С почтением и любовью к моему Гуру Нисаргадатте Махараджу
Table of Contents Нисаргадатта Махарадж Ничто есть Всё. Последние беседы БЛАГОДАРНОСТИ ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА ВВЕДЕНИЕ Уникальность Махараджа Учение За пределами Я Есть Абсолют ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Поиск или понимание? ПОЧЕМУ ЖИЗНЬ ПОЛНА БОРЬБЫ? ЧТО ТАКОЕ МЕДИТАЦИЯ? НИЧТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ, НО ЛИШЬ КАЖЕТСЯ СУЩЕСТВУЮЩИМ ВЫ НЕ ПРИКОВАНЫ К СВОЕМУ ТЕЛУ С КАКИХ ПОР ВЫ ЕСТЬ И БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ? СОЗНАНИЕ, ПЕРВИЧНАЯ ИЛЛЮЗИЯ ВАС НЕ БЫЛО В ВАШ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ СОЗНАНИЕ, БЕСФОРМЕННЫЙ БОГ ПОЗНАЙ СВОЕ ВЕЧНОЕ СОСТОЯНИЕ ВАШЕ СОЗНАНИЕ — ОБМАН МАЙЯ — ЭТО ЛЮБОВЬ К СЕБЕ НАЙДИТЕ ИСТОЧНИК «Я ЕСТЬ» РОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ — ЭТО МИФ ВАШЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ — ЭТО ЗАИМСТВОВАННОЕ БЫТИЕ ИНТЕЛЛЕКТ — ЭТО ПРОДУКТ УМА В АБСОЛЮТНОМ СМЫСЛЕ ЗНАНИЕ ЕСТЬ НЕВЕДЕНИЕ МОЖЕТ ЛИ ПОМОЧЬ ИЗУЧЕНИЕ ПИСАНИЙ? ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ СТАНОВЛЕНИЯ И БЫТИЯ Игра пяти элементов «Я НЕ ЗНАЮ» — НАИЛУЧШЕЕ СОСТОЯНИЕ БЫТИЯ ЗДЕСЬ ГОВОРИТ ВЕЧНОЕ ВАША ПОТРЕБНОСТЬ В СУЩЕСТВОВАНИИ ОГРАНИЧИВАЕТ ВАС ВСЕ ИНДИВИДУУМЫ ВООБРАЖАЕМЫ МАЛО КТО СОМНЕВАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО НАПИСАНО В ДРЕВНИХ ТЕКСТАХ УМ — УКАЗАТЕЛЬ, НЕ ДИКТАТОР ВАШИ КОНЦЕПЦИИ ЗАТМИЛИ ИСТИННОЕ Я КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ БОЛЕЗНИ «Я ЕСТЬ»? ВЫ — ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА ВАШИ РОДИТЕЛИ — ЗОЛОТО, А ВЫ — УЗОР НА НЕМ ЧТО ТАКОЕ САХАДЖА-ЙОГА? Я НАХОЖУСЬ В СОСТОЯНИИ НЕ-ЗНАНИЯ МОЙ ГУРУ — ПАРАБРАХМАН ЧТО ТАКОЕ БОДХИСАТТВА? ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «СУДЬБА» КОНЦЕПЦИЕЙ? О ВАС ПОЗАБОТЯТСЯ ПРОЯВЛЕННОЕ НЕ ИМЕЕТ ЦЕЛИ ЧЕМ БОЛЬШЕ ВЕЛИЧИЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ НЕСВОБОДА ВЫ ИЩЕТЕ ПРОСТУЮ ИСТИНУ В УСЛОЖНЕННОМ ВИДЕ КТО УЗНАЁТ, ЧТО ВСЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ НЕРЕАЛЬНО? ТО, ЧТО ВЫ ПРИНИМАЕТЕ С ПОЛНОЙ ВЕРОЙ, СЛУЧАЕТСЯ МУДРЕЦ БОГАТ БЕЗ НАКОПЛЕНИЙ
СУЩЕСТВОВАНИЕ — ЛИШЬ ВИДИМОСТЬ СЛОВАРЬ Annotation Эта книга — живой сатсанг с Шри Нисаргадаттой Махараджем, содержащий в себе редкие не опубликованные ранее беседы с Махараджем, переведенные его «вечерним» переводчиком Моханом Гайтондом, находившимся с ним с 1979 по 1981 год. Очень простым и понятным языком в ней раскрываются самые глубокие аспекты учения Шри Нисаргадатты Махараджа. Это настоящий подарок всем, кто хочет добраться до самых глубин познания Себя.
