Глава 11. Государство и право Молдавии (XIV - начало XIX в)
Образование Молдавского государства и основные этапы его истории
Земли Молдавии в IX - XIII вв. были заселены восточно-славянскими племенами - тиверцами и уличами - и входили вначале в состав Киевского, а затем Галицкого княжества. К концу XII - началу XIII в. относятся первые письменные упоминания о романизованном населении на территории Молдавии - волохах. В течение многих веков у волохов карпато-дунайских областей постепенно складывались две родственные народности - валашская и молдавская. Процесс формирования молдавской народности протекал в условиях тесного хозяйственного и культурного общения с восточными славянами. Социально-экономические предпосылки молдавской государственности складывались в недрах Древнерусского государства. В середине ХIII в. власть над краем захватили монголы, а в XIV в. - венгерские феодалы. Однако зависимость от Венгрии была непродолжительной. В 1359 г. в Трансильвании поднял восстание молдавский феодал Богдан. После неудачных попыток подавить восстание венгерский король вынужден был признать существование независимого княжества. Так возникло самостоятельное Молдавское государство Его столицей стал город Сирет, потом Байя и затем Сучава. Существует древняя легенда о возникновении Молдавского государства. В ней рассказывается о том, как волошский феодал Драгош, охотясь на диких зверей, прошел до берегов реки Молдавы. Узнав от встреченного им местного жителя, украинца Яцко, что эта территория никому не принадлежит, он привел из-за Карпат волохов и основал на ней Молдавское государство. На деле причиной возникновения Молдавского государства было дальнейшее развитие производительных сил и укрепление экономических связей между отдельными частями Молдавии. Но легенда правдиво отражает сам факт переселения волохов из-за Карпат и наличия остатков славянского населения на территории Молдавии.
Международное положение Молдавии в XIV - XV вв. было очень сложным. Особенно велика была угроза со стороны Турции. После того как турки завоевали Константинополь (1453 г), они стали распространять свою власть на Балканы и придунайские страны. В 1456 г. Молдавия оказалась вынужденной платить султану дань (харач) и поставлять продовольствие, лошадей, скот. С начала XVI в. в Молдавии на долгое время установилось господство турок, чему способствовал целый ряд причин, как внешнеполитических, так и внутренних. В этих условиях молдавский народ, как и порабощенные народы Балканского полуострова, видел возможность избавления от турецкого ига только при помощи России. В 1711 г. молдавский господарь Дмитрий Кантемир вступил в союзные отношения с Россией и заключил договор с Петром I. По договору Кантемир делался вассалом Петра, а последний обязывался восстановить Молдавию в прежних ее границах. Однако неудача Прутского похода Петра I помешала реализовать этот договор. Победы, одержанные Россией в войнах второй половины XVIII - начала XIX в. дали могучий толчок национально-освободительному движению народов, угнетаемых султанской Турцией, и явились важной вехой на пути дальнейшего укрепления дружественных отношений между молдавским народом и народами России. Молдавский народ активно участвовал в русско-турецких войнах, проходивших и на территории Молдавии. В этот период укреплялись также торговые связи Молдавии с Россией, развитие которых до этого тормозилось господством Турции. В договорах России с Турцией большое место уделялось положению балканских народов, в том числе и Дунайских княжеств. В Кучук-Кайнарджийском мирном договоре 1774 г. был целый раздел, посвященный Молдавии и Валахии. Условия этого договора значительно ослабили позиции Турции в Молдавии и Валахии. В результате русско-турецкой войны 1787 - 1791 гг. по Ясскому миру из-под турецкого господства была освобождена и присоединена к России территория между Бугом и Днестром, а в результате русско-турецкой войны 1806 - 1812 гг. по Бухарестскому мирному договору была освобождена и присоединена к России территория между Днестром и Прутом, названная позже Бессарабией.
