Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел IV. Требования безопасности к водолазным спускам и работам




Глава 14. Общие требования

139. Перед началом водолазных спусков и работ должны подниматься, а после их окончания опускаться предупреждающие сигналы:

днем - три знака, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих знаков должны быть шарами, а средний - ромбом;

ночью - три круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний - белым.

Если существует препятствие для прохода другого судна, судно, занятое проведением водолазных работ, должно дополнительно выставлять:

- два зеленых круговых огня или два ромба, расположенных по вертикальной линии, - для указания стороны, с которой может пройти другое судно;

- два красных круговых огня или два шара, расположенных по вертикальной линии, - для указания стороны, на которой существует препятствие.

Если размеры судна, занятого водолазными работами, практически не позволяют выставлять вышеуказанные знаки, то должен выставляться флаг А по Международному своду сигналов, изготовленный в виде жесткого щита высотой не менее 1 м. Должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечить круговую видимость этого флага.

Знаки должны быть черного цвета и следующих размеров: шар диаметром не менее 0,6 м; ромб состоит из двух конусов с общим основанием (конус диаметром в основании не менее 0,6 м и высотой, равной его диаметру); вертикальное расстояние между знаками - не менее 1,5 м.

На судне длиной менее 20 м могут использоваться знаки меньших размеров применительно к размерам судна и расстояние между знаками может быть соответственно уменьшено.

В пределах внутренних судоходных путей (рек, озер, каналов, водохранилищ) должны подниматься:

днем - два зеленых квадратных флага размером 100х100 см;

ночью - два зеленых огня, расположенных один над другим.

В обоих случаях расстояние между флагами и огнями должно быть от 1 до 2 м. На судах эти сигналы следует поднимать на ноке реи того борта, с которого спускают водолаза.

На берегу или плавсредствах, не имеющих штатных мачт для подъема сигналов, должна устанавливаться временная, хорошо видимая мачта.

Поднимаемые на мачтах предупредительные сигналы должны быть видимыми по горизонту на 360°.

140. Судам и плавсредствам швартоваться к водолазным ботам, с которых ведутся спуски водолазов, запрещается.

Капитаны и командиры судов и кораблей, проходящих мимо места, обозначенного предупредительными сигналами, обязаны сбавлять ход до малого, соблюдать меры предосторожности. Этим судам запрещается проходить ближе чем в 50 м от водолазного судна, с которого производятся водолазные спуски.

141. Водолазы должны выполнять только те работы, которые оговорены заданием. В случае выполнения каких-либо других работ приступать к ним следует только с разрешения руководителя водолазных спусков.

142. Все рабочие места на водолазной станции должны быть свободными от посторонних предметов. Загромождать их оборудованием, не относящимся к водолазным спускам, запрещается.

Снаряжение и средства обеспечения водолазных спусков должны размещаться на водолазном посту в рабочем состоянии, в таком порядке, чтобы они не мешали работать лицам, обеспечивающим спуск водолаза.

143. Находящиеся в эксплуатации водолазные боты и спасательные суда, оборудованные водолазными постами с компрессорными установками, всегда должны быть готовы к спуску водолазов, для чего баллоны необходимо держать наполненными воздухом, а компрессоры - готовыми к действию.

144. При выполнении водолазных работ на течении более 1 м/с, подо льдом и на глубинах свыше 12 м на водолазных рубахах должны устанавливаться травяще-предохранительные клапаны. При этом при спусках на глубины до 45 м устанавливается один клапан, более 45 м - два клапана (спереди и сзади).

145. В местах, опасных в отношении поражения водолазов электрическим током, водолазные работы должны производиться только при полном снятии напряжения с действующих электроустановок.

146. Инструмент и другие предметы, необходимые водолазу для выполнения работ, должны подаваться с поверхности в емкости или на канате. После обнаружения водолазом подаваемого инструмента его дальнейшее перемещение должно производиться только по указаниям работающего водолаза. Легкие предметы массой не более 2 кг разрешается подавать по сигнальному концу. Бросать водолазу любые предметы независимо от их массы запрещается.

