Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-политический идеал эпохи Возрождения.

Натурфилософия эпохи возрождения

Во второй половине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит философия природы. Характерным для философии природы является отвращение к схоластике и схоластическому аристотелизму.

Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Николая Коперника и Галилео Галилея. Средневековое религиозное учение было основано на представлении о Земле как богом избранной планете и о привилегированном положении человека во вселенной. Николай Коперник разгромил искусственную систему, основанную на геоцентрических представлениях, и создал гелиоцентрическую теорию. Коперник бросил вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии.

Галилео Галилей путем экспериментальных исследований делает ряд открытий, формулирует научные законы. Все это имело далеко идущие философские, мировоззренческие, космологические последствия, нанесло решающий удар теологическо-схоластическому мировоззрению и также стало фатальным для Галилея.

Он выразил следующую идею: книга природы закрыта для нас, но, чтобы мы могли ее читать, нужна математика, ибо эта книга написана математическим языком.

Галилею принадлежит почетное место в истории философии: он способствовал формированию материалистического мировоззрения, в частности, с точки зрения естественнонаучного исследования.

НиколайКузанский (1401-1464). Его философия природы и космологические воззрения не выходили за пределы религии.

Философское решение Кузанским главной проблемы - отношения бога и мира - является теоцентрическим, но в то же время содержит элементы и тенденции, отличающиеся от средневекового католического богословия. Говорит, что познание вещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта. Из этого вытекает, что собственно основой познания должна быть противоположность обыденного, конечного постоянно преодолеваемому, знанию, т. е. чему-то абсолютному, определенному, безусловному, а значит, "незнанию", неведению об этом безусловном (божественном). Безусловное знание мы можем постичь лишь символически. Основой являются математические символы. Разум подчинен закону противоположностей, для которого справедливы "да или нет", круг или многоугольник. Если бог, то в нем сливаются все противоположности и никакие рациональные усилия философии не могут выяснить его сущность. Абсолютное слияние божественного и человеческого реализовалось лишь во Христе. Человек - это также "бог", но не в абсолютном смысле.

Познание "развернутого" мира, т. е. бога, является делом разума, а не веры, которая хочет постичь бога в его "свернутой" форме.

Джор­дано Бруно. Он отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров Все­ленной.

его Бог. — это Вселен­ная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; Бог растворен в природе. Отмечал постоянную изменчивость всех вещей и явлений, он утверждал, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континен­ты, а континенты в моря. Интересны его рассуждения о человеке как микрокосме и его связи с макрокосмом (природой). Чело­век — часть природы, его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром.


Гуманисты периода Возрождения о месте человека в мире и свободе его воли.

Огромное влияние на развитие идей гуманизма оказали заме­чательные итальянские живописцы, скульпторы и архитекторы Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти.

На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схолас­тике и духовному господству церкви. Лоренциои Валла отказывается рассматривать человека, как причастного богу через двойственный характер души как нера­зумной и разумной, смертной и бессмертной. Валла полагает, что душа есть нечто единое, хотя и выделяет такие ее функции, как память, разум, воля. У Валлы высшее благо — это любое наслаждение, получаемое человеком в своей жизнедеятельности, если оно является его жизненной целью.

Мишель Монтень. Человек должен быть взят сам по себе, без посторонней помощи, без божественной милости и знаний. его заботит вопрос: «Как прожить человеку жизнь?». для него истина одна, едина и неделима: ею либо можно владеть полнос­тью, либо не владеть вовсе.

Никколо Макиавелли. он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Люди, заявлял Макиа­велли, скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества. Именно в силу изначального зла человеческой природы, стрем­ления к обогащению любыми способами возникает необходи­мость обуздания этих человеческих инстинктов с помощью осо­бой силы, каковой и является государство. Макиавелли подводит к выводу, что все средства дозволены для достижения политических целей, и хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали в поведе­нии, он может с ними не считаться в политике, если это будет содействовать усилению государственной власти.

 

Социально-политический идеал эпохи Возрождения.

Самое известное произведение, в котором раскрывается социально-политический идеал эпохи Возрождения, роман «Уто­пия» Томаса Мора. В нем описывается вымышленное государство, расположенное на никогда не существовавшем острове Утопия. Название этого произведения со временем стало нарица­тельным для обозначения всего вымышленного и нереального.

[СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО]

У всех мужчин и женщин без исключения есть единое общее дело — сельское хозяйство. Они обычно заняты прядением шерсти или же обработкой льна, ремеслом каменщиков, жестянщиков или плотников. при двадцати четырех равных часах — считая вместе день и ночь — для работы отводят всего шесть... Сон тре­бует восемь часов. Что остается лишним дозволяется каждому проводить по своей воле, а часы, свободные от ремесла, надобно тратить на другие занятия по своему вкусу. Эти перерывы большая часть лю­дей посвящает наукам. у утопийцев нет никакой собственности. Каждый город делится на четыре равные части. В се­редине каждой части есть рынок со всякими товарами. Денег нет, бери что надо семье. Одежда из небрежной кожи, иногда плащи для выхода в свет.

[ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ]

Работают все, но есть определ. сословие, неработающее, повещающее себя наукам. Из этого сословия ученых людей выбирают послов, свя­щенников, траниборов и, наконец, самого правителя. Должность пра­вителя постоянна в течение всей его жизни. Если не по­мешает этому подозрение в стремлении к тирании. Принимать решения помимо сената или народного собра­ния о чем-либо, касающемся общественных дел, считает­ся уголовным преступлением.

Николо Макиавелли. Очень современно звучат многие советы Макиавелли. Так, он утверждает, что «об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает».

Макиавелли также предупреждает о такой слабости как лесть. благо­разумный государь должен найти мудрых людей и им предоставить право высказывать все, что они думают, не боясь государя. Макиавелли подводит к выводу, что все средства дозволены для достижения политических целей, и хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали в поведе­нии, он может с ними не считаться в политике, если это будет содействовать усилению государственной власти. Князь должен руковод­ствоваться политикой «кнута и пряника».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...