Условия развития культуры.
Долгое время определяющим в духовной жизни славян являлось язычество. После принятия христианства на смену ему пришло другое, во многом противоположное мировоззрение. Язычество было основано на культе природы и ее явлений, любви к земной жизни. В христианстве все земное считалось бренным и преходящим, а настоящей жизнью являлась жизнь после смерти, В результате взаимодействия язычества и христианства на Руси сложилась своеобразная культура. Она развивалась в рамках христианства, но вобрала и себя многие языческие мотивы, обряды, сохранившиеся и поныне, например такие, как масленица. Через христианство на Руси были восприняты многие достижения античной, особенно древнегреческой культуры. Велико было влияние культуры южных славян, прежде всего болгар. Большую роль сыграли некоторые черты культуры ассимилированных славянами финно-угорских и балтийских племен. Немилое значение имело влияние кочевых народов, как древних (скифов), так и современных Руси (хазар, половцев). Наконец, Русь имела широкие связи с Западной Европой и воспринимала ее культуру. Письменность и литература. Для Руси было характерно широкое распространение грамотности. Это было необычно для Европы того времени. Неслучайно дочь князя Ярослава Мудрого королева Франции Анна в письме отцу высказывала свое удивление низким уровнем образованности жителей ее королевства по сравнению с Русью. Католичество считало важной письменность лишь на латинском языке, недоступном большинству населения. Православие же допускало чтение Библии на национальных языках. Это делало грамотность более доступной и распространенной. Древнейшая письменность существовала на Руси еще до принятия христианства. Свидетельство тому сообщение летописи о русском тексте договоров Олега и Игоря с Византией. Вместе с христианством на Русь попала общеславянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием.
Об уровне образованности на Руси говорят берестяные грамоты — письма друг к другу людей самого различного социального статуса, найденные археологами. О грамотности горожан свидетельствуют также надписи на стенах церквей, на гончарных и других изделиях. Наряду с книгами, привезенными из других стран, появились и книги русских авторов. В настоящее время мы знаем лишь о разрозненных остатках этих книг: большинство их погибло в последующие годы. Первым из русских писателей считается митрополит Идарион. В своем философски публицистическом труде «Слово о Законе и Благодати» он обосновывает полноправное место Руси среди других христианских стран, показывает смысл Крещения Руси. Важнейшим произведением древнерусской литературы является «Повесть временных лет». По традиции, ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Однако это устоявшееся мнение не подтверждается научными данными. Нестор был автором «Чтения о Борисе и Глебе» и «Жития Феодосия Печерского». Описание событий жизни и гибели первых русских святых в «Чтении о Борисе и Глебе» Нестора кардинальным образом расходится с описанием этих сюжетов в «Повести временных лет». «Повесть» — сложное произведение, вобравшее в себя фрагмент, разных летописей и литературные труды многих авторов. Они были собраны вместе в Киеве в начале XII в, Крупным писателем был Владимир Мономах, автор многих посланий и «Поучении» детям, которое читали и через несколько столетий после его создания. «Поучение» наполнено глубокими Философскими размышлениями о смысле жизни, об обязанностях правителя, о соотношении нравственности и политики.
Философско-религиозные искания отразились в таких известны х произведениях, как «Слово» и «Моление» Даниила Заточника "Др. Все эти произведения написаны в русле христианской традиции. Но были и произведения, где языческие черты преобладали над христианскими. Это самый выдающийся памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». В нем рассказывается о неудачном походе Новгород- северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В поэтической форме дается широкая панорама жизни Руси того времени. Неизвестный автор «Слова» призывал князей объединиться для борьбы с общим врагом. Кроме письменной литературы существовала и устная. Это народные сказания — былины. Они записаны в основном в XIX в., а до того передавались из поколения в поколение сказителями. Д'Х Архитектура и изобразительное искусство. Первые каменные ^христианские храмы строили мастера из Византии. Но уже в них проявились самобытные черты русской архитектуры. Древнейшая из сохранившихся построек — Софийский собор XI в. в Киеве. Однако его много раз перестраивали. Совсем немного уступает ему по древности Софийский собор в Новгороде. Он сохранился почти в первозданном виде. Это величественное и суровое сооружение, характерное для Северной Руси. В XII в. вырабатывается особый русский тип однокупольных храмов. Больше всего их во Владимиро-Суздальской земле. Самый известный храм — церковь Покрова на Нерли, возведенная при Андрее Боголюбском. Правда, ныне она также несколько изменила свой вид по сравнению с первоначальным. Храм поражает красотой и гармонией. Не менее прекрасны Успенский и Дмитриев-скип соборы во Владимире, многие церкви Суздаля, Переплавляли Залесского и т.д. Самостоятельные школы сложились в новгородской архитектуре, архитектуре других земель. Многие соборы украшены каменной резьбой и рельефами. В них проявилось не всегда совпадающее с аскетическими идеалами церкви стремление древнерусских мастеров к прекрасному. Изображения животных, растений, людей говорят о сохранении языческих мотивов в изобразительном искусстве. Художественное творчество Древней Руси представлено фресками, иконами, мозаиками. В живописи велико было влияние византийского искусства.
