Окружающий мир. 1-й – 4-й классы
Литература Кошурникова А. Ю. Особенности фондово-экспозиционной работы в деятельности сельских этномузеев // Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе. - Томск, 2002; Лисюк В. Е. Проблемы развития экомузеев в некоторых зарубежных странах (обзор). - М., 1987 (Культура и искусство за рубежом. Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация ГБЛ, вып. 4); Макдональд Д. Музей будущего в " глобальной деревне". // Museum №155; Семененко Т. П. Экомузеи Франции: Новые тенденции в развитии музейной идеологии. // Музейное дело: Музей - культура - общество. - М., 1992; Сотникова С. И. Музеология. - М., 2004; Хадсон К. Влиятельные музеи. - Новосибирск, 2002; Museum N 148, 1985. http: //museum. ru/RME/sci_eco. asp https: //studopedia. su/5_62090_ist
Байкальский музей. Появился в открытом доступе рейтинг музеев природы и экологии России и стран СНГ по их уникальности и популярности для посещений в реале и онлайн-туров. Рейтинг составил портал " ТурСтат" ко Дню экологического образования, который в России отмечают 12 мая.
По данным портала, первую десятку музеев природы и экологии России и СНГ составили:
- Дарвиновский музей (Москва),
- музей природы и экологии Республики Беларусь (Минск),
- музей природы Урала (Екатеринбург),
- музей природы и экологии (Смоленск),
- музей экологии и краеведения (Пущино Московской области),
- музей природы Воронежского заповедника (Воронеж),
- музей природы Окского заповедника (Рязанская область),
- музей экологии и охраны природы (Набережные Челны, Татарстан),
- музей природы Печоро-Илычского заповедника (Республика Коми),
- Байкальский музей (Иркутская область).
Экомузеи Другой тип музеев под открытым небом получил название «экомузей». Экомузей не создает собирательный образ музея традиционной культуры и быта, а фиксирует на месте и воссоздает их в том виде и на основе того материала, который бытовал и бытует в настоящее время. «Экомузей - это воссоздание и сохранение не только традиций в реальной жизненной среде, но и самого культурного пространства - духовных, этических, хозяйственных связей между людьми»[1]. Экомузеология - довольно молодое направление в развитии музейной практики и теории. Во второй половине XX в. на музеи стали смотреть не только как на учреждения по сбору и хранению музейных предметов. Прогрессивные музейные деятели увидели в музеях эффективное средство социальных и культурных преобразований. Наиболее ранний пример такого понимания музея можно найти в США, где в 60-х гг. XX в. появился общинный музей в Анако- стии. После предоставления неграм равных гражданских прав у местной общины близ Вашингтона появилась идея пропагандировать музейными средствами историю и культуру афроамериканского населения. В эти же годы во Франции в ряде сельских общин силами местного населения было создано несколько природных парков: Мон де Арре, Уэсан, Гранд-ланд, Камарг, Нижняя Сена. Передовой французский этнограф и музееолог Жорж Анри Ривьер в 1971-1974 гг. совместно с музеологом Югом де Варином создали на основе двух старинных промышленных городов огромный музей во Франции - Ле Крезо. Экспонатами этого музея стали десятки недвижимых памятников. Были сохранены и му- зеефицированы: угольная шахта, средневековый монастырь, улица с жилыми домами начала XIX в., животный и растительный мир окрестностей. Этот метод в 1971 г., со слов Юга де Варина, получил название «экомузей». В 1985 г. в Лиссабоне была создана международная общественная структура, пропагандирующая создание экомузеев, - MINOM. Так зародилось новое направление в сохранении и использовании историко-культурного наследия - экомузеология.
К идее создания экомузеев подводило совершенствование скансен-музеев. В экомузеях архитектурные, археологические и этнографические памятники не переносятся, а сохраняются и восстанавливаются на месте своего возникновения и первоначального бытования. По мнению Ж. А. Ривьера, экомузей - это не только культурно-просветительное учреждение, распространяющее знания о прошлой истории и культуре, но и своеобразная лаборатория для изучения взаимодействия человека и природы и совершенствования их отношений. Экомузей и местное население должны быть активными партнерами в поисках экологического равновесия между природой и человеком. Регулятором этих отношений является традиционная культура, предполагающая щадящее отношение человека к природе. Экомузеология понимает под экомузеем комплекс творений рук человека и творений природы. Экомузеология подошла с принципиально новых позиций к пониманию музейного предмета. Для нее музейные предметы - это не уникальные исторические предметы или редкие природные объекты и не шедевры произведений искусства. Музейный предмет в экомузее - это типичный предмет сохраняемой культуры. Музейным предметом становится и сама территория, на которой сложилась культура, и все, что составляет культуру сохраняемого народа: уклад жизни, орудия труда, способы, приемы и умения труда, обычаи и обряды, фольклор. Основное отличие экомузея от классического музея павильонного типа в том, что классический музей состоит из триады - здание, коллекция, посетитель, а экомузей - из триады - территория, историко-культурное и природное наследие, община местного населения. В экомузее представлена многогранная жизнь народа: труд, ремесло, технологии, быт, отдых, культура, обряды, развлечения. Поэтому в создании и дальнейшей деятельности экомузея должны принимать участие специалисты самых различных профилей. При этом местные жители являются участниками музейного процесса в сохранении историко-культурных объектов, организации культурной деятельности, управлении музеем. Местные жители и персонал музея должны быть заинтересованы в существовании и развитии экомузея. По предположению Ж. А. Ривьера, экомузей управляется тремя структурами: штатными работниками музея, местными властями и местными жителями.
