Структура системы складирования. Тара и упаковка в складской системе
Система складирования – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая оптимальное размещение материального потока на складе и рациональное управление им. Структуру системы складирования образуют технико-экономическая, функциональная и поддерживающая подсистемы. Технико-экономическая подсистема состоит из совокупности элементов, характеризующих технические и технологические параметры складского помещения и оборудования, виды товароносителей. Элементы функциональной подсистемы определяют процесс грузопереработки на складе. Элементы поддерживающей подсистемы оказывают информационно-компьютерную поддержку, правовое, организационно-экономическое, экологическое, эргономическое обеспечение эффективного функционирования складской сети. Структура системы складирования проектируется с учетом места склада в логистической системе, целей и задач ее создания, номенклатуры перерабатываемого материального потока. Организация связей между элементами каждой подсистемы должна обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов системы складирования, их оперативное и надежное взаимодействие. Все техническое разнообразие складов во многом определяется используемой грузоединицей и той тарой или упаковкой, в которой она складируется. От этого зависят определение способа складирования, выбор необходимого оборудования, подъемно-транспортных механизмов и расчет их параметров, определение необходимых площадей, типа помещения, организации процесса разгрузки/выгрузки, размещения, хранения, поиска и др. В настоящее время особенно популярна стала унифицированная тара. Применение ее сокращает трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ, повышает качество хранения и эффективность поиска и, что главное, позволяет достичь высокого уровня механизации и автоматизации.
Современные системы складирования во все более широких масштабах ориентируются также и на применение контейнеров. По определению, данному международной организацией по стандартизации (ISO), контейнер - это элемент транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениям и для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и вместимость не менее 1 м3. Устройство для хранения единиц грузов вместе с оборудованием для механизации и автоматизации различных складских операций размещаются на соответствующим образом определенных складских площадях. Определению в таком случае подлежат: • Полезная площадь склада, то есть площадь, непосредственно занятая хранимым товаром; она обычно определяется на основе действующих норм допустимой нагрузки на единицу площади пола либо на основе норм на степень заполнения объема склада хранимым материалом; • Площадь, необходимая для выполнения приемочных и отпускных операций (размеры приемочной и отпускной площадок); • Служебная площадь (площадь офиса для размещения управленческого персонала); • Вспомогательная площадь, включая определение размеров проходов и проездов в зависимости от типоразмеров хранимых материалов, вида и конструкции применяемых средств механизации и интенсивности грузооборота. Сюда же можно отнести и определение в соответствии с действующими нормами высоты складских помещений до уровня ферм или стропил. Определив суммарную общую площадь склада, нужно удостовериться, находится ли полезная площадь склада в пределах той доли общей площади, которая допустима для данного вида склада.
Упаковка существенным образом влияет на уровень издержек и производительность логистической системы. Элементы таких издержек - расходы на приобретение упаковочных материалов, налаживание ручных или автоматизированных операций по упаковке, последующая утилизация упаковочных материалов. Различают два типа упаковок: потребительскую, обращенную к конечному потребителю товаров и, следовательно, выполняющую маркетинговые функции, и промышленную, обеспечивающую удобство логистических операций. Потребительская упаковка разрабатывается из соображений удобства для потребителя, привлекательности для покупателей, эффективного использования торговых площадей и защиты товаров от повреждений. Если упаковка привлекает внимание потребителя своей необычной формой и габаритами, она по тем же причинам неприемлема для логистики, так как продуманная конструкция упаковки обязательно должна учитывать требования всех компонентов логистической системы. Промышленная упаковка и укрупненная грузовая единица являются основными объектами грузопереработки в логистическом канале. Упаковка в логистике выполняет три основные функции: защита от повреждения, обеспечение удобства транспортировки и грузопереработки, и информирование. Защита от повреждений и воровства - главная функция промышленной упаковки в процессе хранения и транспортировки. Для достижения этих целей необходимо подобрать упаковку, соответствующую характеристикам продукта, найти правильное сочетание материала и конструкции упаковки. Главными факторами при этом являются ценность (стоимость) и прочность продукта: чем продукт дороже, тем более надежной должна быть упаковка. Но, если дорогостоящий продукт непрочен, то и издержки абсолютной защиты тоже будут очень велики. Надежность упаковки определяется тем, каким воздействиям внешней среды она подвергается в процессе хранения и транспортировки. Полезность упаковки определяется ее влиянием на эффективность и производительность логистической деятельности. От полезности, или технологичности упаковки зависят показатели производительности всех логистических операций - от продуктивности загрузки подвижного состава и подборки заказов на складе до коэффициента использования складского пространства и грузовместимости транспортных средств.
Информационная функция упаковки играет ключевую роль в идентификации грузов, контроле за их прохождением и грузопереработке, приобретая тем самым все более важное значение для конечного успеха всего логистического канала Самое очевидное предназначение упаковки - информировать участников логистического канала о ее содержимом, т. е. о помещенных в упаковку грузах. Обычно в состав такой информации входят сведения о производителе, наименовании тары, количестве продуктов и их номер по универсальному коду продукции.. Нанесенная на упаковку информация служит для «распознавания» грузов при получении заказов, подборке и проверке отправок. Главное требование к маркировке - заметность. Еще одно важное предназначение упаковки в логистике информационное обеспечение контроля за прохождением грузов. Хорошо налаженная система грузопереработки непрерывно отслеживает движение продуктов через стадии получения, хранения, подборки заказов и отправки. Такой контроль за всеми перемещениями грузов уменьшает потери и воровство товаров и. очень полезен для наблюдения за динамикой производительности труда работников. Наконец, упаковка должна содержать информацию, предотвращающую повреждение продукции в процессе грузопереработки. В частности, на нее должны быть нанесены обозначения, указывающие на необходимость особого обращения с хрупкими предметами, границы допустимого температурного режима, специфические требования к штабелированию или экологические ограничения. При работе с опасными веществами информация на упаковке или в сопроводительной документации должна содержать инструкции на случай их утечки или повреждения тары.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|