Тенденции развития политической системы СССР в годы Великой Отечественной войны. Источники и цена победы советского народа.
Вопрос
1) Созданные временные чрезвычайные органы власти и управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО), в своей деятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов. Но война помешала проведению в предусмотренные законом сроки очередных выборов в Советы всех ступеней. Президиум Верховного Совета СССР и президиумы Верховных Советов союзных республик были вынуждены в течение 1941--1945 гг. неоднократно откладывать проведение очередных выборов и продлевать полномочия соответствующих Советов. Продолжали выполнять свои обязанности избранные в предвоенное время депутаты Верховного Совета СССР, Верховных Советов республик и местных Советов. В силу военной обстановки и в связи с призывом многих, а зачастую и большинства депутатов в армию, нарушались и сроки созыва сессий Советов. К 1 января 1945 г. из состава местных Советов выбыло более 59% всех депутатов, избранных до войны. Подавляющее их большинство сражалось на фронте. Ушли в армию и более 38% членов исполкомов Советов. За годы войны трижды--в 1942 году (июнь), 1944 году (январь-февраль) и в 1945 году (апрель)-- созывались сессии Верховного Совета СССР, решавшие вопросы военного государственного бюджета, утверждения договоров со странами антигитлеровской коалиции и др. С учетом конкретных условий созывались сессии Верховных Советов и других союзных республик. В 1944 году Верховный Совет принял Закон о расширении прав союзных республик. Продолжали выполнять свои обязанности депутаты Верховного Совета СССР, Верховных Советов республик и местных Советов, отдавая все свои силы организации обороны страны на фронте и в тылу. В годы войны полномочными признавались сессии Советов, на которых присутствовали 2/3 наличного состава депутатов (по Конституции полномочными они считались при наличии 2/3 депутатов от числа избранных). Возросла роль депутатов-женщин.
Естественно, усилилось значение исполнительных органов Советов, ряд исключительных полномочий Советов осуществлялся их исполкомами. Так, исполкомы вышестоящих Советов могли без проведения дополнительных выборов, путем кооптации пополнять состав исполкомов нижестоящих Советов представителями партийно-советского актива. Такая практика имела наиболее широкое применение на освобожденной от врага территории при восстановлении здесь органов Советской власти. Большую роль в восстановлении Советов на освобожденной от врага территории сыграли специально создаваемые для этой цели партийно-советские оперативные группы. По существу практика выборов Советов была заменена системой назначений. Централизация государственного управления, повышение роли исполнительно-распорядительных узкоколлегиальных советских органов были в условиях Великой Отечественной войны в известной степени объективно оправданными, так как вытекали из необходимости концентрации руководства всеми силами и ресурсами страны для разгрома врага. Во время войны значительно усилилась интеграция, слияние партийного и государственного руководства различных уровней. Труднейшие задачи военного времени, которые не всегда можно было решить традиционными методами государственного принуждения, выполнялись зачастую коммунистами в силу партийного долга, партийной обязанности и ответственности за страну. Естественно, в деятельности Советов депутатов трудящихся на первый план выдвинулась функция организации военной защиты Родины. Органы власти проводили военные мобилизации, помогали в создании резервов, отправке на фронт пополнений, в материальном снабжении войск, занимались оборонительным строительством, местной противовоздушной обороной. Они в трудной военной обстановке поддерживали порядок и организованность, следили за неукоснительным выполнением законов военного времени. Исполкомы Советов осуществляли и хозяйственно-организаторскую функцию, участвуя в военной перестройке народного хозяйства. На них лежала и такая нелегкая обязанность, как обеспечение в трудной обстановке войны необходимых условий жизни и труда для населения областей, городов, сел. Активность и ответственность Советов повсеместно возросли11 История государства и права СССР: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. - М.: Юрид. лит., 1988. - 214 с..
