Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как Илья вождем племени был

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ, ОПИСАННАЯ В РАССКАЗЕ «КАК ИЛЬЯ ВОЖДЕМ ПЛЕМЕНИ БЫЛ»

 

Аннотация. Основная тенденция современного образовательного процесса – обеспечить для обучающихся возможность осуществления ими постоянного самообразования, и как следствие, успешной самореализации. Для этого необходимо формирование и развитие у обучающихся соответствующих навыков, одним из которых является умение взглянуть на ситуацию с разных сторон, после чего принять решение на основе совокупности информации из различных отраслей знания. Вашему вниманию представляется научно-фантастический рассказ «Как Илья вождем племени был», в котором описывается практическое применение сочетания таких образовательных технологий, как проблемное обучение, применение исследовательских методов в обучении и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). С учетом наименований указанных образовательных технологий получившееся сочетание логично будет назвать «проблемно-исследовательское обучение с использованием ИКТ».

Действие указанной технологии описывается в представленном ниже научно-фантастическом рассказе. Включение указанной технологии в современную образовательную практику достигается путем налаживания массового производства российских аналогов описанных в рассказе устройств, в т.ч. и виртуальной реальности, повсеместного внедрения их в основную деятельность образовательных организаций, а также организации курсов повышения квалификации в сфере ИКТ для педагогических работников. Описанная в рассказе образовательная технология представляется автору эффективнее уже существующих, поскольку при ее постоянном применении обучающийся вырабатывает навык самостоятельного использования всего богатства знаний человечества для достижения поставленной перед ним цели. При этом педагогический работник перестает быть «транслятором» знаний, выступая в роли организатора учебного процесса.

 

 

КАК ИЛЬЯ ВОЖДЕМ ПЛЕМЕНИ БЫЛ

 

В течение первых 30 минут занятия преподаватель проверил на своем ноутбуке домашние задания (студенты, подключив рабочие планшеты к локальной сети, сбрасывали материал ему на электронную почту), прочитал ответы на вопросы по предыдущему материалу (он вывел на интерактивную доску список вопросов с фамилиями отвечающих, и названные студенты, используя технологию Dropbox, начали по очереди писать свои ответы, сохраняя их в том же файле), выставил оценки в электронный журнал и представил студентам новый материал по теме «Отличие государства от родоплеменного сообщества». Материал представлялся в виде презентации, с устными пояснениями преподавателя. Студенты слушали, и в нужных местах записывали текст стилусами на свои рабочие планшеты.

Презентация закончилась, и преподаватель подытожил:

- Итак, основное отличие государства от родоплеменного сообщества состоит в приоритете права, т.е. записанных законов, над обычаями. В случае же родоплеменного сообщества обычаи заменяют собой право, при этом обычаи можно подправить, изменить или найти другой обычай, больше соответствующий текущей ситуации. Для лучшего понимания этого тезиса проведем самостоятельную работу, в ходе которой вы решите деловые ситуации, для каждого свою, - преподаватель улыбнулся, - под общим названием «Я – вождь племени». Достаньте, активируйте и наденьте очки и перчатки виртуальной реальности, после чего, - тут преподаватель наклонился к ноутбуку и нажал несколько клавиш, - перед каждым из вас появится картинка, описывающая деловую ситуацию. Вам следует сделать выбор или, возможно, откорректировать имеющееся предложение. Для решения ситуации можете пользоваться любыми источниками; главное – правильный ответ.

Студенты выполнили указания преподавателя, и один из них, Илья Салнатов, надев очки и перчатки, увидел перед собой картинку. На ней были размещены два изображения людей: один, с морщинистым лицом, весь увешанный перьями, черепами мелких зверей и птиц, ленточками и просверленными камушками, несомненно, был шаманом. Другой – высокий, мускулистый, все тело исчерчено шрамами, держащий в одной руке каменный топор, а в другой заостренное каменное зубило, явно был кем-то типа главного охотника племени. Под картинкой была помещена виртуальная клавиатура.

Второе изображение зашевелило губами, и под ним появился текст: «Великий Вождь, охотник Ветка Дуба убил во время ссоры другого охотника – Каменное Копыто. Семья Каменного Копыта осиротела, его женщина и трое ее детей вместе с нами хотят справедливости. Мы просим, чтобы ты подтвердил верность нашим обычаям и разрешил нам покарать убийцу, как и положено». Изображение шамана пока молчало, но вся его поза была крайне неодобрительной.

