Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология расшифровки своего

УДК 133 ББК 88.6 П 53


К читателю


 


го Полуяхтова Т. 3., Комов А. Е. Родник фрактальной муд-

рости, или свежий взгляд на наши возможности М.: Из­дательский Дом «Деловая литература», 2002. —- НИ) с.

ISBN 5-93211-014-7

Как познать самого себя? Каким образом можно получить доступ к информации, скрытой в глубинах нашего подсознания? Как научиться определять свои жизненные цели и добиваться их достижения? Как пе­рейти на новый качественный уровень в собственном развитии? Вполне возможно, что на эти и многие другие не менее важные вопросы Вы найдете ответы на страницах этой книги.

Авторы Т. 3. Полуяхтова и А. Е. Комов широко известны своими универсальными методиками и новыми работами в области оздоровитель­ных систем и биоэнергоинформационных технологий. Практика примене­ния созданных ими методик и технологий уже позволила тысячам людей стать здоровыми и решить свои жизненные проблемы. Этой книгой они начинают рассказ о своих открытиях и исследованиях в области знаний о человеке. Предлагаемый метод привлекает своей простотой и доступнос­тью, а самое главное дает 100%-й результат.

Система гибких методик, приведенная в книге, подтверждена де­сятилетней практикой применения и будет интересна всем родителям, пси­хологам, психотерапевтам, педагогам, валеологам, а также представите­лям разных направлений в медицине. Она адресована широкому кругу чи­тателей, которые хотят встать на путь самоосознания и саморазвития, самостоятельно решать жизненные проблемы и помогать в этом другим.

ISBN 5-93211-014-7

© Т. 3. Полуяхтова, А. Е. Комов, 2002


Для авторов наступил торжественный момент, когда Вы, дорогой читатель, взяли в руки и открыли эту книгу. Сразу хочется сказать: все, что здесь написано, является результатом многолетней, любопытной, сложной и полез­ной, на наш взгляд, работы.

Мы предлагаем Вам познакомиться с удивительными результатами десятилетнего труда, которые мы назвали "Фрактальный метод аналитической диагностики, прогно­за и коррекции состояния человека". Название длинное и кому-то может показаться сложным, но сам метод и исто­рия его появления настолько любопытны, а результаты его применения так убедительны, что мы уверены: Вас наверняка заинтересует изложенный в этой книге матери­ал и Вы захотите его использовать в своей повседневной жизни.

Метод, о котором пойдет речь, привлекает прежде всего легкостью применения и очевидной полезностью ре­зультата. На наш взгляд, подобные методы и технологии особенно необходимы сейчас, в новом столетии. Мы, се­годняшние, во многом отличаемся от тех, кто жил рань­ше. Время вносит свои коррективы, подвергая каждого человека жизненным испытаниям, заставляя обретать но­вые качества. В результате этого мы совсем другие, не­жели те, кто жил в начале и середине двадцатого века. И уже сейчас, когда читаются эти строки, мы значительно отличаемся от читателя конца второго тысячелетия.

Мы убеждены в том, что эта книга — веяние времени и жизненная необходимость.

Большинство методов, используемых сегодня для ре­шения тестовых задач, успешно выявляют многие про­блемы человека как личности. Однако при использовании тестовых технологий, применяемых в классической пси­хологии сегодня, мы сталкиваемся с огромным количеством вопросов, на которые предполагаются лишь односложные ответы "да" или "нет". Часто используются всевозможные карточки, картинки или рисунки. Применяются смешан-


ные варианты, где присутствуют вопросы, картинки и т. д. Однако общепринятая форма подачи тестового материала для всех вариантов практически одинакова. При этом че­ловек зажат между "да" и "нет" или поставлен перед необ­ходимостью осознанного выбора вариантов ответов, пред­ложенных тестом. Причем в любом случае его ответ будет укладываться в рамки и ограничения, обусловленные са­мим тестом.

Обязательность осознанного выбора односложного от­вета "да" или "нет" нередко вызывает внутренний про­тест, приводит к отказу от тестирования, а если:гго не­возможно, ответ "подбирается" в соответствии с требова­ниями к тестируемому. Если же ответ, с точки зрения ав­тора, дается искренно, то и в этом случае он не всегда отражает истинное положение вещей.

