Конституционная реформа 1954 г.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 законопроект о которой был предложен в начале 1953 г., была санкционирована парламентом в декабре 1954 г. По новым законам существенно изменились принципы взаимоотношений Собрания и правительства. Формирование правительства отныне проводилось простым большинством голосовавших (без учета воздержавшихся), премьер-министр получил больше полномочий по роспуску Национального собрания. Параллельно повышался вес Совета Республики, который стал практически равной Собранию палатой с законодательными правами. Законопроекты могли теперь вноситься в т. н. Бюро любой из палат. Возросли права президента. Дополнительным законом 1953 г. о выборах президента.вводился упрощенный порядок его избрания парламентом: без дебатов, простым большинством голосов. Избирательными законами 1951–1956 гг. были существенно видоизменены первоначальные принципы представительно-партийного голосования, которые были взаимосвязаны с рождением Конституции IV Республики. Законами (1953–1954 гг. окончательно был решен вопрос о праве правительства издавать законы (правда, определенного содержания, с согласия Тоссовета). Установление V Республики. Конституция 1958 г. (92 ст.), сохраняя традиционные начала разделения государственных властей, кардинально менялаих соотношение. Основой нового государственного уклада стала президентская власть. Президент признавался «гарантом национальной независимости и территориальной целостности» Республики. Он назначал правительство, не принимая во внимание расстановку политических сил в парламенте, сам председательствовал в Совете Министров, обладал непосредственной правительственной властью, был главой вооруженных сил. Президент пользовался правом роспуска парламента и, кроме всего, мог вообще взять всю полноту государственной власти на себя «когда учреждения республики, независимость нации... оказываются под серьезной и непосредственной угрозой» (ст. 16).
Вопрос 61. Государственное право в Германии после Ноябрьской революции 1918 года. Веймарская конституция 1919 года. Государственно-политическая эволюция Веймарской республики (1918-1933 годы). Ноябрьская революция в Германии Падение империи. Крупные неудачи на фронтах весной и осенью 1918г. создали в Германии революционную ситуацию. Октябрьская революция 1917 г. в России усилила и без того накаленную социальными и политическими страстями ситуацию, сложившуюся ввиду очевидного военного поражения Германии, под влиянием революции в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов. Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии - Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен - присоединились к восставшим. Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки. Наконец, 9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм бежал в Голландию. Германской империи не стало. В создавшейся обстановке имперское правительство сочло за лучшее передать власть социал-демократам. Выбор пал на социал-демократию, потому что эта партия, как уже говорилось, исключала из своей программы социалистическую революцию, поставив целью постепенное, реформистское продвижение к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности. Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, Временное социал-демократическое правительство объявило о выборах в Учредительное собрание, чтобы как этим, так и заверением о неприкосновенности частной собственности успокоить буржуазию и землевладельцев (считая и крестьян, к революции не примкнувших), сохранить социальный мир и, значит, возможность мирного политического решения вопроса о будущем Германии. Но при этом социал-демократы не остановились перед кровавыми расправами с революционным народом: была разогнана берлинская демонстрация 15 января 1919г. и подавлена Баварская советская республика в Мюнхене (март 1919 г.).
