Формальное и неформальное лидерство
Содержание Введение …………………………………………………………………………..3 1. Лидерство и руководство ……………………………………………………4 1.1 Понятие и сущность лидерства ……………………………………………4 1.2 Стили руководства ………………………………………………………….5 2. Формальное и неформальное лидерство …………………………………..7 2.1 Образование формального и неформального лидерства ……………..7 2.2 Понятие формальный лидер ………………………………………………9 2.3 Понятие неформальный лидер …………………………………………..10 Заключение ………………………………………………………………..……12 Список литературы …………………………………………………………….13 Введение Искусству руководства нет замены. Система управления не может создавать руководителей. Однако она может создать условия, при которых способность быть руководителем проявляется или будет подавлена. К. Киллен Лидерство и руководство основополагающие понятия, с которыми связано эффективное управление организацией. Руководство - это властная формальная позиция, которая не зависит от личностных качеств человека. Это право, которое определяется положением, занимаемым на служебной лестнице. Лидерство же влияние на людей, независящее от иерархического статуса. Борьба за лидерство сопровождала человечество с первых дней его существования. Лидерами становятся или рождаются? Что делать руководителю, если он обнаруживает, что его распоряжения хронически не выполняются, а коллектив выказывает неповиновение? В данной курсовой работе мне бы хотелось рассмотреть проблему взаимоотношений формального и неформального лидера в трудовом коллективе. Слово лидер в переводе с английского (leader) означает ведущий, первый, идущий впереди, то есть это лицо, пользующееся в организации большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Уверен, что готовыми лидерами все же не рождаются, но рождаются с определенными качествами, необходимыми для того, чтобы стать лидером. Недостающие навыки приобретаются будущим лидером под влиянием определенных условий жизни и характера воспитания. В среде специалистов распространено мнение, что по мере взросления и приобретения опыта у человека постепенно повышается способность лидировать.
Лидерство и руководство Понятие и сущность лидерства Лидерство это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют. Выделяется формальное и неформальное лидерство. В случае формального лидерства на подчиненных влияние оказывается с позиции занимаемого положения. Во втором случае влияние на людей оказывается через личные умения, способности, авторитета в той или иной группе людей и другие ресурсы. При достижении коллективом общих целей организации возникают всегда какие-либо трудности, проблемы. Сплочение вокруг одного человека, неформального лидера помогает быстрее решить эти проблемы. Этот тип лидерства в предпринимательстве является основным. Это позволяет решать множество возникающих проблем в процессе рыночного выживания. Однако, данный способ взаимоотношений в пределах организации имеет и свои слабые стороны:
- организационные изменения могут быть не приняты из-за мнения всего одного человека; - при достижении поставленной цели, лидер не желает потерять свою власть, что может не устраивать других членов организации; - уход лидера может отрицательно сказаться на коллективе на неопределенное время. В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются: - видение ситуации в целом; - способность к коммуникациям; - доверие сотрудников; - гибкость при принятии решений. Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей. Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние, или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства. Стили руководства В контексте управления под стилем руководства понимается привычная модель поведения руководства по отношению к своим подчиненным. В зависимости от стиля руководства основывается степень влияния на персонал для достижения определенных задач и целей организации. Делегирование полномочий, типы власти, которые использует руководитель, степень заботы о человеческих отношениях либо о выполнении прежде всего поставленных задач все это характеризует стиль руководства, выбранный лидером.
Слово стиль имеет греческое происхождение. Изначально оно использовалось в качестве стержня, с помощью которого писали на восковой доске, а позднее стали употреблять в значении почерк. Исходя из этого, можно сказать, что стиль руководства является своего рода почерком в действиях руководителя. Различные авторы по-своему подходят к описанию и определению стилей руководства. Наиболее распространенная классификация стилей руководства принадлежит Курту Левину. Согласно его классификации выделяется три стиля руководства: автократический или авторитарный, демократический и либеральный. Различаются они по степени участия руководителя и подчиненного его коллектива в принятии решений, по степени сосредоточенности у руководителя функций руководства. Рассмотри более подробно вышеперечисленные стили руководства по К. Левину: 1. Автократический (авторитарный). Данный стиль подразумевает жесткое руководство подчиненными. Управление осуществляется в виде распоряжений, инструкций, которые требуют от рабочего коллектива неукоснительного выполнения. Представитель этого стиля определяет всю рабочую деятельность сотрудников, следит за всем рабочим процессом и контролирует его. Для авторитарного стиля характерна четкая постановка целей деятельности и задач работников, точная форма отдачи приказаний и распоряжений, мнение руководителя обсуждению не подлежит и другого мнения для него не существует. Работники коллектива у такого руководителя знают только свои индивидуальные задачи, относительно своих будущих действий находятся в неопределенности. Связи между членами группы сводятся руководством до минимума, так чтобы они осуществлялись через руководителя при его наблюдении и посредничестве. В случае необходимости, руководитель, не считаясь с мнением сотрудников, разбивает их на группы. В критике и похвалах придерживается только своего мнения. К. Левин считает, что авторитарный стиль руководства это отчужденность и обезличенность, но не откровенная враждебность.
2. Демократический стиль руководства подразумевает подключение к организации деятельности своих сотрудников. Руководителем группы приветствуется участие работников в определении содержания деятельности организации, а также распределяется ответственность между ними. Руководитель с демократическим стилем руководства старается поощрять и развивать деловые отношения между подчиненными, так как это уменьшает внутригрупповое напряжение и создает благоприятную атмосферу делового сотрудничества и товарищества. Каждый член коллектива ознакомлен со всеми основными этапами деятельности. Если кто-то нуждается в совете или помощи, то руководитель не оставляет это без внимания. Всячески пытается помочь и предложить несколько вариантов для достижения цели. Деление на группы происходит по собственному желанию сотрудников. К вопросу о критике или похвале своих подчиненных, руководитель подходит объективно. Первый среди равных - таким выражением, по моему мнению, можно охарактеризовать позицию руководителя, который придерживается демократического стиля руководства. Его должность и соответственно власть, которая предоставляется ему, необходима для того, чтобы выполнять задачи, стоящие перед организацией и коллективом. С таким руководителем подчиненные чувствуют себя комфортно, более коммуникабельны, открыты, так как он доступен для них. Самостоятельность и инициатива, предоставляемая в ряде случаев руководителем, способствует развитию личных качеств сотрудника. Он чувствует себя нужным и важным для организации. Однако нехватку агрессивности и жесткости по отношению к подчиненным, руководитель должен компенсировать большей включенностью в работу. Последовательность, настойчивость и такт главное оружие руководителей, придерживающихся демократического стиля руководства. 3. Либеральный стиль руководства характеризуется, прежде всего, тем, что руководитель вмешивается только тогда, когда сотрудники сами просят его об этом. Более того, вмешательство происходит в виде совета или объяснения. Коллективу предоставляется практически полная свобода в принятии решений. Информация и материалы предоставляются по мере необходимости для самих сотрудников, то есть тогда, когда просят они сами. Замечания руководителем либерального стиля руководства делаются крайне редко. Формальное и неформальное лидерство
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|