В центре Президиум Верховного Совета СССР продолжал принимать важнейшие правовые акты. К ним относятся указы о мобилизации в Советскую Армию и о введении военного положения, акты о создании новых, в том числе и чрезвычайных, государственных органов, о структуре Вооруженных Сил, о ратификации международных договоров, связанных с войной и ее завершением, об организации наградного дела и т. п. Суровые условия Великой Отечественной войны вызвали к жизни создание и специальных чрезвычайных органов, наделенных особыми полномочиями, действовавших только в период войны. 30 июня 1941 г. постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров ввиду чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для отпора врагу был создан Государственный Комитет Обороны под председательством И. В. Сталина. В руках ГКО была сосредоточена «вся полнота власти в государстве». Никогда еще -- ни до, ни после войны -- в стране не имелось органа с такими неограниченными полномочиями, просуществовавшего свыше 4 лет и не предусмотренного Конституцией СССР. Иногда его сравнивают с Советом Рабочей и Крестьянской Обороны времен гражданской войны. Но сфера полномочий последнего, как чрезвычайного органа, была все же более ограничена. Постановления же ГКО имели силу законов военного времени. Партийные, советские, хозяйственные, военные и общественные организации, все граждане СССР обязаны были неукоснительно выполнять постановления и распоряжения ГКО. Своего большого аппарата сам ГКО не имел, а действовал через партийные, государственные органы и общественные организации. Для оперативного решения вопросов на фронтах, в военно-промышленных наркоматах и ведомствах, во многих республиках, краях и областях, на важнейших предприятиях и стройках учреждались должности уполномоченных ГКО. Они контролировали выполнение постановлений ГКО. При ГКО по необходимости образовывались специальные комитеты и комиссии (например, Транспортный комитет ГКО).
В ряде областных центров и городов в 1941--1942 гг., когда возникала угрожающая обстановка, создавались местные комитеты обороны. Они были созданы в Севастополе, Сталинграде, Туле и др.-- всего в 60 с лишним городах. Обороной Москвы и Ленинграда руководил непосредственно ГКО. Городские комитеты обороны объединяли партийное руководство, гражданскую и военную власть на местах. Председателями комитетов обороны были первые секретари обкомов или горкомов партии, их членами -- руководители местных советских и военных органов. Городские комитеты обороны руководили оборонительным строительством, созданием народного ополчения и других добровольческих формирований, организовывали производство и ремонт техники и вооружения. Компетенция ГКО не отграничивалась от компетенции высших органов власти и управления, он работал вместе с ними, осуществлял руководство обороной через постоянно действующие звенья государственного аппарата и в центре и на местах. Для ликвидации преимущества врага в авиации, танках, минометном вооружении Президиум Верховного Совета СССР образовал в сентябре 1941 года Наркомат танковой промышленности, в ноябре 1941 года преобразовал Наркомат общего машиностроения в Наркомат минометного вооружения (Наркомат авиационной промышленности был создан перед войной). Для организации эвакуационных работ был создан Совет по делам эвакуации, который после образования ГКО работал под его руководством. В октябре 1941 года был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров, предприятий промышленности. Совет и Комитет не имели особого аппарата и проводили работу через наркоматы и местные партийные и советские органы, где имелись бюро и комиссии по эвакуации. К концу декабря 1941 года, после разгрома немцев под Москвой, оба эти органа были упразднены. Для организации эвакуации и устройства населения при СНК СССР было создано Управление, а при СНК республик и облисполкомах -- отделы эвакуации.
В тяжелых условиях первого периода войны потребовалось перестроить работу Наркомата путей сообщения. В 1942 году аппарат НКПС был перестроен для более оперативной организации движения в военной обстановке. В 1943 году транспорт (железнодорожный, речной и воздушный) был переведен на военное положение, а его служащие -- на положение военнослужащих. На начальном этапе войны в НКПС было создано Управление военно-восстановительных работ, на фронте НКПС имел своих уполномоченных. Свои отделения и конторы на фронте имели Наркомат связи, Госбанк и др11 История государства и права СССР. Ч.2.(Советскмй период): Учебник/Под ред. Г.С.Калинина, Г.В.Швекова.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрид. лит., 1981 - 119 с.. Огромные трудности испытывало Советское государство с обеспечением хозяйства рабочей силой. Для проведения мобилизации трудоспособного населения был создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР (30 июня 1941 г.), а при СНК республик и облисполкомах -- бюро по учету и распределению рабочей силы (в 1942 г.). В 1942--1943 гг. страна испытывала большие трудности с топливом. Это потребовало принятия решительных мер по обеспечению промышленности, транспорта и населения топливом. В 1942 году при СНК СССР был создан Главснабуголь, а в 1943 году -- Главснабнефть и Главснаблес, а также Главное управление искусственного топлива и газа. После первых побед Красной Армии и освобождения оккупированных районов Коммунистическая партия и Советское государство сразу же принимали меры к восстановлению разрушенного хозяйства. В январе 1943 года ЦК ВКЩб) и СНК СССР приняли постановление о восстановлении МТС и колхозов, а 21 августа 1943 г.--постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Для руководства этой работой был создан Комитет по восстановлению при СНК СССР. В 1943--1944 гг. в РСФСР, УССР, БССР, Молдавской и Прибалтийских республиках были созданы наркоматы жилищно-гражданского строительства, а при СНК СССР -- Комитет по делам архитектуры. Среди других органов, созданных в годы Великой Отечественной войны, надо указать на управления и отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих при СНК СССР, СНК союзных и автономных республик и исполкомах местных Советов, которые провели большую работу по оказанию помощи миллионам семей военнослужащих.
