Каналы добывания информации
Содержание
Введение Резкий спад в экономике и кризис долгов — суровая проверка бизнеса на выживаемость. Неудивительно, что самым ценным товаром и одновременно самым сильным оружием оказывается информация. Одновременно с этим с каждым днем растет спектр методов и средств добывания информации, в том числе и незаконных, что ведет к обострению конкуренции и заставляет современных предпринимателей думать о том, как защитить свой бизнес от недобросовестных конкурентов. В то же время, любой предприниматель заинтересован в том, как с наименьшим риском разузнать о планах конкурентов и какую стратегию поведения на рынке выбрать, чтобы вырваться вперед и получить максимальную прибыль. И чем больше предприниматель в этом заинтересован, тем скорее он обращается к квалифицированным специалистам, способным любыми средствами достать необходимую информацию из проверенных источников и также защитить его секреты от рук тех, кто на них посягает.
Виды информации, добываемой для предприятия Для постоянного и непрерывного поиска и анализа информации на предприятии создаются специальные подразделения, состоящие из квалифицированных кадров. Данная деятельность – залог выживания предприятия в условиях острой конкуренции и непрерывно меняющейся ситуации на рынке. Постоянный приток оперативной информации позволяет руководству предприятия своевременно принимать необходимые меры и решения, позволяющие предприятию максимально эффективно осуществлять свою деятельность.
В огромном информационном поле специалисты по сбору и анализу информации должны вычленять особо важные и актуальные фрагменты и блоки данных, проводить их оценку и фиксировать в отчетах. Среди различных видов информации можно выделить наиболее общие темы и направления, которые актуальны для всех предприятий, вне зависимости от их вида и сферы деятельности: · персонал · партнеры и клиенты · новые или потенциальные конкуренты, поставщики и рынки сбыта · деятельность конкурентов · новые разработки, методики, технологии · экономическая ситуация на рынке · ценные кадры · политическая и законодательная сферы · патенты и лицензии При постоянном использовании подобная разведка может дать предприятию гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Вот лишь основные ее возможности: · прогнозирование изменений на рынке · предсказание действий конкурентов и поставщиков · выявление новых или потенциальных конкурентов, поставщиков, рынков сбыта · возможность учиться на успехах и ошибках других компаний · защита от судебных исков, связанных с патентами и лицензиями · оценка целесообразности приобретения нового бизнеса · изучение новых технологий, продуктов и процессов, которые могут повлиять на деятельность фирмы · изучение политических, законодательных или регуляторных изменений, которые могут повлиять на деятельность фирмы · оперативное выявление разведывательной деятельности конкурентов на предприятии · оценка соответствия методов ведения бизнеса рыночным реалиям · использование слабостей конкурента в своей рекламе
Пути добывания информации
Если предприятие доросло до момента, когда им стали интересоваться конкуренты, то руководитель этого предприятия задается вопросом его защиты от их действий. В худшем случае он делает это сам, а в лучшем – обращается к специалистам, снимающих с него эту головную боль. Как только соответствующий специалист приходит на работу, он первым делом проводит тщательное исследование предприятия, которое платит ему деньги. В рамках этого исследования он намечает план и цели своей работы, проводит ряд проверок, определяет круг внешних и внутренних угроз и проводит их анализ, что позволяет сформировать перечень задач, выполнение которых обеспечит достижение поставленных целей. После этого он формирует бюджет, необходимый для обеспечения безопасности и предоставляет его своему начальнику. В том случае, когда предприятие уже имеет собственную службу безопасности (далее - СБ) и прочно укрепило свои тылы, оно готово осуществлять активные меры, а именно проводить разведку. Все существующие методы добывания информации можно глобально разделить на два вида – законные и незаконные. В зависимости от законности способов добывания информации их можно отнести к конкурентной разведке или промышленному шпионажу. И тот, и другой способ достаточно эффективны, направлены на экономию средств и времени и преследуют одну из двух целей: проверить благонадежность конкурента или вытеснить его.
Законные методы разведки Конкурентная разведка (КР) — это сбор и обработка данных из разных источников для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации, проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм. В настоящее время правильно организованная конкурентная разведка не ограничивается изучением конкурентов. В нее входит, например, изучение политической обстановки, законодательства, кадровых перемещений людей, чья деятельность может оказать влияние на компанию, новых технологий, собственных клиентов и поставщиков компании. Каналы добывания информации Основной объем информации коммерческой организации циркулирует в ее организационных, юридических и физических границах. Однако экономическая деятельность всегда связана с выходом ее информации во внешнюю среду. Поэтому добывание информации об организации может осуществлять через объекты этой среды из следующих каналов.
Рассмотрим эти каналы более подробно. 1. Использование открытых общих и специальных публикаций и баз данных в качестве объектов аналитической обработки позволяет получить 30-40% информации. Их доступность практически ничем не ограничена, кроме стоимости подписки на информационные издания, базы данных и стоимости аналитической работы (хорошие аналитики должны хорошо оплачиваться). В настоящее время насчитываются десятки информационных изданий. Эти источники позволяют получить достаточно свежие сведения, используемые для организации разведывательной работы конкурирующими предприятиями (постановка задачи на добывание конкретной информации из других источников, планирование и организация мероприятий для этого, планирование и организация работы исследовательских, технологических, маркетинговых служб, непосредственное руководство выполнением мероприятий, контроль результатов). 2. Клиенты, поставщики, инвесторы, банки, посредники, агенты получают информацию в результате контактов персонала предприятия с ними как со своими партнерами. Через этот канал также может проходить от 30 до 40% информации. В контролируемое сообщество этого канала должен входить весь персонал собственного предприятия, который может и должен вступать в контакт со сторонними организациями на основе следующих видов информации: коммерческой, технической, финансовой, юридической и т. д. 3. Привлекаемые к сотрудничеству с предприятием эксперты общественных служб и консультанты, могут предоставить 10-15% информации. Работа консультантов и экспертов сторонних консультационных и экспертных фирм всегда несет некоторую вероятность нарушения работы предприятия. Поэтому их использование должно быть тщательно подготовлено, в том числе и путем ограничения предоставляемой информации. Экспертные оценки могут выполняться лицами из числа сотрудников разнообразных служб своего предприятия. Такие эксперты могут быть штатными или выполнять эту работу по мере возникновения необходимости.
4. И последний канал разведывательной деятельности - представительство на различных организационных формах демонстрации продукции и возможностей - позволяет получать 5-6% информации. Однако степень достоверности этой информации достаточно высокая, если она воспринимается подготовленными специалистами, которые перед посещением мероприятий данной группы источников готовят свой "регистрирующий и анализирующий инструмент" - знакомится с каталогами, анонсирующими эти мероприятия. Рассмотренные внешние каналы информационной деятельности используются ранжированно, в зависимости от их возможностей по предоставлению информации, касающейся различных сторон деятельности предприятия. Соотношение сторон деятельности предприятия и возможностей этих источников информации показано в табл. 1. Недостающая до 100% часть информации получается случайным образом, как правило, от болтунов, говорунов, забывчивых и неаккуратных людей. Ведь при межличностных контактах контроль за ограничением распространения лежит непосредственно на субъектах взаимоотношений - сотрудниках предприятия, о чем они порой забывают под влиянием повышающейся при контакте самооценки и специально поощряемой контактором растущей самозначимости. Информация от всех каналов подвергается противниками коммерческой организации анализу, установлению конъюнктивной и корреляционной зависимостей, компиляции, обобщению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|