Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV. Советский народ: поворот в самосознании




 

Война за свободу и независимость Родины, за спасение мировой цивилизации и культуры против современного варварства явилась скачком в развитии личности, поворотом в ментальности россиян. Это проявилось не только в героизме, но и в осознании людьми своей силы, исчезновении в значительной мере страха перед властью, росте надежд на расширение свобод и прав граждан, демократизацию строя, обновление и улучшение жизни.

Экстремальные обстоятельства войны перестраивали общественное сознание, создавали личности, независимые от авторитетов, способные принимать самостоятельные решения. Война начала процесс переосмысления ценностей, ставила под вопрос незыблемость сталинского культа. И хотя официальной пропагандой все успехи и победы по-прежнему связывались с именем вождя, а неудачи и поражения сваливались на врагов и предателей, уже не было полного, безоговорочного доверия к ранее непререкаемому авторитету. Штампы рушились, придя в столкновение с реальным жизненным опытом, задумываться над которым всерьёз заставила война, оказавшаяся столь непохожей на обещанный пропагандой «могучий, сокрушительный удар», «малой кровью», «на чужой территории». Война на многое заставила взглянуть по-другому. За короткий срок постигались истины, к которым человечество шло столетиями. Новые черты, появившиеся в менталитете советского человека: переход с позиции ожидания к позиции действия, самостоятельность, исчезновение в значительной мере страха перед властью – имели колоссальное последствие для нашего исторического развития.

Фронтовому поколению народы бывшего СССР обязаны не только независимостью, но и первым духовным и политическим штурмом тоталитаризма. Годы Великой Отечественной войны открыли новую страницу в истории взаимоотношений между Советским государством и Русской православной церковью. По сути, впервые с момента образования социалистического государства со стороны власти была предпринята попытка перейти от политики, направленной на уничтожение Русской православной церкви как социального института, к конструктивному диалогу с нею.

Для православных иерархов это был шанс к возрождению разорённой и униженной Русской церкви. Они с удовольствием и благодарностью отозвались на новый курс сталинского руководства. В результате Русская православная церковь в годы войны сумела значительно улучшить своё материальное положение, подготовить кадры священнослужителей, усилить авторитет и влияние в стране и за рубежом.

Новая церковная политика была положительно воспринята большинством населения страны. Приметой времени стали переполненные храмы в дни православных праздников, возможность исполнения религиозных обрядов на дому, колокольный звон, призывающий верующих к службе, торжественные крестные ходы при большом скоплении народа. Тяга к религии в годы войны значительно возросла. Вера давала силы для жизни труда в условиях постоянных лишений. Она дала шанс к возрождению православной духовности, возврат к дореволюционным традициям православия.

Изменение ситуации в религиозной сфере в годы войны объективно «сработало» на укрепление существующего режима, на повышение личного авторитета Сталина. Духовный поворот проявился также в смене акцента в патриотизме. Произошло смещение с великодержавных коминтерновских установок к крепнущему чувству «малой родины», которой грозит смертельная опасность. Отечество всё больше олицетворялось с большим домом советских народов.

Народы Советского Союза сплотила не идея внесения трудящимся других стран коммунистического освобождения от эксплуатации, насаждавшаяся пропагандой до войны, а необходимость выжить. В ходе войны возрождались многие русские национальные традиции и ценности, преданные забвению в течение двух с лишним десятилетий. Политически тонкой и идеологически целесообразной оказалась оценка руководством характера войны как Великой Отечественной. Была приглушена специфика социалистических и революционных мотивов в пропаганде, акцент делался на патриотизме.

Таким образом, война внесла существенные изменения в общественное сознание, менталитет советского человека. Оформилось особое поколение, отличавшееся морально-психологическими качествами и силой их проявления. Все эти изменения не прошли бесследно для государства. Истоки сегодняшних наших перемен имеют глубокие корни в военной истории.