Очень часто тестирование сопровождается довольно сложными аналитическими и математическими выкладка­ми, которые невозможны без использования компьютер­ной техники. Кроме того, освоение современных тестовых технологий требует времени, специальной подготовки, что зачастую недоступно каждому, кто хотел бы самостоя­тельно разобраться в себе самом.

Мы не противопоставляем предлагаемый метод обще­принятым тестовым формам, а знакомим с вариантом тес­товой системы, способной исключить возможность осознан­ного ответа, с одной стороны, и дающей возможность пер­вичной самокоррекции в случае необходимости, с другой стороны. Именно эти особенности делают его уникальным и информативно емким. Фрактальный метод выигрывает простотой, естественностью и полным отсутствием напря­жения в процессе его освоения и дальнейшего использо­вания. Он помогает любому человеку объективно оценить свои достоинства и недостатки, учесть и откорректировать то, что является нежелательным. Механизм раскрытия творческого потенциала личности заложен в основе само­го фрактального метода как способность самовыражения и самореализации. Рисунки, приведенные в книге, выпол­нены людьми, сумевшими раскрыть в себе уникальные творческие способности, которыми щедро одарила приро­да каждого из нас. Так, в оформлении шмуцтитулов на­стоящей книги использованы работы слушателей наших семинаров по фрактальной методике И. Малогрищенко


(г. Краснотуринск Свердловской обл.) и Г. Кабакова (г. Виль­нюс). Вполне возможно, что кому-нибудь из читателей эти работы могут показаться непрофессиональными. Но они ценны прежде всего тем, и мы это подчеркиваем, что выполнены людьми, которые раньше ничем подобным не занимались. Этот факт, по нашему мнению, имеет важное значение.

Ниже мы приводим отзывы ученых и специалистов в разных областях науки и знаний, которые использовали данный метод в профессиональной деятельности.

Суть метода, приведенного в книге, базируется на использо­вании взаимосвязей между ручной "моторикой" человека и его психическими и психофизиологическими состояниями. Данный ме­тод основывается также на учете рационального и интуитивного в восприятии человека и в его творческой активности. Основное внимание авторы книги уделили рассмотрению психофизиологи­ческих, психических, пространственных, символических и смыс­ловых составляющих цвета и выявлению его роли в жизнедея­тельности человека.

Многочисленные ссылки на научные источники свидетельству­ют о серьезности исследования авторами влияния цвета на жизне­деятельность человека и связанных с этим особенностей цветовос-приятия и смысловыражения, а также оценки физического состо­яния человека через цветовосприятие и цветовыражение.

Особое внимание авторами уделено психофизиологическим характеристикам цветовосприятия и цветовыражения, увязанных с психофизиологической системой человека. Довольно подробно и убедительно представлена методика диагностики состояния тести­руемых.

В целом данная работа представляет несомненный научный и методический интерес и может быть использована как при тести­ровании психических и физических состояний людей, так и в ка­честве одного из развивающих упражнений при творческом рас­крепощении, поскольку рациональное и интуитивное выступают в качестве взаимодополняющих аспектов на уровне психофизио­логических и психических начал творческой деятельности.

А. А. Барабанов, профессор кафедры основ архитектурного проектирования УралГАХА, зав. Лабораторией архитектурно-худо­жественной семиотики (г. Екатеринбург)


Фрактальный метод диагностики психического здоровья че­ловека относится к медицине, психологии, педагогике и может быть использован для диагностики психофизиологического здоро­вья человека. По критерию "эффективность-—-стоимость1' это один из самых лучших методов. Аналогичные меюды диагностики изве­стны, однако они не обладают такой степенью информативности, привнесенной обследуемым самостоятельно в рисунок. Информа­ция отражает состояние души и тела. Этого пока нет ни у кого, но именно к этому человечество прид"т, восстановив утраченные знания о себе как элементе мерного мира. По моему мнению, эти знания и не должны быть даны всем, но тем. кто лечит, помогает стремящимся к восстановлению гармонии нашего мира, — обяза­тельно. Метод позволяет не только диагностировать. Для лечения нужна фаза динамики, а потому он дает прогноз состояния. Нремя, когда лечили без использования внутренних резервов организма, уходит. Именно поэтому в рамках данного метода разработана ме­тодика коррекции состояния человека им самим. Т. 3. Полуяхтова и А. Е. Комов обучают людей владеть фрактальным методом, его методиками без химического воздействия, т. е. не через разруше­ние, а путем созидания! Чтобы овладеть им, нужно трудиться — метод не для ленивых, и это, но моему мнению, прекрасно. Сово­купности операций метода снижают влияние сознания, позволяя ему проявить себя как "сознательно что-то скрывающий, но вы­полняющий это плохо". И от этого информационная способность увеличивается. Под руководством наставника метод адаптируется к особенностям конкретного человека.