147. В загрязненную воду (сточные, фекальные воды) для предупреждения инфекционных и кожных заболеваний водолазы должны спускаться в снаряжении, полностью изолирующем их от внешней среды.

148. При работе со стальными канатами водолаз, одетый в летнюю рубаху, должен надевать перчатки или рукавицы.

149. Все действия с грузоподъемными устройствами в период работы водолаза разрешается производить только по его указаниям. Исключение составляет сигнал «Стоп», который исполняется немедленно и независимо от того, кем он подан.

Глава 15. Аварийно-спасательные работы

150. Производство водолазных работ на аварийных судах до определения рода и количества груза, степени его опасности для водолазов и принятия необходимых мер безопасности запрещается:

150.1. при работе у борта аварийного судна, когда есть угроза его затопления или опрокидывания, водолазный бот необходимо ставить на якорь, а с кормы на аварийное судно заводить растительный швартовый конец таким образом, чтобы можно было, быстро подняв водолаза, отойти от аварийного судна;

150.2. водолаз, работающий у поврежденного места корпуса судна, должен внимательно следить за тем, чтобы не повредить водолазное снаряжение об острые кромки пробоины.

При осмотре аварийного судна, сидящего на мели, водолаз должен соблюдать осторожность, не заходить под корпус в тесных местах, следить, чтобы шланг и сигнальный конец не попали под корпус и не были зажаты. Если судно под влиянием волнения раскачивается или бьется о грунт, его необходимо притопить;

150.3. при работе водолаза под корпусом судна с грунта минимальное расстояние между грунтом и днищем судна с учетом волнения должно быть не менее 1,5 м;

150.4. при спусках в вентилируемом водолазном снаряжении для обследования судна, сидящего на мели, водолазу запрещается удаляться от спускового конца более чем на 20 м. Для обследования всего корпуса судна необходимо произвести перешвартовку водолазного бота;

150.5. при наличии в корпусе судна пробоин, через которые в большом количестве поступает вода, во избежание затягивания в пробоину спуски водолазов запрещаются. В этом случае, если нет угрозы затопления судна, следует затопить полностью отсек или завести пластырь на пробоину и только после этого спускать водолаза для осмотра и дальнейшей заделки пробоины.

Перед выполнением работ в затопленных отсеках судна водолазы должны быть ознакомлены с расположением помещений и находящимся в них оборудованием.

Спускаться в затопленный отсек необходимо по трапу или спусковому концу;

150.6. для предотвращения запутывания водолазного шланга и сигнального конца (кабель-сигнала) при работе в затопленном отсеке водолаз должен избегать обходов вокруг различных устройств или предметов;

150.7. при спуске в затопленный отсек водолаз должен брать с собой подводный светильник, а над местом входа в отсек должен быть установлен сильный источник света для ориентировки при выходе из затопленного отсека.

Глава 16. Спасательные работы

151. К водолазным работам по спасанию людей допускаются водолазы всех групп специализации водолазных работ, обученные приемам освобождения от захватов пострадавшего, методам буксировки пострадавших и оказания им доврачебной помощи:

151.1. выполнение работ по оказанию помощи людям, терпящим бедствие на воде, проведение поисковых работ и подъем пострадавших водолазами II группы специализации водолазных работ разрешаются на внутренних водоемах и на прибрежных участках морей;

151.2. ответственность за безопасные организацию и выполнение водолазных спасательных работ возлагается:

- при выполнении работ водолазами II группы специализации водолазных работ - на начальника спасательной станции или начальника маневренно-поисковой группы;

- при выполнении работ I группы специализации водолазных работ - на руководителя водолазных спусков - старшину (бригадира) водолазной станции;

151.3. спасательные работы и поиск пострадавших людей в неизученных водоемах производятся с соблюдением особых мер предосторожности и с разрешения руководства спасательной службы;

151.4. водолазные спасательные работы должны выполняться в водолазном снаряжении, соответствующем условиям проведения водолазных спусков, с учетом характера спасательных работ и гидрометеорологических условий.

При выполнении водолазных спасательных работ на месте спуска водолаза-спасателя должны находиться шлюпка или катер.

