Механизм воздействия метафоры при работе с детскими проблемами.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Устные рассказы для детей - не новая и не единственная форма детской терапии, но особое сочетание приемов при сочинении таких рассказов может дать удивительные результаты. Сопереживая, ребенок легко погружается в свой внутренний мир, создать который помогает терапевт своей историей, представляющей сложное сплетение наблюдений, обучающих навыков, интуитивных подсказок и целеполаганий. В результате ребенок получает ценный и важный посыл, стимулирующий его неповторимые ассоциации и переживания. Теория, основанная на исследованиях неврологов в области функционирования полушарий головного мозга, открывает важную зависимость между метафорой, симптоматикой и терапевтическим воздействием. В ходе исследований выяснилось, что оба полушария взаимодействуют синергически в сложном деле языкотворчества и расшифровки словесных сообщений. Левое полушарие воспринимает язык последовательно, логически и буквально, а правое схватывает сообщения мгновенно, целиком, улавливая скрытый смысл. Исследованиями установлено, что обработка сообщений метафорического типа происходит в правом полушарии, поскольку в метафоре важно не столько ее буквальное значение, сколько скрытый в ней смысл. Оно же, в большей мере, чем левое, отвечает за эмоциональную и образную стороны мышления. Считается, что психосоматическая симптоматика также зарождается в правом полушарии. Соответственно поскольку симптомы являются сообщениями на языке правого полушария, то исследование метафор позволит напрямую общаться с правым полушарием на его собственном языке. Отсюда становится понятным, почему метафорический подход к терапии дает результат гораздо быстрее, чем психоаналитический метод.
Использование метафоры для непосредственной связи с правым полушарием в корне отличается от традиционного психоаналитического подхода, когда телесный язык правого полушария сначала переводится в абстрактные модели познания левого полушария, которые уже каким-то образом должны обратно воздействовать на правое полушарие, чтобы изменить симптоматику. Метафора же идет к цели по прямой, приводя в действие правополушарные процессы. В то время как сознание получает свое сообщение (в виде понятий, идей, рассказов и образов), подсознание занято своим делом: разгадкой подтекстов и скрытого смысла. Сознание вслушивается в буквальный смысл рассказываемой истории, в то время как тщательно продуманные и искусно вплетенные в ткань повествования внушения вызывают в подсознании необходимые ассоциации и смещения смыслов, которые, накапливаясь, в конечном итоге переливаются в сознание. С помощью одного и того же механизма аналогии, метафоры, шутки самым сильным образом воздействуют на подсознание, активизируя его ассоциативные способности и ответные реакции, в результате чего возникает конечный продукт, который даруется сознанию в виде "нового" знания или поведенческой реакции. Известно, что нейролингвистическое программирование как направление практической психологии отличается технологичностью. В НЛП разработаны универсальные алгоритмы для работы с неблагоприятными психическими состояниями, неврозоподобными симптомами, мотивационными проблемами, вредными привычками и т.п. Особенностями психотерапевтических НЛП-алгоритмов является следующее: последовательность шагов-операций алгоритма отвечает признакам симптома, его построению; учитываются все временные периоды жизни ребенка: настоящее, прошлое, будущее; объединяется работа осознаваемых (язык) и несознаваемых (сенсорные образы) подструктур опыта; используется ресурсный опыт ребенка, психотип ребенка является ориентиром для консультанта при использовании психотерапевтического алгоритма и др. Эти особенности и обеспечивают краткосрочность (эффективность) НЛП-консультирования.
