Функциональное зонирование территории
Содержание Введение………………………………………………………….....................3 1. Типы и элементы планировочной структуры……………………………….5 2. Тип планировочной структуры г. Пензы……………………………………7 3. Функциональное зонирование территории………………………………....9 4. Развитие планировочной структуры ……………………………………….14 5. Приложения: - Схема современного использования территории - Схема природно-планировочных ограничений - Схема транспортной инфраструктуры
Введение Анализ территориально-пространственного развития города осуществляется посредством городского планирования. Городско́е плани́рование (англ. urban planning) — это раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды с учетом строительных и социальных аспектов. При этом охватывается сложный комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. Градостроительное проектирование (городское проектирование) изучает пространственную конфигурацию, внешний облик и функциональность элементов города или иного населенного пункта. Особое внимание уделяется разработке структуры мест общего пользования, в которых осуществляется повседневная деятельность горожан (улицы, площади, парки, общественная инфраструктура). Градостроительное проектирование рассматривают как дисциплину находящуюся на стыке и синтезирующую подходы городского (урбанистического) планирования, ландшафтного дизайна и архитектуры. Градостроительное проектирование требует также понимания политических, социальных и экономических факторов.
Градостроительное проектирование изучает: ü Городскую структуру - как местоположения (районы) города связаны друг с другом ü Городскую типологию - пространственные типы и морфологии, влияющие на частоту и интенсивность использование градостроительных структур ü Доступность - обеспечение простоты и безопасности перемещения через пространства города ü Узнаваемость - обеспечение понимания предназначения местоположения, а также осознания того в каком месте находится горожанин в данный момент времени ü Оживление - проектирование местоположений таким образом, чтобы стимулировать активность их использования горожанами ü Взаимодополнительное (комплементарное) смешанное использование - такое размещение разнообразных видов активности горожан, чтобы осуществлялось взаимодействие между ними ü Характер и значение - узнаваемость и оценка различий между разными местоположениями города ü Закономерность и случайность - обеспечение баланса единообразия и разнообразия городской среды ü Гражданское общество - создание местоположений, где горожане могут осуществлять политическое взаимодействие как граждане государства. В современном градостроительстве используют методологии зонирования, позволяющие управлять использованием земли, и управления ростом, определяющую направление и темпы развития города. Примером такой методологии является теория разумного роста. Теория интенсивного роста (теория разумного роста) в городском планировании стремится создать такую модель устойчивого развития города, которая бы препятствовала расширению городского пространства, его бесконтрольному расползанию. Такая модель развития нацелена на сохранение и культивацию региональной специфики и особенностей, присущих городам и отдельным их частям (планировочным единицам), расширение свободы перемещения, в том числе за счёт альтернативных транспортных систем, диверсификацию жилого и производственного комплекса, сферы услуг и социальной инфраструктуры.
1. Типы и элементы планировочной структуры На решение планов городов оказывают влияние следующие факторы: · место города в системе расселения; · природно-климатическая характеристика выбранной территории; · профиль и величина градообразующей группы предприятий; · условия функционального зонирования городской территории; · организация транспортных связей между жилыми районами и местами приложения труда; · учёт перспективного развития города; требования охраны окружающей среды; · условия инженерного оборудования территории; · требования экономики строительства; · архитектурно-художественные требования. Эти факторы находят отражение в планировочной структуре города, т.е. в сочетании жилой застройки с местами массового посещения, связанных сетью магистральных улиц и площадей. Преобладание одного из факторов или суммарное воздействие нескольких определяет тип планировочной структуры: компактный, расчлененный и рассосредоточенный. Компактный тип характеризуется расположением всех функциональных зон города в едином периметре. Расчлененный тип возникает при пересечении территории города реками, оврагами или транзитной железной дорогой. Рассредоточенный тип предполагает несколько городских планировочных образований, связанных между собой транспортными линиями. Кроме того, план города может иметь форму расчленено-линейную при расположении его по берегу большой реки и линейную, возникающую вследствие линейно-параллельного зонирования промышленности и жилья и характера процесса развития города. При расчленено-линейной системе, связанной с расположением города по берегу большой реки, город, как правило, не уходит далеко от реки в поперечном к ней направлении и вытягивается вдоль реки на значительные расстояния (до 60-70 км). В этих случаях превалирующие значение приобретают продольные связи, требующие из-за большой протяженности применения скоростного транспорта. При линейной планировке основной композиционной осью плана города является продольная линия городского транспорта, проходящая вдоль территории всего города. Удобство линейной планировки города заключается в том, что он может развиваться без коренной реконструкции уже сложившихся районов. Существенный же недостаток города-линии – фактическое расчленение его на ряд населенных мест, в значительной степени обособленных друг от друга.