· Нисаргадатта Махарадж o БЛАГОДАРНОСТИ o ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА o o ВВЕДЕНИЕ § § Уникальность Махараджа § Учение § За пределами Я Есть § Абсолют o ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО § § Поиск или понимание? § o ПОЧЕМУ ЖИЗНЬ ПОЛНА БОРЬБЫ? o ЧТО ТАКОЕ МЕДИТАЦИЯ? o НИЧТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ, НО ЛИШЬ КАЖЕТСЯ СУЩЕСТВУЮЩИМ o ВЫ НЕ ПРИКОВАНЫ К СВОЕМУ ТЕЛУ o o С КАКИХ ПОР ВЫ ЕСТЬ И БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ? o o СОЗНАНИЕ, ПЕРВИЧНАЯ ИЛЛЮЗИЯ o o ВАС НЕ БЫЛО В ВАШ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ o o СОЗНАНИЕ, БЕСФОРМЕННЫЙ БОГ o o ПОЗНАЙ СВОЕ ВЕЧНОЕ СОСТОЯНИЕ o o ВАШЕ СОЗНАНИЕ — ОБМАН o o МАЙЯ — ЭТО ЛЮБОВЬ К СЕБЕ o НАЙДИТЕ ИСТОЧНИК «Я ЕСТЬ» o РОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ — ЭТО МИФ o o ВАШЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ — ЭТО ЗАИМСТВОВАННОЕ БЫТИЕ o ИНТЕЛЛЕКТ — ЭТО ПРОДУКТ УМА o o В АБСОЛЮТНОМ СМЫСЛЕ ЗНАНИЕ ЕСТЬ НЕВЕДЕНИЕ o o МОЖЕТ ЛИ ПОМОЧЬ ИЗУЧЕНИЕ ПИСАНИЙ? o ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ СТАНОВЛЕНИЯ И БЫТИЯ § § Игра пяти элементов o «Я НЕ ЗНАЮ» — НАИЛУЧШЕЕ СОСТОЯНИЕ БЫТИЯ o o ЗДЕСЬ ГОВОРИТ ВЕЧНОЕ o ВАША ПОТРЕБНОСТЬ В СУЩЕСТВОВАНИИ ОГРАНИЧИВАЕТ ВАС o ВСЕ ИНДИВИДУУМЫ ВООБРАЖАЕМЫ o МАЛО КТО СОМНЕВАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО НАПИСАНО В ДРЕВНИХ ТЕКСТАХ o o УМ — УКАЗАТЕЛЬ, НЕ ДИКТАТОР o ВАШИ КОНЦЕПЦИИ ЗАТМИЛИ ИСТИННОЕ Я o o КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ БОЛЕЗНИ «Я ЕСТЬ»? o o ВЫ — ДОКАЗАТЕЛЬСТВО СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА o ВАШИ РОДИТЕЛИ — ЗОЛОТО, А ВЫ — УЗОР НА НЕМ o ЧТО ТАКОЕ САХАДЖА-ЙОГА? o o Я НАХОЖУСЬ В СОСТОЯНИИ НЕ-ЗНАНИЯ o o МОЙ ГУРУ — ПАРАБРАХМАН
o ЧТО ТАКОЕ БОДХИСАТТВА? o o ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «СУДЬБА» КОНЦЕПЦИЕЙ? o О ВАС ПОЗАБОТЯТСЯ o ПРОЯВЛЕННОЕ НЕ ИМЕЕТ ЦЕЛИ o ЧЕМ БОЛЬШЕ ВЕЛИЧИЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ НЕСВОБОДА o ВЫ ИЩЕТЕ ПРОСТУЮ ИСТИНУ В УСЛОЖНЕННОМ ВИДЕ o КТО УЗНАЁТ, ЧТО ВСЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ НЕРЕАЛЬНО? o ТО, ЧТО ВЫ ПРИНИМАЕТЕ С ПОЛНОЙ ВЕРОЙ, СЛУЧАЕТСЯ o МУДРЕЦ БОГАТ БЕЗ НАКОПЛЕНИЙ o СУЩЕСТВОВАНИЕ — ЛИШЬ ВИДИМОСТЬ o СЛОВАРЬ · notes o 1 o 2 o 3 o 4 o 5 o 6 o 7 o 8 o 9 o 10 o 11 o 12 o 13
Нисаргадатта Махарадж БЛАГОДАРНОСТИ Я не исполню свой долг, если не упомяну человека, ответственного за мою встречу с Шри Нисаргадаттой Махараджем. Моя покойная старшая сестра Шримати Сунанда Рамачандра Прабху привела меня к Махараджу, несмотря на то что я несколько лет пытался избежать этого. Она дала мне прочитать его записи, чтобы изменить мое нежелание встретиться с ним. В конце концов ей пришлось взять меня за руку, как ребенка, и отвести к нему. После первой моей встречи с Махараджем ее задача была завершена, поскольку на нашей первой встрече исчезло разделение эпох. Я посвящаю эту книгу Шримати Сунанде, без усилий которой моя жизнь потеряла бы всякий смысл и цель. — Мохан Гайтонд ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА Мне очень повезло присутствовать на сатсангах Шри Нисаргадатты Махараджа в течение пяти лет. С 1978 по 1981 год я был переводчиком вечерних бесед с пяти до шести тридцати ежедневно. Махарадж не ждал от нас [переводчиков] толкования его ответов в соответствии с особенностями вопросов посетителей. Он настаивал на дословном переводе, без каких-либо пропусков. Он говорил: «Когда вопрос задан, ответ приходит из нирвикальпы (состояния, свободного от концепций). Ответы будут оказывать нужное воздействие на задавшего вопрос, только если перевод дословный». В этом Махарадж был очень требователен. Для Махараджа каждый посетитель был тем же, что и Он сам. Он с изумлением наблюдал хаос, вызванный воображением и концепциями. Так же, как когда хочется разбудить человека, видящего тяжелый сон, Махарадж прилагал глубокие и искренние усилия, чтобы помочь человеку отбросить концепции и пробудить его по-настоящему. Все духовные ищущие ценили Его неустанное стремление поделиться своим Истинным пониманием.
