Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие авангардных направлений в художественной культуре Зап. Европы и США 1950-1980-х гг. Поп-арт (Э.Уорхол и др.).




Поп-арт (pop art) - широкое художественное течение, охватившее в 1950-60-х все виды изобразительного искусства США, Великобритании и других западных стран.

Отказавшись от элитарности и глубокомыслия абстрактного экспрессионизма, художники, работавшие в стиле поп-арт (в США Э.Уорхол, К.Олденбург, Р.Лихтенштейн и др.), избрали источником своего вдохновения массовую культуру: рекламу, комиксы, кино, джаз, иллюстрированные газеты и журналы и т.п.

Произведения поп-арта отражают "жизнь, как она есть", и нередко содержат долю юмора и авторской иронии (таковы знаменитые картины Э.Уорхола, изображающие долларовую банкноту, многократно повторенные увеличенный фотопортрет актрисы М.Монро и банки томатного супа фирмы "Кэмбелл").
Поп искусство (поп-арт) воплотило в себе творческие искания новых американцев, которые опирались на творческие принципы Дюшана. Это: Джаспер Джонс, К. Олденбург, Энди Уорхол, и другие. Поп искусство получает значение массовой культуры, поэтому неудивительно, что оно сформировалось и стало течением искусства в Америке. Поп искусству свойственно произведение - иллюзия игры, объясняющая суть объекта.
Поп искусство балансирует на грани абсурда и иронии. Сформировавшаяся ветвь поп искусства: гиперреализм - направление постмодернизма, целенаправленно на фотографическое воспроизведение банальной ежедневности. Множество создателей поп искусства используют творческие методы, пришедшие из дадаистских экспериментов (общество "Dada"), когда форма не моделирована из материала, но составленна из искусственных объектов. Так ассамбляж стал трамплином для многогранного мышления, которое становятся всё важнее для художника - для искусства окружающей среды. Он так же ведёт и к новым формам реализации творчества: объединение пространственных объектов, в которое может войти и сам зритель - в инсталляции.

Художники вступали в эксперименты с реальными объектами. Уже абстрактный экспрессионизм противоречил идее произведения искусства, как законченного объекта. Хотя его представители не стремились превратить живопись в публичную акцию и сам живописец был зрителем своих действий, публике было предложено в мыслях воссоздать то, как работа получала форму.
Другой шаг - переход к действию который был бы не только частью творческого процесса, но и частью самого творчества.

Художественные стили тоталитарной культуры.

Тоталитарное искусство - искусство масс. Оно примитивно во многом и поверхностно. Его задача донести и укоренить в массовом сознании мифы тоталитарного общества, подменяющие собой религию. По своей сути это и есть новая религия.

Стиль — язык мифа. В момент становления нового мифа эстетическое пространство выглядит как его прямая проекция. Таким был аутентичный стиль, сложившийся в СССР в 20-х в архитектуре (К.Мельников, И.Жолтовский, А.Щусев), в театре (Вс. Мейерхольд, Е.Вахтангов), в кино (С.Эйзенштейн, А.Довженко, Д.Вертов), в графике и оформлении книги (В.Фаворский, В.Лебедев, Д.Митрохин, Н.Альтман), фарфора (С.Чехонин, Н.Данько), текстиля (Л.Попова), моделей одежды (А.Родченко, В.Степанова, А.Экстер).

Общность художественной структуры определяют: общая утилитарная функция, адаптация к массовой аудитории, партийный контроль, агрессивная сущность обеих идеологий. В центре искусства находится образ нового человека, две его элитарные (классовая и расовая) разновидности.

Главными сюжетами для картин теперь становятся сцены из трудовой жизни народа и, как новые иконы портреты вождей. Массовость вот главная отличительная черта тоталитарного искусства. В изобразительном искусстве «социалистический реализм» прежде всего означал изъятие сюжетов, не работающих на идеологию. Когда детально отработанный сюжет утвердился, нужная форма явилась сама. Конкретный, скрупулезно выписанный сюжет покончил со всякой недоговоренностью.

Ещё одной отличительной чертой тоталитарного искусства является гигантизм в архитектуре и скульптуре. С одной стороны, это мрачные арийские атлеты Ж.Торака и А.Брекера, с другой – полные оптимизма, не менее мускулистые пролетарии В.Мухиной, Е.Вучетича и др. То, что составляет своеобразие этих изображений, плохо поддается описанию в терминах искусства, так как лежит почти целиком в плоскости идеологии, диктующей не только сюжет, но и его трактовку со всеми допустимыми вариациями. Здания сталинской эпохи легко отличить на улицах городов, это массивные мощные сооружения с тяжёлыми формами в виде огромных колон и лепнины оляповато нависающих гирляндами на фасадах.

Тоталитарное искусство есть квинтэссенсия всей идеологической направленности тоталитаризма.


Основные тенденции в литературе второй половины 20 в.

Во второй половине 20 века реализм сохранил свои ведущие позиции в литературе. Среди крупны представителей этого направления лауреаты Нобелевской премии: американский писатель У. Фолкнер, немецкий – Г. Бёлль, А.И. Солженицын, И.А. Бродский. Продолжали традиции правдивого отображения жизни французские писатели Луи Арагон, Андре Жид, Франсуа Мориак, Поль Элюар, немец Э.М. Ремарк, колумбиец Г.Г. Маркес, бразилец Ж. Амаду, американцы Э. Хемингуэй и Д. Сэлинджер.

Заметным направлением в литературе стал экзистенциализм, который получил развитие во многих странах. Во Франции его взлет связан с именами известных философов и писателей Ж.П. Сартра и лауреата Нобелевской премии Альбера Камю. Основная тема их произведений – абсурдность жизни. Человек не свободен, одинок, однако вправе сделать любой выбор, чтобы обрести абсолютную свободу и почувствовать смысл жизни.

Философия экзистенциализма оказала влияние на авангардистское течение в литературе, кино, театре. Его сторонники отвергли традиционное понимание сюжета произведения с обязательной завязкой, интригой и развязкой, отказались от создания правдоподобных образов с устойчивыми характерами и неповторимыми судьбами. Герои их произведений аморфны и непредсказуемы, лишены идеалов. Эти идеи авангардистов нашли воплощение в «антироманах», или «новых романах» французских писателей, в пьесах С. Беккета и Э. Ионеско - основоположников драмы абсурда.

Интерес к будущему породил поток прогнозов и проектов переустройства мира. Популярным становится жанр фантастической прозы. Отцами современной фантастики считаются американцы Р. Хайнлайн, Р. Брэдбери, Р. Шекли, А. Азимов, английские писатели – К.С. Льюис, Д.Р.Толкиен, польский писатель Станислав Лем, русские фантасты братья Стругацкие. Эти авторы в своих книгах облекали современные мировые социальные и морально-этические проблемы в занимательную форму и пытались предупредить человечество о грозящих опасностях и катастрофах.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...