 

V. ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

 

Прифронтовая зона оккупированной противником советской территории находилась во власти немецкого военного командования. Остальная часть была во власти гражданской администрации. Она делилась на 2 рейхскомиссариата - "Остланд" и "Украина" В первый из них была включена почти вся территория Прибалтики и большая часть Белоруссии. Во второй находилась большая часть Украины и некоторые южные районы Белоруссии. Управление всеми захваченными врагом советскими территориями осуществлялось райхсминистерством восточных областей во главе с Розенбергом. Из числа местных пособников фашисты создавали местные "самоуправления", "волостные управы" во главе со старшинами, назначали сельских старост, полицаев. Местные органы власти были придатками оккупационных властей. На захваченных землях оккупанты ввели военно-каторжный режим террора, насилия, грабежа и эксплуатации. Оккупанты убили и замучили 6,8 млн. мирных граждан, 3,9 млн. военнопленных, угнали в Германию 4,3 млн. человек. Поэтому борьба с оккупантами на первом этапе организовывалась во многом стихийно, поспешно, уже в ходе войны. Она отличалась серьезными недостатками: не было единого центра по руководству партизанским движением, отряды были слабо вооружены и плохо организованы, большинство партизанских отрядов и подпольных групп не имело связи с советским тылом.

Первые партизанские отряды стали создаваться летом 1941 г. Первым партизанским отрядом в Белоруссии стал отряд "Красный Октябрь". Командир отряда Т. Бумажков и его заместитель Ф. Павловский первыми среди партизан были удостоены звания Героя Советского Союза. С конца 1941 г. в ряде районов началось объединение мелких отрядов в более крупные. В районе озера Ильмень был создан первый "партизанский край", который контролировал более 300 населенных пунктов. К концу 1941 г. на оккупированной территории действовало более 2 тыс. партизанских отрядов общей численностью свыше 90 тыс. человек. Они дезорганизовывали тыл гитлеровских войск на всех направлениях советско-германского фронта. К лету 1942 г. руководство партизанским движением было централизовано.

30 мая 1942 г. при Ставке Верховного Главнокомандования ГКО создал Центральный штаб партизанского движения, начальником которого был назначен первый секретарь ЦККП (б) Белоруссии П.Пономаренко, и республиканские штабы. Штабы партизанского движения были созданы и при военных советах фронтов. Они координировали действия партизан и подпольщиков с действиями Красной Армии, обобщали и распространяли накопленный опыт борьбы, разрабатывали планы крупных операций, готовили кадры специалистов для отрядов, организовывали снабжение партизан оружием, боеприпасами, медикаментами и т.п.

С осени 1942 г. стали проводиться партизанские рейды по глубоким тылам противника, целью которых были активизация партизанского движения на оккупированной территории, укрупнение партизанских соединений (в полки и бригады) и нанесение ударов по коммуникациям и живой силе врага. В сентябре-ноябре 1942 г. были предприняты глубокие рейды двух соединений украинских партизан под командованием С.А. Ковпака и А.Н. Сабурова.

В ходе стратегического наступления летом-осенью 1943 г. была организована операция "Рельсовая война". Впервые в истории войн партизаны провели ряд крупных операций по выводу из строя вражеских железнодорожных коммуникаций на большой территории в тесной связи с действиями Вооруженных Сил страны. На длительное время партизаны вывели из строя более 2 тыс. км путей сообщения, мостов и различного рода железнодорожного оборудования в тылу врага. Это оказало существенную помощь советским войскам во время боев под Курском, Орлом и Харьковом. В партизанских соединениях были и национальные отряды.