В отличие от утренних бесед, на вечерних беседах задавали меньше вопросов. Возможно, посетители хотели отдохнуть и послушать то, что Махарадж говорил сам. Когда беседы начинались, Махарадж обычно предлагал задавать вопросы, если у кого-то были какие-то сомнения. Новые посетители, если таковые были, начинали задавать свои вопросы. Когда Махарадж говорил долго без перерыва, например, пять минут или дольше, было трудно переводить каждое слово в Его присутствии. Эти беседы теперь доступны в записи для дословного перевода без каких-либо пропусков. В книгах, изданных американскими авторами, публикуются неполные устные переводы. Поэтому данный перевод может оказаться для читателя интересным и полезным. Мы не ждем, что скептический читатель сразу примет написанное в этой книге, но если она поможет побудить его к серьезному размышлению, это будет большим достижением. В этой книге много повторений, которые были оставлены намеренно, поскольку они необходимы для пробуждения от глубокого сна неведения. Махарадж предупреждал своих учеников не довольствоваться одним лишь знанием на словах, которое позволяло им отличиться в беседах на духовные темы. Почти каждый день Он подчеркивал важность медитации на «я есть» без слов, то есть на самообнажающем процессе, ведущем к знанию Себя. Текст данной книги взят исключительно из вечерних записей бесед. Эти беседы не записывались с целью сделать книгу. В основном эти записи делались для того, чтобы сатсанг с Махараджем мог продолжиться даже после его махасамадхи. Они служили этой цели до сих пор и продолжат служить ей до самого конца. Даже после прочтения всех опубликованных до настоящего момента бесед Махараджа я нахожу, что некоторые моменты этих вечерних бесед абсолютно новые и незнакомые для читателей. Именно поэтому делается это издание. Я благодарю д-ра Н. Ванаджу за предоставление магнитофона для записи этих бесед, и мою жену Джаяшри за его ежевечернее бережное использование. — Мохан Гайтонд
ВВЕДЕНИЕ
Для меня честь, что Мохан Джаяшри Гайтонд (вечерний переводчик Махараджа) попросил меня написать введение к данным записям бесед Шри Нисаргадатты Махараджа, озаглавленным «Ничто есть всё». Говоря словами Шри Нисаргадатты Махараджа: «Оставайся на грани, там, где пространство бытия становится небытием, а небытие становится бытием». Мне, как и всем ученикам Махараджа, с которыми я встречался, трудно подобрать слова, чтобы выразить свое почтение, преданность и благодарность нашему любимому учителю Нисаргадатте Махараджу. Вот уже почти 35 лет воздействие «Его» учения наполняло и продолжает переполнять «мое иллюзорное существование» своей прямотой, точностью и способностью описывать и указывать на То, что невыразимо словами. Как Гуру и духовный наставник, Нисаргадатта Махарадж изменял и направлял жизнь каждого, с кем сталкивался. Должен честно признаться, что поначалу я не подозревал, не мог даже представить себе, какое невероятное воздействие окажет на меня время, проведенное с Ним. Как говорил Махарадж: «Слова реализованного человека не могут пропасть без следа, они как семена, они будут ждать своего часа, чтобы взойти, но если они попали в почву, то обязательно принесут плоды». Сейчас, когда я пишу это введение, мне вспоминается одно замечание, сказанное Джин Данн (одной из западных учениц Махараджа): «Каждая фраза Махараджа была подобна Упанишадам». И прежде чем я продолжу попытки описать «стиль» учения Махараджа, а также дать краткий обзор самого учения, позвольте мне рассказать об одном нашем с ним диалоге. Надеюсь, что этот диалог сможет помочь приоткрыть завесу того, кем он был на самом деле, откуда он пришел и об учении, которое пришло «через него». Начну с того, что я, как и многие другие, считал Махараджа «просветленным» существом, личностью, и относился к нему соответственно. Но довольно быстро я понял, что Махарадж не был ни личностью, ни «просветленным» существом. Однажды, в конце семидесятых, я задал ему вопрос. Махарадж ответил (он говорил с большим напором): «Ты думаешь, что ты личность, и поэтому ты думаешь, что Махарадж тоже личность. Ты думаешь, что ты какое-то существо или божество, и поэтому ты думаешь, что Махарадж тоже какое-то существо или божество. Махарадж не личность, не существо и не божество. Махарадж — это Космическое Сознание!» Могу только сказать, что этот опыт сдвинул «мое сознание» и позволил мне ухватить то, что происходило. Понимание того, что Махарадж был не личностью, существом или божеством, а самим Космическим Сознанием, может помочь пролить свет на учение и самого учителя, которые, как казалось, происходили в этой маленькой комнате в районе Кхетвади возле Грант-роуд в Бомбее (Мумбае) в течение почти 45 лет.