Комплект снаряжения, предназначенный для спуска дежурного водолаза, должен быть разложен или развешен у места спуска на берегу или на катере таким образом, чтобы водолаз мог надеть его в кратчайший срок. Рабочая проверка снаряжения проводится водолазами-спасателями перед каждым заступлением на дежурство;

151.5. при наличии прибойной волны буксировка пострадавшего к берегу водолазом-спасателем запрещается. Подъем пострадавшего должен осуществляться на плавсредствах;

151.6. перед выполнением спасательных работ в затопленных помещениях в них должна быть предварительно отключена от источника питания электрическая сеть;

151.7. спасательные работы в период аварий, стихийных бедствий, при наличии движущегося льда, быстрого течения или засоренности поверхности воды плавающими предметами должны выполнять наиболее опытные водолазы-спасатели.

Глава 17. Судоподъемные работы

152. Перед обследованием затонувшего судна необходимо проинструктировать водолазов о порядке водолазного обследования, ознакомить по схемам или имеющимся чертежам с расположением его надстроек, внутренних помещений, главных механизмов и судовых систем, с характером и массой груза, подлежащего выгрузке, возможными способами его остропки и с мерами безопасности при выполнении этих работ:

152.1. спусковой конец для спуска первого водолаза на затонувшее судно должен опускаться с водолазного бота по возможности непосредственно на место предстоящих работ. Для последующих спусков первый спустившийся по спусковому концу водолаз должен закрепить его непосредственно у места работ;

152.2. при обследовании затонувшего судна снаружи водолаз должен быть очень внимательным, чтобы не провалиться в открытый люк или пробоины, а также оберегать сигнальный конец (кабель-сигнал) и шланг от запутывания за такелаж и палубные механизмы;

152.3. спуски водолазов на затонувшее судно должны производиться с использованием подводных светильников;

152.4. для обследования внутренних помещений затонувшего судна одновременно должны спускаться два водолаза. Один водолаз выполняет работу, другой, страхующий, следит за его действиями и обязан в случае необходимости оказать помощь.

При необходимости захода водолаза во внутренние помещения затонувшего судна места проходов должны быть предварительно расчищены от завалов.

Перед входом в помещение водолаз должен набрать себе на руку несколько витков сигнального конца (кабель-сигнала) и шланга и, продвигаясь вперед, постепенно их отпускать.

В случае зацепления шланга или сигнального конца (кабель-сигнала) водолаз должен дойти до места зацепления, выбирая на руку слабину шланга и сигнального конца (кабель-сигнала), и освободить их. После освобождения шланга или сигнального конца (кабель-сигнала) их слабина должна выбираться на поверхность.

Находясь во внутреннем помещении затонувшего судна, водолаз должен остерегаться внезапного падения плохо закрепленных, нависающих или сорвавшихся со своих мест предметов и грузов, особенно в судне, лежащем килем вверх или на борту.

Открывать двери и люки следует осторожно, так как возможно падение тяжелых предметов из смежных и расположенных выше помещений;

152.5. перед спуском водолаза с палубы затонувшего судна за борт или в трюм он должен опустить спусковой конец и по телефону сообщить на поверхность о погружении за борт или в трюм.

Если в отсеках затонувшего судна окажутся живые люди, то для подъема их на поверхность рекомендуется применять легководолазное снаряжение с открытой схемой дыхания. Выводить людей надо по заранее заведенному ходовому концу;

152.6. перед выгрузкой грузов или разборкой механизмов водолазы должны быть проинструктированы руководителем работ, как и в какой последовательности будут проводиться выгрузка или разборка, а также снятие механизмов.

Вести разгрузочные работы при участии водолазов неисправными грузоподъемными устройствами и механизмами, а также ненадежными тросами, стропами и захватными приспособлениями запрещается;

152.7. при остропке грузов водолаз должен внимательно следить за тем, чтобы подъемный трос не перепутался с сигнальным концом (кабель-сигналом) и шлангом, а последние не попали бы под строп.