Предложенный авторами метод позволяет задействовать глу­бинные механизмы подсознания для повышения вероятности пра­вильной /диагностики. Деловая установка сознания через подсозна­ние воздейстн'.ует эффективнее. С ее помощью можно достичь уг­лубленного понимания психоэмоционального состояния диагности­руемого, диалог с которым позволяет тоньше почувствовать его скрытые психические комплексы и вместе с ним прийти к реаль­ному пониманию оценки его психического состояния и акцентиро­вать внимание на признаках закрепощенности сознания, удержи­вающих диагностируемого в таком состоянии. Эталонные инфор­мационные признаки здорового раскрепощенного творческого вза­имодействия сознания и подсознания открывают возможности са­мостоятельно вести диагностику, коррекцию и программирование своего состояния, используя для этого общечеловеческие понятия гармонии и красоты. Метод прост и доступен каждому, и в этом его преимущество.


Искренне поддерживаю данную работу и рекомендую к опуб­ликованию.

С. Н. Павликов, профессор кафедры радиоэлект­роники ТОВМИ, кандидат технических наук (г. Владивосток)

Диагностика, прогноз и коррекция с использованием фрак­тального рисунка — необычный инструмент, его трудно отнести к какой-либо группе психологических методов.

Результаты диагностики этим методом коррелируют с ре­зультатами, полученными известными в психологии методами. Возможности прогноза, развития личности и коррекции делают его в работе практического психолога особенно ценным, доста­точная простота освоения — доступным для педагогов, родителей и многих, интересующихся вопросами психологии людей.

Кроме того, работа с фрактальным рисунком удивительно стимулирует интерес людей любого возраста к внутреннему миру человека, а нарастающая при этом гармония побуждает к более глубокому освоению метода.

Л. Я. Ушкова, кандидат химических наук, доцент по курсам педагогики и психологии (г. Екатеринбург)

Опыт применения в Кишиневе "метода фрактального рисун­ка" для диагностики и самостоятельной коррекции психоэмоцио­нального статуса личности показал его высокую эффективность (75—90%).

В течение последних пяти лет с помощью этого метода сотни людей смогли улучшить состояние своего здоровья, гармонизиро­вать ситуации, связанные с социальными, творческими и меж­личностными проблемами.

Простота и доступность метода, основанного на надежной на­учной базе (работы Б. Мандельброта, Е. Файдыш, М. Люшера и др.^ позволяют рекомендовать его для широкого применения в це­лях оздоровления и профилактики как в медицинских и образова­тельных учреждениях, так и широкому кругу населения.

Я. И. Зимпица, доктор медицинских наук (г. Кишинев)


Фрактальную технологию я использую как в личной жизни, так и в работе. Этой технологией пользуются мои сестры, дети, ученики. Выступив на слете творчески работающих учителей с фрак­тальными рисунками моих учеников, получила сертификат, разре­шающий проводить семинары для психологов и преподавателей. Практическое использование этой технологии помогает родителям понять скрытые проблемы своих детей, положительно влияет на успеваемость учащихся, повышает самооценку ребенка, гармони­зирует взаимоотношения детей и взрослых.

Освоив саму технологию, по любому фрактальному рисунку можно узнать о внутреннем состоянии человека и в случае необ­ходимости откорректировать его последующими рисунками.

А. Старостина, учитель младших классов школы № 10 (г. Якутск)


пользовать для коррекции собственного состояния. В результате повышается успеваемость детей в школе, улучшается память и умение сосредоточиваться.

Диагностика с помощью фрактальных рисунков в классе по­могает выявить неблагополучные отношения в семье, а последую­щая работа с детьми и их родителями улучшает внутреннее со­стояние и поведение ребенка. В летних скаутских лагерях за две недели использования этого метода у детей происходят существен­ные изменения в лучшую сторону, и это сразу отмечается роди­телями. Многие ребята, развивая свои творческие способности, продолжают рисовать фрактальные рисунки и дома.