Как говорил Нисаргадатта Махарадж: «Ты думаешь, что мы с тобой — два человека, которые разговаривают друг с другом. Но в действительности есть лишь сознание». Уникальность Махараджа Что отличало Нисаргадатту Махараджа так сильно от всех других гуру и учителей, которых я когда-либо встречал? Начну с того, что, придя впервые к нему на встречу, я не смог сразу распознать его среди других людей в комнате. Почему? Потому что всегда, когда я встречал какого-то гуру, чувствовалось, что «энергия» течет из определенной точки в пространстве-времени. Рядом с Махараджем количество «энергии» было огромно, это была магнетическая сила, которая затягивала меня в Его присутствии, но не было ощущения, что «энергия» исходит из Него или от Него лично. Более того, он выглядел совершенно обычно. Он не носил белые одежды и длинную бороду, не облачался во все оранжевое и не брил голову. Он одевался и выглядел, как любой другой в его районе. Не привлекая к себе внимания (как он часто повторял, «ты не личность» или «никакой личности не существует»), «Он» просто сидел на полу и курил биди (тонкие индийские сигареты, скрученные из листьев тенду1). Не было никакой духовной игры, никакого притворства, никакой иерархии или организации, — абсолютно никакой игры. Как-то Он сказал: «Я здесь не для того, чтобы копить учеников». Но общий эффект оказался прямо противоположным — меня притягивало к нему как магнитом. Его «способ бытия» (бхаав) внушал мне благоговение, я чувствовал глубокое почтение, по мере того как пытался «воспринять» и впитать каждое сказанное им слово. Еще одним фактором, который делал Махараджа таким уникальным, было то, что «Он» никогда ничего у меня не просил, ничего от меня не хотел, одним словом, ничего от меня не требовал. Он был полностью сосредоточен на ученике, на преданном, а не на себе как гуру. Он никогда не пытался подогнать меня под какую-то модель, роль или систему верований. Именно поэтому я абсолютно Ему доверял, я знал, что Он всегда «на моей стороне». Другой уникальной чертой Махараджа было то, что Он вновь разжег мое изначальное отношение к «духовности» как к «поиску того, кто ты есть на самом деле». И хотя это всегда было центром моих желаний и моего понимания, я сбился с пути, потерявшись в культурных и духовных мифах и поверив в «духовную игру». Это незаметно привело к тому, что вместо «поиска того, кто я есть на самом деле» и «погружения» я научился «соответствовать». И еще одним аспектом уникальности Махараджа была его невероятная прямота и конфронтационный стиль обучения. Поскольку Махарадж ничего от вас не желал и не хотел, не требовал, чтобы вы вернулись домой и открыли какой-то центр или стали частью организации, выполняющей какую-то миссию, он мог себе позволить быть прямым и резким. Стиль его обучения был настолько прямым, что временами причинял нестерпимую «боль», но одновременно прояснял, очищал, высвобождал, одним словом, приносил свободу. Если вы задавали вопрос, то получали или прямой и ясный ответ, или встречный вопрос, толкающий глубже в самоисследование. Его встречные вопросы направляли и фокусировали подобно дзенским коанам или лазерному лучу. Они поглощали мое внимание и разрушали мои концепции. «Эта вера в „я есть“ — от чего она зависит? Эта вера, эта убежденность в том, что ты есть, от чего она зависит?» — Нисаргадатта Махарадж Благодаря такой интенсивной фокусировке предлагаемое им исследование было воспринято и внимательно рассмотрено, и это не только развеивало сам вопрос, но и давало ответ «изнутри». А затем и вопрос, и ответ, и тот «я», которым вы себя считали и который изначально задавал вопрос, растворялись в ничто. «Если мои слова проникнут в вас глубоко, они уничтожат все другие слова и концепции». — Нисаргадатта Махарадж В качестве небольшого отступления замечу, что в прошлом я побывал у многих гуру и у меня сложилось неверное представление: я ошибочно полагал, что если ты «реализованный», то каким-то образом можешь «научить», передать учение. Впоследствии я понял, что это не так. Я осознал, что между «реализацией» и способностью учить нет никакой связи. Удивительным было то, что Махарадж был как «реализованным», так и обладал способностью учить, что, как я вскоре обнаружил, было редким явлением. Его спонтанное учение было невероятно мощным. Махарадж встречал каждого ученика там, где «тот был». Как истинный Учитель, он преобразовывал свои культурные метафоры и указатели так, чтобы они подходили человеку, задавшему вопрос. Для западного человека это делало передачу учения плавной и вызывало потрясающее переживание, будто внутри зажигалась лампочка, по мере того как навязчивые старые концепции отпадали и