К основным планировочным элементам города относят: I. Жилые здания, объединенные в жилые микрорайоны и кварталы. II. Здания административно-общественных учреждений и учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания населения. III. Внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования. IV. Улицы и площади, набережные, мосты и туннели. V. Промышленные предприятия. VI. Устройства внешнего транспорта: железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного. VII. Коммунальные предприятия и сооружения: устройства внутригородского транспорта, городского водопровода и канализации, электростанции и теплоэлектроцентрали, газовые заводы. VIII. Кладбища и крематории. IX. Водоемы естественные и искусственные. X. Санитарно-защитные зоны. 2. Тип планировочной структуры г. Пензы Генеральный план города Пензы является основным юридическим градостроительным документом, определяющим, в интересах населения и с учетом государственных задач, направления и границы территориального развития города, функциональное назначение и строительное зонирование территории, распределение земель по видам собственности, принципиальные решения по размещению объектов общегородского, общепоселкового назначения, транспортному обслуживанию, инженерному оборудованию и благоустройству, защите территории от опасных природных и техногенных процессов, охране природного и историко-культурного наследия, очередности освоения территории. В соответствии с Генпланом, а также исторически-сложившимся географическим положением г. Пенза имеет компактный тип планировочной структуры, т.е. все функциональные зоны находятся в едином периметре.
Стратегический документ, определяющий развитие областного центра и жизнь пензенцев вплоть до 2025 года, приняла 17.03.2008г. постоянная комиссия городской Думы по градорегулированию, землепользованию и собственности. Над разработкой Генерального плана Пензы трудились два года - пензенские специалисты и специально приглашенные ученые РосНИПИ Урбанистики г. Санкт-Петербург. Пенза на протяжении столетий развивалась по оси север-юг, вдоль Суры. И имеет всего один центральный меридиан – улицы Кирова-Калинина. Через Суру явно недостаточно переходов. Поэтому по новому проекту, улицы Кирова и Калинина будут поддержаны еще одной магистралью – от ул. Островского до ДК имени 40-летия Октября. Генплан предусматривает развитие города и вдоль улицы Окружной, которую авторы проекта назвали «первым полукольцом». «Вторым полукольцом» была названа федеральная трасса М5. Трасса по проекту будет проходить через Пензу. В настоящее время ее городской участок застроен, вокруг – масса садоводческих хозяйств. Проект генплана предполагает, что эти дачи будут переводиться в категорию индивидуальной жилой застройки. То есть, сносить их не будут. Поскольку эти земли станут средой городской застройки, там планируется проектирование и развитие городской инфраструктуры. Проект предусматривает сохранение и развитие «природного каркаса» Пензы - пойменных зон рек и зеленых массивов. Пенза по состоянию природных показателей находится в очень неплохих условиях и в будущем может претендовать на звание зеленого города. Хотя пока не достигает нормативной зоны озеленения для лесостепной зоны, в которой Пенза находится. Норматив составляет 12 квадратных метров зеленых насаждений на человека. У нас этот показатель составляет 9 метров на человек. Причем «зелень» расположена неравномерно. Так на одного жителя Железнодорожного района ее приходится всего 1 квадратный метр. Пенза занимает территорию 283 кв. км, на которой расположено 8 площадей, около 1000 проспектов, улиц, переулков, проездов, набережных. Важную роль в жизни разбросанного на большом пространстве города играет пассажирский транспорт. В Пензе около 40 автобусных маршрутов, протяженностью 783 км (в обоих направлениях) и 11 троллейбусных - протяженностью 264 км (в обоих направлениях). В 1962 г. было открыто движение теплоходов по р. Суре от Бакунинского моста до дачного массива в Барковке. Теперь перевозку пассажиров по Суре осуществляют 5 судов общей вместимостью 850 человек.