К концу 1943 г. в Белоруссии было 122 тыс. партизан, на Украине - 43,5 тыс., в Ленинградской области - 35 тыс., в Орловской области - более 25 тыс., в Крыму - более 11 тыс., в Литве - около 10 тыс., в Эстонии - 3 тыс. Своей максимальной численности партизанская армия достигла к лету 1944 г. - 280 тыс. человек. Затем большинство партизан вошло в состав действующей армии. За время немецко-фашистской оккупации советские партизаны и подпольщики уничтожили, ранили, захватили в плен около 1 млн. фашистов и их пособников, произвели во вражеском тылу более 18 тыс. крушений поездов, взорвали и вывели из строя 42 тыс. автомашин, 9400 паровозов, 85 тыс. вагонов и платформ, разгромили множество вражеских гарнизонов. Более 230 партизан и подпольщиков было удостоено звания Героя Советского Союза, из них дважды Героями Советского Союза стали С.А. Ковпак и А.Ф. Федоров.

Самоотверженная борьба советских людей в тылу врага явилась одним из важных факторов, обеспечивших победу Советского Союза в Великой Отечественной войне.

 

 

VI. ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА В ГОДЫ ВОЙНЫ

Плакаты военных лет.

С первых дней войны начинают выходить «Окна ТАСС». 26 июня 1941 года М. Черемных выполнил первое "Окно" - острый, динамичный рисунок с запоминающейся подписью: "Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут!.." И после этого ни на час в мастерской "Окон ТАСС" не прекращалась напряженная и целеустремленная работа.

Художники и поэты дежурили, разбившись на группы, трудились круглосуточно в три смены. Каждая важная весть с фронта, каждый приказ главнокомандующего находили отклик в очередном "Окне". Плакаты исполнялись обычно в течение дня и с помощью трафаретов тиражировались в тысячи экземпляров, расходясь по улицам Москвы и других городов.

В годы войны эти плакаты приобрели необычайную популярность. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становясь народной молвой. Каждого нового выпуска ожидали с нетерпением и волнением, как важного сообщения с передовой. Авторы плакатов страстно верили в то, что победа придет, и они прославят ее своим искусством.

 

Литература.

В годы войны был смягчен административно – идеологический контроль в области литературы и искусства. Многие писатели ушли на фронт, став военными корреспондентами. Если в этом была нужда, а она возникала постоянно, в армейских газетах поэты писали репортажи, драматурги - международные обзоры, прозаики и критики - стихотворные фельетоны. Никто не мог уклониться от повседневной "черной" газетной работы - не имел права. "Я писал, - вспоминал Твардовский, - очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, за метки - все". Основные антифашистские произведения: стихи А.Т. Твардовского, О.Ф. Берггольц и К.М. Симонова, публицистические очерки и статьи И.Г. Эренбурга, А.Н. Толстого и М.А. Шолохова. Эти произведения поднимали моральный дух советских граждан, укрепляли у них уверенность в победе, развивали чувство национальной гордости и патриотизма, так необходимые в тяжелое для страны время.

 

Кинематограф.

Кинематограф приобрел особую популярность в годы войны. Основным направлением в деятельности кинематографа была тема героической борьбы советского народа против агрессора. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов. К концу 1941 г. во фронтовых киногруппах находилось 129 операторов. Они подготовили спецвыпуски «Все силы на разгром врага», «На защиту родной Москвы». Материалы хроники использовались для монтажа документальных фильмов, в том числе «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за нашу Советскую Украину» и др. Всего в годы войны было отснято около 5 млн метров пленки, выпущено 400 номеров “Союзкиножурнала”, 65 номеров киножурнала “Новости дня”, более 100 документальных картин.

Художественные фильмы, созданные в годы войны, рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, жизни на оккупированной территории и о людях, насильственно вывезенных в Германию. В фильмах нашли отражение и примеры преданной дружбы и верности. Одним из ведущих жанров оставалась комедия. Особой популярностью пользовались фильмы: «Секретарь райкома» (1942 г.), «Радуга» (1944 г.), «Человек № 217» (1945т.), «Два бойца» (1943 г.), «Жди меня» (1943 г.), «Антоша Рыбкин» (1942 г.) и др.

