Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Почему люди ведут себя неадекватно




Люди могут поддерживать и сильные стороны жизненных умений, и их недостат­ки. В этом разделе в основном рассматривается, как люди сохраняют недостатки жиз­ненных умений. Приобретение сильных сторон жизненных умений и их недостатков связано скорее с вопросом «Что делает по отношению ко мне окружающая среда», чем с вопросом «Что я делаю по отношению к самому себе?», особенно когда дело касается детей. Молодые люди часто зависят от старших. Однако поддержание сильных сторон и недостатков жизненных умений — это другое дело. Здесь, отчасти потому что жиз­ненные умения сохраняются и в зрелом возрасте, вопрос «Что я делаю по отношению к самому себе?» становится более важным, чем вопрос «Что сделала или делает по отно­шению ко мне окружающая среда?». Ниже рассматриваются процессы, которые спо­собствуют поддержанию недостатков жизненных умений.

 

Недостаточно полное использование языка навыков

 

Существует гипотеза, согласно которой поддержанию у людей недостатков навы­ков способствует то, что они недостаточно часто думают о своем поведении, используя язык жизненных умений. Отрицательные моменты, связанные с неадекватным примене­нием языка жизненных умений, уже были указаны. Люди могут ходить по замкнутому кругу, описывая свои проблемы обычным образом, вместо того чтобы анализировать их, используя язык навыков. Немногие люди серьезно задумываются о том, как они думают, и немногие имеют представление о различных навыках мышления. Кроме того, большинство людей не знают, как по-новому определить свои повседневные проблемы, используя термины навыков, для того чтобы можно было работать над изменением.

 

Дефицит навыков мышления

 

Консультирование по жизненным умениям фокусируется скорее на «застревании», чем на болезни. Дефицит навыков мышления — главная причина, по которой люди под­держивают неадекватные жизненные умения. Чрезмерная тревога, как правило, явля­ется обычной темой при дефектном мышлении. Ниже рассматриваются некоторые ос­новные недостатки навыков мышления.

 

Недостатки объяснения причин

 

От объяснения причины зависит степень, в которой люди поддерживают недостатки жизненных умений. Ниже перечисляются часто допускаемые в процессе объяснения ошибки, которые могут подкреплять недостатки жизненных умений. Основной тезис та­ков: при объяснении причин люди часто преобразовывают частичные истины в целост­ные истины, упуская из виду соответствующие аспекты личной ответственности.

«Таков мой характер». Такое объяснение неадекватно преувеличивает значи­тельность выученного компонента в большинстве недостатков жизненных умений.

«Все дело в моем прошлом, в котором я был неудачником». Если люди, кото­рые покинули свой дом, объясняют сохранение недостатков навыков в настоящем не­адекватностью прошлого, такие объяснения не всегда соответствуют истине.

«Все дело в моем невезении». Люди часто добиваются успеха, развивая соот­ветствующие навыки.

«Во всем виновата плохая окружающая среда». Многие люди научились пре­одолевать недостатки навыков, в развитие которых внесла вклад плохая окружающая среда.

«Это ваша вина». Зачем тратить силы на изменение, если в том, что произошли неприятные события, виноват кто-то другой?

«Это — моя вина». Такое мнение ошибочно; кроме того, принятие вины исклю­чительно на свой счет может разрушать уверенность, необходимую людям для преодо­ления жизненных трудностей.

 

Нереалистичные личные правила

 

Личные правила — это правила типа «делай» и «не делай», которыми люди руковод­ствуются в жизни. Каждый человек имеет внутреннюю книгу правил, содержащую стандарты для себя и для других. Эти стандарты могут быть реалистичными и доста­точно гибкими или же нереалистичными и неадекватно жесткими. Эллис предложил использовать термин «долженство» для формулировки жестких внутренних правил, включающих в себя различные слова, выражающие долженствование, — «обязан», «должен», «следовало бы» и т. д. (Ellis, 1980, 1989). Эти нереалистичные правила не только лежат в основе недостатков жизненных умений сами по себе, но и помогают поддерживать другие недостатки жизненных умений. Ниже приводятся примеры лич­ных правил долженства для различных областей жизненных умений.

 

Чувство. «Я никогда не должен сердиться».

Пол. «Я должен всегда быть на высоком уровне».

Мышление. «Все женщины менее способны, чем мужчины».

Отношения. «Я должен всегда побеждать в споре».

Обучение. «Я должен написать совершенное эссе».

Работа. «Моя работа всегда должна меня стимулировать».

Досуг. «Я должен всегда зарабатывать свое время досуга».

Здоровье. «Я должен всегда подталкивать себя к пределу выносливости».

 

Стремление соблюдать нереалистичные личные правила, касающиеся изменения (убежденность в том, что изменение всегда должно быть легким, не требующим уси­лий и безболезненным), вносит вклад в формирование низкой толерантности относи­тельно фрустраций, связанных с изменением. Низкая толерантность людей в отноше­нии фрустрации может способствовать поддержанию свойственных им недостатков жизненных умений.

 

Неточное восприятие

 

Китайская пословица гласит: «Две трети того, что мы видим, находится позади наших глаз». Люди ошибочно поддерживают недостатки жизненных умений, если они твердо уверены в том, что навыки, которыми они владеют, или лучше, или хуже, чем они есть на самом деле. Людям обычно трудно принять противоположную обратную связь, если они слишком высоко оценивают свой интеллект, ласковость, компетентность на рабо­те или качества любовника. Люди также могут неправильно воспринимать как поло­жительную обратную связь, подкрепляя отрицательное представление о самом себе, так и отрицательную обратную связь, подкрепляя положительное представление о са­мом себе (Rogers, 1959). В обоих случаях дефектное восприятие способствует поддер­жанию недостатков жизненных умений, а также само по себе является недостатком жизненных умений.

«Механизмы защиты», «защита», «действия, направленные на обеспечение без­опасности» — эти определения используются для описания тех способов, с помощью которых люди обрабатывают поступающую информацию, не соответствующую суще­ствующим в их сознании личным образам (Freud, 1936; Sullivan, 1953; Yalom, 1980). Защитные процессы предполагают снижение степени осознания с целью достижения краткосрочного психологического комфорта. Защитные процессы варьируются от от­рицания поступающей информации до искажения ее различными способами. Напри­мер, вы можете стремиться к оправданию своих поступков, придумывать отговорки, когда ваше поведение вызывает у вас тревогу. Или же вы можете проецировать, припи­сывать мысли и чувства другим людям, вместо того чтобы признавать их своими соб­ственными.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...