Функциональное зонирование территории В соответствии со СНиП 2-60-75* территория города по своему функциональному назначению делится на следующие зоны:
а) селитебную зону, в которой размещаются жилые микрорайоны и кварталы; участки административно-общественных учреждений и учреждений культурно-бытового обслуживания населения; внеквартальные зеленые насаждения и спортивные сооружения общего пользования; улицы и площади; отдельные промышленные предприятия невредного производственного профиля, склады, устройства внешнего транспорта; неудобные для застройки и еще не использованные участки. б) промышленные зоны, в которых размещаются промышленные предприятия с обслуживающими культурно-бытовыми учреждениями, улицами, площадями и дорогами, зелеными насаждениями. в) транспортные зоны, в которых располагаются устройства внешнего транспорта; г) коммунально-складские зоны; д) санитарно-защитные зоны, отделяющие промышленные предприятия и транспортные устройства от жилья. Селитебная зона размещается с наветренной стороны для ветров преобладающего направления, а также выше по течению рек по отношению к промышленным предприятиям, которые являются источниками загрязнения окружающей среды. Производственная зона должна располагаться так, чтобы можно было организовать удобные транспортные и пешеходные связи с местами проживания трудящихся, т.е. с селитебной зоной. Территории для производственных зон выбирают с учетом беспрепятственного присоединения их к линиям внешнего транспорта. Однако пересечение производственных зон транзитными железнодорожными путями и автомобильными дорогами нежелательно. При определении взаимного расположения промышленной и селитебной территории учитывается вредность производств, уровень шума, издаваемый отдельными видами предприятий. Коммунально-складская зона города располагается в удобной связи с внешними транспортными сетями. В коммунально-складской зоне выделяются районы для коммунальных и складских предприятий. В больших городах такие районы следует размещать рассредоточено. Зона внешнего транспорта включает в себя территории железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта. Внешние транспортные линии проектируют в органичной связи с улично-дорожной сетью города и его видами транспорта. Такой комплексный подход обеспечивает высокий уровень комфорта перевозки пассажиров, рациональность местных и транзитных грузовых перевозок, а так же способствует экономичности строительства транспортных объектов и их эксплуатации. Селитебная, промышленная, транспортная, складская зоны вместе с сопутствующими им санитарно-защитными зонами составляют застроенную территорию города. Вне застроенной территории, но в пределах городской черты размещаются городские лесопарки, городские коммунальные предприятия и устройства (питомники, водозаборные сооружения и очистные сооружения городского водопровода, очистные сооружения городской канализации, утилизационные заводы, резервные территории, используемые иногда с сельскохозяйственными целями, кладбища и крематории и т.п.), которые по эксплуатационным и санитарно-гигиеническим условиям не могут быть размещены в застроенной части города. В городе не все элементы равнозначны по тяготению к ним населения. Некоторые элементы являются местами массового пользования: общегородской, а в больших городах и районные центры, крупные промышленные предприятия, важнейшие административно-общественные учреждения, высшие учебные заведения, железнодорожные и водяные вокзалы, стадионы, парки. Размещение этих объектов определяет общую конфигурацию сети магистральных улиц и площадей города. Общегородской центр всегда являлся основным ядром, вокруг которого организуется план города. Общегородской центр располагается, возможно, более центрально по отношению ко всей застраиваемой территории города, поблизости от пересечения основных магистральных улиц, соединяющих центр с другими важнейшими пунктами тяготения населения. При этом узел пересечения основных транспортных потоков должен размещаться вне главной площади центра города во избежание нарушения нормальной жизни города транспортом, проходящим площадь транзитом. Большую роль в формировании планировочной структуры города играют массивы зеленых насаждений и водные пространства. При расположении города на обоих берегах река часто приобретает значение одной из основных композиционных осей плана города. Планировка городов, расположенных на берегу моря или озера, также отражает тяготение города к воде. Почти во всех городах, расположенных на берегах водоемов, общегородской центр смещается от геометрического центра городской территории в сторону водоема, а иногда размещается непосредственно на его берегу. Сочетание жилых районов, пунктов массового посещения населением и сети магистральных улиц и площадей города создает общую планировочную структуру города. В практике сложились 6 основных схем построения уличных сетей города: - радиальная; - радиально-кольцевая; - лучевая (веерная); - прямоугольная; - комбинированная; - свободная. Первые три характерны для исторически сложившихся городов, которые формировались вокруг кремлей, монастырей и ведущих к ним дорог. Прямоугольная схема уличной сети использована во многих крупнейших городах США. Предельный рационализм такого решения оказывает отрицательное влияние на архитектурно-художественную композицию города, развитие внутригородских пространств. Практика застройки новых современных городов чаще всего связана с использованием свободной схемы планировки уличных сетей. Такая схема позволяет располагать городскую застройку, не нарушая естественных природных условий, и сводит к минимуму затраты на вертикальную планировку территории.