Водолаз должен надежно остропить груз таким образом, чтобы в подвешенном состоянии он был хорошо сбалансирован и не мог вывалиться из стропа. При отсутствии видимости под водой для подъема груза должны применяться грузоподъемные траверсы (балансиры). Перед подъемом груз должен быть приподнят на небольшую высоту и выдержан несколько минут для проверки надежности остропки.

Спускаться и подниматься на грузовом канате, подходить к месту последующей остропки до того, как будет уложен на поверхности предыдущий груз, водолазу запрещается.

Поднимая груз из трюма после обтягивания его стропом, водолаз должен выйти на палубу судна и вести наблюдение за выходом груза из просвета люка. После начала подъема груза из трюма, убедившись, что поднимаемый груз свободно выйдет из просвета люка, водолаз при глубинах до 30 м должен отойти на безопасное расстояние. При глубине более 30 м, а также при отсутствии видимости водолаза поднимают на первую остановку или на поверхность.

Оставаться в трюме во время подъема груза водолазу запрещается. В случае захвата шланга или в любой другой опасной ситуации подъем груза должен немедленно прекращаться по первому требованию работающего водолаза.

При разгрузке затонувших судов во избежание опасного завала остропку и подъем грузов следует начинать с верхней укладки. Для подъема сортового железа, бочек и другого груза в штатной упаковке необходимо применять специальные приспособления (храпцы, захваты и др.). Мелкие грузы допускается поднимать в металлических сетках и корзинах.

Разгрузочные работы под водой с применением захватных приспособлений, конструкция которых неудобна при пользовании ими одним человеком, должны выполняться двумя водолазами.

Поднимать или опускать грузы следует плавно, без рывков и на малой скорости.

Разгрузочные работы необходимо прекращать при волнении поверхности воды в месте производства работ свыше 2 баллов, а выгрузку взрывоопасных грузов - при волнении свыше 1 балла;

152.8. выгрузка взрывоопасных грузов, а также ценностей должна производиться по особым, специально разработанным инструкциям и под руководством соответствующих специалистов. Водолазы, назначенные на выгрузку взрывоопасного груза, должны быть ознакомлены с правилами обращения с ним;

152.9. при подрезке троса под корпус затонувшего судна с помощью надводных средств водолаз должен быть поднят на поверхность.

Осмотр положения подрезающего троса следует производить только после прекращения подрезки и выбирания троса в вертикальное положение;

152.10. размеры туннелей, промываемых под корпусом судна, должны обеспечивать свободное передвижение водолаза в туннеле при наличии в нем грунтососа, водонапорного шланга и других средств, применяемых для размыва и удаления грунта.

Промывать туннели под корпусом затонувшего судна нужно так, чтобы размываемый грунт не отлагался сзади водолаза;

152.11. при подаче водолазу судоподъемных стропов и грузоподъемных приспособлений он должен находиться в стороне от направляющего троса и подходить к нему только после прекращения подачи стропа и с разрешения руководителя спусков.

Перед началом протаскивания судоподъемных стропов в туннели под корпус судна водолаз должен находиться вне туннеля, в безопасном месте, определяемом руководителем спусков, и следить за тем, чтобы шланг и сигнальный конец (кабель-сигнал) не были прижаты или затянуты под корпус судна вместе со стропом. Во время осмотра водолазом положения стропов все работы по их протаскиванию должны прекращаться;

152.12. погружать под воду судоподъемные понтоны по направляющим канатам следует без участия водолазов.

Перед спуском водолаза для осмотра положения судоподъемного понтона необходимо остановить дальнейшее погружение последнего.

Спуск водолаза для остропки судоподъемных понтонов должен производиться после окончания опускания их на место. Окончательная установка понтонов в нужное положение должна производиться только по команде работающего водолаза.

Во время продольного раскрепления судоподъемных понтонов наполнять их или стравливать из них воздух без предупреждения об этом работающего водолаза запрещается.

При остропке, равнении и найтовке понтонов водолаз должен избегать резких движений, чтобы не удариться шлемом о стропы, скобы и подобные предметы, а также следить за тем, чтобы он сам, шланг или сигнальный конец (кабель-сигнал) не попали между понтоном и корпусом судна и между стропами и найтовами.