Вхождение Молдавии, как и других национальных районов, в состав России имело исторически прогрессивное значение. Даже Ф. Энгельс, неоднократно жестко критиковавший царскую Россию, тем не менее отмечал: «Господство России играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского морей и Центральной Азии, для башкир и татар». * Оно спасло страну от многовекового гнета отсталой Турции и обусловило быстрый подъем экономики края. Несмотря на колонизаторскую политику царизма, молдавский народ воспринял влияние передовой русской культуры, включился в русское революционное движение и вместе с трудящимися России боролся против царского самодержавия и крепостнического строя.
* Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т.27. С.241.
Освобождение Бессарабии от турецкого порабощения и ее вхождение в состав России в полной мере отвечали интересам и чаяниям молдавского народа, боровшегося на протяжении веков против ига султанской Турции и неоднократно обращавшегося за помощью к России.
Общественный строй
Класс феодалов. Господствующим классом в Молдавии были землевладельцы Наиболее крупные из них именовались боярами или панами. Среди них самым богатым землевладельцем был господарь Молдавии. В его распоряжении находился огромный земельный фонд, состоящий как из населенных и обработанных, так и необработанных земель. В его владение переходили земли выморочные, конфискованные и др. Значительные доходы приносили господарю разные государственные монополии (на меха, воск, серебро и породистых местных коней). Он получал большие суммы от налогов и таможенных сборов с внутренней и особенно внешней торговли, судебные пошлины. Несвободные сельские жители были обязаны выполнять на господаря всевозможные работы, поставлять ему большую часть продуктов своего хозяйства.
Верхушку класса феодалов составляли бояре. Им принадлежали большие земельные владения с населением, которое попало в феодальную зависимость. Большое значение для имущественного роста боярства имело их право на монополии (баналитеты). Например, монопольное право боярина на мельницу обязывало крестьян молоть зерно только на мельнице своего господина, который за это взимал определенную часть зерна. То же относилось и к праву ловить рыбу, содержать пасеку и т.п. В руках бояр сосредоточивалось экономическое и политическое господство. Бояре делились на «великих» и «малых». Великие бояре составляли разряд крупных землевладельцев, малые бояре, или бояринаши, были средними и мелкими феодалами. Все они владели вотчинами с правом передачи их по наследству, освобождались от податей и повинностей, могли занимать государственные должности. Великие бояре, обладая общими феодальными правами, имели ряд особых прав. Например, право на подсудность только господарскому суду, право выходить на войну под своим знаменем, участвовать в важнейшем государственном учреждении Молдавии - раде, занимать наиболее ответственные посты в государственном аппарате. Все они подчинялись господарю. Даже мелкие феодалы, находясь на службе у крупных, были в прямой зависимости от господаря. Положение крупного боярства в XVI - XVII вв. заметно изменилось по сравнению с предшествующим временем. В этот период боярству удалось усилить свое экономическое и политическое господство. Война с турками в XVI в. значительно ослабила центральную власть и усилила власть крупных феодалов. Страной фактически управляла боярская олигархия - представители 75 наиболее влиятельных боярских фамилий, перечисленных Д. Кантемиром в его произведении «Описание Молдавии», законченном в 1716 г. и в 1789 г. переведенном на русский язык. Усиление боярской олигархии привело к усилению феодальной эксплуатации социальных низов, а это неизбежно сказалось на обострении классовых противоречий в Молдавии.
К классу феодалов относились и «слуги». Так назывались в Молдавии дворяне, составлявшие основной контингент войска господаря. За свою службу они жаловались господарем земельными владениями на праве поместья. Начиная с XVI в. они получили новое название - куртяне. В политическом отношении интересы господаря и дворянства совпадали. Дворяне, страдавшие от бесчинств крупных феодалов, стремились к усилению центральной власти. Духовенство имело важное значение в феодальном обществе Молдавии, будучи не только служителями культа, но и принимая участие в государственном управлении. Верхушка духовенства (митрополиты, архиепископы, епископы, игумены) заседала в боярской раде. Представители духовенства имели обширные земельные владения и большое количество феодально зависимых крестьян. Крестьяне. Крестьянство находилось в различной степени зависимости от феодалов. По своему правовому положению оно делилось на несколько разрядов. Основная масса крестьян жила по местному «валашскому» праву,* сложившемуся в то время, когда крестьяне, будучи лично свободными, жили сельской общиной. Землей они владели сообща на общинном праве.