открывалась пустота-полнота. Затем с великой «силой намерения» Он выталкивал ищущих за пределы их представлений о том, кем или чем они являлись. Интенсивность Его ответов и нацеленных на самоисследование вопросов выгоняла нас из тех состояний, в которых мы находились, или думали, что находились. Чудо Махараджа заключалось именно в этом сочетании «Реализации» и способности учить, указывавшем непосредственно на тот «путь» или «проход», который был идеален именно для «тебя» и который обнаруживал именно «твою» дверь. Другими словами, многие учителя дают одну-на-всех духовную практику (садхану), или предписание, или формулу, одинаковую для каждого ученика. Но Махарадж каким-то образом выдавал ответы, которые были сшиты под размер задающего вопрос. Это было возможно именно потому, что ему от вас ничего не было нужно, и его прямота, ясность и целостность проникали в вас как вирус, разрушая ваши концепции вместе с тем «я», которое в них верило. «Я хочу снести все ваши концепции и ввести вас в состояние без концепций». — Нисаргадатта Махарадж Учение Учение Нисаргадатты Махараджа на первый взгляд довольно просто. Очень-очень кратко его можно выразить так: Адвайта (на санскрите «не два» или «одно сущее, не два»). В абсолютном смысле, конечно же, не было даже одного. И Веданта (нети-нети, на санскрите «не это, не то»). Отбрасывание всего (на санскрите нама-рупа, имена и формы). Такова суть учения, а также вопрос: Кто ты на самом деле? Оставайся в Я Есть, отбрось все остальное, или держись за Я Есть и отпусти все остальное. Все, чем ты себя считаешь, — это не ты. Говоря словами Нисаргадатты Махараджа: «Чтобы обнаружить, кто ты есть, ты должен сначала понять, кем ты не являешься». За пределами Я Есть Когда кто-то спросил Махараджа: «Кто вы?», Махарадж ответил: «Ничто, что можно воспринять или помыслить». Другими словами, если что-то можно воспринять или представить, то это не ты, следовательно, отбрось это. Для тех, кто приходил к нему, чтобы что-то понять и собрать больше «духовной» информации, он говорил: «Если вы можете забыть или вспомнить что-то, то это не вы, значит, отбросьте это». Проще говоря, отбросьте все доступное восприятию и представлению как «не это и не то» и «пребывайте в самом сознании, это дверь в Абсолют». На первый взгляд кажется, что это просто. Ум избавляется от лишнего, подобно снятию слоев с луковицы до тех пор, пока ничего не останется, или подобно разматыванию клубка пряжи. Если найти ведущую нить и потянуть за нее, клубок размотается. Точно так же Махарадж направлял «ваше» внимание на «ваши» представления или на «ваше» состояние и, таким образом, разматывал клубок ума и его ненаглядные концепции. И поверьте, Махарадж прекрасно знал, за какую ниточку надо тянуть! Абсолют Еще более уникальным Махараджа делало то, что он говорил об Абсолюте — состоянии, предшествующем Я Есть и сознанию. Я Есть и сознание не являются Абсолютом, отсюда его неизменная фраза, которую он повторял снова и снова: «Прежде сознания». Это понимание выходило далеко за рамки всего, что мне приходилось в ту пору слышать или читать. Признаюсь, что в семидесятых фраза «прежде сознания» была мне непонятна. Но гораздо позже я понял, что видеть и понимать можно только из того состояния сознания, в котором находишься, или думаешь, что находишься. Иными словами, это линза, сформированная концепциями, сквозь которую «я» как бы видит и понимает. Воображаемое «я» может видеть и понимать только через эту воображаемую линзу идей, мыслей, воспоминаний, эмоций, ассоциаций, ощущений и так далее. То есть «я», вернее иллюзия некого «я», может видеть только свои иллюзии. По этой причине иллюзорное «я» может воспринимать Махараджа только из того состояния, в котором оно себя воображает, и, соответственно, видеть только свои представления о Махарадже. В качестве примера скажу, что слово «пустота» обычно ассоциируется у людей с космическим вакуумом, но это представление не соответствует пустоте. Махарадж был далеко за пределом всего, что «я» мог воспринять или вообразить. В мой последний приезд в Мумбай в 2007 году один из давних учеников Махараджа сказал: «Как мы могли понять Его? Ведь Он настолько превосходил нас». «Все, что вы понимаете, вы понимаете только сквозь призму ваших представлений». — Нисаргадатта Махарадж Скажу снова, что стиль учения Махараджа был бескомпромиссным, безжалостным, настойчивым и цепким. Он бил в одну точку, не отвлекаясь, вдалбливал, что все воспринимаемое и вообразимое зависит от веры в то, что ты есть или я есть. В конце концов, когда Я Есть естественным образом растворяется, становится понятно, что, как говорил Махарадж: «Тебя нет». То есть это была