Н. А. Кулик, учитель истории высшей катего­рии школы № 47 (г. Владивосток) И. Н. Николаева, учитель истории высшей кате­гории школы №78,

директор городской общественной организации "Скаутский центр" (г. Владивосток)


 


С помощью фрактального метода я решаю личные проблемы. Раньше была зациклена на мелочах, причем и в больших, и в малых делах. Узнав же эту методику, я посмотрела на себя со стороны. Теперь у меня улучшились взаимоотношения в семье, особенно радует, что я нашла общий язык с невестками. Этот метод помогает мне решать возникающие жизненные проблемы и гармонизировать состояние свое и близких.

С. С. Соколова, журналист, телеведущая (г. Якутск)

Интересная методика диагностирования и коррекции. Фрак­тальный метод работает! Я как медик в основном использую его при диагностике.

И. Токарева, медицинский работник (г. Якутск)


Фрактальный метод аналитической диагностики апробирован и используется в личной практике в работе с родными и близки­ми. Результаты просто изумительны, так как с помощью этого метода можно не только четко обозначить проблемы, но и откор­ректировать их. Практическое использование фрактального мето­да значительно улучшает эмоциональное, психологическое и фи­зическое состояние человека. Способствует его духовному росту и развитию творческих возможностей.

Метод привлекает всех доступностью и удивительной про­стотой. Нужны лишь бумага, карандаши, фломастеры и желание познать себя.

О. А. Колесникова, преподаватель Дальнево­сточного аграрного университета (г. Благовещенск)


 


Постоянно работая с ребятами в школе и в скаутском цент­ре, мы уже два года используем в педагогической практике фрак­тальный метод, позволяющий лучше раскрыть внутреннее состо­яние и возможности ребенка. В ходе работы с детьми от десяти до двенадцати лет мы знакомим их с тем, какие цвета лучше ис-


Фрактальный метод дает возможность не только эффектив­но диагностировать физическое состояние человека и психоэмо­циональный климат в семье, на работе и в школе, но и показыва­ет превосходные результаты в процессе коррекции выявленных проблем. Этот метод также интересен тем, что помогает раскры-



тию творческих способностей не только у детей, но и у взрослых. Очень хорошо работает в решении семейных проблем.

В. В. Афоничева, психолог (г. Благовещенск)

Метод фрактального рисунка я использую в своей личной жизни. Он помогает увидеть разнообразие внутреннего мира. При­нимая решение в какой-либо жизненной ситуации, я могу опи­раться на личные качества и мягко, плавно избегать проявления недостатков. Этот метод помогает взглянуть на себя со стороны, оценивая события прошлого и желаемого будущего.

Я. Лекавичепе, учитель начальной школы (г. Вильнюс)

Хочу привести конкретные примеры применения фракталь­ного метода. Выполняя фрактальные рисунки на поставленную за­дачу, я получила отличные результаты: в сфере коммерческой деятельности, организации поездок за границу, решении задач увеличения продаж товара.

Родителям семилетнего ребенка, который имел проблему в развитии речи и очень плохо читал, было предложено оставить его на второй год или перевести в школу для отсталых детей. С этим ребенком я работала в течение трех месяцев, применяя фрак­тальный метод. В результате он свободно читает и переведен во второй класс обычной школы.

О. Каварскене, педагог (г. Вильнюс)


Молитва

Прости Господь, прости и дай мне силы,

Чтоб я, как Ты, прощать умел Любя.

И чтоб ее хватило до могилы

Прожить во славу мира и Тебя.

И мне, земному, здесь не нужно боле,

Чем капельку от Мудрости Твоей.

Так дай взрасти ростку в бескрайнем поле,

В Бескрайнем Теле — клеточке твоей...

А. Кузъмеико

Введение

Метод, получивший название "фрактальный", был впервые применен в 1991 г. на семинарах, посвященных проблемам резервных возможностей человека и способам их самореализации. С 1991 по 2000 г. проведено более 500 семинаров, которые посетило более 8000 человек. За этот период фрактальному методу уже обучено более 9000 че­ловек, а протестировано по этой технологии более 11 000 человек в разных городах России и СНГ.