Осмотр положения понтонов перед генеральной (полной) продувкой водолаз должен проводить, находясь только на их верхних частях, при этом шланг и сигнальный конец (кабель-сигнал) должны идти в безопасную сторону от поднимаемого судна, чтобы при необходимости можно было оттянуть водолаза от поднимаемого судна и понтонов. Спуск водолазов на судно и на понтоны во время их генеральной продувки запрещается.

После всплытия затонувшего судна на поверхность спуски водолазов для его осмотра могут быть разрешены только в случае надежного удержания судна на понтонах. При этом под корпус судна и под понтоны спускать водолаза запрещается;

152.13. при выполнении водолазных работ по подъему затонувших судов с использованием плавучести специальных химических соединений (полистирола, полиуретана и т.п.) должны соблюдаться необходимые меры безопасности.

При этом выполнение водолазных работ по закрытию люков, горловин, трюмов и отсеков затонувших судов разрешается только после прекращения подачи указанных материалов, а приготовление и хранение плавучих химических соединений должно быть организовано так, чтобы была исключена возможность засасывания водолазным компрессором токсических паров и газов, выделяемых этими материалами.

Глава 18. Судовые и судоремонтные работы

153. Судовые водолазные работы могут выполняться как силами и средствами судна, так и подразделениями предприятий и организаций, осуществляющих водолазные спуски и работы.

Ответственность за безопасные организацию и выполнение судовых водолазных работ силами и средствами судна возлагается на капитана судна, а силами и средствами подразделений предприятий - на нанимателей этих предприятий и капитанов судов в пределах их компетенции:

153.1. перед началом водолазных работ капитан судна должен дать приказание во время пребывания водолаза под водой не проворачивать гребные винты, не пользоваться оборудованием, выдвигающимся за пределы обшивки корпуса судна, и не открывать кингстоны в районе работы водолаза;

153.2. при нахождении водолаза под водой запрещается вести погрузку или выгрузку грузов, выбрасывать шлак, мусор и другие отходы с того борта, где работает водолаз;

153.3. о начале спусков должно объявляться по судовой радиотрансляции с записью об этом в вахтенном журнале. На посту управления главными двигателями, на машинных телеграфах и на механизмах управления забортными устройствами должны вывешиваться предупреждающие знаки-таблички с надписями: «Главные двигатели не пускать! За бортом водолазы!», «Руль не перекладывать, работают люди!»;

153.4. осмотр подводной части корпуса судна водолазом должен производиться только тогда, когда есть полная уверенность в надежности стоянки судна и водолазного бота.

При необходимости спуска водолаза под корпус судна, находящегося в открытом море, где постановка на якорь невозможна, разрешается в тихую погоду производить спуски тогда, когда судно ляжет в дрейф или будет удерживаться от перемещения на буксире другим судном;

153.5. работы по очистке кингстонов или корпуса судна от водорослей и ракушек, а также по ремонту заборных устройств должны выполняться на беседках или подкильных трапах. Только при непродолжительных осмотрах подводных устройств или кратковременных работах под корпусом судна разрешается пользоваться подкильными концами.

Для переноски трапов, беседок или подкильных концов, а также для наблюдения за ними должны быть выставлены вахтенные матросы по обоим бортам;

153.6. при работе под корпусом судна, особенно когда под ним большая глубина, обеспечивающий водолаз должен внимательно следить за сигнальным концом, не допуская его излишней слабины и натяжения, чтобы предупредить падение водолаза или внезапным рывком не сорвать его с подкильного конца, беседки или трапа.

При осмотре или выполнении работ под корпусом судна проходить под килем судна от одного борта к другому водолазу запрещается;

153.7. работы у приемных отверстий или шпигатов в подводной части корпуса судна могут быть разрешены только после прекращения истечения (приема) жидкости через них;

153.8. при выполнении работ у якорной цепи судна водолаз не должен находиться под якорной цепью.

Спуск водолаза к месту работы под водой по якорной цепи запрещается;

153.9. при стоянке судна в порту судовые водолазные работы (постановка пластырей, ремонт винторулевого комплекса и т.д.) должны выполняться только с разрешения капитана порта;

153.10. осмотр и ремонт винторулевого комплекса должны выполняться после принятия мер, предотвращающих случайное проворачивание валопровода, поворот лопастей гребного винта регулируемого шага или пера руля.

