Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информацию, связанную с кризисом мировой системы можно почерпнуть из разных источников, не только из учебной литературы.

Самарский финансово-экономический колледж

(Самарский филиал Финуниверситета)

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании предметной (цикловой)

комиссии

социально-экономических дисциплин

Протокол № ___ «____» ___________ 2016 г.

Председатель ______________Арефьева Г.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По выполнению домашней контрольной работы

По дисциплине «Основы философии»

Для студентов II курса учебных групп № 505,506

Заочной формы обучения

По специальностям 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.06 «Финансы»

На 2016 – 2017 учебный год

 

Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие мышления, интеллектуального развития и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.

Цель дисциплины – сформировать представление о философии как о специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации. Дисциплина «Основы философии» тесно связана с другими дисциплинами общегуманитарного цикла: «Обществознание», «Основы культурологии», «Основы этики».

В результате изучения данной дисциплины студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.

В первом разделе «Введение» в теме «Философия, ее предмет и роль в обществе» рассматриваются вопросы об основных категориях и понятиях философии, проблема основного вопроса философии, основные направления философии, функции, специфика и роль философии в жизни человека и общества. Характеризуются основные этапы генезиса философии.

Во втором разделе «Историко-философское введение» обозначены главные направления и этапы развития философии. В данном разделе представлены темы: «Зарождение философии. Античная философия», «Философия Средних веков», «Философия эпохи Возрождения», «Философия эпохи Нового и Просвещения», «Немецкая классическая философия», «Русская философия», «Марксистская философия», «Современная западноевропейская философия», где уделяется внимание основным представлениям философской мысли в различные исторические эпохи, рассматриваются их идеи, определившие направление культуры и философии народов мира в целом.

В третьем разделе «Систематический курс» рассматриваются отдельные различные проблемы философии о бытии, учениях философии о сознании и познании, о природе и обществе. Кроме того, здесь освещаются темы: «Проблема человека, сущность и содержание», «Исторический процесс. Проблема типологии истории», «Теория познания», «Проблемы и перспективы современной цивилизации». В разделе показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности сознания, важнейшие формы и методы познания человеком окружающего мира, серьёзные проблемы современной истории и перспективы современной цивилизации.

В разделе описываются основные философско-исторические концепции прошлого и настоящего, философско-исторические концепции русских мыслителей XIX-XX вв., сохраняющие свое актуальное значение и сегодня, рассматриваются философские представления о культуре и цивилизации, о кризисе культуры и глобальных проблемах, стоящих сегодня перед человечеством. Следует отметить, что в результате изучения темы «Философия, ее предмет и роль в обществе» из первого раздела обучающийся должен знать и понимать основные категории и понятия философии, проблему основного вопроса философии, специфику философского мировоззрения, ее функции, а также основные этапы генезиса философии.

В результате изучения тем «Зарождение философии. Философия Античного мира» и «Философия Средних веков» второго раздела дисциплины «Историко-философское введение» обучающийся должен знать наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появлявшиеся в истории философии, уметь прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли. Философия Античности – это кладовая мировой философской мысли, определившая развитие философии как науки во всем мире. В ней сочетается множество идей, направлений, теорий, которые затрагивали важнейшие вопросы мироустройства и общественной жизни. Не менее интересна философия Средних веков, ее мистическая и теологическая направленность, религиозные учения о боге и человеке.

В результате изучения темы «Философия Эпохи Возрождения» студент должен знать наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появлявшиеся ещё в истории средневековой философии.

Студенту следует обратить внимание, что в центре философии проблемы человека, государства и права, гносеологические проблемы. Возникают течения эмпиризма и рационализма, которые спорят о природе познания: опыт или разум.

При изучении темы «Философия эпохи Просвещения» студенту необходимо знать о прогрессивных философских течениях, идеях разума, свободы и справедливости, научных концепциях, имена философов-просветителей.

В процессе изучения темы «Немецкая классическая философия» студент должен знать о выдающихся философских учениях немецких просветителей, их идеях, повлиявших на развитии дальнейшей философии. Философия 18 – 19 вв. сложна для понимания, так как это сочетание материалистической и идеалистической философии. В характеристике Немецкой классической философии следует уделить внимание философским взглядам И.Канта и Г.Гегеля, Л.Фейербаха.

В результате изучения темы «Марксистская философия» студент должен знать предпосылки возникновения марксистской философии, основные проблемы, этапы развития, диалектический материализм, его категории, их содержание. Материалистическое понимание истории и понятие общественно-экономической формации.

Очень интересна для изучения тема «Русская философия», так как в процессе ее изучения студент должен разбираться в этапах развития русской философии, ее школы и течения, в нравственно-антропологической направленности русской философии, в учениях западников и славянофилов. Философское осмысление вопроса о месте России славянофилами, о ее исторической роли в мировом сообществе сегодня очень актуально с точки зрения гуманитарного знания.

В результате изучения темы «Современная западно-европейская философия» студент должен разбираться в XXв., основных направлениях западной философии XXв.: экзистенциализм, позитивизм и неопозитивизм, структурализм, неотомизм, герменевтика, в основных положениях теории психоанализа З.Фрейда, «архетипов» К. Юнга. При изучении данных тем можно обратиться к первоисточникам, философским трудам русских и европейских ученых.

В результате изучения темы «Учение о бытии» из третьего раздела философии «Систематический курс» студенту необходимо обратить внимание на категории бытия в пространстве и времени, проблемы бытия человека и законы диалектики как основу научного знания многих наук.

В результате изучения тем «Происхождение и сущность сознания» и «Теория познания» студент должен знать, что говорят современные философия и наука о природе и структуре сознания,что такое познание, его природу, иметь представление о том, какими методами и приемами человек познает мир. При изучении и освещении данной темы следует обратить внимание на то, что сознание как философский термин – высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности. Тема «Учение о познании» и «Проблема сознания» тесно связаны между собой. Познание – это и процесс отражения действительности и активный, творческий процесс приобретения знаний, их развития и совершенствования.

