Темперамент и проблемы деятельности и воспитания
Каждый темперамент имеет и сильные и слабые стороны. Частота проявления каждой из них зависит от характера, воспитанности и уровня культуры индивида и конкретной ситуации. Темперамент не определяет ни потенциальных способностей индивида, ни содержания поведения человека. Перед талантом, способностью к обучению «равны» все типы темпераментов. Но он образует почву для более легкого формирования некоторых форм поведения. Темпераменту «по силам» обеспечить развитие некоторых профессиональных моторных навыков, но он практически не оказывает влияния на навыки умственных действий и интеллект. • Индивиды со слабым типом ВНД (меланхолики): — быстрее адаптируются к выполнению умственных действий; — лучше запоминают и перерабатывают вербальную информацию; — высоко работоспособны в начале работы, однако быстро утомляются. • Индивиды с сильным типом ВНД (холерики, сангвиники, флегматики): — дольше сохраняют работоспособность; — лучше запоминают большие объемы информации, трудной для семантической обработки; — лучше выполняют задания в условиях внешних помех и проявляют более высокую устойчивость к стрессу при аварийных видах работ. • Интроверты (меланхолики, флегматики): — лучше работают по критериям точности и надежности (но не по критерию скорости), в условиях монотонии, более эффективны при выполнении заданий на бдительность в условиях сенсорного голода; — более склонны к реакциям страха и тревожности в процессе работы; — имеют более высокие оценки в тех учебных заведениях, где преобладает концепция послушания, прилежания и стандартности преподавания дисциплин. • У холериков и сангвиников темпы выполнения работ выше, чем у меланхоликов и флегматиков.
• Срочные виды работ лучше выполняются "подвижными", "инертные" же тратят больше времени на действия подготовительного типа. • Совместная деятельность психологически комфортна (но не обязательно эффективна в производственном плане) при взаимодействии диад: — сангвиник — сангвиник и холерик — флегматик. Производственная эффективность совместной деятельности лиц с различным темпераментом зависит от характера самой деятельности, распределения функциональных обязанностей в группе и схемы взаимодействия. Воспитательная работа требует индивидуального подхода к лицам с ярко выраженными особенностями темперамента. В частности: — резко негативная оценка действий подавляет веру в себя у лиц со слабым типом ВНД и, наоборот, стимулирует «сильных»; — холерик нуждается в воспитании сдержанности, выдержки, спокойствия и планомерности в работе; — меланхолику следует прививать уверенность в себе, раскованность в общении в кругу незнакомых лиц и новой обстановки; — флегматика следует удерживать от склонности к апатии, равнодушию и лени; — сангвиника необходимо приучать к сосредоточенности, склонности к завершению начатых дел и глубине их проработки. Всегда следует иметь в виду, что негативные качества обусловлены не типом темперамента, а тем, как человек "работал" над собой всю свою сознательную жизнь. Хамоватым, вспыльчивым может быть и флегматик и холерик. ХАРАКТЕР
1. Понятие характера. 2. Структура характера. 3. Типология характеров Э. Кречмера. 4. Типология характеров К. Леонгарда. Понятие характера Темперамент тесно связан с характером. Будучи динамической характеристикой всех проявлений личности, темперамент в своих качественных свойствах впечатлительности, эмоциональной возбудимости и импульсивности является чувственной основой характера. Так, на основе импульсивности как свойстве темперамента под влиянием воспитания может сформироваться решительность, смелость, безудержность, прямолинейность. Под влиянием жизненного пути человека впечатлительность, как свойство темперамента, может привести к болезненной ранимости, застенчивости, уязвимости или отзывчивости, чуткости или сентиментальности. Таким образом, свойства темперамента, преобразуясь в процессе формирования личности, могут перейти в черты характера. Кроме того, особенности темперамента предопределяют скорость образования тех или иных черт характера человека.
Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к другим людям, себе, деятельности, окружающему миру. Характер проявляется в манере поведения человека, в способах реагирования на действия и поступки других людей, манере общения, в способах и отношениях к деятельности и т. д. Характер — и предпосылка, и результат поведения человека; обусловливая поведение, он в поведении и формируется. В характере заключена внутренняя логика, взаимосвязь и последовательность устойчивых свойств и установок личности, которые и определяют качественное своеобразие поведения человека, его систему отношений к другим, к себе и деятельности, к миру вообще. Харакmep - это обобщенное выражение избирательной направленности личности. Форма или способ поведения является наиболее существенным выражением характера. Характер накладывает отпечаток на речевое поведение человека (императивный, заискивающий стиль речи, специфика мимики, жестов и т. д.). Взгляд человека, его поза, походка также отражают особенности характера человека. Однако, чтобы определить характер человека по внешнему виду, экспрессии, необходимо быть наблюдательным и не допускать ошибок перцепции (идеализации, проекции, снисходительности и т. д.) при интерпретации характера человека. Кроме того, следует учитывать, что за поведением скрываются мотивы человека. Если не учитывать, их мотивы поведения, то мы лишь поверхностно будем судить о характере человека, суждения будут поверхностными.
Структура характера В структуре характера выделяют интеллектуальные, морально-волевые, эмоциональные качества личности, а также такое качество личности, как убежденность. Ведущим компонентом характера является система убеждений. Убежденность определяет мотивы поведения, принципиальность, последовательность действий и поступков, требовательность к себе и другим, ответственность. Именно убежденность проявляется в выборе целей деятельности и выявляет такие черты, как инициативность, рациональность, расчетливость или противоположные качества.
Морально-волевые качества проявляются при достижении целей деятельности. Это самостоятельность, целеустремленность, решительность, храбрость, смелость или же альтернативные им качества. Сюда же можно отнести и самообладание, уверенность в себе, трудолюбие, благородство и т. д. Эмоциональный компонент характера — это интеграция эмоциональных свойств и проявлений личности. Выделяют характеры сентиментальные, страстные, эмоциональные. Собственно эмоциональные натуры переживают свои чувства, отдаваясь их вибрациям; сентиментальные скорее созерцают свои чувства, любуясь их переливами; натуры страстные живут своим чувством, воплощая его напряжение в действии. К эмоциональным особенностям характера относят отзывчивость, чуткость, щедрость, доброту, уверенность в себе, уважение себя и других или наглость, грубость, безразличие и т. д. В характер включаются и интеллектуальные особенности человека и, в первую очередь, его качества ума (оригинальность, гибкость, глубина и т. д.), стиль мышления (теоретический, практический и т. д.), которые становятся свойствами личности, выражающимися в своеобразии характера. Так, любознательность, любопытство, легкомыслие, благоразумие, наблюдательность, будучи интеллектуальными качествами, могут стать чертами характера. Черты личности — это особенности личности, систематически проявляющиеся в поступках, поведении, в деятельности и при взаимодействии с людьми. Свойства характера как сложного психического образования:
— многочисленность черт (имеется более 2500 черт); — иерархичность черт (различают ведущие и второстепенные черты); — взаимозависимость черт (одна существенная черта предопределяет заметное проявление других: нерешительность, может идти «рука об руку» с осторожностью и даже с трусостью); — социальная детерминированность черт (обусловленность черт усвоением социального опыта, обстоятельствами жизненного пути личности); — генетическая обусловленность динамики появления и проявления черт (например, через темперамент). Каждый человек имеет три характера (по В. Гюго):приписываемый ему другими, приписываемый самим себе и действительно существующий. Эти слова лишь подтверждают сложность классификации характеров. Черты характера можно упорядочить по различным критериям. • По преобладающему влиянию психики на активность человека: — интеллектуальные (мышление абстрактное — конкретное); — эмоциональные (выдержанный — вспыльчивый); — волевые (напористый — уступчивый, самостоятельный — зависимый). • По отношению человека к себе (уверенность а себе — неуверенность). • По отношению к труду, делу, собственности (трудолюбие — лень). • По отношению человека к другим и обществу в целом (патриотизм— космополитизм, правдивость — лживость, общительность — замкнутость). • По количественной выраженности тех или иных черт, или акцентуации характера (гипертимный, педантичный, демонстративный, возбудимый).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|