Структуры финансовой системы и органы управления финансовой системой
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Финансовая система - это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений. Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков: - государственные финансы; Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций.Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства. Государственный бюджет выполняет следующие функции: - перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны); По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.
Федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления. Местные бюджеты -это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов; районные бюджеты в городах. Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения. Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц. Финансовая система - это не просто сумма блоков, звеньев и подзвеньев. Это действительно система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений. Структура финансовой системы представлена на рис. 1.1. Рис. 1.1. Финансовая система Российской Федерации
Особое место среди этих органов занимает Министерство финансов РФ, основными задачами которого являются:
- совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма; Управление финансами включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь. А. Начальной стадией управления финансами является составление финансовых планов, основной формой которых выступает бюджетирование. На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т.д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды. Б. На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства.
Оно предусматривает: - зачисление доходов на единый счет федерального бюджета; Финансирование расходов федерального бюджета включает в себя: - разрешение на осуществление платежа; На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т.д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей информации. В. Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, с целью сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры: - предоплату счетов; Г. Заключительной стадией процесса управления финансами является финансовый контроль. Основными формами финансового контроля являются предварительный, текущий и последующий контроль. Финансовый контроль за использованием бюджетных средств осуществляется на макроуровне Федеральным казначейством и Министерством финансов РФ - главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятии, независимые организации.
1.4. Схема образования ВНП.
Наиболее полно сущность финансов организаций проявляется в их функциях. Среди экономистов нет единства по вопросу о количестве и содержании функций финансов организаций. Представляется более правильной позиция ученых и практиков, которые считают, что финансы хозяйствующих субъектов выполняют те же функции, что и государственные финансы: распределительную и контрольную. При этом круг деятельности финансов организаций значительно шире круга деятельности государственных финансов. Государственные финансы осуществляют свои функции в основном на стадии распределения и перераспределения национального дохода в процессе формирования и исполнения государственного бюджета. Финансы организаций осуществляют свои функции как на стадии образования национального дохода, так и на стадии его распределения и перераспределения. Распределительная функция заключается в распределении финансовых ресурсов организации в целях выполнения денежных обязательств перед ее контрагентами, банками, бюджетом, внебюджетными фондами, трудовым коллективом, владельцами. Содержание финансов предприятий можно уяснить, рассмотрев формирование и использование доходов и денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП). Доходы субъектов экономических отношений образуются: · у организаций – в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток); · у работников (домохозяйств) – в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда бюджетников, выплат из внебюджетных фондов социального назначения;
· у государства – в форме доходов организаций, перераспределенных в бюджет и внебюджетные фонды.
Часть фондов образуется на стадии создания ВВП (первичного распределения). Выручка от продаж должна быть в первую очередь направлена на возмещение материальных затрат и оплату труда. Затем за счет полученной выручки организации накапливают денежные средства в виде амортизационных отчислений. Эти средства предназначаются для приобретения нового долгосрочного имущества, но до его покупки находятся в обороте организации. За счет выручки от продаж образуются денежные резервы для предстоящих расходов и платежей, например ремонтный фонд. Распределение заканчивается перераспределением. Так, при выплате заработной платы в бюджет и внебюджетные фонды удерживается налог на доходы физических лиц и единый социальный налог. Получая выручку, организация извлекает доход в форме прибыли, часть из которой перераспределяется в государственные фонды в виде налога на прибыль. Оставшаяся чистая прибыль может быть на нужды развития, поощрение и социальные нужды коллектива, на выплаты учредителям. Таким образом, основными объектами распределительной функции финансов являются выручка от реализации продукции и прибыль организации. Государство жестко регулирует и регламентирует как процесс распределения. При создании совокупного общественного продукта и валового внутреннего продукта на уровне конкретной организации государство регламентирует: · состав доходов и расходов организации; · размер расходов по отдельным видам, используемый при определении налогооблагаемой прибыли; · методы начисления амортизации и сроки полезного использования амортизируемого имущества; · методы оценки стоимости активов и обязательств; · нормы отчислений в фонды социального назначения; · объекты и ставки налогообложения; · сроки и порядок списания с баланса активов и обязательств и пр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|