лишь видимость вопросов и ответов, но кто отвечает на вопросы? «В абсолютном состоянии я даже не знаю, что я есть». — Нисаргадатта Махарадж Эти беседы с ним были настолько значимы, что даже сегодня их неописуемая прямота опустошает и приводит меня в благоговейный трепет так, что перехватывает дыхание. Представьте, насколько трудно изложить стиль и суть Его учения в таком коротком введении. Но я надеюсь, что эта маленькая попытка «моей» интерпретации окажется вам полезна. Верхушка айсберга, окно, картина, написанная просто одним из Его учеников. Это подношение — всего лишь кусочек, крошечная версия не имеющего себе равных голоса Нисаргадатты Махараджа, голоса Того, Чего Нет. Мне кажется, лучшим завершением будет вспомнить тот раз, когда он начал ходить взад-вперед и орать на меня: Нет никакого рождения,
И когда Он направил этот мощный энергетический фокус на меня, «свет» полился из Его руки прямо через «меня». Память о том дне я храню уже более тридцати трех лет. Пусть это учение найдет приют в вашем сердце. С почтением и любовью к моему Гуру Нисаргадатте Махараджу Пранам Нисаргадатта Махарадж ки джай! — Стивен Волински 11 июля 2012 г. Аптос, Калифорния ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Джай Гуру… Эта книга — живой сатсанг с Сатгуру Шри Нисаргадаттой Махараджем. Почему бы и нет, ведь вечерний переводчик Махараджа мистер Мохан Гайтонд, которому повезло находиться рядом с Махараджем с 1979 по 1981 год, записал в этой книге редкие неопубликованные беседы с Шри Нисаргадаттой. Эта книга имеет особое значение в том смысле, что мистер Гайтонд хорошо владеет маратхи — языком, на котором говорил Махарадж, и это упрощает для читателя понимание истинного смысла мудрых слов Махараджа. И дорогой духовный брат д-р Стивен Волински, которому также повезло посещать сатсанги Махараджа, любезно согласился написать введение в учение Махараджа для будущих поколений ищущих Истину. Мне выпала привилегия общения как с мистером Гайтондом, так и с д-ром Волински, и я благодарю мистера Мохана и миссис Джаяшри Гайтонд за предоставление мне возможности написать это вступительное слово. Слова Сатгуру обладают способностью пробуждать и искоренять болезнь навсегда, если их обдумывать и размышлять над ними. Нисаргадатта Махарадж говорил: «Для искреннего ищущего освобождение возможно, даже если он просто услышит это знание». Именно это произошло с самим Нисаргадаттой Махараджем после встречи с его гуру Шри Сиддхарамешваром Махараджем в 1933 году. Все те, кто уже прибыл ДОМОЙ, конечно же, не будут читать эту книгу. Так же как здоровый человек вряд ли посетит доктора для лечения, а окончивший институт вряд ли снова пойдет в школу. Эта книга для тех жаждущих ищущих, кто пребывает в поиске Истины, и для тех, кто уже давно принимает лекарства Нисаргадатты Махараджа. Но для чего все эти лекарства? Просто собрать побольше пилюль или избавиться от болезни и лекарств навсегда? Когда я встречаю людей, годами читающих книги Махараджа и гордящихся своей «приверженностью» им, я чувствую глубокое сочувствие. Потому что сколько можно принимать лекарства? Я зачастую чувствую, что в самом ищущем отсутствует какое-то связующее звено. Через эту книгу Нисаргадатта Махарадж вновь предлагает «Окончательное лекарство», хоть и на другом блюдечке. С моей точки зрения, Махарадж скорее описывал эффекты от принятия лекарства, чем предлагал какие-то рецепты, и ожидал от страждущего ищущего интуитивного распознавания и осознания через постоянные размышления и раздумывания. Но возникает вопрос — достаточно ли простого размышления над мудрыми словами? Хотя высочайшее учение Нисаргадатты Махараджа уже было представлено во многих беседах, тот факт, что сам Нисаргадатта «реализовался» всего за три года после встречи со своим гуру, продолжает игнорироваться! Путь, которым прошел Нисаргадатта, все еще остается неосвещенным. Мудрость, явленная через Нисаргадатту Махараджа, пришла не только через его созерцание, но и через его преданность и самоотдачу своему гуру и его учению. Помимо его искренности и устремленности, его неоспоримая вера в своего гуру продолжает игнорироваться, хотя она сработала как природный фермент для переваривания мудрости его гуру и, в сущности, позволила ему реализовать свое Истинное Я. Я уверен, что проницательный ищущий непременно воспользуется этим указателем. Мне часто удивительно видеть непонимание и отсутствие ясности у ищущих, несмотря на прямоту высказываний Махараджа и на то, что они регулярно читают его учение. Мне кажется, что преданный читатель может поразмышлять о некоторых вещах, прежде чем приступать к чтению этой книги. Во-первых, к «кому» обращается