Факторинговые операции коммерческого банка.
Факторинг — это сравнительно новый вид услуг в области финансирования, предназначенный, в первую очередь, для новых мелких и средних предприятий. Им занимаются специальные факторинговые фирмы как правило тесно связанные (как и лизинговые) с банками или являющиеся их дочерними компаниями. Факторинг (от англ, factor — комиссионер, агент, посредник; далее — фактор) означает выкуп торговых задолженностей поставщика товаров (услуг) с принятием на себя обязанностей по их взысканию (риска неплатежа). Факторинг представляет собой комплекс услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности с последующим возможным информационным, страховым, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента. Факторинг бывает как открытый, так и закрытый. При открытом факторинге дебитор уведомлен о том, что в сделке участвует фактор и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки. В случае же закрытого факторинга дебитор не ставится в известность о наличии договора факторингового обслуживания и продолжает осуществлять платежи поставщику, который в свою очередь направляет их в пользу фактора. В факторинговых операциях участвуют три стороны: § факторинговая компания (или факторинговый отдел банка); § клиент (кредитор, поставщик товара); § предприятие (фирма) — покупатель товара. Факторинг обладает целым рядом преимуществ перед другими финансовыми инструментами. Первое — он не требует предоставления залога в традиционном понимании, поэтому доступен широкому кругу малых и средних компаний, в том числе только начинающих свою деятельность. Второе преимущество — при факторинге происходит 100%-ное целевое использование средств, в то время как обычно, когда компания привлекает кредиты, у нее остается постоянный неснижаемый остаток на счете. Поэтому в действительности заемщик платит за кредит более высокую ставку, чем формально установленная. В факторинге такая ситуация невозможна. В-третьих, он позволяет экономить на налоге на прибыль. В соответствии с современным налоговым законодательством этот налог должен уплачиваться «по реализации», т.е. с момента фактической отгрузки товара. Однако если компания предоставляет отсрочку платежа (коммерческий кредит) своим покупателям, то средства за отгруженную продукцию поступают позже. Таким образом, на практике возникает ситуация, когда обязательства по уплате налога на прибыль возникают раньше, чем поступают средства от реализации. Факторинг позволяет избежать такой ситуации.
63. Приемы анализа деятельности коммерческого банка Экономический анализ деятельности банка начинается с предварительного этапа, в рамках которого происходит подготовка первичных баз данных к дальнейшей аналитической работе. Производятся структурирование отдельных частей банковского баланса, группировка статей актива и пассива в соответствии с заданными критериями анализа. После этого осуществляется проверка соответствия отдельных групп пассивен актива баланса по срокам, видам затрат и их источникам, категориям контрагентов банка. Затем производится расчет оценочных и нормативных показателей, необходимых для анализа банковской деятельности. В заключение предварительного этапа анализа определяются массивы иллюстрируемой информации и формы наглядного изображения материала (таблицы, трафики и т. д.). На аналитическом этапе этого исследования описываются полученные расчетные данные и готовится заключение по итогам проведенной работы. На заключительном этапе работы для оценки результатов экономического, анализа и выработки рекомендаций по улучшению и совершенствованию работы банка могут привлекаться различные эксперты.
К числу наиболее распространенных приемов анализа относится метод группировки, позволяющий путем систематизации данных баланса разобраться в сущности анализируемых явлений и процессов. В ходе анализа применяются группировки счетов баланса с точки зрения выделения собственных и привлеченных ресурсов банка, долгосрочных и краткосрочных кредитных вложений, сроков активно-пассивных операций, видов доходов, расходов и прибыли. Статьи могут быть также сгруппированы по степени ликвидности, экономической сущности банковских операций, уровню доходности (по активу) и стоимости (по пассиву) и т. д. Метод сравнения необходим, чтобы определить причины и степень воздействия динамических изменений и отклонений по статьям на ликвидность банка и прибыльность его операций, а также выявить резервы повышения доходности последних. Метод коэффициентов позволяет выявить количественную взаимосвязь между различными статьями, разделами или группами статей баланса (параллельно могут также использоваться методы группировки и сравнения). Таким образом, определяется удельный вес конкретной статьи (или групп статей) в общем объеме актива (пассива) либо в соответствующем разделе. Активные (пассивные) балансовые счета могут сопоставляться как с аналогичными счетами балансов предыдущих периодов, так и с противоположными счетами по пассиву (активу), сгруппированными по общим экономическим контрагентам либо единым срокам или видам операций. Выбор тех или иных методов анализа определяется целями проводимой аналитической работы. Виды анализа банковского баланса зависят также от цепей аналитической работы. В зависимости от объекта исследования анализ баланса коммерческого банка подразделяется на функциональный, структурный, операционно-стоимостный. Функциональный анализ баланса позволяет выявить особенности деятельности коммерческого банка, его возможности, формы и перспективы взаимодействия с другими контрагентами банковской системы, а также произвести оценку эффективности и целесообразности выполняемых банком функций. Исследование проводится на основе общей суммы баланса, соотношений размеров депозитов и кредитов, собственных и привлеченных средств, а также доли межбанковских операций в общем объеме ресурсов и их вложений. В ходе анализа выявляются основные направления деятельности коммерческого банка, определяющие его специализацию. В результате функционального анализа определяется возможность повышения ликвидности банка в прибыльности его операций путем исключения из их числа тех, которые имеют низкую доходность и чрезмерную рискованность, а также путем поиска более прогрессивных способов выполнения необходимых для банка операций. Одновременно выясняется степень надежности и конкурентоспособность исследуемого коммерческого банка.
Структурный анализ проводится по видам банковских операций. Посредством данного анализа выявляются состав и удельный вес экономических контрагентов по активным и пассивным операциям, а также структуры доходов, расходов и прибыли банка. Операционно-стоимостный анализ сводится к определению рентабельности операций банка не только на базе сопоставления доходов по активным и расходов по пассивным операциям, но и с учетом стоимости их обработки, а также затрат на оказание бесплатных услуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|