Показать собранную цепь преподавателю для проверки.
Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы № 1
1. Тема: Электрические цепи постоянного тока.
2. Тема лабораторной работы: Соединение резисторов.
3. Цель работы: Экспериментально проверить закономерности в электрических цепях с последовательным и параллельным соединением резисторов.
4. Материально-техническое оснащение: Лабораторный стол с комплектом оборудования, электроизмерительные приборы и соединительные провода.
5. Теоретическая часть: Электрические цепи и их участки могут состоять из последовательно, параллельно или смешано соединенных между собой электроприёмников (резисторов). При расчетах таких цепей руководствуются формулами, вытекающими из законов Ома и Кирхгофа. Из формулы закона Ома I=U/R следует, что падение напряжения на участке цепи определяется формулой U=I∙R. Сопротивление каждого участка цепи можно вычислить из формулы R=U/I, эквивалентное сопротивление всей цепи: R э =U об /I, где U об - общее напряжение цепи. Проводимость и сопротивление участка цепи связаны соотношением g=1/R. При последовательном соединении резисторов эквивалентное сопротивление всей цепи определяется из формулы Rэ=R1+R2+R3+…, падение напряжения на участке определяется из формулы U=U 1 + U 2 + U 3+… При параллельном соединении резисторов общее сопротивление участка определяется из формулы 1 /RЭ= 1 /R1+ 1 /R2+ 1 /R3+…; если R1=R2=R3=…..Rn, то эквивалентное сопротивление всей цепи из n резисторов определяется из формулы R э = R1/n=U/Iоб; общая проводимость цепи gэ=g1+g2+g3+...; для узлов цепи выполняется уравнение 1-го закона Кирхгофа I=I1+I2+I3+…. Эквивалентное сопротивление двух параллельных резисторов можно определить из формулы RЭ=R1∙R2/R1+R2.
Если на участке цепи протекает ток, то он совершает работу, при этом мощность тока определяют из формуле P=U∙I. При любом способе соединения резисторов для участка цепи выполняется уравнение баланса мощностей Рэ=Р1+Р2+Р3+…
Практическая часть.
6.1. Техника безопасности при выполнении работы: Перед выполнением сборки цепей убедиться, что лабораторный стол обесточен, ЛАТР установлен в положение «0 постоянный ток». При проведении измерений, необходимую коммутацию приборов осуществлять только после отключения питания на лабораторном столе. 6.2. Описание выполнения задания: Ознакомиться с измерительными приборами; определить предел измерения и цену деления приборов, их технические характеристики. 1.Собрать цепь параллельного соединения резисторов по схеме. Показать собранную цепь преподавателю для проверки.
2. Убедиться, что ЛАТР установлен в положение «0 постоянный ток». Включить цепь. Установите вращением ручки ЛАТР, указанное преподавателем рабочее напряжение. Измерьте амперметром силу тока в цепи и ветвях, каждый раз подключая амперметр последовательно с соответствующей лампочкой Л1, Л2 или Л3. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу 1. Таблица 1.
2а. Для вычисления величин применить формулы: R=U/I, g=1/R, P=U∙I. 2б. Проверить выполнение уравнения баланса мощностей Рэ=Р1+Р2+Р3+… 2в. Проверить выполнение первого закона Кирхгофа I=I1+I2+I3+….
3. Собрать цепь последовательного соединения резисторов по схеме. Показать собранную цепь преподавателю для проверки.
4. Убедитесь, что ЛАТР установлен в положение «0 постоянный ток». Включить цепь. Установите рабочее напряжение, указанное преподавателем. Измерить общую силу тока в цепи.
Измерьте напряжение в ветвях, каждый раз подключая вольтметр параллельно исследуемой лампочке Л1, Л2 или Л3. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу 2.
Таблица 2.
4а. Для вычисления величин применить формулы: U=I∙R, 1 /RЭ= 1 /R1+ 1 /R2+ 1 /R3 4б. Проверить выполнение уравнения баланса мощностей Рэ=Р1+Р2+Р3+… 4в. Проверить уравнение падения напряжений U=U 1 + U 2 + U 3+… 6.3. Требования к оформлению отчета: Лабораторная работа выполняется в тетради для лабораторных работ или на листах формата А4. 1). Перечертить в отчет схемы электрических цепей и таблицы. Схемы электрических цепей вычерчиваются в соответствии с ГОСТами простым карандашом. 2). Рассчитать, и записать значение всех величин, указанных в таблицах 1 и 2. Привести расшифровку буквенных обозначений в формулах. 3). Проверить выполнение основных закономерностей, проанализировать результаты вычислений и сделать выводы. 4). Ответить на контрольные вопросы.
6.4. Контрольные вопросы: 1. Дать определение электрического сопротивления. От чего зависит его величина? 2. Что такое проводимость? Как рассчитать эквивалентную проводимость цепи при последовательном соединении резисторов? 3. Запишите формулу эквивалентного сопротивления цепи при последовательном и параллельном соединении. 4. Сформулируйте и запишите законы Ома для участка и полной цепи, содержащей ЭДС. 5. Что называют узлом в электрической цепи? Сформулируйте 1-й закон Кирхгофа. 6. Дайте определение мощности. В каких единицах измеряется? Привести уравнение баланса мощностей в электрической цепи. 7. Если резисторы 10 Ом и 50 Ом соединить последовательно, то на каком из них будет большее падение напряжения? Почему? 8. В какой из двух параллельных ветвей будет протекать больший ток? Почему?
6.5. Используемая литература:
1) «Основы электротехники и электроснабжение». Э. Свириденко, Ф. Китунович, «Техноперспектива», Минск, 2008
2). «Общая электротехника с основами электроники» В.С. Попов, С.А. Николаев, М.,1980 3). Задачник по общей электротехнике с основами электроники. Т. Березкина, Н. Гусев «Высшая школа», Москва, 1991
Читайте также: А. Характеризуя общество как динамичную систему, необходимо показать, как взаимодействуют и развиваются его подсистемы и элементы. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|