Большую работу провела созданная Президиумом Верховного Совета СССР (2 ноября 1942 г.) Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. Были образованы также местные комиссии в республиках, областях (краях) и городах. Информационно-пропагандистскую работу проводило созданное в первые дни войны Совинформбюро.
2) Освещение этого вопроса в наибольшей степени поражено сталинизмом и в наименьшей - перестроено в соответствии с требованиями времени. Цена победы - узловая проблема истории Войны. Однако наша историография все еще сводит дело лишь к значению победы. Не изжиты пока и известные по военным временам представления: "какая война без жертв", "война спишет все", "победителей не судят". И хотя сегодня уже трудно кого-либо убедить в Том, будто не было грубых просчетов руководства СССР накануне и в ходе войны, неоправданных потерь, мы нередко все еще пытаемся объединить добро и зло в ее ис тории под высокими словами "героическое и трагическое".
С полным основанием мы пишем о прогрессивном воздействии разгрома фашизма на развитие всего человечества, подчеркиваем решающую роль СССР. Но победа, сохранив и упрочив независимость нашей страны, одновременно укрепила диктатуру Сталина; она разрушила фашистские режимы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, но распространила на них влияние сталинизма. Имперские тенденции сталинской дипломатии, общая ее профессиональная ограниченность явились одной из предпосылок возникновения "холодной войны". Этому способствовали и огромные военные потери СССР, породившие самоуверенность правящих кругов НАТО.
Односторонне истолкованы пока источники победы. Наукой признаны исключительная роль овладевшей массами идеи защиты социализма, приобретшего новое содержание патриотизма, исключительное мужество армии и народа, их способность превзойти противника в военном искусстве и технике. Однако историки, по существу, глубоко не исследуют антиисточник - сталинизм, удесятеривший жертвы народа. Не преодолены различные проявления персонификации истории. Место народа и армии в наших трудах все еще занимают Сталин, его окружение да сотня-другая героев-одиночек. Из числа источников победы выпал и географический фактор, в отдельные периоды войны оказавший решающее влияние.
Но главное - пока не определена полностью цена победы, историю войны нельзя считать исследованной. Во всем комплексе вопросов здесь неизбежно выделяется ответственность за неисчислимые жертвы. Именно нежелание раскрывать это и обусловило во многом фальсификацию военной истории.
В умах советских людей мысль о том, какой же ценой досталась победа, возникла давно. Еще 25 июня 1945 года, на другой день после парада на Красной площади, А. Довженко, например, с горечью отмечал в своем дневнике: в "торжественной и грозной речи" маршала Жукова "не было ни паузы, ни траурного марша, ни молчания". Как будто эти "тридцать, если не сорок миллионов жертв и героев совсем не жили". "Перед великой их памятью, перед кровью и муками не встала площадь на колени, не задумалась, не вздохнула, не сняла шапки".
Нельзя сказать, что в период войны у нас совсем не упоминали о павших. Приказы содержали фразу "вечная слава героям...", Однако число их тщательно обходили молчанием, фарисейски сообщая только о колоссальных потерях немцев. Уже 3 июля 1941 года "великий стратег" объявил о разгроме "лучших дивизий врага", а 6 ноября, совсем утратив чувство меры, утверждал, что Германия истекает кровью, потеряв 4,5 миллиона солдат и офицеров. По окончании войны Наркомат обороны СССР нарушил нравственную традицию цивилизованных народов, требовавшую опубликования поименных списков погибших и пленных. Первоначально упоминалось о 7 миллионах погибших. Хрущев назвал иное число: 20 миллионов. Брежнев в 1965 году говорил: "более 20 миллионов".
А что историки? Они бездумно повторяли эти цифры. В некоторых разделах 12-томной истории второй мировой войны приведены разрозненные сведения о потерях Красной Армии, например, в операциях за рубежом. Однако до сих пор неизвестны точное число погибших военнослужащих, включая пленных, распределение боевых потерь по периодам войны, видам вооруженных сил, фронтам, армиям, операциям, соотношение потерь двух враждебных коалиций. По-прежнему можно встретить примитивные попытки выдать общие потери восточного фронта вермахта за количество одних лишь убитых, сопоставления потерь только Красной Армии с общими потерями вермахта и его союзников. В последние годы, когда отдельные советские ученые начали углубленное изучение проблемы, речь пошла уже о 27 миллионах погибших граждан СССР. Однако и эту цифру, думается, нельзя считать окончательной.