* В XVI в. оно частично было записано в Галичине, где существовали молдавские поселения, пользовавшиеся «волошским» правом.
Собственность валашской общины выражалась в характерных чертах крепостного права Молдавии. Каждый свободный общинник в прежние времена обязан был работать на общинной земле только несколько дней в году. Феодалы, захватив в свое распоряжение общинные земли, присвоили себе и связанные с ними повинности. Поэтому молдавские крестьяне в этих условиях должны были трудиться на феодалов то количество дней в году, которое раньше отрабатывали на земле, являвшейся общинной собственностью. Не увеличивая числа дней в году, которые крестьяне обязаны были работать на них, феодалы компенсировали это тем, что начисляли на каждый день такое количество работы, которое фактически можно было выполнить только за много дней. Кроме обязанностей в пользу феодала крестьяне выполняли различные, все увеличивавшиеся повинности в пользу церкви и государства. Крестьяне в XIV - XV вв. делились на две группы: государственных (зависимых от господаря) и частновладельческих, т.е. зависимых от отдельных светских или духовных феодалов. Первая группа крестьян, в отличие от частновладельческих, сохраняла большие права. Вторая же, хотя номинально считалась свободной, имея право перехода, была обязана отбывать барщину, платить феодалу десятину (дижму), судиться у него. Все это создавало для зависимых крестьян положение, близкое к полному закрепощению.
В XVI - XVIII вв. существовала еще небольшая категория юридически свободных крестьян общинников - резешей. По своему экономическому положению они были неоднородны: среди них можно было встретить зажиточных крестьян, лиц среднего достатка и бедняков. Резеши пользовались правом распоряжаться своей землей, вплоть до отчуждения. Однако за общиной сохранялось право строго следить за тем, чтобы отчуждаемые земли не попадали в руки нечленов общины. Члены общины пользовались преимущественным правом приобретения продаваемого тем или иным резешем земельного участка. Продажа же земли нечленам резешской общины допускалась лишь после отказа всех резешей-общинников от ее покупки. Регламентируя отчуждение земельных участков, община стремилась не допускать в свой состав посторонних лиц, противостоять всевозрастающему обезземеливанию крестьян, которое в широких масштабах проводили в это время молдавские феодалы. Крестьяне-резеши, разоряемые непосильными налогами и поборами, ограбляемые турецкими захватчиками и местными властями, попадали в кабалу к феодалам-ростовщикам, которые за неуплату долгов отнимали у крестьян принадлежавшие им участки земли. Такие захваты оформлялись нередко актами купли-продажи. Боярин, купивший у резешской общины участок земли, как и другие члены общины, имел преимущественное право покупки земель, продаваемых резешами. Этим пользовались бояре и скупали крестьянскую землю за бесценок. Во второй половине XVII в. бояре вводят новый порядок, в силу которого крестьянин, проживший на боярской земле 12 лет, считался крепостным. В результате основная масса крестьянства в XVII и XVIII вв. была превращена в крепостных, называемых вечинами (в славянских документах их называли соседями). Вечины должны были платить натуральный и частично денежный оброк своему господину - десятину от всего производившегося в их хозяйстве, а также доставлять ему изделия домашнего промысла. Помимо оброка крепостные отрабатывали на полях феодала известное количество барщинных дней, число которых устанавливалось землевладельцем. Кроме того, они несли подати и повинности в пользу государства. Крепостные вечины были бесправны. Будучи лично зависимыми от помещика, они лишались права перехода с одного места на другое. Их могли передавать по наследству, дарить, обменивать, закладывать и продавать вместе с землей. В еще худшем положении, чем вечины, находились крепостные цыгане, по сути, рабы молдавских феодалов. Господа могли продавать и менять цыган вместе с землей или без земли, как скот. На цыган была даже установлена в законодательном порядке цена. Усиление закрепощения крестьян вызвало массовое движение крепостных и холопов Молдавии, Галицкой земли и Подолии в 1490 - 1492 гг. под руководством Мухи (в некоторых источниках его называют Андреем Борулей). После его подавления процесс закрепощения крестьян еще больше усилился. Закрепощение крестьян было постепенно оформлено в грамотах молдавских господарей XV - XVI вв. В XVII в. господари Молдавии издали ряд законодательных актов о борьбе с бегством крестьян. Сводом законов Молдавии - Уложением 1646 г. - запрещалось принимать и укрывать беглых крестьян. В целях обеспечения хозяйств феодалов рабочими руками господари-фанариоты* в XVIII в. превращали в частновладельческих и тех крестьян, которые несли повинности в пользу государственной казны. Эта группа крестьян получила название скутельников. Они должны были вносить боярам десятину, исполнять барщину и другие феодальные повинности.
