Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов




Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений

 

Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений

Рассмотрение дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, осуществляется в арбитражном суде по общим правилам искового производства с особенностями, установленными разд. III АПК.

Особенностью производства по данной категории дел следует назвать то, что одним из субъектов в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, является государственно-властный орган или должностное лицо, предписывающие другому субъекту правоотношений обязательные для исполнения действия, либо устанавливающие запреты, либо своим бездействием препятствующие реализации прав или законных интересов другого субъекта.

АПК предусматривает особенности производства по четырем категориям дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений:

1) дела об оспаривании нормативных правовых актов;

2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц;

3) дела об административных правонарушениях;

4) дела о взыскании обязательных платежей.

Для всех названных категорий дел общим признаком является то, что дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются арбитражным судом, если они затрагивают права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

К числу особенностей производства по данным категориям дел относятся следующие.

Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, с особенностями, установленными в разделе III, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом. Особенности производства диктуются неравноправием сторон.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие). Доказывать законность принятых актов или совершенных действий (бездействия) обязаны государственно-властный орган или должностное лицо. Однако в случае выдвижения возражений гражданин или юридическое лицо обязаны их обосновать.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание таких представителей и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. В случае их неявки арбитражный суд может наложить на них штраф в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.

Новеллой в арбитражном процессе является возможность примирения сторон в делах из административных и иных публичных правоотношений. Такое примирение оформляется соглашением сторон или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.

 

Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом при соблюдении одновременно двух условий:

1) оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу;

2) оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если выполняются одновременно два условия:

1) оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу;

2) оспариваемый акт или отдельные его положения нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 52 АПК РФ).

К компетенции арбитражного суда не относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ, а также дела об оспаривании нормативных правовых актов, признание которых противоречащими закону отнесено к подведомственности судов общей юрисдикции. Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным АПК для искового заявления. Кроме того, в заявлении должны быть также указаны:

1) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

2) название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;

3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;

4) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу, и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;

5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;

6) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, указанные в п. 1—5 ст. 126 АПК как обязательные приложения к исковому заявлению, а также текст оспариваемого нормативного правового акта. Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает автоматически действие оспариваемого нормативного правового акта. Приостановление действия нормативного правового акта не может применяться в качестве обеспечительной меры.

Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей. Срок рассмотрения таких дел не может превышать двух месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. По этой категории дел, как и по всем другим делам, рассматриваемым арбитражным судом, обязательно проведение предварительного судебного заседания в рамках подготовки дела к судебному разбирательству.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. Арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Ч. 6 ст. 194 АПК уточняет правило о перераспределении бремени доказывания в делах из административных и иных публичных правоотношений применительно к рассматриваемой категории дел: орган, должностное лицо, которые приняли акт, обязаны доказать соответствие оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличие у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.

В целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц АПК устанавливает правило о том, что отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу. Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК. По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:

1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия. Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда, и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда РФ, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями. Кроме того, решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ» и при необходимости в иных изданиях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...