Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы оценки инвестиционных проектов




Среди простых и часто применяемых методов инвестирования выделяют два: расчет простой нормы прибыли и расчет срока окупаемости.

Простая норма прибыли рассчитывается по следующей формуле:

ПНП = ЧП / ИЗ,

где ЧП – чистая прибыль за год, а ИЗ – инвестиционные затраты.

Нормы прибыли – это часть инвестиционных затрат, возмещенная предприятию в виде прибыли в течение 1 интервала планирования. На основании данного показателя можно ориентировочно определить срок окупаемости проекта. Использование данного метода облегчает механизм расчета.

Немного сложным для расчетов является метод оценки эффективности (либо срок окупаемости). Цель данного метода – определить продолжительность периода, в течение которого проект будет работать только на себя. Весь объем полученных денежных средств и амортизация относятся к возврату на начальный инвестированный капитал. При расчете из общего объема капитальных затрат вычитают сумму амортизации и чистую прибыль за год.

Следующий метод – дисконтирование. Расчет производится на основании «ставки сравнения». Смысл расчета заключается в том, чтобы наиболее точно определить изменение темпов роста с учетом времени. Величина ставки сравнения (RD) состоит из трех коэффициентов:

RD = IR + MRR х RI,

где IR – темп инфляции;

MRR – минимальный уровень нормы прибыли;

RI – коэффициент, определяющий степень инвестиционного риска.

Под минимальной нормой прибыли понимаются наименьший уровень доходности или нижний уровень стоимости капитала. Метод дисконтирования отнесен к стандартным методам инвестирования. На практике наиболее часто используют метод расчета показателей чистой стоимости проекта и внутренней прибыли. Метод дисконтирования позволяет в минимальные сроки определить срок окупаемости проекта.

К методам, не входящим в состав дисконтирования, относят:

1) метод расчета окупаемости инвестиций;

2) метод, основанный на вычислении нормы прибыли на капитал;

3) метод расчета разности между доходами и затратами на весь срок проекта (Cash-flow);

4) метод сравнения производственных затрат на выпуск продукции;

5) метод сравнения массы прибыли. Методы, не включающие дисконтирование

весьма эффективны и получили название «статические методы инвестирования». Методы включают проектные, плановые и фактические данные по затратам.

Статические методы делятся на:

1) метод абсолютной инвестиции (срок окупаемости инвестиций, определение размера прибыли);

2) методы сравнительной эффективности вариантов капитальных вложений:

а) метод накопленного сальдо денежного потока за установленный период;

б) метод сравнительной эффективности;

в) метод сравнения прибыли.

Методы, не основанные на дисконтировании:

1) метод расчета чистой прибыли;

2) метод внутренней нормы прибыли;

3) дисконтированный срок окупаемости инвестиций;

4) индекс доходности;

5) метод аннуитета.

БИЗНЕС-ПЛАН ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Бизнес-планом является строго структурированный, требующий необходимой проработки документ, который описывает цели предприятия и способы и х осуществления. Специфика бизнес-плана состоит не только в точности и достоверности количественных показателей, но и в содержательном обосновании идей проекта, их качестве.

бизнес-план рассматривается как инструмент для привлечения финансов, а для инвесторов является гарантией стабильного и оптимального вложения капитала. Тщательное обоснование бизнес-плана находит у инвесторов уверенность в результативности и безопасности вложений.

Состав бизнес-плана и степень его структуры зависят от масштабов, размеров и отраслевой принадлежности проекта. Идее и разработке бизнес-плана предшествует определение и обоснование целей проекта, сбор и обработка достоверной информации широкого перечня вопросов. Полный объем этой информации во время реализации проекта постоянно увеличивается, поэтому рекомендуется готовить два варианта одного бизнес-плана. Первый – это своеобразный внутренний бизнес-план, практическое руководство к действию; второй – это внешний бизнес-план, предназначенный для потенциальных партнеров.

Внутренний бизнес-план предназначен служить рабочим документом внутри фирмы, должен концентрировать в себе весь объем информации, необходимой для решения конкретных задач и прогнозирования развития событий при выполнении отдельных мероприятий и мониторинга.