Одним из важных направлений кино оставалась историко-революционная тема. В годы войны на экраны вышли художественные фильмы «Оборона Царицына» (1942 г.), «Александр Пархоменко» (1942 г.). Одновременно создавались фильмы, посвященные знаменательным событиям отечественной истории, выдающимся деятелям науки, искусства, полководцам и военачальникам: «Богдан Хмельницкий» (1941 г.), «Георгий Саакадзе» (1943 г.), «Кутузов» (1944 г.) и др. Всего в годы войны было выпущено 102 разнообразных по тематике и жанрам художественных фильма.

 

Живопись.

Советские художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. В тылу художники были пропагандистами, устраивали выставки, они превратили искусство в оружие против врага – не менее опасное, чем настоящее. В течение войны было организовано много выставок, среди них две Всесоюзные («Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл») и 12 республиканских. В зажатом в кольцо Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов «Боевой карандаш» и вместе со всеми ленинградцами показали всему миру беспримерное мужество и силу духа.

В живописи военных лет были свои этапы. В первую очередь развивается портрет, воспевающий мужество, нравственную высоту и благородство духа борцов с фашизмом. Художники стремятся запечатлеть обыкновенных людей, вынужденных взяться за оружие, проявивших в этой борьбе лучшие человеческие качества. Также развивается бытовой и пейзажный жанры, но они всегда так или иначе связаны с войной.

Патриотическая песня.

С первого дня Великой Отечественной войны и до победного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их, шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. Каждый год войны рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу - все то, что помогало преодолеть военные трудности.

Сначала это были популярные патриотические песни, созданные еще в довоенное время. Но очень скоро начали появляться новые. Одной из самых ранних и самых знаменитых песен Великой Отечественной войны была песня "Священная война" на слова В. Лебедева-Кумача, муз. А. В. Александрова:

 

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой…

 

Ветераны ансамбля вспоминают, что во время первого исполнения песни в зале была абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах солдат видны были слезы.

 

В 1942 году произошла великая битва на подступах к Москве, она навсегда вошла в историю как первое крупное поражение гитлеровских войск во Второй мировой войне. Советские войска остановили под Москвой бешеный натиск фашистских войск, нанесли врагу сокрушительный удар. В эти суровые дни родилась "Песня защитников Москвы".

 

Не смять богатырскую силу:
Могуч наш заслон огневой.
Мы выроем немцу могилу
В туманных полях под Москвой…

 

Линия фронта отодвигалась все дальше от Москвы, наши войска шли вперед, и песня шагала с ними в боевом строю.

 

Ночь коротка, спят облака,
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука
После тревог спит городок
Я услышал мелодию вальса
И сюда заглянул на часок.

 

Когда пришел конец 1944 года, страна была полностью освобождена от гитлеровских оккупантов. Советские войска воевали за ее пределами. В эти дни на фронте появилась новая песня. Это была песня "Под звездами балканскими":

 

Где вы, где вы, очи карие.
Где ты, мой родимый край?
Впереди - страна Болгария,
Позади - река Дунай.

 

И вот пришел 1945 год, победный год. Именно в это время появлялись песни, которые подводили итог войне. Одной из таких стала песня Л. Ошанина и А. Новикова:

 

Эх, дороги…
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян…

 

Маршал Советского Союза Г. К. Жуков говорил: «Это бессмертная песня. А почему? Потому, что в ней отразилась большая душа народа».

Фронтовые песни вошли в историю, стали музыкальными памятниками героических военных лет.

 

Театр.

С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза работников искусства обратился к деятелям искусства принять участие в великой освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) 3 июля 1941 г. принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 437 тыс. непосредственно на передовой. Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характера советского человека, отечественная история и др.

Среди театральных постановок того времени широкую известность получили спектакли Малого театра «Нашествие», «Фронт», «Офицер флота» и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...