Перед подготовкой к осмотру или ремонту винторулевого комплекса необходимо закрепить рули, зафиксировать положение лопастей гребного винта регулируемого шага, ввести в зацепление и застопорить валоповоротное устройство, предварительно проверив исправность его действия.

Положение гребного винта следует изменять вручную при помощи устройства и только по команде водолаза, находящегося под водой.

Снимаемый гребной винт должен быть остроплен, а стопорная гайка ослаблена на валу до сдвига винта с конуса вала. Используемый при этом инструмент большой массы должен быть подвешен на отдельных канатах;

153.11. работы по подводной очистке корпуса судна ручным немеханизированным инструментом должны выполняться на беседках или подкильных трапах вертикальными ходами от поверхности до киля и обратно.

После каждого двойного хода подкильный трап или беседку необходимо перенести на новое место. Перенос должен осуществляться только при нахождении водолаза у поверхности воды.

Очистка кингстонов или решеток вручную должна производиться водолазами только металлическими щетками, скребками или свайками. Очистка их руками запрещается;

153.12. работы по подводной очистке корпусов судов ручным механизированным инструментом должны осуществляться под общим руководством лица, назначенного руководителем работ, и под наблюдением водолазного специалиста (водолазного инструктора), прошедших специальную подготовку и допущенных к руководству этими работами приказом по предприятию.

К работам по подводной очистке корпусов судов должны допускаться водолазы, прошедшие специальную подготовку и практически освоившие методику и правила безопасности работы с ручным механизированным очистным инструментом и имеющие допуск к самостоятельной работе от водолазных квалификационной и медицинской комиссий. Допуск к работе должен оформляться приказом по предприятию;

153.13. при выполнении работ по подводной очистке корпусов судов водолазный специалист (водолаз-инструктор) должен определить условия, объем и меры безопасности при выполнении работ, о чем необходимо сделать запись в журнале водолазных работ.

Перед выполнением работ водолазный специалист (водолаз-инструктор) должен провести с водолазами инструктаж по охране труда при производстве работ на данном объекте. Присутствие водолазного врача или фельдшера при подводной очистке корпусов судов обязательно;

153.14. перед спуском для проведения подводной очистки корпуса судна водолазы должны получить допуск на право спуска у водолазного врача или фельдшера, обслуживающего данные спуски. Перед началом работ и после их выполнения у каждого водолаза должны измеряться пульс, температура тела, частота дыхания и артериальное давление.

Результаты всех измерений и допуск на право спуска должны заноситься в журнал водолазных работ;

153.15. работы по подводной очистке корпуса судна должны производиться при волнении моря не более 2 баллов, при течении не более 0,5 м/с, видимости под водой не менее 1,0 м (приложение 8), отсутствии предметов, мешающих работе водолаза под корпусом судна, и закреплении судна с носа и с кормы.

Проведение водолазных работ по подводной очистке корпусов судов допускается только на акватории, не загрязненной сточными водами. Судовые системы, через которые возможен сброс загрязненных вод за борт, должны быть закрыты.

При установке судна на месте производства работ глубина под корпусом очищаемого судна должна быть не менее 2 м по всей длине с учетом амплитуды колебания судна на волнении.

Для обеспечения безопасности работ по подводной очистке корпусов судов у места производства работ должна находиться рабочая шлюпка. На водолазном боте, обслуживающем эти работы, должен находиться аппарат искусственного дыхания;

153.16. выполнять судовые водолазные работы силами и средствами судна разрешается членам экипажа, имеющим квалификацию водолаза (водолаз-матрос, водолаз-моторист) и действующие документы на право спусков под воду с судов, имеющих по табелю снабжения легководолазное снаряжение.

Для руководства водолазными спусками на судне капитан своим приказом должен назначить ответственное лицо из командного состава, имеющее водолазную квалификацию.

Ответственный за безопасность водолазных спусков должен предварительно сдать зачет водолазной квалификационной комиссии на право руководства водолазными спусками.