География применения метода достаточно широка. Он успешно применяется в Благовещенске, Владивостоке, Екатеринбурге, Иваново, Краснотуринске, Санкт-Петер­бурге, Тынде, Якутске. Данный метод нашел применение в Вильнюсе, Клайпеде, Каунасе, Алитусе, Кишиневе и т. д. Поэтому к моменту написания этой книги мы имеем много­численные данные практического применения метода как в различных регионах России, так и за ее пределами. Их анализ показывает, что на результаты использования фрак­тального метода аналитической диагностики, прогноза и коррекции состояния человека (который далее по тексту будем называть просто "фрактальный метод") не влияют ни этнические, ни национальные, ни территориальные раз­личия. Везде, где применяется этот метод, — результат всегда одинаково высок.


Главная его задача — самовыражение человека че­рез рисунок, выполненный по определенным правилам.

После анализа полученных практических данных и использования наработанного многочисленными исследова­ниями опыта были сформулированы основные понятия тех­нологии, которая получила название фрактальной.

Метод, основанный на этой технологии, называется сейчас "Фрактальный метод аналитической диагностики, прогноза, коррекции состояния и проблем человека".

Во фрактальном методе используется обычный рису­нок, и этот факт имеет глубочайший смысл. Математик Герберт В. Франке, один из родоначальников фракталов и фрактальной живописи, пишет: "Некоторые специалисты сомневаются в том, что возможен перевод с языка слов на язык рисунков, считая, что качество визуальной инфор­мации ниже, чем качество словесной. Эта позиция нело­гична; напротив, пословица: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" подкреплена аргументами из области психологии восприятия.

"Визуальные" системы могут не только оперировать с информационным потоком, приблизительно в 10 раз бо­лее интенсивным, чем все остальные сенсорные системы, вместе взятые, но и обрабатывать информацию, которая имеет двумерную и даже, в известной степени, трехмер­ную структуру. Замена слов рисунками — это переход не только к новой системе кодирования информации, но и к новым методам описания окружающего нас мира.

Используя как средство общения язык, т. е. линей­ные, упорядоченные по времени в виде ряда структуры, мы автоматически отдаем предпочтение принципам линей­ного упорядочивания. Примерами могут служить понятия причинности или исторического процесса. В то же время язык изображений позволяет наблюдать и другие очень важные виды взаимосвязи явлений, например петлевид-ные процессы взаимодействия, сети коммуникаций и т. п. Весьма вероятно, что наша неспособность мыслить кате­гориями сетей в немалой степени связана с тем, что мы привязаны к описательной системе языка слов" [9, с. 162].


Многочисленные исследования показывают, что мозг человека содержит исчерпывающую информацию о его личности, привычках и целях, которые он перед собой ставит и которые желает воплотить в жизнь, а также все, что касается его физиологии и физиологии его близких.

Возможность считывания этой информации — задача, которую пытались и пытаются решить многие исследова­тели. Предлагаемый нами фрактальный метод вносит по­сильную лепту в решение этой задачи. Многолетний опыт его практического использования лишний раз подтверж­дает достоверность принципа повторения информационно­го содержания при переходе от одного масштабного уровня к другому. При этом с детальной точностью сохраняются индивидуальные характеристики и параметры личности, из-за чего становится возможным выведение информации с глубинного уровня подсознания на внешний, сознатель­ный уровень при помощи определенных технологических действий, составляющих основу фрактального метода.

Этот метод будет интересен как специалистам, рабо­тающим в области психоанализа, так и любому человеку, которому небезразличны собственные проблемы и пробле­мы близких. Зачастую мы даже не подозреваем о наличии глубинных "корней" наших жизненных перипетий, кото­рые лежат где-то в нашем подсознании, но они влияют на принимаемые нами решения, определяют наше поведе­ние и привычки, составляют основу наших поступков.

Возможность найти эти "корни" с помощью фракталь­ного метода, который мы представляем, поможет не толь­ко педагогам, психологам, психоаналитикам и психотера­певтам в их профессиональной деятельности, но и любо­му человеку, который желает более углубленно осмыс­лить свое состояние и состояние окружающих, а также свое место в жизни.