Структура бизнес-плана включает в себя:

1) краткое содержание;

2) анализ положения дел в данной отрасли;

3) смысл будущего проекта;

4) исследование и анализ рынка;

5) план маркетинга;

6) производственный план;

7) организационный план и управление персоналом;

8) степень риска;

9) финансовый план;

10) приложения.

Характерным свойством бизнес-плана является краткость изложения, достигающаяся за счет отчетливой структуры разделов, отражающих разные стороны достижения поставленных целей.

Составление бизнес-плана необходимо для того, чтобы владелец капитала, сверяясь с включенными в него показателями, мог делать выводы о том, все ли идет в соответствии с целями, и в случае необходимости принять меры по исправлению положения.

К внешним факторам реализации бизнес-плана относятся: экономическая ситуация в стране; спрос потребителей; появление новых технологий и инноваций; изменение политики конкурентов и др.

Самый действенный бизнес-план может потерять актуальность и целесообразность при изменении условий его реализации и осуществлении, и инвестор своевременно не внесет соответствующие коррективы.

79 Иностранные инвестиции и их роль в экономике РФ

 

  ИНОСТРАННАЯ ИНВЕСТИЦИЯ - вложение иностранного капитала в сферу предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в т.ч. денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации (ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г.) Переход к устойчивому экономическому росту - насущнейшая проблема развития экономики России, успешное решение которой, в первую очередь, зависит от масштабного притока инвестиций в реальный сектор экономики. При этом без преувеличения можно сказать, что катализатором роста экономики в настоящее время являются иностранные инвестиции. Это объясняется разными причинами, в том числе и всем тем, что их сопровождает: технологии, «ноу-хау», управленческий опыт, новые рынки и многое другое. Как видно из официальных источников, характеризующих потребности России в иностранных инвестициях, российская экономика может осваивать ежегодно 50-60 млрд. долл. Общая потребность страны в иностранных инвестициях на ближайшие 5-7 лет составляет 200-300 млрд. долл. Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития: - освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях военно-промышленного комплекса; - продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок; - содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала и развитию импортозаменяющих производств в отдельных отраслях; - содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения; - создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства; - освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства; - содействие развитию производственной инфраструктуры. Основные формы инвестиций иностранного капитала в отечественную экономику включают: - инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ, зарубежных государств и международных финансовых институтов; - инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий; - инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе - государственные, корпоративных и институциональных эмитентов; - иностранные кредиты; - лизинговые кредиты, позволяющие отечественной экономике (предприятиям) получить наиболее современную технику и технологии; - финансовые кредиты российским предприятиям. Все иностранные инвесторы, вкладывающие деньги в экономику подразделяются на следующие категории: 1. Ориентированные на доступ к разнообразным природным ресурсам (нефть, газ, цветные металлы, рыба, лес и т. п.) по стратегическим соображениям. Главным в этом интересе является стремление диверсифицировать источник снабжения, а рентабельность играет явно второстепенную роль. 2. Ориентированные на освоение новых рынков. В первую очередь, это отвечает стратегическим интересам крупных компаний, производящих потребительские товары. Для них предложения российских, в том числе и ставропольских, фирм, могут быть интересны в том случае, если они имеют прочные позиции на соответствующем рынке и способны туда быстро продвинуть увеличивающиеся объемы товаров. 3. «Обычные» инвесторы, желающие хорошо, т. е. в несколько раз больше, чем у себя дома, заработать. Иностранных инвесторов, пришедших в Россию, можно условно разделить на две группы. Первая группа — инвесторы, осуществляющие свои капиталовложения из стратегических соображений завоевания позиций на российском рынке. К их числу относятся, прежде всего, крупные компании, такие, как «Кока-Кола», «Проктер энд Гэмбл». Вторая группа — менее крупные дельцы, инвестирующие в расчете получить как можно больше прибыли. Они выдвигают достаточно жесткие требования к рентабельности своих капитальных вложений. Например, стараются не рассматривать проекты, где внутренняя норма рентабельности складывается менее 40 — 50 %. Однако в российской экономике на протяжении 90-х годов сложился неблагоприятный инвестиционный климат: снижение реальных доходов населения; уменьшение экспорта и государственных расходов привели к сокращению сбережений, как основного внутреннего источника финансирования инвестиций; дефицитность федерального бюджета неизбежно приводит к сокращению государственных инвестиций; из-за убыточности большого количества предприятий, значительного спада производства, взаимных неплатежей, тяжелого налогового бремени, высокой ставки ссудного процента частный сектор также не сумел принять на себя основное бремя инвестиционного процесса. Поэтому одним из важнейших условий преодоления инвестиционного кризиса является привлечение иностранного капитала.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ

Инвестиционный риск – это риск обесценивания капиталовложений изза действий государственных органов власти и управления. Цель управления инвестиционным портфелем состоит в увеличении его рыночной стоимости. Важным критерием отбора акций портфеля является уровень доходности акций. Но высокая ожидаемая доходность связана с высоким риском его неполучения или риском потери вложенного капитала. При управлении инвестиционным портфелем проводится полная оценка его уровня риска, затем планируется уровень доходности инвестиционного портфеля.

Классификация инвестиционных рисков:

1) систематический (рыночный) риск: риск изменения процентной ставки; валютный риск; инфляционный риск; политический риск;

2) несистематический риск: отраслевой риск; деловой риск; кредитный риск.

Систематическим (рыночным) риском называется риск, возникающий из внешних событий, который влияет на рынок в целом:

риск изменения процентной ставки – риск, связанный с изменением процентной ставки центральным банком страны. При снижении процентной ставки уменьшается стоимость кредитов, которые получают компании, и увеличивается рост их прибыли, что является благоприятным и перспективным для рынка акций. И наоборот, увеличение процентной ставки негативно влияет на рынок;

инфляционный риск – этот вид риска вызывается ростом инфляции. Он уменьшает настоящую прибыль компаний, что отрицательно влияет на рынок, а также вызывает появление другого риска – риска изменения процентной ставки;

валютный риск – риск, возникающий, в силу политических и экономических факторов, происходящих в стране;

политический риск – это угроза отрицательного воздействия на рынок изза политических действий (смены правительства, войны и т. д.).

Здесь для инвестора важно оценить не столько риск каждой ценной бумаги, сколько весь рыночный риск. Систематический риск нельзя уменьшить за счет диверсификации акций, поскольку различные виды рисков, входящих в него, влияют на все акции одновременно.

Несистематический риск, или риск, который можно уменьшить за счет диверсификации, определяется событиями, касающимися только одной данной фирмы.

К несистематическим рискам можно отнести:

отраслевой риск – риск, связанный с влиянием на компанию общеотраслевых факторов;

деловой риск – риск, связанный с производственной эффективностью и управлением ею менеджментом данной компании;

кредитный риск возникает, когда капитал или его часть формируется за счет долговых обязательств (например, когда снижается кредитный рейтинг и вызывается падение цен размещенных на рынке корпоративных облигаций, а также влечет за собой увеличение стоимости банковского кредита).

81 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Международные ценные бумаги – ценные бумаги, находящиеся в обращении одновременно в разныхстранах.

Основными методами выхода российских предприятий на международный рынок капиталов являются давно используемые в международной практике и получившие мировое признание депозитарные расписки и еврооблигации.

Еврооблигации – это облигации, эмитированные на международном фондовом рынке и деноминированные в евровалютах – валютах, иностранных по отношению к стране-эмитенту.

Одним из нововведений международного рынка капиталов стала секъюритизация евровалютных займов. Поскольку первоначально они принимали форму еврооблигаций, то и сейчас эмитируются прежде всего в виде краткосрочных ценных бумаг, например европолисов, со сроком погашения до 1 года, но их можно превратить и в долгосрочный заем.

Еврокоммерческие бумаги – другая форма краткосрочных ценных бумаг, эмитируемых быстро растущими компаниями. Евроакции – новые эмиссии (первичные выпуски) обыкновенных и привилегированных акций и других долевых ценных бумаг, распространяемых на международном фондовом рынке. К прочим акциям относятся вторичные эмиссии, размещаемые путем закрытой подписки и с помощью инвестиционных фондов закрытого типа. Эмиссии евроакций также пользуются большой популярностью.