Генплан 1972 года - документ, по которому Пенза жила до настоящего времени. Он предусматривал зонирование города на жилые, промышленные и зеленые зоны, четкую организацию дорожной системы и системы зеленых насаждений, освобождение береговой зоны от малоценных застроек. По старому генплану развития Пензы задуманное удалось осуществить лишь на 30%. Как и прежний план, текущий документ будет предусматривать деление города на жилые, промышленные и зеленые зоны, определять систему зеленых насаждений и дорожную сеть. Изменение территориального планирования города Пензы направлено на определение функционального назначения территорий города, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов. Предлагаемые изменения в Генеральный план города Пенза коснутся уточнения функционального назначения территорий: в районе 2-й очереди района Арбеково-5, Засурского лесничества, с. Арбеково, Звездной поляны (Ленинский лесхоз), проспекта Строителей, улиц Челябинская, Аустрина, Чаадаева, Дружбы, Карпинского, 8 Марта, Живописной, Рахманинова, Терновского, Стасова, Рабочей, Захарова, Окружной, Мира, 40 лет Октября, Тарханова, Лядова, Металлистов, Совхоз-техникум, Ленина, Молодогвардейской, Коннозаводской, Кирова, Либерсона, Кривозерье, Луначарского, Кузнецкой, Октябрьский сад, Зеленодольской, Калинина, Левитана, Леонова, Гагарина, Крупской, Аргунова, Набережная реки Мойки, К. Цеткин, Кронштадской, Радужной, Ульяновской, Звездной, Центральной, Пушанина, Перспективной, Воронова, К. Маркса, Советской, Тепличной, Антонова, Революционная, проездов Радужного, Онежского, 2-й и 5-й Виноградный, Литвинова, трассы М-5 «Урал» - район «Побочино». Объекты капитального строительства регионального и местного значения предлагается разместить на следующих территориях: в районе с/х «Заря», с/х «Победа», микрорайона №3 жилого района «Шуист», улиц Мереняшева, 40 лет Октября, Тепличной, Рябова, Перспективной, Бийской, Ижевской, Грибоедова, Антонова, Санаторной, Сплавной, Мичурина, Центральной. В части инженерной подготовки территории предусматриваются мероприятия по созданию возможности градостроительного освоения районов перспективного развития строительства с наименьшими затратами, минимальными разрушениями естественной среды городской территории, а также повышения комфортности проживания в существующих районах. Основные мероприятия сводятся к организации рельефа территории и отведения поверхностного стока, надежной эксплуатации инженерных коммуникаций, строительству и реконструкции ливневой канализации с устройством локальных очистных сооружений. В этих целях в качестве графического приложения к Генеральному плану города откорректированы схемы: - развития систем удаления и очистки поверхностного стока и развития хозяйственно-бытовой канализации; - энергообеспечения. Указанные схемы разработаны на основании программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры города Пензы по разделам водо-, теплоснабжения, водоотведения на 2010-2016 годы», утвержденной решением Пензенской городской Думы от 25 сентября 2009 г. № 154-9/5. 4. Развитие планировочной структуры Принятый в 2008 г. Генеральный план города Пензы обеспечивает выполнение следующих задач по развитию и преобразованию функционально-планировочной структуры: 1. Сохранение индивидуального облика Пензы путем воссоздания исторически сложившихся территорий. 2. Обеспечение размещения объектов капитального строительства в соответствии с прогнозируемыми параметрами жилищного и общественного строительства путем повышения эффективности использования сложившихся селитебных территорий. 