеты и вычисления;

§ перерабатывать информацию;

§ работать с чертежами, картами и схемами;

§ принимать и передавать сигналы и сообщения;

§ хорошо считать в уме;

§ оперировать знаками и символами;

§ искать и исправлять ошибки.

Профессионально важные качества:

§ способность к математике;

§ развитое абстрактное мышление;

§ высокая устойчивость внимания;

§ склонность к общению;

§ аккуратность и усидчивость.

Артономические профессии («Человек — Художественный образ»)

Традиционно труд представителей профессий — «человек — художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов.

Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

Профессии данного типа связаны:

1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);

2. с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

Склонности, предпочтения, выраженные способности: *заниматься художественным оформлением;

§ заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино...);

§ сочинять (стихи, прозу и др.);

§ выступать на сцене;

§ изготавливать своими руками красивые вещи;

§ петь, играть на музыкальных инструментах.

Профессионально важные качества:

§ яркое воображение;

§ образное мышление;

§ склонность к творчеству;

§ гибкость чувств;

§ специальные способности;

§ развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

Социономические профессии («Человек - Человек»)

Професси типа " человек-человек" предполагают постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности.

Професси данного типа связаны:

1. с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);

2. с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),

3. с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),

4. с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

§ обслуживание людей;

§ занятие лечением;

§ обучение;

§ воспитание;

§ защита прав и безопасности;

§ управление людьми.

§ легкость знакомства и общения с новыми людьми;

§ чуткость и доброжелательность к окружающим;

§ умение внимательно выслушивать людей;

§ умение самостоятельно организовывать свою работу и работу других;

§ умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

Профессионально важные качества:

§ развитые коммуникативные способности,

§ эмоциональная устойчивость,

§ быстрая переключаемость внимания;

§ эмпатия;

§ наблюдательность;

§ организаторские способности.

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

  • Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:
    • педагогический такт;
    • наблюдательность;
    • любовь к детям;
    • потребность в передаче знаний.

Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся (Российская…, 1999. С. 411; см. аннотацию).

  • Педагогический такт предполагает:
    • уважение к школьнику и требовательность к нему;
    • развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;
    • внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему;
    • доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;
    • педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др.

Педагогическая наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. По другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким (Крутецкий В.А., 1976. С. 294-299), который и дал им соответствующие общие определения (рис. 7).

  1. Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль (http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/umuch.htm; см. статью Шайденковой Т.Н. "Структура дидактических умений учителя начальных классов").
  2. Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).
  3. Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
  4. Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
  5. Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
  6. Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
  7. Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
  8. Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
  9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...