* Фанариоты - представители богатого греческого духовенства и феодалов, занимающие высокие должностные посты в турецкой администрации и пользующиеся особыми привилегиями. Из их среды назначались в XVIII в. господари Молдавии.
Дальнейшее развитие феодально-крепостнических отношений повлекло за собой издание новых законодательных актов о закрепощении крестьян, о борьбе с бегством феодально зависимого населения страны. Так, в 1748 г. господарь Константин Маврокордат подтвердил барщину в размере 12 дней для крестьян-невечин, живущих на земле монастырей, а в 1749 г. в специально изданном законе провозгласил, что в Молдавии упраздняется сословие вечин. Однако в действительности отменено было только название «вечин». Фактически же закон способствовал углублению крепостнических отношений. Бывшие вечины стали называться царанами (цара - село). Зависимость их от бояр сохранилась. Царане должны были нести повинности в пользу бояр: исполнять барщину и вносить десятину. Законом Константина Маврокордата о вечинах стирались грани между различными категориями зависимого крестьянства (послушниками, лэтурашами, скутельниками и др.), фактически слившимися в один разряд крепостных крестьян - царан. В 1766 г. господарь Григорий Гике издал закон о полном закрепощении крестьян. Крестьянам, жившим на боярских землях, запрещалось переходить от одного боярина к другому, и полиция должна была возвращать беглецов на прежние места. Крепостнический гнет, который испытывало крестьянство со стороны молдавских феодалов, усугублялся налоговым гнетом и натуральными повинностями в пользу турок и господарей. В XVIII в. фанариоты ввели много различных налогов как прямых, так и косвенных. Население было обложено подушным налогом в пользу турецких султанов, господарей и церкви. Налоги брались за убой скота, за право торговать на рынке и т.д. Закрепощение крестьян и национальное порабощение Турцией Молдавии вызывали массовое движение против молдавских феодалов и иноземных угнетателей. Начиная с XVII в. классовая борьба часто обретала форму гайдукского движения. Небольшими отрядами гайдуки нападали на боярские усадьбы, на сборщиков податей, на турецкое войско. Несмотря на жестокие меры, господарям и боярам не удалось подавить гайдукское движение, которое было следствием безудержной эксплуатации феодально зависимого населения и турецкого национального гнета. Холопы. В их число входили военнопленные, главным образом татары, лица, осужденные за тяжкие преступления, неисправные должники, цыгане. Жили холопы по «татарскому», или холопскому, праву, лишавшему их по существу всех гражданских прав. Феодалы использовали холопов в качестве ремесленников и дворовых, их продавали и дарили вместе с вотчиной или отдельно, семьями и порознь. Дети холопов отнимались от родителей. Городское население. Развитие земледелия в Молдавии XV - XVI вв. обусловило дальнейший процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, оживление торговли и рост городов. Усиление внутренней торговли укрепило экономические связи между отдельными частями Молдавии. По Днестру, Дунаю, Черному морю шла оживленная торговля севера Европы с Востоком и странами Средиземного моря. Особую роль в торговых операциях, связанных с Молдавией, играл входивший тогда в состав Польского государства Львов, где начинался так называемый большой королевский путь, соединявший Польшу с Валахией и Трансильванией. По своему социальному положению городское население делилось на несколько разрядов. Самыми богатыми были купцы. Купцы объединились в гильдии. Господарь Василий Лупу в грамоте 1634 г. упоминает гильдию купцов г. Яссы как центр торгово-промышленной деятельности Молдавии. Однако развитие внутренней и внешней торговли Молдавии тормозилось турецкими скупщиками, которые, разъезжая по городам и селам, насильно забирали у населения продукты сельского хозяйства, а если и платили, то не более 1/3 или 1/4 части действительной стоимости вещи. Местные купцы облагались всевозможными пошлинами, в то время как иностранные, заручившись от турецкого султана особыми привилегиями, получали неограниченную возможность участвовать в ограблении населения Молдавии. Другую часть городского населения составляли ремесленники разных специальностей, которые в XVI - XVII вв. в условиях роста ремесленного производства объединялись в цеховые организации, регламентировавшие их деятельность. Внутри молдавских городов обострялась социальная дифференциация, росли противоречия между городской верхушкой - купеческой и цеховой знатью и городскими низами - мелким торгово-ремес-ленным населением и чернорабочими из беглых крестьян. Торгово-промышленная верхушка города совместно с городскими властями и господарскими чиновниками всю тяжесть различного рода повинностей и податей взвалила на трудящееся население города.