Ответственность за содержание в исправном состоянии легководолазного снаряжения и его готовность к применению на судах возлагается на главного (старшего) механика судна.

Предприятия и организации - владельцы судов, имеющих в табеле снабжения легководолазное снаряжение, обязаны обеспечить подготовку и переподготовку судовых водолазов*, своевременное прохождение ими ежегодного медицинского обследования в водолазных медицинских комиссиях; организовать своевременную проверку знаний ими настоящих Правил и нормативно-технической документации по охране труда водолазов в объеме их квалификации, характеристики и вида выполняемых работ; проводить необходимые проверки легководолазного снаряжения в соответствии с требованиями настоящих Правил и нормативно-технической документации по охране труда водолазов.

 

* Судовой водолаз - член экипажа судна, прошедший специальную подготовку в водолазной школе (на курсах) и имеющий водолазную квалификацию.

Членам экипажа судов, не имеющим водолазных квалификационных свидетельств или не прошедшим своевременных проверок в водолазных медицинских и квалификационных комиссиях, спуски под воду запрещаются;

153.17. при выполнении судовых водолазных работ силами и средствами подразделений предприятий, осуществляющих водолазные спуски и работы, руководитель водолазных работ подразделения по прибытии на обслуживаемое судно обязан:

- доложить капитану обслуживаемого судна о готовности к проведению водолазных работ;

- ознакомить капитана и главного (старшего) механика обслуживаемого судна с техникой безопасности при производстве водолазных работ (гл.14, 15, 18 настоящих Правил), о чем ими должна быть сделана запись в судовом (вахтенном) журнале;

- согласовать с ответственным (из числа командного состава обслуживаемого судна) порядок выполнения водолазных работ и меры безопасности, предусмотрев при этом надежную связь ответственного с ходовым мостиком судна и с постом водолазных спусков;

- в присутствии ответственного провести инструктаж по безопасности проведения водолазных работ с выделенным для этих целей персоналом из числа экипажа обслуживаемого судна и водолазным составом подразделения;

- проверить наличие и качество заведенного подкильного конца (трапа, беседки);

- в случае невыполнения капитаном обслуживаемого судна необходимых требований безопасности при водолазных спусках работы должны быть немедленно прекращены, о чем делается запись в журнале водолазных работ водолазной станции подразделения.

Капитан обслуживаемого судна обязан:

- совместно с главным (старшим) механиком судна ознакомиться с требованиями охраны труда при производстве водолазных работ; запись об этом сделать в журнале водолазных работ подразделения, проводящего эти работы;

- для обеспечения безопасности водолазных работ и руководства действиями по их обеспечению выделить ответственного из числа командного состава, о чем сделать соответствующую запись в судовом (вахтенном) журнале;

- запретить во время ведения водолазных работ производство каких-либо работ и действий, предусмотренных п.153.1 и 153.2 настоящих Правил, о чем должна быть сделана запись в судовом (вахтенном) журнале;

- обеспечить соблюдение требований, предусмотренных п.153.3 настоящих Правил;

- на ноке реи того борта, где будет работать водолаз, или на наиболее видном месте поднять предупредительные сигналы о производстве водолазных работ согласно требованиям п.152 настоящих Правил;

- при работе в темное время суток обеспечить надводное освещение в районе производства водолазных работ.

Глава 19. Работы при постановке судов на судоподъемные средства

154. При постановке судна на судоподъемные средства или выводе его из них, при открытых клинкетах батопорта или откачке (сливе) воды из судоподъемных сооружений спускать водолазов запрещается:

154.1. перед постановкой судна в док, до его затопления водолазы должны быть ознакомлены с расположением кильблоков, с местами и характером повреждений корпуса судна;

154.2. спуски водолазов для очистки решеток ограждения осушительной системы судоподъемных средств следует выполнять только после прекращения откачки воды;

154.3. при осмотре клеток и кильблоков запрещается переход водолаза с одной стороны судоподъемного средства на другую под килем устанавливаемого или стоящего в нем судна;

154.4. при постановке судна на судоподъемные средства или выводе его из них, а также в период проведения дифферентовки или кренования судна спускать водолазов запрещается. При необходимости спуска водолаза спуск или подъем судна должен быть приостановлен на все время пребывания водолаза под водой;

154.5. после спуска судна со стапелей на воду и при освобождении корпуса от спусковых блоков водолазам запрещается проходить между корпусом судна и спусковыми блоками, а также между их деталями, так как разъединенные и всплывающие деревянные детали спусковых устройств могут прижать водолаза или его шланг и сигнальный конец (кабель-сигнал) к корпусу судна.