3. Развитие и преобразование функциональной структуры города Пензы в соответствии с прогнозируемым развитием основных функций и отраслей экономики города. 4. Формирование «открытой» планировочной структуры, предоставляющей вариативные возможности развития основных функциональных зон города по главным планировочным осям (природным и транспортным). Генплан 2008 года предполагает, что намеченное будет реализовано в 2025 году, а первая очередь строительства будет закончена уже в 2016 году. Новый генплан 2008 года предусматривает не только строительство жилья и объектов соцкультбыта. В нем учтены и транспортные проблемы, а также строительство и развитие инженерных сетей, спортивных объектов, и даже прирост населения. В данном документе он выбран более чем оптимистическим - через 17 лет население должно увеличится до 545 тысяч человек. Количество жилья в городе должно увеличиться с существующих 10 миллионов квадратных метров до 18-ти миллионов. 75% жилья будет составлять многоэтажная застройка, 7% - среднеэтажная застройка, и 18% - индивидуальные дома с земельными участками. Для развития города понадобится 2300 гектаров территории. По проекту генплана, город будет развиваться в основном северо-западном направлении – в районе поселков «Заря» и «Заря-2». Большие жилые районы также должны возникнуть в районе Ахун и Терновки, вдоль дороги, ведущей в аэропорт. Будут развиваться въездные зоны со стороны Москвы, Саранска и Тамбова. В последней зоне будет построен еще один автовокзал.
Рисунок 1. Генеральный план развития планировочной структуры г. Пензы до 2025 г. Пенза — один из крупнейших городов России, не имеющих трамвай. Согласно как бывшему (1972 г.), так и новому (2007 г.) генплану города, в Пензе планируется также сооружение скоростного трамвая в будущем. Развитие города Пензы как центра олимпийского резерва должно быть обеспечено максимальными объемами строительства спортивных сооружений. Во всех районах Пензы будет кардинально увеличено количество бассейнов – на 20 единиц (в абсолютных объемах это составляет 5000 кв. м. зеркала воды). В городе будет построено кинотеатров общей емкостью до 4 тыс. зрительских мест. Во всех российских городах идет натиск на городские леса со стороны строителей. Поэтому, чтобы сохранить леса в Пензе, по новому генплану, предполагается перевести их в категорию лесопарков. Она имеет более строгий регламент – в лесопарках запрещено любое жилищно-гражданское строительство. Генплан предусматривает сохранение всех существующих скверов (а их более 100), парков и лесов и придание им статуса неприкосновенных. Также подразумевается создание новых зеленых зон, организация нового парка в северо-западном районе Пензы. Предусмотрено строительство 7 детских парков. Новый Генплан предусматривает развитие набережной р. Суры и большое строительство на обоих берегах. В частности правобережье реки Суры названо «экологическим коридором» города, в котором необходимо сохранить леса и возможность прохода паводковых вод. Что касается городских кладбищ, все они будут закрыты. Проектом предлагается выведение кладбищ в новые районы. Положительным моментом является то, что Генплан направлен на сохранение историко-культурной части Пензы. Проект подразумевает уточнение охранной зоны и жесткое регулирование застройки в историческом центре. Центр Пензы был назван докладчиком «намоленным местом». Его значение по генплану будет возрастать. Его развитие предусматривается до Суры с включением острова Пески и правобережья, а также вдоль ул. Пушкина и новой магистрали Либерсона-Кураева, а в Южном направлении – до ул. Свердлова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|