Государственный строй
История возникновения и развития молдавской государственности органически связана с древнерусской государственностью. Образовавшееся в середине XIV в. Молдавское феодальное государство не было централизованным, хотя тенденции к этому в развитии политической власти Молдавии существовали. Наметившемуся процессу централизации оказывало довольно сильное сопротивление экономически и политически мощное молдавское боярство. Окончательно он был прерван феодальными войнами. Установившееся затем на длительное время турецкое иго ликвидировало государственную независимость Молдавии. Однако, ограничиваясь назначением правителей, сбором дани и налогов, турецкие завоеватели не вмешивались во внутреннее управление Молдавией. Турки, подобно тому, как это делали в свое время монголо-татары на Руси, предпочитали не утруждать себя заботами о покоренном народе. Их вполне устраивало извлекать из порабощения молдован практическую выгоду - экономическую и политическую, затрачивая на такую работу минимум усилий. Это не означало, что местное управление оставалось бесконтрольным. Как раз наоборот, рука захватчика постоянно лежала на горле побежденного. Это касалось всех уровней органов управления Молдавией. Сложившийся в первые десятилетия существования самостоятельного Молдавского государства политический строй почти не изменялся на протяжении столетий. По форме Молдавское государство было раннефеодальной монархией. Все должности в государственном аппарате замещались представителями господствующего класса феодалов, которые старались использовать свое положение в нем в целях собственной наживы и обогащения, не останавливаясь перед открытым насилием, грабежом и полным разорением населения. За службу они не получали специального вознаграждения, а имели право собирать в свою пользу специальные налоги и получать долю различных штрафов. Государственный аппарат управления страной содержался за счет населения. Именно поэтому молдаванским боярам было выгодно сохранить некоторое время старую систему управления краем и после присоединения Бессарабии к России. Желая упрочить свою социальную базу в Бессарабии, царизм в первые годы поддерживал это стремление местных бояр и временно (с 1812 по 1828 г) сохранил выгодное боярству административное устройство, существовавшие до этого в крае поземельные отношения, законы и обычаи. По «Правилам временного правления Бессарабской областью» 1813г. управление Бессарабией осуществлялось гражданским губернатором (им был назначен молдавский боярин Скарлат Стурдза) и Временным областным правительством во главе с губернатором. Бессарабия была поделена на 9 цинутов. В каждый цинут губернатором назначались из молдавских бояр исправники, которым подчинялись околаши (волостные старшины). В 1816 г. в Бессарабии была учреждена должность наместника, при котором функционировал Временный комитет, а по «Уставу образования Бессарабской области» 1818г. был учрежден Верховный совет во главе с наместником в составе 11 человек и областной суд. Впоследствии бессарабская административная автономия была отменена и по «Учреждению для управления Бессарабской областью» 1828 г. на ее территории была введена общерусская административная система. Запрещалось ведение делопроизводства на молдавском языке. Господарь. Первые молдавские правители, стоявшие во главе государства, именовались древним славянским титулом «воевода», что означало предводитель войска. С расширением государства, укреплением его экономических и политических основ выросло значение и изменились функции воеводы как верховного правителя. Александр Добрый (1400 - 1432) называл себя господарем земли Молдавской. Этот титул просуществовал почти без изменений до конца XVIII в. Власть господаря до начала XVI в. формально была не ограничена. Он издавал грамоты, подписывал договоры с иностранными государствами. Ему принадлежала высшая судебная власть. Он же был верховным главнокомандующим. Договоры с иностранными государствами и законодательные акты внутри страны наряду с господарем утверждались и Боярской радой. Молдавские господари, будучи вначале наследственными владетелями, с 1552 г. стали избираться боярством и утверждаться турецкими султанами. С 1711 г. молдавские бояре были лишены права избирать господарей. Была установлена система их назначения турецким султаном. Турецкое правительство стало назначать через каждые три года господарями людей, чуждых Молдавии, из числа