Монгольское завоевание и его последствия Монгольское нашествие. В XIII в. в степях Центральной Азии у обитавших там монгольских племен начался переход от первобытности к ранней государственности: выделялась знать, возвышающаяся над соплеменниками. Как и все народы на этой стадии, монголы стали очень воинственными, стремились к обогащению за счет соседей. Вождь одного из племен, принявший имя Чингисхан — великий хан, в жестокой борьбе объединил все монгольские и родственные им племена. Это объединение стало возможным благодаря тому, что Чингисхан выдвинул заманчивую цель — создание всемирного государства, в котором монголы станут господами и будут жить за счет покоренных народов. Было создано мощное войско с суровой дисциплиной, В ходе объединения племен Чингисхан истребил родственное монголам племя татар. Однако соседние народы называли татарами всех монголов. В Европе их называли так в связи с тем, что они напоминали выходцев из ада (по-гречески ад — тартарос). С 1211 г. Чингисхан начал свои завоевания с нападения на Китай, затем на государство хорезмшахов в Средней Азии. Разведывательный отряд монголов нанес удар по половцам. Половцы, которые не только воевали с русскими княжествами, но и имели с ними тесные хозяйственные иные отношения, обратились за помощью к князьям. На съезде князей в Киеве было решено сразиться с неведомыми завоевателями. В 1223 г. русско-половецкое войско встретилось с монголами на реке Калке и потерпело жестокое поражение. Монголам помогло отсутствие единства среди князей, часть из которых даже не вступила в бой. В 1227 г. Чингисхан умер, разделив перед этим свою огромную державу между четырьмя сыновьями. Трое из них должны были подчиняться одному из братьев — великому хану. Старшему сыну достались владения на западе, однако он умер еще раньше Чингисхана. Власть над этими землями получил его сын Батый. В 1235 г. на съезде потомков Чингисхана было решено продолжить завоевания на западе вплоть до «последнего моря». В поход под предводительством Батыя двинулось огромное войско. В его состав помимо монголов входили уже многие из покоренных ими народов.
Поход Батыя и начало монголо-татарского ига. После разгрома Волжской Булгарии Батый в конце 1237 г. обрушился на княжества Северо-Восточной Руси. При штурме русских городов завоеватели широко использовали военно-технические достижения покоренных народов, главным образом Китая, — стенобитные и метательные машины. Один за другим были захвачены и уничтожены почти все русские города — Рязань, Владимир, Суздаль. В марте 1238 г. в битве на реке Сити завоеватели разгромили дружину великого князя владимирского Юрия, сына Всеволода Большое Гнездо. Затем Батый двинулся на Новгород. Но не дойдя до него ЮО верст, орды завоевателей повернули обратно. Отступление Батыя было вызвано прежде всего громадными Потерями, понесенными его войском в походе. Ни один русский город не сдавался без осады и штурма. Все жители с оружием в руках вставали на защиту. При возвращении монголов на их пути оказался маленький городок Козельск. Оборона города от многократно превосходящих сил противника длилась семь недель. Причиной побед завоевателей было в первую очередь их громадное численное превосходство. По подсчетам историков, Батый привел в Северо-Восточную Русь 120—140 тыс. воинов. Все русские земли, включая Новгород, могли выставить не более 30— 40 тыс. ратников, причем большинство их были не профессиональные дружинники, а ополченцы-горожане. Но даже эти силы действовали разобщен но. Получив подкрепление с востока, Батый продолжил поход на запад. Были уничтожены Чернигов и Переславль, в 1240 г. пал после осады Киев. Бывшая столица Руси превратилась в развалины, почти все его жители погибли или попали в плен. Затем Батый огнем и мечом прошелся по Галицко-Волынской земле, разгромил Венгрию, Польшу, Хорватию. Было побеждено войско рыцарей, посланных навстречу монголам императором Германии. И все же в 1242 г. Батый повернул назад. В Западной Европе, ждавшей неминуемого разорения, это было воспринято как чудо. Главной причиной чуда стало упорное сопротивление русских земель и урон, понесенный Батыевым войском во время похода. В низовьях Волги хан Батый основал столицу своей державы — город Сарай. Он был построен руками захваченных на Руси и к других странах ремесленников. Государство Батыя и его преемников называлось Золотой Ордой. Сюда в 1243 г. были вызваны все уцелевшие русские князья, стоявшие во главе разоренных земель. Из рук Батыя они получили ярлыки — грамоты на право управления тем или иным княжеством. Так Русь попала под иго Золотой Орды. Русские княжества сохранили внутреннее самоуправление, но их правители во всем подчинялись ханам. Главным выражением ига являлась тяжелейшая дань, взимаемая с каждого жителя-мужчины. Для определения размеров дани завоеватели провели перепись всего населения. За действиями князей и за исправностью поступления дани наблюдали представители ханов — баскаки,
Монгольское нашествие и установление ига принесло Руси невосполнимый урон во всех сферах — в численности населения, в хозяйстве, культуре. Особенно пострадали города. Было подорвано городское самоуправление и почти ликвидировано влияние городских общин на политическую жизнь Руси.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|