Экомузеи быстро завоевали признание в Европе: Франции, Португалии, Швеции, Польше. С 1980 г., благодаря музеологу Пьетро Мейрану, они быстро распространились в Канаде. Здесь за короткий период в провинции Квебек было создано пять экомузеев. Под влиянием идей экомузеологии в Европе наряду со скансен-музеями стали появляться специализированные музеи, посвященные какому-либо одному виду деятельности: пастушеству, огородничеству, животноводству. Стали создаваться музеи на основе памятников городской архитектуры, археологических объектов, памятников техники. В Англии, где сохранилось мало этнографических раритетов, стали создаваться экомузеи техники и промышленности. В 1968 г. создан музей «Ущелье Айронбридж». Это территория колыбели промышленной революции. Все памятники сохранены в положении in situ. Сохранившимся железнодорожным мостом соединены в единый комплекс все музейные объекты: доменная печь, Музей железа, металлургический поселок, семейный особняк заводчика, плотницкая улица, квакерское кладбище, фарфоровый завод. В 1971 г. открылся музей «Бимиш» - это музей человека и промышленности Северо-Востока Англии. Здесь был воссоздан шахтерский поселок с подлинной жилой застройкой, трамвайными и железнодорожными путями, железнодорожной станцией, магазинами, пивными ларьками, домом зубного врача, парком. В Америке пошли по пути создания не этнографических музеев или музеев истории промышленности, а в основном музеев истории Гражданской войны. Одним из первых в 1934 г. был создан музей «Дореволюционный Уильямсберг». Это целый город XVIII в., состоящий из нескольких десятков недвижимых памятников, в том числе резиденции губернатора, Капитолия, здания суда и тюрьмы. Прекрасным музеем истории Гражданской войны является музей «Форт Самтор», созданный на острове - последнем оплоте рабовладельческого Юга. Здесь в руинированном состоянии, со следами разорвавшихся снарядов сохранена крепость с артиллерийскими орудиями периода Гражданской войны, на основе раскопанных вещей создан музей в построенном павильоне.
Главными принципами экомузея являются следующие: музей - место гармонии человека и природы; он создается в интересах местного населения; в его создании принимают участие работники музея, местные власти и местное население; экомузей - это не здание, а территория со сложившейся совокупностью природного, исторического и культурного наследия; экомузей создается на месте нетронутого разрушительной силой современной цивилизации комплекса в положении in situ. Во второй половине 1980-х гг. экомузеи появились и в России. Первые проекты были осуществлены в Сибири. В 90-х гг. создан хантыйский музей «Варьеган» в Тюменской области. Активно создаются музеи нового типа в Кемеровской области. В 1988 г. на основе археологического петроглифического памятника был открыт музей-заповедник «Томская Писаница», в 1990 г. - музей культуры и быта шорского народа «Тазгол». Сибирь располагает огромным потенциалом исторического, культурного и природного наследия для создания музеев под открытым небом. Здесь имеются огромные археологические ландшафты с плотным размещением памятников самых различных эпох, этнографические реликты аборигенного населения, памятники хозяйственного и культурного освоения края русским населением, памятники гигантских промышленных строек, не тронутые индустриализацией и урбанизацией заповедные уголки природы. Ждут своего воплощения разработанные сибирскими учеными-музееведами проекты телеутского музея «Чалкой», татарского - «Калмаки», «Московско-Сибирского тракта» как памятника хозяйственного и культурного освоения Сибири, Шес- таковского музея-заповедника на основе памятников природы, палеонтологии, археологии и истории местного края. Музей природы Урала Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания (И. В. Гете)
Музей природы находится в одноэтажном здании, хорошо заметном в ансамбле Исторического сквера Екатеринбурга, – здании и сооружении Екатеринбургского завода «Монетка», памятнике федерального значения. Это старейшая среди площадок Свердловского областного краеведческого музея. За 150 лет его сотрудники собрали богатую естественнонаучную коллекцию – свыше 60 тысяч предметов. За час или два в экспозиции музея вы совершите путешествие по Свердловской области от Денежкина Камня на севере до Александровских сопок на юге, познакомитесь с палеонтологической и геологической коллекциями, диковинками «Кабинета редкостей» и временными выставками.
Вы увидите модель Солнечной системы и челюсть акулы геликоприона, скелет мамонта, найденный в 1897 году впервые в России, и скелет широкорогого оленя, глыбу малахита весом полтонны и уральские самоцветы, таксидермические скульптуры краснокнижных животных, коллекцию более 670 видов насекомых, уникальные картины-барельефы Франца Шиллингера, чучело долгожителя екатеринбургского зоопарка – нильского крокодила Коли и другие чудеса… В течение года музей проводит семейные экологические праздники и мероприятия, приуроченные к международным датам: Недели экологических знаний, День Земли, День птиц, День кошек, День крокодила, День орнитолога, День защиты животных, юбилеи известных ученых, поэтов и писателей… Юные посетители дважды в год могут проявить себя на музейном конкурсе чтецов. Для ребят дошкольного возраста и учеников от 1-го до 11-го класса музей предлагает более 30 вариантов обзорных и тематических экскурсий и занятий. Окружающий мир. 1-й – 4-й классы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|