греческой аристократии, перешедшей на службу к туркам. Назначенные Турцией господари-фанариоты были лишены права содержать свое войско и вести внешнюю политику, но имели широкие полномочия во внутренних делах страны. Они управляли Молдавией свыше ста лет. Большинство из них даже не знало молдавского языка. Главной задачей господарей-фанариотов и их администрации был сбор дани турецкому султану и доходов для себя. При господаре находилась канцелярия во главе с логофетом. Он был хранителем большой государственной печати, выполнял личные поручения господаря, как доверенное лицо последнего в его отсутствие руководил радой. Боярская рада. Деятельность господаря направлялась боярами, входившими в состав Боярской рады. Юридически она не связывала воли господаря, но фактически господарь действовал и осуществлял свою власть при помощи рады. Без участия бояр не решался ни один вопрос внутренней и внешней политики. В совещаниях рады принимали участие представители крупнейших феодалов, как светских, так и духовных. Великие бояре, члены рады, имели свои печати, которыми скреплялись в доказательство их подлинности документы, вышедшие из господарской канцелярии. Во главе Боярской рады официально стоял господарь, но он мог поручать в отдельных случаях руководство радой кому-либо из двух своих ближайших помощников - светскому или духовному. После установления господства Турции в Молдавии Боярская рада получила турецкое наименование «диван» и была действенным орудием власти султана. В отдельных случаях для решения особо важных вопросов созывались более широкие собрания, на которые приглашались бояре, высшие церковные сановники и представители дворянства. Однако эти собрания не получили значительного развития и не стали постоянным институтом. Органы центрального управления. В Молдавии, как и во многих странах, высшие государственные должности выросли из обязанностей личных слуг господаря. Непосредственным помощником господаря был ворник (дворецкий) - управляющий всем двором господаря. В отдельных случаях он выступал как руководитель военных сил и заместитель верховного судьи, каковым был сам господарь. В XV в. в Молдавии было два ворника: один для северной, а другой для южной части страны. Ворнику подчинялись все остальные дворцовые слуги, и он фактически был первой фигурой в управлении государством. Среди высших должностных лиц феодальной Молдавии упоминается: хранитель оружия господаря (меченош), начальник арсенала (спатарь), казначей государства (вистерник), заведующий господскими конюшнями (комис), начальник гарнизона города (портарь), стольник, чашник, постельник и другие, которые занимались вопросами снабжения двора и ведали сбором натуральных налогов. Во время войны они командовали отдельными военными отрядами. Все бывшие придворные должности прошли определенную эволюцию: придворные передали функции по личному услужению господарю своим подчиненным, а сами стали выполнять лишь государственные функции, придворные функции некоторых сановников превратились в публичные. Местное управление. Молдавия делилась на округа (обычно их называли волости или цинуты), число которых колебалось от 18 до 22. Во главе округов стояли наместники господаря, называвшиеся пыркалабами, или старостами. Они обладали административными, фискальными, судебными полномочиями в пределах цинута. В XVII в. наряду с пыркалабами со сходными полномочиями в цинуте выступали великие вэтавы цинутов, впоследствии называвшиеся великими капитанами. Они командовали военно-служилыми людьми, помимо этого стали принимать участие в местном управлении, сотрудничая с пыркалабами и оказывая им помощь в обеспечении полного взыскания податей с населения. В округах действовали руководители работ по строительству и укреплению крепостей (перерубцы), сборщики судебных штрафов (глобники), сборщики военных налогов (илишары) и др. Во главе крестьянской общины стоял кнез, жуде или ватаман. Выступая как судья, он получал одну треть судебных штрафов, так называемую третину. Задача наблюдения за уплатой податей жителями села возлагалась как на ватамана, так и на ворничела (представителя владельца села). Однако ворничел мог применять даже принудительные меры, причем не только к крестьянам, но и к ватаману. Резешские общины пользовались самоуправлением. Внутри общины существовала круговая порука в выплате податей и выполнении различного вида повинностей, которьми государство облагало общину в целом. Члены