Более того, используя этот метод, можно не только понять суть происходящих явлений, но и естественным образом скорректировать их. Огромный практический опыт показывает, что при использовании фрактального метода неизмеримо возрастает духовная составляющая челове-



ка, проявляются творческие возможности, которые, без сомнения, есть в каждом из нас. Благодаря этому перед нами открываются новые перспективы профессионально­го и личностного роста, нивелируются явно негативные проявления характера человека.

Уникальность этого метода в его простоте и доступ­ности. В основе технологии метода — наши цветоощуще­ния, графическая пластика линий и все, что с этим связа­но. Для его реализации не нужно никакой аппаратуры и дорогостоящих исследований. Необходимы: Ваше желание, цветные карандаши, фломастеры, шариковые и гелевые ручки, плотная бумага. А результат превзойдет все Ваши ожидания!


2 — 1854


Диалог с учителем

Мир одинок?

Нет, мир не одинок.

Ты, думаешь?

Тогда, он так жесток. И не жесток. Ты, думаешь?

Он ложен.

И не ложен, а реален и правдив.

Нет лжив!

Не лжив, а люди лживы.

Но коль реален, где его реальность? Быть может в снах?

И в снах и наяву встречаем мы реальность. Иллюзия его причина.

Так в чем же кроется его кручина?

В тебе, во мне, во всех живущих в Мире.

Ведь, мы творим исток судьбине.

Сегодня ты иначе мыслишь, чем пару лет назад.

Я этому так рад.

15 июня 1995 г. В. Афоничева

Как это было

Открытие фрактального метода было сделано Полу­яхтовой Танзилей Закировной в 1991 г. Почему мы утвер­ждаем, что это открытие? Потому что ни до момента первого использования фрактального метода, ни после, ни сейчас — во время написания этой книги — ничего подобного мы не знаем и не встречали. Если кто-то из читателей где-нибудь сталкивался с чем-то похожим, то это однозначное использование метода фрактального ри­сунка, как назвала его в 1991 г. Танзиля Полуяхтова.

Как мы уже отмечали, география проведения семина­ров довольно обширна. Кроме того, фрактальный метод уже преподается более десяти лет. Слушатели наших се-


минаров и тренингов активно используют его в повседнев­ной жизни. Сейчас у нас появилось много последователей в разных городах России и за ее пределами, которые на основе нами разработанных обучающих и тренинговых про­грамм строят свою профессиональную деятельность. По­этому наверняка кому-то из читателей доводилось встре­чаться ранее с чем-либо подобным.

Кстати, одним из побудительных моментов к написа­нию этой книги являются настоятельные просьбы наших слушателей, многочисленных друзей и соратников по ис­пользованию и продвижению этого удивительного метода. Мы действительно долго шли к этой книге, и наконец она перед вами, и Вам судить, уважаемый читатель, что у ' нас получилось. Кроме того, этот метод имеет по ряду аспектов научную новизну. Лишь недавно зародилась и уже существует и развивается школа фрактального метода, а результаты ее деятельности настолько интересны и лю­бопытны, что можно ожидать развития данного метода в некую цельную научную систему, которая может открыть новые горизонты в области человековедения, самопо­знания.

Само понятие "фрактал", как и понятие "фракталь-ность", было очень удачно заимствовано в свое время Тан-зилей Полуяхтовой у математиков при формировании ос­нов своих тестовых систем. Фракталы в своей стройной красоте с предельной точностью помогали понять и осоз­нать естественные природные механизмы раскрытия сути человеческого бытия.

С помощью фрактального тождества, фрактального подобия, при переходе от малого к большому, от глубин­ного к внешнему раскрывается суть человеческой личнос­ти, суть ее возможностей, достоинств и недостатков, суть явления человека как такового.

История появления фрактального метода очень инте­ресна, хотя на первый взгляд ничем не примечательна. Однако в том, как этот метод появился, действительно, много любопытного.

Это произошло на одном из ранних семинаров, где


Танзиля Полуяхтова познакомилась с очень интересным человеком, талантливым ученым, физи^Ом-оптиком. В своих лекциях он с увлечением рассказывал 0 теории фракталь­ных множеств.

Метод фрактального рисунка после услышанных лек­ций появился не сразу. По всей вероятности, было необ­ходимо свести в некий симбиоз и то, что было услышано, и то, чего так не хватало в собственных исследованиях. Нужен был механизм, способный раскрыть особенности каждого слушателя, природу его возможностей.

