Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 16.
1. Тема учебной программы: Полупроводниковые приборы
2. Тема работы: Исследование полупроводникового диода
3. Цель работы: Экспериментально убедиться в односторонней проводимости полупроводникового диода, снять характеристики диода.
4. Материально-техническое оснащение: Лабораторный стол с комплектом оборудования, электроизмерительные приборы и соединительные провода. Действующий стенд для снятия характеристик полупроводниковых диодов.
5. Теоретическая часть: Диод – полупроводниковый прибор с одним p-n переходом и двумя электродами. Электронно-дырочный или p-n переход - это граница между двумя легированными полупроводниками разной проводимости. Электронно-дырочный переход обладает односторонней проводимостью (или вентильными свойствами). По технологии изготовления различают точечные и плоскостные диоды. Точечные диоды применяют в высокочастотных схемах, т.к. имеют малую электроёмкость перехода. Плоскостные используют для выпрямления переменного тока, в стабилизаторах напряжения и т.п. Основой диода является монокристалл в котором специальными технологиями формируют p-n переход. Область кристалла с электронной проводимостью (n) называется базой, с положительной проводимостью (p) называется эмиттером. По функциональному назначению полупроводниковые диоды подразделяются на: выпрямительные, высокочастотные, импульсные, туннельные, универсальные, стабилитроны, варикапы, фотодиоды, светодиоды, и т.п. Обозначение диода на схеме:
6. Практическая часть: 6.1. Техника безопасности при выполнении работы: Перед выполнением сборки цепей убедитесь, что лабораторный стол обесточен. ЛАТР установлен в положение «0 – постоянный ток». При выполнении работы запрещается прикасаться к неизолированным проводам, соединительным зажимам и другим частям цепей, которые могут оказаться под напряжением. При возникновении во время выполнения работы неисправностей оборудования или приборов следует немедленно выключить напряжение питания (красная кнопка на лабораторном столе) и сообщить о неисправности преподавателю. После сборки электрическую цепьпоказать преподавателю для проверки.Любые изменения в схеме производить после отключения питания.
6.2. Описание выполнения задания: Изучить измерительные приборы, записать их технические характеристики, определить предел измерения и цену деления приборов. 1. Собрать электрическую цепь с диодом Д2Е согласно схеме 1. Следить за полярностью диода! На стенде установить перемычку в положение «прямое включение». Показать собранную электрическую цепь преподавателю для проверки. 2. Включить питание стенда кнопкой «Пуск» на лабораторном столе. Установить начальное напряжение с помощью ЛАТР 3-5вольт. Сопротивление R установить наибольшее. 3. Изменяя потенциометром R напряжение от 0 до 1,2 В, определить показания вольтметра и миллиамперметра. Результаты измерений записать в таблицу1. 4. Выключить питание. Изменить полярность включения диода соответственно схеме 2. На стенде установить перемычку в положение «обратное включение». 5. Включить питание стенда кнопкой «Пуск» на лабораторном столе. Изменяя и регулируя напряжение потенциометром R от 0В до 50В через каждые 10В, определить показания вольтметра и миллиамперметра. Результаты измерений записать в таблицу1.
Схема электрической цепи. Схема 1 Прямое включение полупроводникового диода Схема 2. Обратное включение полупроводникового диода Таблица 1.
6. Для напряжения U=0,8В вычислить величину прямого сопротивления диода Rпр. Для напряжения U=30В вычислить величину обратного сопротивления диода Rобр. 7. Выключить питание. Заменить диод Д2Е на Д226Б. 8. Провести опыты пункта 3 и пункта5 для диода Д226Б. Результаты измерений записать в таблицу2. 9. Для напряжения U=0,8В вычислить величину прямого сопротивления Rпр диода Д226Б. Для напряжения U=30В вычислить величину обратного сопротивления Rобр диода. Таблица 2.
10. По полученным экспериментальным данным построить графики вольтамперных характеристик прямого и обратного токов обоих диодов. Примерный вид графика зависимости силы тока от напряжения для полупроводникового диода.
Расчётные формулы: Rпр =Uпр ⁄Iпр Rобр =Uобр ⁄Iобр
6.3. Требования к оформлению отчета: Лабораторная работа выполняется в тетради для лабораторных работ или на листах формата А4. Схемы электрических цепей вычерчиваются в соответствии с ГОСТами. 1). Перечертить в отчет схемы электрической цепи и таблицы. 2). Записать результаты измерений и вычислений. 3) Вычислить прямое и обратное сопротивление диода. 4) На миллиметровой бумаге построить графики вольтамперных характеристик прямого и обратного токов обоих диодов. 5) Ответить на контрольные вопросы. 6). Проанализировать результаты и сделать выводы.
6.4. Контрольные вопросы: 1. Какие материалы относятся к полупроводникам? Чем они отличаются от проводников и диэлектриков? 2. Объяснить, как зависит собственная проводимость полупроводников от температуры? 3. Объяснить для чего проводники легируют? Что такое донорная и акцепторная примесь? 4. Дать определение полупроводниковому диоду и объяснить его устройство.
5. В чем заключается вентильное свойство диода? Проиллюстрировать его с помощью вольтамперной характеристики. 6. Привести классификацию полупроводниковых диодов по функциональному применению и технологии изготовления.
6.5. Используемая литература: 1) «Общая электротехника с основами электроники». И.А. Данилов, П.М. Иванов М. «Высшая школа»,2000г. 2) «Общая электротехника с основами электроники» В.С. Попов, С.А. Николаев М. 1980
Отчет о выполнении
Читайте также: I Требования к выполнению и оформлению контрольной работы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|