общины собирались на свой сход, где наряду с решением других вопросов распределяли, например, подати и повинности среди общинников. Органы городского управления. Большинство молдавских городов подчинялось непосредственно господарю, но некоторые в XVII - XVIII вв. попадают в зависимость от отдельных феодалов. Такие города являлись источником больших доходов для своих владельцев. Основной доход составляли пошлины на все ввозимые и вывозимые товары. Города пользовались правом самоуправления. Во главе города стояли шолтуз, назначаемый ежегодно господарем, и 12 членов совета (пыргарей), избранных из верхушки городского населения. Члены совета во главе с городским правлением были судьями по внутригородским делам и распределяли среди горожан налоги и повинности. В XVI - начале XVIII в. в городское управление Молдавии все больше вмешиваются представители центральной власти. Например, судебные функции правителей города все чаще переходят к господарским слугам. В XVIII в. суд и расправу над горожанами нередко осуществлял назначаемый господарем городской ворник, в ведении которого могло находиться несколько мелких городов и городских округов. В более крупных городах - окружных центрах и важных стратегических крепостях - имелось по два ворника. Кроме постоянных представителей центральной власти молдавские господари часто посылали по городам для наблюдения и выполнения господарских циркуляров членов Боярской рады. Города наводнялись также мелкими чиновниками, которые взимали с населения подати и налоги. Все это приводило к тому, что молдавские города в XVI - XVII вв. постепенно утрачивали свое самоуправление. Организация правосудия. Суд в Молдавии, как и в других ранне-феодальных государствах, не был отделен от администрации. Все органы управления выполняли одновременно и судебные функции. Несвободное крестьянство и холопы судились своим владельцем, однако он не имел права приговаривать крестьян к смертной казни. В сферу вотчинного суда иногда входили и так называемые великие дела: душегубство (убийство и прелюбодеяние), татьба (кража имущества), дивковолочение (увод женщин) и т.д. Во второй половине XV в., в условиях проведения более централизованной политики, из сферы вотчинной юрисдикции изымаются наиболее опасные для господствующего класса и церкви дела - убийство, татьба с поличным и др. Вся судебная организация в конечном счете была подчинена господарю - верховному носителю высшей судебной власти. Господарь мог лично разрешить любое дело, отменить любое решение, передать дело на разрешение, кому найдет нужным. К нему могли обращаться с жалобой или просьбой все свободные граждане. Однако фактически это было доступно далеко не каждому. В большинстве случаев правосудие осуществлял от имени господаря ворник. Он рассматривал дела должностных лиц при дворе, к нему попадали все важнейшие уголовные дела, ему подчинялись низшие судебные инстанции страны, он имел право выносить смертные приговоры разбойникам, убийцам и церковным ворам. После присоединения Молдавии к России некоторое время сохранились в судебных учреждениях местные особенности. Но в 1818 г. при наместнике был учрежден областной суд, который делился на уголовный и гражданский. Уголовный суд руководствовался русскими, гражданский - молдавскими законами. Военное устройство. Для поддержания феодально-крепостнического порядка внутри страны и отражения нападений со стороны соседей, в особенности Турции, требовались военные силы. По своей структуре молдавское войско делилось на несколько частей. В основную его часть - малое войско - входили бояре, как великие, так и малые. Великие бояре выступали со своими отрядами (четами). Отряды монастырей, городов и наместников назывались стяги. Основное ядро таких отрядов составляли слуги, которых в XIV - XV вв. называли витязями. В случае большой войны в армию призывались и крестьяне. Тогда все вооруженные силы государства составляли великое войско. Великое войско, разделяемое на полки, возглавляли господарь и его приближенные бояре. Все бояре независимо от должностей при дворе господаря в условиях войны выступали в поход во главе своих дружин. Особые отряды, состоявшие из жителей сел, несли в мирное время обязанности по охране границ и дорог (стража). В отдельных случаях господари прибегали к услугам наемников - солдат, навербованных как внутри страны, так и в Польше и Венгрии. В период господства Турции Молдавия своих вооруженных сил не имела.