Глава 20. Подводно-технические работы

155. Разработку котлованов, траншей, размывку грунта и другие работы, связанные с нарушением поверхностного слоя грунта, допускается производить по указанию руководителя водолазных работ после получения им сведений об отсутствии в месте производства работ электросиловых, телефонных кабелей или трубопроводов, а при их наличии он обязан иметь план трассы таких кабелей и трубопроводов, находящихся в зоне работ.

Запрещается выполнение подводных работ в охранной зоне подводных кабельных линий электропередачи, находящихся под напряжением. Охранная зона определяется в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключенного между вертикальными плоскостями, отстоящими от крайних кабелей на 100 м с каждой стороны.

Руководитель водолазных работ обязан до начала работ получить от организации - владельца электросилового кабеля или трубопровода письменное уведомление о снятии напряжения с электросилового кабеля или давления в трубопроводе. По окончании работ руководитель водолазных работ обязан дать организации - владельцу электросилового кабеля или трубопровода письменное уведомление о возможности подачи напряжения на электрический кабель или давления в трубопровод:

155.1. при разработке грунта в котлованах и при разделке глубоких траншей стенки их следует делать пологими (в пределах угла естественного откоса грунта).

При разработке грунта гидроразмывочными средствами в случае одновременной работы в котловане двух или более водолазов расстояние между ними должно быть не менее 10 м. Действия водолазов должны постоянно согласовываться. Водолаз не должен выпускать из рук гидравлический ствол, находящийся под давлением.

Струя из гидравлического ствола не должна направляться в сторону работающего рядом водолаза;

155.2. при использовании водолазом гидравлического ствола с обычной насадкой ствол необходимо крепить растительным концом к винтовому якорю или балласту.

При работе по размыву грунта от высоконапорного насоса (гидромонитора) к напорному шлангу гидромонитора должен крепиться груз на расстоянии не более 3 м от ствола.

При осмотре водолазом размываемого места на грунте давление воды в шланге гидромонитора должно быть полностью снято.

Гидромонитор должен иметь исправный манометр. На гидромониторе должна быть сделана четкая запись о допустимом давлении воды;

155.3. для размыва возможного завала грунтом водолаза, работающего грунторазмывочными средствами по прокладке траншеи, у места работы должны содержаться готовыми к действию средства для ликвидации такого завала;

155.4. после опускания пневматического грунтососа на дно во избежание его возможного выброса на поверхность и последующего падения на грунт (при засорении приемного отверстия) водолаз должен хорошо закрепить его к винтовому якорю, к балласту или к выступающим частям гидротехнического сооружения.

Отводный шланг и скобу грунтососа необходимо крепить с помощью тросов. Тросы отводного шланга и скобы грунтососа должны иметь слабину, необходимую для последующего углубления грунтососа и свободного перемещения его под водой.

При засорении всасывающего патрубка грунтососа и угрозе его всплытия водолаз должен отойти от грунтососа и дать команду о прекращении подачи воздуха к грунтососу. Только после прекращения подачи воздуха разрешается подойти к грунтососу и произвести его очистку.

При работе с грунтососом водолаз должен следить, чтобы его шланг и сигнальный конец (кабель-сигнал) не перепутались со шлангами грунтососа. В случае засорения и всплытия грунтососа вместе с водолазом водолазы, обеспечивающие спуск и работу, должны быстро подобрать шланг и сигнальный конец (кабель-сигнал), а также трос и шланги грунтососа, чтобы предотвратить падение водолаза с грунтососом на грунт.

Очистка решеток грунтососов (пневматическог

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...