По итогам изучения темы «Природа как предмет философского осмысления» студент должен понимать глобальную значимость философских представлений о природе и проблематики природного наследия сегодняшнего дня, отношения человека к природе. Обучающийся должен знать проблему жизни, ее конечность и бесконечность в условиях Земли, ее уникальность и множественность во Вселенной.

В результате изучения темы «Проблема человека, сущность и содержание» студент должен знать основные проблемы, свя­занные с изучением человека: его происхождение,уметь анализировать современ­ные философские и научные представления о природе человека.

При освещении вопросов этой темы следует обратить внимание на то, что человек – главная тема и загадка философии. У ученых-философов наблюдается множество точек зрения на сущность человека, его биологическую и социальную природу. Проблема человека как социального существа изложена в философской литературе крайне неоднозначно.

В результате изучения темы «Исторический процесс. Проблема типологии истории» студент должен знать основные концепции ис­торического развития, понимать стадии и типы исторического процесса, уметь критически анализиро­вать эти концепции понимать место и роль отдельного человека в истории.

В результате изучения темы «Проблемы и перспективы современной цивилизации» студент должен знать философские пред­ставления относительно возможных путей будущего мирового развития, понимать основные мировые проблемы, их значимость. При изучении и освещении данной темы следует обратить внимание, что в современном мире наблюдается кризис религиозного и культурного мировоззрения. Это, по сути, кризис духовности, нравственности в сознании народа. Экуменическое движение, т.е. движение против религии и церкви можно рассматривать как одну из духовных проблем современного мира. Тематика проблем современного мира настолько многогранна, что включает в себя знание политических, экономических и культурных реалий современного мира.

Информацию, связанную с кризисом мировой системы можно почерпнуть из разных источников, не только из учебной литературы.

Студент в результате усвоения всего курса должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов, должен задумываться над вопросами: Откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? В чем заключается это назначение?

Учебный материал, излагаемый для групп заочного отделения на установочных занятиях, определяется цикловой методической комиссией.

Согласно учебному плану студенты заочного отделения выполняют одну контрольную работу по дисциплине «Основы философии», потом сдают экзамен. Вариант работы определяется по начальной букве фамилии студента. Учебным планом предусмотрено 10 вариантов контрольной работы.

 

№№ варианта домашней контрольной работы I II III IV V VI VII VIII IX X
Первая буква фамилии студента А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

 

Контрольная работа каждого варианта включает два теоретических вопроса и вопрос, требующий определить те или иные понятия или объяснить философскую мысль. Объем контрольной работы не менее 18 листов формата А 4. Ответы на вопросы должны быть полными, аргументированными, тема вопроса должна быть раскрыта. В ответе желательно структурировать излагаемый учебный материал, придерживаясь программы курса. Ответ должен содержать:

- введение, где обосновывается актуальность темы, цели работы,

- основную часть, в которой должна быть раскрыта суть изучаемых вопросов, их особенности

- заключение, где подводятся итоги работы, излагаются выводы по вопросу или теме. Студент может привести исторические, социальные примеры, данные статистических исследований и другие данные, если того требует та или иная тема, вопрос контрольной работы. При написании контрольной работы необходимо использовать не только учебные пособия, но и дополнительную литературу по курсу: монографии, философские сборники, периодические издания (журнал «Вопросы философии» и другие). Следует учесть, что точка зрения разных авторов на исследуемую тему может быть различна, поэтому внимательно изучите литературу и источники и постарайтесь отразить данное противоречие в работе. Список литературы, которую можно использовать при написании работы прилагается после программы курса и методических указаний к выполнению контрольной работы. Список использованных источников приводится в алфавитном порядке в конце выпускной квалификационной работы после заключения. Если в списке литературы имеются источники на иностранном языке, они размещаются в алфавитном порядке (по алфавиту иностранного языка) в пределах списка источников после перечисления отечественных изданий. Также используется промежуточный заголовок: «Литература на английском (немецком и др.) языке».

Структура домашней контрольной работы:

-титульный лист

-задание;

-теоретическая часть;

-практическая часть (если она присутствует в задании к контрольной работе);

-список используемой литературы.

Текст домашней контрольной работы должен быть набран на персональном компьютере и распечатан на принтере, шрифт 14 пт (Times New Roman), с межстрочным интервалом – 1,5.

Требования к полям: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Абзацный отступ составляет 1,25 см. Текст выравнивается по ширине.

Ответы на теоретические вопросы должны быть полными, аргументированными, тема вопроса должна быть раскрыта.

Все листы домашней контрольной работы подшиваются в папки-скоросшиватели и представляются на рецензирование в сроки, установленные преподавателем.

Домашняя контрольная работа подлежит обязательному рецензированию. Рецензия преподавателя в дальнейшем может быть использована обучающимся для последующей работы над учебным материалом.

Каждая контрольная работа проверяется преподавателем в срок не более семи дней. Результаты проверки фиксируются в журнале учета домашних контрольных работ и в учебной карточке студента.

По итогам проверки домашней контрольной работы выставляется оценка «зачтено»/ «незачтено».

По зачтенным работам преподаватель может проводить собеседование для выяснения возникших при рецензировании вопросов.

Незачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению, и вместе с первоначально выполненным вариантом домашней контрольной работы и рецензией на нее направляются в установленные сроки для повторного рецензирования.

Студенты, чья домашняя контрольная работа в результате рецензирования не была оценена положительно, к промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Основы философии» (к сдаче зачета) не допускаются.

 

 

ЗАДАНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...