Механизм международной защиты прав и свобод человека в рамках ООН
Название «Объединенные Нации», предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств на стадии формирования ООН и позже в рамках ее деятельности защищать жизнь, свободу, независимость и сохранение человеческих прав и справедливости. В научной литературе, в первую очередь в трудах Л. В. Павловой [55], неоднократно отмечалось, что ООН создавалась с целью вести деятельность по трем основным направлениям: 1. Разработка и принятие основных международных документов, определяющих цели и задачи международного сотрудничества государств. 2. Подписание межгосударственных соглашений о сотрудничестве в какой-либо области или по отдельному, конкретному вопросу, в том числе в области прав человека. 3. Создание системы органов и учреждений ООН, правовая регламентация их статуса, компетенции, форм работы и взаимодействия, в том числе контрольного механизма в области прав человека. Организация Объединенных Наций – это универсальная международная организация, сформированная 51 государством-учредителем в целях поддержания мира и международной безопасности и развития всестороннего сотрудничества между странами и народами мира. Она была создана на такой особой многосторонней правовой основе, как Устав ООН. Особую значимость данному событию, произошедшему более 70 лет назад, придает то обстоятельство, что проект рассматриваемого документа был единодушно подписан 26 июня 1945 г. всеми участниками специально созванной международной конференции в Сан-Франциско (США), а затем в короткий срок ратифицирован одновременно пятью будущими членами Совета Безопасности и большинством из числа других 51 учредителя, что позволило объявить о вступлении Устава ООН в силу начиная с 24 октября 1945 г.
Таким образом, Комитеты, учрежденные универсальными международными или региональными конвенциями по правам человека, не являются судебными органами. Они не выносят приговоров и не осуждают. Процедура предоставления и изучения докладов имеет целью установить конструктивный диалог с отчитывающимся государством. Комитет стремится произвести оценку dejure и defacto положения в государстве, представившем доклад, и помочь этому государству в выполнении обязательств, возлагаемых на него после ратификации или присоединения к Конвенции. Однако в работе Комитетов очевидны недостатки, влияющие на эффективность их деятельности: 1) большое число не представленных вовремя докладов, в том числе и в связи с низкой способностью Секретариата обрабатывать доклады; 2) государствам иногда приходится представлять до пяти докладов в год по вопросам, тесно связанным между собой; 3) отсутствие процедуры осуществляемых на регулярной основе последующих мероприятий. В связи с этим представляется очевидным, что только судебный орган, обладающий полномочиями рассматривать индивидуальные жалобы и жалобы государств, принимающий обязательное и окончательное решение по делу, может являться реальным механизмом защиты прав человека.
Взаимодействие международного и внутригосударственного права в области защиты прав человек в Республике Беларусь Обязательность соблюдения государствами на национальном уровне международных требований в области прав человека предусмотрена Программой действий, принятой в 1993 году на Второй Всемирной конференцией по правам человека в Вене. Если на международном уровне защита прав человека выражается в разработке международных стандартов в области прав человека и организации контроля за их соблюдением государствами, то на национальном уровне государства должны приводить законодательство в соответствие с этими стандартами и делать все для их выполнения.
Международное сотрудничество Республики Беларусь по различным направлениям в области прав и свобод человека, ее вхождение в межгосударственные образования направлено на обеспечение реализации и создание эффективной системы гарантий провозглашенных в национальной правовой системе прав и основных свобод человека и гражданина. Республика Беларусь провозглашает не только верховенство норм международного права, но также возможность их прямого действия на территории страны и использование в правоприменительной практике судов. Однако существующий имплементационный механизм в Республике Беларусь еще недостаточно совершенен. Несмотря на это, имеются основания ожидать, что в будущем эти недостатки будут устранены. Об этом свидетельствует ориентация белорусского законодателя на международное право. Создания единого национального правозащитного учреждения, института Уполномоченного, поможет предотвратить отклонения от конституционных и иных правовых норм и предупредить нарушения государственными служащими административной этики, позволит укрепить правозащитный механизм и создать дополнительные гарантии защиты прав и свобод граждан, обеспечить их соблюдение и уважение со стороны государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы: 1. Более полувека назад под воздействием Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека был дан старт формированию современных представлений о правах человека как об особом типе общественных отношений. Понятие международной защиты прав человека начало формироваться одновременно с моментом вступления в силу Устава ООН (24 октября 1945 г.), в ст. 1 и 5 которого – дважды – была подчеркнута особая важность проблемы содействия всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка, религии и т.д. Под этим понятием, как показали проведенные нами исследования, ныне понимают как комплекс целей, задач, юридических средств и процедур, которые используются универсальным механизмом ООН, так и сам многоуровневый процесс реализации провозглашенных стандартов соблюдения прав человека.
