Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторинговые операции коммерческого банка.

Факто­ринг — это сравнительно новый вид услуг в области финансирования, предназначенный, в первую очередь, для новых мелких и средних предприятий. Им занимаются специаль­ные факторинговые фирмы как правило тесно связанные (как и лизинговые) с банками или являющиеся их дочерни­ми компаниями.

Факторинг (от англ, factor — комиссионер, агент, посред­ник; далее — фактор) означает выкуп торговых задолженно­стей поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обя­занностей по их взысканию (риска неплатежа).

Факторинг представляет собой комплекс услуг по аван­сированию и инкассированию дебиторской задолженности с последующим возможным информационным, страховым, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровож­дением клиента.

Факторинг бывает как открытый, так и закрытый. При открытом факторин­ге дебитор уведомлен о том, что в сделке участвует фактор и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки. В случае же за­крытого факторинга дебитор не ставится в известность о наличии договора факторингового обслуживания и продол­жает осуществлять платежи поставщику, который в свою очередь направляет их в пользу фактора.

В факторинговых операциях участвуют три стороны:

§ факторинговая компания (или факторинговый отдел банка);

§ клиент (кредитор, поставщик товара);

§ предприятие (фирма) — покупатель товара.

Факторинг обладает целым рядом преимуществ перед другими финансовыми инструментами. Первое — он не требует предоставления залога в традиционном понимании, поэтому доступен широкому кругу малых и средних компаний, в том числе только начинающих свою деятельность. Второе преимущество — при факторинге происходит 100%-ное целевое использование средств, в то время как обычно, когда компания привлекает кредиты, у нее остается постоянный неснижаемый остаток на счете. Поэтому в действительности заемщик платит за кредит более высокую ставку, чем формально установленная. В факторинге такая ситуация невозможна. В-третьих, он позволяет экономить на налоге на прибыль. В соответствии с современным налоговым законодательством этот налог должен уплачиваться «по реализации», т.е. с момента фактической отгрузки товара. Однако если компания предоставляет отсрочку платежа (коммерческий кредит) своим покупателям, то средства за отгруженную продукцию поступают позже. Таким образом, на практике возникает ситуация, когда обязательства по уплате налога на прибыль возникают раньше, чем поступают средства от реализации. Факторинг позволяет избежать такой ситуации.

 


 

63. Приемы анализа деятельности коммерческого банка

Экономический анализ деятельности банка начинается с предварительного этапа, в рамках которого происходит подготовка первичных баз данных к дальнейшей аналитической работе. Производятся структурирование отдельных частей банковского баланса, группировка статей актива и пассива в соответствии с заданными критериями анализа. После этого осуществляется проверка соответствия отдельных групп пассивен актива баланса по срокам, видам затрат и их источникам, категориям контра­гентов банка. Затем производится расчет оценочных и норма­тивных показателей, необходимых для анализа банковской деятельности. В заключение предварительного этапа анализа опре­деляются массивы иллюстрируемой информации и формы на­глядного изображения материала (таблицы, трафики и т. д.).

На аналитическом этапе этого исследования описывают­ся полученные расчетные данные и готовится заключение по итогам проведенной работы. На заключительном этапе работы для оценки результатов экономического, анализа и выработки рекомендаций по улучшению и совершенствова­нию работы банка могут привлекаться различные эксперты.

К числу наиболее распространенных приемов анализа относится метод группировки, позволяющий путем систе­матизации данных баланса разобраться в сущности анали­зируемых явлений и процессов. В ходе анализа применяют­ся группировки счетов баланса с точки зрения выделения собственных и привлеченных ресурсов банка, долгосрочных и краткосрочных кредитных вложений, сроков активно-пас­сивных операций, видов доходов, расходов и прибыли. Ста­тьи могут быть также сгруппированы по степени ликвидно­сти, экономической сущности банковских операций, уров­ню доходности (по активу) и стоимости (по пассиву) и т. д.

Метод сравнения необходим, чтобы определить причины и степень воздействия динамических изменений и отклонений по статьям на ликвидность банка и прибыльность его операций, а также выявить резервы повышения доходности последних.

Метод коэффициентов позволяет выявить количествен­ную взаимосвязь между различными статьями, разделами или группами статей баланса (параллельно могут также исполь­зоваться методы группировки и сравнения). Таким образом, определяется удельный вес конкретной статьи (или групп ста­тей) в общем объеме актива (пассива) либо в соответству­ющем разделе. Активные (пассивные) балансовые счета могут сопоставляться как с аналогичными счетами балансов предыдущих периодов, так и с противоположными счетами по пассиву (активу), сгруппированными по общим экономиче­ским контрагентам либо единым срокам или видам операций.

Выбор тех или иных методов анализа определяется целя­ми проводимой аналитической работы. Виды анализа банков­ского баланса зависят также от цепей аналитической работы.

В зависимости от объекта исследования анализ баланса коммерческого банка подразделяется на функциональный, структурный, операционно-стоимостный.

Функциональный анализ баланса позволяет выявить особен­ности деятельности коммерческого банка, его возможности, формы и перспективы взаимодействия с другими контрагента­ми банковской системы, а также произвести оценку эффектив­ности и целесообразности выполняемых банком функций. Ис­следование проводится на основе общей суммы баланса, соот­ношений размеров депозитов и кредитов, собственных и привлеченных средств, а также доли межбанковских операций в общем объеме ресурсов и их вложений. В ходе анализа выявляются основные направления деятельности коммерческого бан­ка, определяющие его специализацию. В результате функцио­нального анализа определяется возможность повышения лик­видности банка в прибыльности его операций путем исключения из их числа тех, которые имеют низкую доходность и чрезмер­ную рискованность, а также путем поиска более прогрессивных способов выполнения необходимых для банка операций. Одно­временно выясняется степень надежности и конкурентоспособ­ность исследуемого коммерческого банка.

Структурный анализ проводится по видам банковских операций. Посредством данного анализа выявляются состав и удельный вес экономических контрагентов по активным и пассивным операциям, а также структуры доходов, расхо­дов и прибыли банка.

Операционно-стоимостный анализ сводится к определе­нию рентабельности операций банка не только на базе со­поставления доходов по активным и расходов по пассивным операциям, но и с учетом стоимости их обработки, а также затрат на оказание бесплатных услуг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...