Тема 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права (4 ч.)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Трудовое право Методические указания к изучению дисциплины, планы практических занятий для студентов 2-го и 3‑го курсов очной формы обучения, по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») («3 поколение»)
Хабаровск 2013
ББК Х 3 Х 12
Трудовое право: методические указания к изучению дисциплины, планы практических занятий для студентов 2-го и 3-го курсов очной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») («3 поколение») / сост. Н. А. Петрова. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2013. – 32 с.
Рецензент: доцент кафедры гражданского права ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ ФГБОУ ВПО «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», доцент А. Э. Кочмарёв
Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для студентов
Н. А. Петрова
ТРУДОВОЕ ПРАВО Методические указания к изучению дисциплины, планы практических занятий для студентов 2-го и 3-го курсов очной формы обучения по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр» («3 поколение») Редактор Г.С. Одинцова
__________________________________________________________________________________________ Подписано в печать ______________ Формат 60x84/16 Бумага писчая. Печать офсетная. Усл.п.л. 2,25 Уч.-изд. л. 1,7 Тираж 50 экз. Заказ ____________
680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ © Хабаровская государственная академия экономики и права, 2013 Содержание Введение……………………………………………………………………….......4 Планы практических занятий ………………….…………..................................10
Библиография………………………………………………………........….........21 Вопросы к зачёту и экзамену……………………………......................................29
Введение Трудовое право – учебная дисциплина профессионального цикла, базовой (обязательной) части, предусмотренная Федеральным государственным стандартом высшего образования Российской Федерации для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»). В соответствии с учебным планом студенты изучают дисциплину «Трудовое право» в течение 4-го и 5-го семестров, руководствуясь программой по трудовому праву для студентов юридического факультета ХГАЭП. Преподавание юридической дисциплины «Трудовое право» имеет своей основной целью заложить у студента основы теории трудового права, действующего трудового законодательства и практики его применения; ввести студента в проблематику трудового права, определить роль трудового права в системе российского права. Основными видами учебных занятий являются: 36 часов лекций и 72 часа семинарских занятий, самостоятельная работа студентов – 144 часа. По окончании четвёртого семестра студенты должны получить зачёт, по окончании пятого семестра студенты сдают экзамен. На лекциях раскрываются теоретические основы дисциплины «Трудовое право России», междисциплинарные связи трудового права со смежными отраслями права, наиболее сложные вопросы курса. В ходе семинарских занятий проверяется степень усвоения теоретических положений данного учебного курса, вырабатываются практические навыки в решении конкретных правовых ситуаций на примере предложенных задач (задачи должны быть решены письменно). Их решение должно быть аргументированным, обоснованным, содержать ответы не только на конкретные вопросы задач, но и на вопросы, логически вытекающие из хода решения. В решении должны быть указаны чёткие ссылки на нормы действующего права и акты официальных разъяснений.
Изучение дисциплины «Трудовое право» предполагает знание: - норм международно-правового регулирования труда; - Конституции Российской Федерации; - Трудового кодекса Российской Федерации (принятого 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ с последующими изменениями, важнейшим из которых является Федеральный закон от 30 июня 2006 г.); - иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов) законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (в том числе Хабаровского края), актов органов местного самоуправления, актов социального партнёрства на различных уровнях и локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Студенты должны усвоить различия между видами актов, содержащих нормы трудового права, усвоить разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Помимо нормативных правовых актов студенты должны изучить положения общей теории права, гражданского, гражданского процессуального и административного права, постановления Конституционного Суда РФ, Пленумов Верховного и Высшего арбитражного судов РФ, обратив особое внимание на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 (в ред. постановления от 28 декабря 2006 г. № 63). Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: 1.1. Общекультурные компетенции: – осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); – способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3); – способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
– обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); – нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону (ОК-6); – стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); – способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); – способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); – способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); 3.2. Профессиональные компетенции (ПК): – в нормотворческой деятельности: способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); – в правоприменительной деятельности: способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7); – в правоохранительной деятельности: готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13); – в экспертно-консультационной деятельности: готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14); способность толковать различные правовые акты (ПК-15); способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16); в педагогической деятельности: способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17); способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18); способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19). В результате изучения дисциплины студент должен: 1) знать: основные положения трудового права; сущность и содержание основных понятий в области трудового права; систему источников трудового права и систему трудового законодательства; принципы трудового права; систему правоотношений в трудовом праве; права и обязанности участников трудовых отношений и, соответственно, условия их использования и исполнения; основные институты Особенной части отрасли трудовое право, а также особенности регулирования труда отдельных категорий работников; 2) уметь: оперировать основными понятиями отрасли «Трудовое право»; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; анализировать, толковать и правильно применять нормы трудового законодательства; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с трудовым законодательством; осуществлять правовую экспертизу судебных актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности; правильно составлять и оформлять юридические документы, используемые в трудовом праве; выявлять обстоятельства, способствующие совершению трудовых правонарушений, планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике трудовых правонарушений; 3) владеть: терминологией в сфере трудового права;
навыками работы с правовыми документами; навыками анализа правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений в сфере трудового права; навыками анализа правоприменительной практики в сфере трудового права; разрешения правовых проблем и коллизий; реализацией материальных и процедурных норм в сфере трудового права; методиками квалификации и разграничения различных видов правонарушений в сфере применения наёмного труда. В качестве учебной литературы или иной основной литературы рекомендуется использовать: Трудовое право: Учебник / Н.А. Бриллиантова (и др); под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигирёвой. – 4-е изд., перераб и доп. – Москва: Проспект, 2011. Трудовое право: учебник / В.Л. Гейхман, И.К. Дмитриева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, ИД Юрайт, 2011. Трудовое право России: учебник / под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. – 2-е изд.. перераб. и доп. – М.: Норма, 2010. Буянова М.О. Трудовое право: учебное пособие. – Москва: Проспект, 2010. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации: отв. ред. В.Л. Гейхман, Е.Н. Сидоренко – 8-е изд.; испр. и доп. – М.: Юрист, 2012. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации с постатейным приложением материалов / под ред. С.П. Маврина, В.А. Сафроновой. – Москва: Проспект, 2011. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный). Новая редакция / О.В. Смирнов (и др.): отв. ред. М.О. Буянова, И.А. Костян. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. Рекомендуется использовать учебную и научную литературу: монографии, учебные пособия, а также статьи, сообщения, опубликованные в журналах «Государство и право», «Правоведение», «Трудовое право», «Российская юстиция», «Хозяйство и право», «Законность», «Человек и труд» и др. Также необходимо ознакомление с публикуемой в Бюллетене Верховного Суда РФ практикой применения трудового законодательства и местной судебной и иной правоприменительной практикой.
Планы практических занятий и темы рефератов Тема 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права (4 ч.) 1. Понятие общественной организации труда. Правовое регулирование свободно избранного труда. Запрещение дискриминации и принудительного труда. 2. Предмет трудового права: индивидуальные трудовые отношения работника с работодателем; отношения социального партнёрства; иные отношения в сфере трудового права, тесно связанные с выше названными. 3. Метод правового регулирования отношений в сфере трудового права и его особенности. 4. Цели и задачи трудового права и тенденции его развития. 5. Функции трудового права. 6. Отграничение трудового права от смежных отраслей права: гражданского, гражданского процессуального, административного, права социального обеспечения и др. 7. Система трудового права и система трудового законодательства. 8. Предмет, метод и система науки трудового права. Задачи науки трудового права на современном этапе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|