Учредительное собрание и Веймарская конституция. Проводимая социал-демократией политика подтолкнула к активизации деятельности старые буржуазные партии Германии. В сложившейся обстановке они сменили свои старые наименования на новые: появились народная, демократическая, христианско-демократическая партии и т.п. На выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в январе 1919 г., буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократические (их было две) - 13,5 млн. Собрание было созвано в городе Веймаре - небольшом тогда культурном центре Германии. В знак доверия и признательности социал-демократам Учредительное собрание избрало президентом Германии Макса Эберта, бывшего шорника, члена правления социал-демократической партии с 1905 г., руководителя социал-демократической партии и рейхстага с 1916г., назначенного канцлером Германии (по указу принца Макса Баденского). Коалиция трех партий - Социал-демократической, Демократической и Партии центра - составила правительство Германии во главе с социал-демократом Ф. Шейдеманом, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и самое главное - приняло новую конституцию Германии, названную Веймарской. Ее авторство принадлежит юристу либерального толка Гуго Прейсу, министру внутренних дел. За Конституцию было подано 262 голоса, против - 75. Конституция 1919 г. превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Высшим законодательным органом Германской империи (это название было сохранено) объявлялся рейхстаг, избираемый один раз в четыре года на основе всеобщего избирательного права (ст. 22, 23). Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия была поделена на 35 избирательных округов. Каждая партия, принимавшая участие в выборах, выступала со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов - больше мест. Парламент состоял из двух палат: рейхстага (нижняя палата) и рейхсрата (верхняя палата). Рейхсрат (имперский совет) состоял из представителей 18 земель (15 республик и трех вольных городов, пользовавшихся автономией), на которые делилась Германия. Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария - 10, Саксония - 7, Баден - 3 и т.д. При несогласии палат решение спорного вопроса принадлежало президенту республики ("империи"). Он либо присоединялся к рейхсрату (и этим решался спор), либо поручал решение референдуму (ст.68). Федеративность Германии была по большей части строго дозированной. Все действительно важные вопросы - внешние сношения, армия и флот, монетное дело и таможни, связь, транспорт, гражданство и эмиграция и т.д.- находились в ведении империи. Но каждая из земель имела свою конституцию, составленную в согласии с имперской, свой законодательный орган - ландтаг и собственное правительство. В таких вопросах, как уголовное и гражданское законодательство, ландтаги могли конкурировать с рейхстагом, при том, однако, что право империи имело во всех подобных случаях решающий перевес над партикулярным правом земель. Особенное внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики. Президент избирался всеобщим голосованием (ст. 41). Его власть во многом походила на монархическую. При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента. Он мог противопоставить свою власть рейхстагу и в таком вопросе, как назначение того или иного лица на должность канцлера. Этим правом воспользовался в 1933 г. президент Гинденбург, назначая канцлером Гитлера. Президенту разрешалось распускать рейхстаг, если он находил это нужным, и назначать новые выборы. Командование вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности точно так же находились в компетенции президента. Особые полномочия давала президенту ст. 48: она разрешала введение чрезвычайного положения в любой момент, который президент сочтет "опасным для существующего порядка". При этом за чрезвычайным положением могли последовать применение вооруженной силы и приостановка гражданских свобод, декретированных конституций. Наконец, в непременной компетенции президента находилось и назначение правительства - и его главы, и всех министров. Правительство оставалось ответственным перед рейхстагом, но, как показал опыт предвоенных лет, могло существовать при опоре на президента, игнорируя рейхстаг.
Конституция подчеркивала особое положение главы правительства - канцлера республики, которому поручалось "формулирование основных принципов политики" руководимого им правительства. Сквозь новое, республиканское обличье проступали знакомые имперские черты. Декретировав существование выборных органов государственной власти, конституция постановляла, что "чиновники назначаются пожизненно", если, разумеется, они служат достаточно безупречно. Революционная обстановка, еще сохранившаяся в побежденной Германии. Конституция провозглашала и узаконивала свободу слова, печати, ассоциаций и т.д. Но и в данном случае законодатель проявил явную осторожность. Отделив школу от церкви, конституция предусматривала обязательное религиозное воспитание детей, "нравственное попечение о душе", т.е. противодействие атеизму было государственной политикой. Особое значение имела ст. 165 конституции, предписывавшая создание рабочих советов на предприятиях и в округах. "Рабочие и служащие, - говорилось в конституции, - призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении размеров заработной платы и условий труда, а также и в общем хозяйственном развитии... организации предпринимателей и рабочих и их соглашения пользуются признанием (закона)".
Итоги германской революции 1918-1919 гг. Ноябрьская революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Такой же была и Веймарская конституция. Признание свободы партий, слова, печати, "права на труд и охрану труда" свидетельствовало о том новом положении, которое пролетариат и демократия вообще стали завоевывать в общественной жизни, в мировой истории.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|