Основные черты права
Источники права. Основным источником права были обычаи. Некоторые правовые нормы содержались в жалованных грамотах, издаваемых молдавскими господарями для отдельных бояр и других представителей господствующего класса. Господарские грамоты определяли привилегии светских и духовных феодалов и правовое положение крестьян, проживавших на их землях. Немаловажное значение среди памятников молдавского права имеют документы внешнеполитического характера: договоры с иностранными государствами и акты господарской канцелярии - хрисовулы (грамоты), касающиеся разных вопросов правовой жизни и государственного управления. Применялись в Молдавии и нормы византийского права. Так, было очень распространено и действовало до начала XX в. Шестикнижие фессалоникского (ныне Салоники) судьи Константина Арменопуло (1345 г). Эта сокращенная переработка Прохирона - византийского законодательного сборника IX в., содержавшего нормы гражданского, уголовного, отчасти процессуального и нормы церковного права, имела целью приспособить искаженное римское право к феодальным отношениям Молдавии. В 1831 и 1854 гг. Шестикнижие Арменопуло было переведено на русский язык под заглавием «Перевод ручной книги законов», или так называемого Шестикнижия. Книга первая содержит процессуальные нормы, вторая - нормы вещного права, третья - нормы вещного и обязательственного права, четвертая - нормы брачного права, пятая - нормы наследственного права, шестая - нормы уголовного права. Широко распространенным в Молдавии был также славянский перевод византийского свода, известного под названием Синтагмы Матвея Властаря, содержащий не только церковные, но и уголовные и гражданские законоположения, основанные на законодательстве византийского императора Юстиниана и его преемников. Первый свод молдавских феодальных законов был составлен и утвержден в 1646 г. при господаре Василии Лупу. Это был не только правовой памятник Молдавии, но также одно из первых печатных произведений на молдавском языке. Уложение Василия Лупу представляло собой цельную систему феодального законодательства, направленного на укрепление и охрану феодально-крепостнического строя в Молдавии. По своей структуре Уложение состояло из 96 глав, которые были разбиты на 1245 статей. Строгого разделения различных правовых институтов оно не знало. Автором Уложения был логофет Евстратий, один из наиболее высокообразованных приближенных бояр Василия Лупу. Виднейший ученый юрист того времени Милетий Сиригос был одним из соавторов этого памятника молдавского права. Вообще середина XVII в. характеризуется возникновением правовой науки в Молдавии. В Сучаве была создана специальная правовая школа, в которой читались лекции по юриспруденции. В 1640 г. в Яссах была открыта Славяно-греко-латинская дкадемия, в которую для работы прибыли ученые молдаване, получившие образование в Москве, Киеве, Львове, а также приглашенные ученые из соседних стран. Источниками Уложения Василия Лупу послужили обычное право, памятники византийского права и судебная практика. В основу первых одиннадцати глав кодекса был положен «Земледельческий закон», изданный во второй половине VIII в. в Византии. Он являлся своеобразной кодификацией славянского обычного права в сочетании с византийским правом, применявшимся во многих славянских поселениях на территории империи. Уложение Василия Лупу было издано почти одновременно с памят<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|