Число погибших наших военнослужащих, по разным данным колеблется от 8 до 14, даже до 22 миллионов. Восточный же фронт вермахта, по данным историков ГДР и СССР, потерял 2,8 миллиона. Соотношение этих потерь составит не один к одному, как до сих пор считают некоторые авторы, а по меньшей мере три - пять к одному. В правомерности сопоставления жертв двух армий, наиболее активных участников враждебных коалиции, едва ли можно сомневаться.
Громадны и материальные затраты СССР. Их изучение также далеко от совершенства. Весьма важные вопросы даже не поставлены. Скажем, насколько целесообразным и эффективным оказалось экономическое обеспечение обороны до начала войны, во что обошлись отступление армии До Ленинграда, Москвы, Сталинграда, Ставрополя, перебазирование производительных сил в безопасные районы и другое, Не осуществлен и сравнительный анализ материальных потерь государств, участвовавших в войне.Почему цена победы СССР оказалась столь неимоверно великой? Отечественной и зарубежной историографии наряду с научным прослежи ваются апологетический и нигилистический подходы к решению этого вопроса. Первому свойственны умолчание, преуменьшение негативного в сталинском руководстве войной, попытки объяснить явные просчеты и провалы некими внешними обстоятельствами. Так, ответственность за громадные жертвы среди мирного населения и другой ущерб целиком возлагают на оккупантов. Конечно, агрессор с его человеконенавист ническими намерениями и человекоубойной промышленностью на самом деле повинен во всем, но лишь в конечном счете. Ведь правомерно поставить прямые вопросы: а кто пустил его в наш дом, как оказался он в глубине чужой земли, кто позволил ему истребить миллионы без защитных людей, захватить или уничтожить громадные ценности? Война шла в основном на нашей территории. По некоторым областям ее желез ный каток прошелся несколько раз. Необходимо также исследовать, всегда ли приказы Сталина о "выжженной земле" были оправданны. Так, ряд специалистов сомневается в целесообразности тотального разруше ния партизанами железных дорог в тылу врага перед наступлением со ветских войск.
В немарксистской литературе можно встретить иной подход: проти вопоставление "беспощадного использования людских масс советским руководством, бережливому введению в бой людей с использованием больших материальных средств англо-американским". Эта схема объяс няет лишь часть известных фактов. Нельзя отрицать прямую связь меж ду огромными потерями Красной Армии (потери вооруженных сил США и Англии соответственно 405 тысяч и 375 тысяч) и уровнем сталинского руководства. Нужно учитывать, однако, и крайне несправедливое расп ределение военных усилий внутри антифашистской коалиции. Б то время как СССР сковывал главную мощь общего противника, США и Англия накапливали оптимально необходимые силы и средства, свободно выбирая время, образ и места действий, К тому же СССР сразу попал в чрезвы чайно тяжелую ситуацию: он вступил в войну, не имея ни одного союз ника. Во всем этом не обошлось, конечно, без грубых просчетов во внешнеполитической деятельности Сталина и его окружения.
Мнению зарубежных специалистов в чем-то созвучны суждения край него толка, появившиеся недавно в отечественной литературе: якобы вообще и не было нашей победы, поскольку ее добились такой кровью; что виновников неоправданных потерь надо исторгнуть из истории; что мы закончили войну, не умея воевать, залили кровью своей, завалили врагов своими трупами. Но "не умеющий воевать" не победил бы и це ной 1: 5. Кстати, зарубежные военные историки, подчеркивая вклад Красной Армии в дело победы, не сбрасывают со счетов успешных ее операций, особенно 1944 - 1945 годов.
Оба отмеченных подхода к решению проблемы методологически близ ки, ибо только восхваление или только отрицание - односторонни. Их носители не видят противоположных тенденций в развитии советского общества вообще и в военный период в частности, все еще отождест вляют социализм со сталинизмом, народ и армию - с "великим страте гом".
Отвергнув обе эти крайности, обратимся к причинам непомерных потерь СССР, главная среди которых, на мой взгляд, - уровень руко водства подготовкой обороны страны и ведением войны со стороны Ста лина и ряда его ближайших советников. Уровень, отмеченный диктатом, некомпетентностью, бюрократизмом, жестокостью. Эти черты руководс тва характерны для всего периода сталинизма. Во время же войны их проявления не только не ослабли, как полагают некоторые исследова тели, а, напротив, усилились. Несомненно, при абсолютной личной власти Сталина, при сосредоточении в его руках всех ключевых руко водящих постов в партии и государстве названные черты не могли не получить и действительно получили широкое распространение и в обществе в целом. Больших и малых носителей дилетантизма и произвола было много и на фронте и в тылу. И тем не менее нет оснований ут верждать, что эти черты стали всеподавляющими. Наряду с ними и воп реки им с каждым годом войны росли опыт и профессионализм полковод цев, командиров, красноармейцев, развивалась инициатива тружеников тыла.