Облигации, размещаемые за пределами государства-эмитента, называются международными. Они подразделяются на еврооблигации и зарубежные облигации. Основную долю (80–90 %) составляют еврооблигации. Также известны и другие разновидности международных облигаций, занимающие меньшую долю. Если облигации размещаются одновременно на еврорынке и на национальном рынке (одном или нескольких), они называются глобальными. Облигации одной эмиссии, предлагаемые к продаже одновременно в нескольких государствах в национальных для них валютах, называются параллельными.

Международные облигации можно рассматривать в широком и узком смысле слова. Часто понятие «международные облигации» используется для обозначения всех основных долговых инструментов, распространяемых за границей. К ним относятся долгосрочные долговые инструментыоблигации (бонды) и среднесрочные долговые инструменты (ноты).

Международные облигации отличаются от национальных) режимом налогообложения, методикой размещения, объемом доступной информации, кругом потенциальных покупателей. В узком смысле слова термин «международные облигации» соответствует долговым инструментам.

Бонды и ноты очень часто не различаются по срокам, основное отличие состоит в способе выплаты дохода. Чаще всего ноты эмитируются с плавающей купонной ставкой, а облигации – с фиксированной. Около 70 % эмиссий размещается банками и нефинансовыми компаниями, а остальное – государством и международными организациями.

Еврооблигации – ценные бумаги, эмитированные в евровалютах, размещающиеся среди зарубежных инвесторов с помощью международного синдиката андеррайтеров. Еврооблигации используются для долгосрочного кредитования.

Они очень похожи на облигации, эмитируемые государством и компаниями на внутреннем рынке, но мобилизуют средства «европула», поскольку характеризуются низкими процентными ставками и сохранением неизменными долей.

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Финансовый менеджмент на предприятии предполагает использование широкого спектра инструментов. Это могут быть различного рода методики, формулы, методы оценки и т. д. Самостоятельное направление исследования в финансовой науке – проблема использования финансовых инструментов.

Вторичные финансовые инструменты возникли в результате трансформации традиционных финансовых отношений, имеющих место в ходе операций, связанных с приобретением прав собственности, а также отчасти ссудозаемных и кредитных операций.

Известны следующие виды производных финансовых инструментов.

1. Хеджирование – способ компенсации возможных потерь от наступления определенных финансовых рисков; страхование цены товара (продукции, услуги) от риска, нежелательного для продавца падения либо невыгодного покупателю увеличения посредством создания встречных валютных, коммерческих кредитных и иных требований и обязательств.

2. Форвардный контракт по сути – соглашение о купле-продаже товара или финансового инструмента с обязательством поставки и расчета в будущем (в соответствии с контрактом продавец обязан поставить в определенное место и срок определенное количество товара или финансовых инструментов, а после доставки товара покупатель обязан заплатить заранее оговоренную (в момент заключения контракта цену).

3. Фьючерсный контракт (фьючерс) – разновидность ценных бумаг, нацеленная на получение выигрыша от изменения цен (по содержанию он привязан к конкретному месяцу исполнения и свободно обращается на фондовом рынке).

4. Своп – договор между двумя субъектами по поводу обмена обязательствами или активами с целью улучшения их структуры, снижения рисков и издержек; причина создания данной ценной бумаги – упрощение механизма расчета между сторонами хозяйственной операции (в процессе операции стороны перечисляют друг другу лишь разницу процентных ставок от оговоренной (основной) суммы).

5. Опцион – одна из разновидностей фьючерсов, однако в отличие от фьючерсных и форвардных контрактов опционы не предусматривают обязательности продажи или покупки базисного актива, которая при неблагоприятных условиях (ошибочных прогнозах, изменении общей конъюнктуры и др.) может привести к прямым или косвенным потерям одной из сторон (это прежде всего контракт, заключенный между двумя сторонами, одна из которых выписывает и продает опцион, а вторая приобретает его и получает тем самым право в течение оговоренного в условиях опциона срока исполнить контракт, отказаться от его исполнения, продать его другому лицу от истечения срока его действия).

6. Операции РЕПО – договор о заимствовании ценных бумаг под определенную гарантию денежных средств или средств под ценные бумаги (иногда его называют договором об обратном выкупе ценных бумаг).

Каждый производный финансовый инструмент в своем роде уникален. Их использование призвано способствовать достижению определенных целей, ради которых они были придуманы. Производные финансовые инструменты обычно широко используются в крупных корпорациях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...