Исходя из проведенного анализа международно-правовых документов целесообразно присоединиться к мнению В.А. Карташкина о том, что международная защита прав человека носит универсальный характер, представляет из себя главенствующее направление деятельности по обеспечению всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех. При этом аналогичную деятельность региональных объединений государств следует именовать как региональное сотрудничество в области прав человека [22, с. 185]. 2. Одним из результатов исследования может считаться вывод о том, что одну из характерных особенностей международной защиты прав человека в настоящее время составляет постоянно возрастающая роль контрольных органов ООН. Государства в ходе обсуждения Устава ООН, а затем и в начальный период после его принятия и начала функционирования Организации Объединенных Наций вначале отрицательно отнеслись к идее создания особых контрольных органов для наблюдения за качеством выполнения государствами принимаемых на себя международных обязательств в области прав человека. Лишь со временем произошло осознание важности учреждения обширной системы таких механизмов, которые позволяли бы непредвзято оценивать степень данной важной деятельности. Международная защита прав человека, подкрепляемая региональным сотрудничеством и активизацией национальной защиты, зарекомендовала себя действенным инструментом создания и поддержания обстановки уважения к правам человека и соблюдения государствами соответствующих международных обязательств. Принимая во внимание усиление взаимозависимости государств, усиливающуюся глобализацию и совершенствование международного права в области прав человека, можно уверенно предположить, что роль международной защиты прав человека, включая такой ее компонент, как система контрольных органов ООН, с течением времени будет возрастать.
3. С учетом неотложности, остроты и всеобщности данного нового явления жизни главенствующую роль в решении данной глобальной задачи стало играть международное публичное право, и прежде всего система универсальных правовых актов в области прав человека. В подтверждение этого можно привести события, связанные с формированием комплекса из пяти документов под общим названием Международного билля о правах человека. В состав этого комплекса ныне включают утвержденную Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщую декларацию прав человека и принятые в 1966 г. Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП), а также два Факультативных протокола к МПГПП (первый из этих двух документов – о возможности направления гражданами жалоб на свое государства, направляемых в адрес Комитета по правам человека ООН, провозглашен 16 декабря 1966 г.; второй – направленный на отмену смертной казни, провозглашен 15 декабря 1989 г.). Все вместе эти пять документов и многие последующие, появившиеся в развитие идеи создания не только надежной правовой основы защиты прав человека, но и формирования универсального механизма организации и контроля за исполнением международных стандартов в области прав человека, стали воплощать в жизнь давнюю надежду стран и народов о создании в отдаленной перспективе единого мирового правопорядка – при сохранении национального многообразия, который по-прежнему защищал бы фундаментальные права и свободы индивида. В настоящее время международная защита прав человека осуществляется по трем основным направлениям: выработка единых рекомендаций по вопросу о том, какие именно права и свободы для всех должны подлежать особому контролю; разработка международных соглашений о правах человека, которые обязывают государства признавать и защищать права и свободы человека в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами; содействие региональным и национальным механизмам в совершенствовании мониторинга складывающейся в мире ситуации по соблюдению прав человека. 4. В настоящее время к наиболее эффективным элементам международной защиты прав человека следует отнести, по нашему мнению, механизмы, созданные в рамках международных договоров или признанные в названных договорах в качестве таковых, а также иные международные организации и их подразделения, имеющие легитимные контрольные полномочия в области прав человека. К таким органам, действующим на универсальном уровне, относятся, в частности, Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, ЭКОСОС, Международный Суд, Секретариат ООН, а также конвенционные комитеты, ряд специализированных учреждений ООН, иные вспомогательные структуры (в том числе создаваемые на определенный промежуток времени) и так называемые специальные процедуры по правам человека. В состав такой системы следует, как представляется, включить также высших должностных лиц указанного выше механизма, а также иных лиц, групп лиц и организации, которым в соответствии с международно-правовыми актами в ряде случаев делегируются контрольные функции.
5. Обязательность соблюдения государствами международных стандартов в области прав человека стала аксиомой, не подлежащей сомнению. Этот принцип был вновь подтвержден в Венской декларации и Программе действий, принятых в 1993 г. на Всемирной конференции по правам человека. Особо следует отметить значимость участия в данной работе Совета по правам человека как вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН. Создание и последующая деятельность Совета по правам человека существенно упорядочили существовавшую на тот момент и функционирующую поныне систему международной защиты прав человека. 6. Разработка теории прав человека признается в наши дни одним из существенных достижений современной международной правовой мысли, важным вкладом в формирование и углубление содержания понятия общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Следует согласиться с мнением ряда политических деятелей и ученых о том, что права человека стали в последнее время признаваться наряду с верховенством права, эффективностью закона, толерантностью, соблюдением норм справедливости, почитанием семьи еще одной общечеловеческой ценностью мировой цивилизации. 7. Подавляющее большинство современных государств признают ценность и необходимость соблюдения прав и свобод человека и гражданина, причем закрепляют особый статус этой проблемы на самом высоком правовом уровне – в виде отдельных глав (разделов) национальных конституций. Реализация положений, гарантирующих защиту прав человека, ныне признается важной составляющей процесса формирования демократического правового социального государства. Тем не менее, несмотря на все предпринимаемые меры по усилению контроля за выполнением государствами – участниками своих обязательств, контрольные органы все же не наделены международными соглашениями по правам человека достаточными полномочиями. Трудности в работе таких органов возникают также и потому, что многие нормы по правам человека сформированы неточно и не имеют конкретно обозначенных правовых границ. 8. Республика Беларусь провозглашает не только верховенство норм международного права, но также возможность их прямого действия на территории страны и использование в правоприменительной практике судов. Однако существующий имплементационный механизм в Республике Беларусь еще недостаточно совершенен. Несмотря на это, имеются основания ожидать, что в будущем эти недостатки будут устранены. Об этом свидетельствует ориентация белорусского законодателя на международное право. Создания единого национального правозащитного учреждения, института Уполномоченного позволит укрепить правозащитный механизм и создать дополнительные гарантии защиты прав и свобод граждан, обеспечить их соблюдение и уважение со стороны государства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|