Илья ненадолго задумался, после чего, вытянув обе руки, левой ладонью нажал на изображение шамана, обозначая адресата сообщения, а правой набрал вопрос: «Что следует делать по нашим обычаям?» Лицо шамана недовольно искривилось, и под его изображением появился текст: «Могучий Тур прав – убийцу соплеменника надо казнить. Но все не так просто…». Илья вновь задумался. «Первобытная семья, женщины и дети…». Он движением пальцев уменьшил картинку деловой ситуации и, выйдя в Интернет, набрал в поисковике запрос «первобытные женщины и дети». На появившихся картинках он увидел, как женщины в кусках звериных шкур, вместе с детьми, собирали грибы и ягоды или ловили мелких птиц и зверей, пока охотники убивали крупных копытных и несли свою долю мяса в семьи. «Так, значит, женщины и дети сами не охотились…» - подумал Илья. «А можно ли выжить в лесу без мяса?» - с этим вопросом он вновь обратился к Интернету и получил ответ из курса ОБЖ: «Количество калорий, получаемых при поедании ягод, значительно меньше, чем тратится на их собирание; поэтому, оказавшись в лесу надолго, обязательно ищите мясо и другие белковые продукты».

Понимая, что при подготовке деловой ситуации преподаватель обращался к тем же образам, которые сейчас возникали перед Ильей, студент, обладая развитым воображением, представил себе, как женщина и трое маленьких детей собирают ягоды и пытаются поймать зайцев и полевых мышей, пока семьи остальных охотников едят принесенное их отцами мясо оленей и кабанов.

Пока Илья размышлял, картинка зашевелилась. Илья раздвинул ее и увидел, что изображение Могучего Тура нахмурилось (это означало ограничение времени на задание) и под ним появился текст: «Великий Вождь, дух убитого будет преследовать племя, если его убийца не будет казнен как можно быстрее и мучительнее!» Тут же вспомнилось уже обыденное, из жизни – «Ты вправе обдумать свое решение, пока не примешь его сам, без постороннего влияния!». Илья нахмурился, вновь нажал на изображение Тура и набрал текст: «С духами справится шаман, это его дело!» Изображение Тура покорно кивнуло и как-то обмякло. Изображение же Шамана, напротив, горделиво распрямилось и даже подмигнуло Илье, после чего под ним появился текст: «Ветка Дуба молод и не женат, он хороший охотник, а драка возникла из-за того, что кто-то сдвинул копье Каменного Копыта. Тот не любит, когда трогают его оружие, и накинулся на Ветку Дуба, потому что на охоте он сидел ближе всех. Ветка хотел успокоить Копыто, бросив его в кучу мокрых листьев под деревом, но тот попытался вывернуться и ударился виском о толстый корень».

Илья вновь обратился к Туру: «Так все и было?» Тот, не меняя покорной позы, ответил: «Именно так». После этого Илья, вспомнив слова преподавателя об обычаях, которые можно редактировать по текущей ситуации, вновь обратился к Шаману: «У нас есть обычай, по которому неженатый охотник может взять в жены женщину без мужа и содержать ее и ее детей, как своих?» Шаман радостно улыбнулся и под ним высветился текст: «Да, Великий Вождь. Сейчас нашему племени нужны дети. Лесные боги не оставляют наше племя своей заботой, в лесах сейчас много мяса».

Илья удовлетворенно кивнул головой и обратился к обоим: «Тогда пусть сегодня Ветку Дуба сторожат, чтобы он не сбежал и ничего с собой не сделал, а завтра соберите все племя на Поляне Совета, и его тоже приведите. Я скажу ему – он может взять женщину Каменного Копыта себе в жены, и дети Каменного Копыта будут ему как собственные. Если же он не захочет сделать так, тогда он будет мучительно покаран как убийца соплеменника. Если Ветка Дуба согласится, то ты, Могучий Тур, будешь следить, чтобы ему давали долю семейного человека. Я решил так!». Оба изображения поклонились, под ними появился текст «Повинуюсь, Великий Вождь!», после чего картинка растаяла и во весь экран появилась написанная красным оценка 5 с подписью рядом в скобках «отл.».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...