Основой для консультирования в НЛП является анализ симптома в его развитии и возможностях преобразования: от причины - к положительному результату. Это дает возможность отделить в опыте ребенка патологический симптом от желаемого положительного результата, т.е. положительных психологических и поведенческих изменений. Вместо копания в симптоме консультант с помощью специально выстроенной беседы помогает ребенку прожить полярное (положительное) психо-эмоциональное состояние и тем самым дает ему понимание его собственной способности к саморегуляции. И это происходит на обоих уровнях: осознаваемом и несознаваемом. Важно и то, что технология "причина - результат" может быть использована в консультировании в двух вариантах: можно задействовать полную структуру или же лишь "положительную" часть алгоритма. Иначе говоря, психологу доступно вместе с ребенком исследовать симптом как в настоящем времени, так и в прошлых событиях, т.е. историю симптома. В то же время консультант может не исследовать период появления симптома, а определить проекцию здоровья, благополучия и т.д. в будущем. Как результат оба варианта примененного алгоритма устойчиво переводят ребенка в ресурсное эмоциональное состояние. К краткосрочным технологиям, которые применяет НЛП-консультант, также относятся: регуляция психических состояний ребенка с помощью свойств визуальных, аудиальных и кинестетических образов (субмодальностей); положительное и нестандартное переформулирование проблемы (рефрейминг); "наложение" полярных эмоциональных состояний (коллапс); объединение в модели поведения ребенка разнообразных ресурсов из других видов деятельности для восстановления работоспособности (цепочка якорей) и многие другие. Нейролингвистическое программирование, как известно, описывает и использует психотипы людей как типичные ментальные программы (фильтры восприятия мира и себя в нем), а именно: избирательное отношение к миру - виды установок; способы мышления, когнитивный стиль; критерии относительно самомотивирования; критерии относительно самооценивания; отношение ко времени; ведущие сенсорные системы; вид активности: проактивность (инициативность) или реактивность; и другие.
У детей устойчиво проявляются лишь некоторые из метапрограмм. Большинство метапрограмм (фильтров) сформируется позже: в подростковом и юношеском периодах. Понятно, что метапрограммы будут обнаруживать себя по-разному, в зависимости от контекста. Скажем, в материально-природных ситуациях у человека могут работать одни фильтры, а в социальных ситуациях - другие. Консультант учитывает сформированные метапрограммы ребенка для уточнения применяемой технологии. Универсальность способов НЛП реализуется с помощью тщательного приспособления работы консультанта к особенностям каждого ребенка. У дошкольников и младших школьников можно продиагностировать методами наблюдения и ситуативного тестирования следующие метапрограммы: ведущую сенсорную систему, вид активности (проактивность или реактивность) и др. Это знание помогает сделать консультативную сессию для ребенка эффективной. В практической детской психологии нового поколения все шире применяется метод сказкотерапии. Терапевты составляют сказки относительно типичных осложнений у детей. В технологиях нейролингвистического программирования и недирективного (эриксоновского) гипноза сказки-метафоры не являются унифицированными. Они оказываются уникальными потому, что создаются для отдельного клиента и по его особой жизненной ситуации. Метафорами в НЛП являются история, сказка, пример, которые отображают в образной форме события и ситуации, важные для человека. Для ребенка полезна такая форма метафоры, в которой задействовано большинство сенсорных систем. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста создана на основе технологий НЛП и применяется как метод (инструмент) игровая театрализованная метафора.
Игровое театрализованное представление метафоры в консультационной сессии для ребенка осуществляется с помощью игрушек, "кукольного театра". Маленький клиент является не столько зрителем, сколько участником и творцом процесса. Он, как правило, создает и маркирует игровое пространство, подбирает героев на семейные и другие роли, обустраивает места действия, развивает сюжет. Спектакль, как правило, охватывает все временные периоды жизни "героя": теперешнюю проблему, историю проблемы, желаемое положительное будущее. В целом этот метод консультирования, как правило, задействует все ведущие сенсорные системы клиента. Для ребенка важно не только видеть действующих лиц и слушать их диалоги, а еще и передвигать фигурки, строить в игровом пространстве предметные ситуации, рисовать ландшафт, писать названия мест и т.п. Если психолог учтет такую метапрограмму ребенка как проактивность - реактивность, то процесс консультирования пройдет эффективнее. Психолог сможет использовать достаточно гибкий стиль общения с маленьким клиентом. Театрализованная метафора как инструмент на основе разработок НЛП является доступным для практического психолога в школе краткосрочным способом консультирования, учитывает возрастные особенности детей, вызывает их заинтересованность в процессе. При условии соблюдения технологии метод может дать устойчивый результат.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|