Нисаргадатта? И «кто» читает или слушает Нисаргадатту? Ведь Нисаргадатта часто повторял: «Я обращаюсь к сознанию, а не к телу-уму». Ищущий, который будет читать эту книгу, учитывая этот указатель, непременно выйдет за пределы чтения и вообще за пределы всех нужд, а это и есть главная и единственная цель учения Махараджа. Ничто есть Всё. Кто-то может спросить: «Как это возможно?» Разве время, потраченное на поиски «чего-то», тратится не впустую? Почему так? Это так, потому что каждый считает себя «кем-то». Речь однако не идет о поисках чего-то кем-то. На самом деле убежденность в том, что он или она являются всего лишь телом, — это основное препятствие в реализации того, кто они есть в действительности. Этот самый миг беременен и готов разродиться Всем, когда вы готовы принять Ничто! Почему-то слово «Ничто» не интересует ищущего, в то время как слово «Всё» поглощает его или ее. Почему так? Почему люди так боятся этого «Ничто»? Даже краткая мысль о своем отсутствии, кажется, создает страх не-существования, хотя все наслаждаются отсутствием «отдельного я» каждую ночь во время глубокого сна. Страх Ничто — это страх смерти, в свою очередь являющийся страхом Неизвестного. Неспособность узнать тайну под покровом Ничто каким-то образом вынуждает ищущего захлопнуть дверь перед Окончательным Пониманием, в котором ищущего нет. Говоря кратко, слово «Ничто» отталкивает, а слово «Всё» привлекает его или ее, поскольку эти видимые противоречия воспринимаются ими буквально. Эти противоречия не существуют снаружи, но лишь в уме ищущего как внутреннее разделение. Пусть же Нисаргадатта Махарадж оросит преданных ищущих своими благословениями, чтобы они могли собраться с мужеством и встретиться лицом к лицу с окончательным и божественным парадоксом «Ничто есть Всё». Если вы действительно готовы к Ничто, эта книга — идеальная веха. Эта книга, сфокусировавшая в себе последние учения Махараджа, непременно переведет поиск в Понимание того, кто вы есть, прекратив этот поиск навсегда. Такое удовольствие представлять этот изначальный букет указателей от Сатгуру Шри Нисаргадатты Махараджа всем вам! ТО вечное состояние, в котором ничто не отсутствует и нет нужды в чем-то еще. Ни опыт учения, ни изучение опыта не может раскрыть ТО. ТО предшествует и выходит за пределы обоих. Божественный свет, постоянно рассеивающий умозрительную дистанцию тьмы между вами и Вашим Истинным Я, есть Сатгуру. Ничто не может сравниться с Милостью Сатгуру. Сатгуру шаран С любовью, — Нитин Рам, автор книги «Зов Я: Медитации Самонапоминания» Поиск или понимание? Поиск основан на некой причине, В поиске есть усилие и цель, В поиске нет Понимания, Поиск состоит из ищущего, поиска и искомого, Поиск состоит из стадий, промежутков и практик, У поиска есть цель, Поиск поддерживается слушанием, чтением и размышлением, В поиске доминирует страх забыть собранное знание, Основа поиска — двойственность, Поиск — это вечно меняющееся состояние, В поиске есть замок и происходит поиск ключа,
Джай Гуру — Нитин Рам
ПОЧЕМУ ЖИЗНЬ ПОЛНА БОРЬБЫ? Ноября 1979 г Посетитель: Я задаю вам вопросы, и вы отвечаете. Такое ощущение, что для вас все эти вопросы не важны. Могу я узнать, что для вас важно? Махарадж: Что самое важное в вашем повседневном опыте? П: Я не знаю. М: Вы знаете, что вы есть, что вы существуете. Что может быть важнее того факта, что вы есть? Самое важное — это ваше бытие, или ваше сознание. Но «я есть» — это качество вашего физического тела, тела пищи. Пока сознание присутствует, вы можете приобретать знания о мире и гордиться ими. Однако все это продлится лишь до тех пор, пока в теле не высохнут соки пищи. Когда соки высыхают, Васудева, или тот, кто чует свое бытие, исчезает. П: Мое так называемое существование зависит от соков пищи. М: Когда вы вернетесь в свою страну, люди спросят вас: «Какое знание ты там получил?» Что вы ответите? (Молчание.) М: Имя всему этому — знание, или джняна2. За пределами этого виджняна, или Парабрахман. Непроявленное проявилось с появлением сознания ребенка, или индивидуальной души. П: Я и есть тот ребенок. М: Когда вы здесь, говорите только о своем собственном опыте. Разве не это сознание ребенка отвечает за ваше знание о мире? Если бы этого сознания ребенка не было, вы бы сейчас задавали какие-то вопросы? (Нет ответа.) М: Вначале появляется сознание, которое подобно пространству и наполнено любовью к себе. Это любовь к существованию. Кто бы ни приезжал сюда, как бы хорошо он ни был образован, я знаю, что именно приехало, и я хватаюсь за это. Без этого ни он, ни я не могли бы разговаривать. П: Можно ли изменить сознание ребенка на сознание взрослого? М: Это все равно что