Напомним, что с конца 20-х годов, прилагая нечеловеческие уси лия, советские народы осуществляли гигантское оборонное строитель ство. Чуть ли не вся деятельность правительства, экономика страны были подчинены этой цели. Сюда были брошены лучшие научные и техни ческие кадры, огромные средства. В середине 30-х годов РККА факти чески не уступала ни одной армии мира. Как считает военный историк Й. Хоффманн (ФРГ), "Красная Армия в 1935 - 1936 годы во всех отно шениях представляла собой современные вооруженные силы". Автор име ет в виду вооружение, обучение, командный состав и знание вероятно го противника. Напомним также, сколь безошибочно определял маршал Тухачевский главное - антисоветское - направление возможной агрес сии, подготовку Германией "могучей армии вторжения", основу которой составят "воздушные и быстроподвижные силы", сколь точно угадывал он намерение путем "внезапных, молниеносных ударов" перенести воен ные действия на территорию противника.
Однако произошло нечто совершенно иррациональное и чудовищное, Перед самым нападением фашистской Германии на СССР было необосно ванно репрессировано около 40 тысяч командиров Красной Армии, при чем преимущественно тех, кто разделял передовые военностратегичес кие взгляды. "Если бы не разгром военных кадров, - утверждал впос ледствии генерал А. В. Горбатов, - мы немца не то что до Волги, до Днепра бы не допустили". "Без тридцать седьмого года, - по мнению маршала А. В. Василевского, - возможно, и не было бы вообще войны в сорок первом году".
Уже неоднократно отмечалось, что потеря лучших кадров отбросила армию на многие годы назад. Именно на это Гитлер и его советники делали ставку. По данным его адъютанта Н. фон Белова, накануне "Барбароссы" фюрер говорил о Красной Армии как о "войске без руко водителей". Обезглавливание армии оказало пагубное влияние на ее моральное состояние в целом, неизбежно усиливая атмосферу недове рия, порождая среди командиров привычку чутко улавливать настроения начальства, предпочитать лакировку, безгласность. Упала дисциплина, наметился определенный отрыв командного состава от рядовых красно армейцев. Этому способствовали, в часности, включение в воинские уставы весьма жестоких положений, согласно которым командир должен был применять для восстановления порядка силу и оружие, а в годы войны - официальное учреждение института ординарцев, введение дру гих офицерских привилегий.
Военными историками еще фактически не изучено, в какой степени повлияли на вооруженные силы бюрократизация, дегуманизация, деин теллектуализация общества, свойственные той эпохе; был ли у Сталина и его советников вообще какой-либо научно обоснованный конструктив ный план военного строительства, развития вооруженных сил, армейс ких и флотских партийных организаций. Чем объяснить, например, из вестную чехарду с отменой и введением института комиссаров перед войной и в начале ее? Не ясно, что из военно-теоретического насле дия репрессированных полководцев было воспринято Сталиным и его ок ружением, были ли последние вообще вооружены тем, что называется военной доктриной. На какой почве возникли лозунги "перенести воен ные действия на территорию врага", "ответить тройным ударом на удар поджигателей войны", ставка на революционный взрыв в тылу агрессо ра, расчет на легкую победу малой кровью? Ведь эти лозунги не были обеспечены в боевом отношении ни количественно, ни качественно. Бы ло ли это заблуждение или блеф, предстоит еще изучить. Сейчас же можно только с уверенностью сказать, что производство многих видов вооружения, известных перед войной, отставало или вообще не было организовано. Среди них - дальние бомбардировщики, авиадесантная техника, ракетные системы, в том числе и большой дальности. Поражения 1941 - 1942 годов привели к безвозвратной потере зна чительной части кадровой армии вместе с большим количеством воору жения, оккупации противником громадной территории с основными цент рами оборонной промышленности. В приказе НКО от 23 февраля 1942 го да причины такой катастрофы Сталин свел к внезапности нападения. Однако в том же приказе он назвал этот фактор "привходящим" и уже "исчезнувшим". В действительности к февралю 1942 года фактор вне запности отнюдь не был "израсходован полностью", как утверждал Ста лин. Его вредные последствия будут действовать даже после 1945 го да. Кроме того, "великий полководец" еще не раз столкнется с этим фактором - от летнего (1942) наступления вермахта до его непредви денного сопротивления на Зееловских высотах под Берлином.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|