спросить, как увеличить пространство. Разрушьте здания, и пространства станет больше. Бытие — это качество пищевых соков. Когда они исчезают, бытие погружается в состояние небытия. Сознание ребенка — это не знание, а неведение. Прежде сознания нет никакого чувства «я есть». Это высшее Знание, или виджняна, или Парабрахман. Из этого непроявленного состояния небытия возникает сознание ребенка. Как оно может быть знанием? Сознание — это материальное знание, поскольку это качество саттвы, или соков пищи. Без саттвы сознание не может проявиться. П: Разве то, что я родился, не везение? Разве сознание — не благословение? М: Появление бытия из состояния небытия — величайшая ошибка. П: Вы хотите сказать, что парам не следует производить потомство? М: (по-английски) Взгляните на себя. П: Почему жизнь полна борьбы? М: Вы должны были заметить борьбу между пятью элементами. Эта борьба изначально существует на земле. Каждое зернышко риса, пшеницы и так далее состоит из пяти элементов. Эта борьба уходит корнями в вашу пищу. Все живые существа питаются ею и, следовательно, разделяют эту борьбу. Подобно тому как человек подвержен воздействию алкоголя, он также подвергается воздействию борьбы в пище. ЧТО ТАКОЕ МЕДИТАЦИЯ? Ноября 1979 г Махарадж: У нашего чувства бытия нет тела. Оно называется Брахман. Внутри вас все время звучит мантра «Я есть Брахман», хотя вы этого не осознаёте. Тот, кто реализовал свое Истинное Я как Брахмана, почитается духовными учениками. Этот Брахман, или Бог, есть ваша истинная форма. Это Я не умирает. Вы боитесь смерти, потому что отождествляетесь со своим телом. Если вы поверите в то, что вам говорится сейчас, вы никогда не испытаете смерть. И вам не будет нужды задавать кому-либо вопросы на духовную тему. Напротив, люди будут сами приходить к вам в поиске Истины. П: Что такое медитация? М: Не потерять из поля зрения свое истинное Я — это медитация. У вас не должно быть ни капли веры в свое отождествление с телом. Когда вы реализуете свое сознание как Бога всех богов, вы обнаружите себя бесконечным и безграничным. П: Разве Бог не превосходит меня? М: Ваше сознание — это доказательство того, что Бог существует. Если бы вас не было, кто мог бы осознать Его величие? Не забывайте об этом. Сознающий сознание не подвержен смерти. Он сбрасывает свое тело в состоянии блаженства. П: В нашем мире мы наслаждаемся достижениями. М: Но риск и страх проиграть сопровождают их. Самый ужасный из них — страх смерти. Говорят, что скрытые сокровища охраняются духами змей. Нужно задобрить духа подходящим подношением, прежде чем прикоснуться к сокровищу. Любой неверный шаг ведет к смерти. Точно так же, чтобы познать Себя, вы должны сделать подношение, состоящее из вашего отождествления с телом. Благодаря этому ваше Истинное Я освобождается от тела. И тогда кончина тела становится радостной. П: Может ли помочь повторение фразы «я не это тело»? М: Вы должны быть таким, какой вы есть в действительности. Вы есть сознание, а не мужчина или женщина. Вы — тот, кто сознает свет. Вы можете судить о его чистоте, а не наоборот. П: Каково влияние майи, или иллюзии? М: Майя дала вам ваше тело. Но когда вы встречаете своего Сатгуру, он дает вам вашу форму сознания. Сначала вы были знающим тело, а затем стали знающим сознание. Это состояние называется виджняна, или Парабрахман. П: Оно за пределом проявленного? М: Проявленное существует благодаря пяти элементам. Пока вы являетесь его частью, сохраняется телесное страдание. Ученик, который видит своего гуру как бесконечность, становится таким же. Видя своего гуру как Параматму, ученик становится Этим. П: Что происходит с знанием джняни? М: Знание рассеивается или погружается в джняни. Джняни не рассеивается. У джняни не бывает состояний бодрствования и сна, у него нет ни имени, ни формы. Все это сохраняется, пока остается знание о себе, но не после. Все это очень просто, но кажется очень сложным для понимания. Редко кто может реализовать это. Нужно выйти не только за пределы тела, но и за пределы сознания. Нужно выйти за пределы всего знания. Все эти изменения происходят без какого-либо намеренного отрицания старых отождествлений. Подобно огромной массе накатывающейся воды, сознание возникает из высшего сознания. Пуруша — это космический дух, пура — значит поток. Пуруша — это только свидетель. Вся деятельность происходит благодаря йога-майе, или йогической иллюзии. Незваная, она принимает формы, чтобы действовать. Текущая деятельность происходит благодаря жизненному дыханию, возникающему из пяти элементов. Пять элементов, три гуны (саттва, раджас и тамас), а также пракрити
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|