В то время, да и сейчас постоянно возникает один очень важный вопрос: "как более toxjhq отразить физи­ческое и эмоциональное состояние человека? Как и в ка­кой форме визуализировать его личностные качества?" Неустанные поиски ответа на этот очень непростой вопрос и привели к появлению фрактального метода.

Принцип фрактальности чудесным образом давал воз­можность увидеть, как суть внешних признаков характера человека проявляется в бесконечно Малых индивидуаль­ных особенностях его как личности, и наоборот. Он явился информационным мостиком между сознанием и областью неосознанного. Благодаря этому (с помощью "ключа") скла­дывалась объемная картина — характеристика тестируе­мого человека.

Тема "Природа невостребованных возможностей, их востребование и применение в практ^ческой жизни" была основным предметом семинаров, которые проводились в тот период начиная с 1988 г. Слушателей интересовала воз­можность раскрытия природного потенциала в творчестве, в развитии качеств души и духа, в естественном стремле­нии к самореализации. Эта семинарская среда послужила благодатной почвой для апробации прИНЦипа фрактально­сти и создания фрактального метода.

Таким образом, данный метод подвился благодаря воз­можности познакомиться с сутью и Смыслом фракталов и фрактальности как таковой. Он пришел вместе с осознани­ем того, как проявляются тождества ^ природе, в среде, с особенностями математического порядка в контексте ес­тества природы, с тем, как они реализуются в жизни. По-


степенно сложилась интересная система, послужившая основой нового метода.

Метод фрактального рисунка, как он тогда называл­ся, родился как бы сам собой. Это произошло на очеред­ном семинаре в Подмосковье, который проводился на од­ной из бывших правительственных дач, ставших доступ­ными для всех желающих. Тогда семинары проходили в мощной динамике, с большим количеством слушателей, в непрерывной череде интереснейших встреч, ситуаций и событий. Слушатели, "узнавая себя", требовали все боль­ше и больше информации. Это привело к необходимости практического поиска простых и необычных приемов са­мопознания.

Особенно значимым был день 14 июля 1991 г. К этому времени уже сложилась технология фрактального рисун­ка как теста. Для его выполнения всем слушателям было предложено взять одинаковые листы ватмана (формат А4). Размер был выбран не случайно, он диктовался пропор­циями будущего рисунка. Чтобы исключить влияние со­знания на рисунок, в момент выполнения всем тестируе­мым было предложено закрыть глаза. И, не отрывая руки от листа, в течение 45—60 секунд водить шариковой руч­кой по листу, стараясь заполнить большую его часть. Этого времени было вполне достаточно для выполнения перво­го задания.

На занятии присутствовало сорок девять человек — взрослые и дети. Было очень интересно, какими будут ри­сунки у детей, что будет на рисунке у молодого человека, что у зрелых людей. Самому старшему слушателю семи­нара было 56 лет, самому молодому — 6 лет.

Процесс выполнения рисунка с закрытыми глазами походил на удивительное таинство. Было любопытно на­блюдать за тем, как все происходит. Наконец положенные 60 секунд окончились. Все открыли глаза, посмотрели на свои рисунки, и в зале раздался дружный хохот. С тех пор такая реакция тестируемых повторяется уже в тече­ние десяти лет. То, что было изображено у каждого на листе, действительно вызывало смех. У всех рисунки были


разные: у одних прямоугольные ячейки, у других треу­гольные, у кого-то линии плавные, а у кого-то углова­тые, иногда сплошные петли и круги. Правда, при бли­жайшем рассмотрении оказалось, что некоторые рисунки совпадают по каким-то определенным закономерностям и признакам.

Затем слушателям предложили раскрасить получен­ный рисунок. Чтобы исключить осознанное влияние на вы­бор цвета, договорились: карандаши и фломастеры брать только с закрытыми глазами.

Когда все рисунки были закончены, участники семи­нара увидели целую галерею состояний человека. Особен­ности авторов рисунков ярко проявлялись в характерных моментах пластики линий, геометрии ячеек и цветовой гам­ме. И тогда, на этом семинаре, впервые был применен пер­вый вариант "ключа" расшифровки полученных фракталь­ных рисунков. Забегая вперед, можно сказать, что "ключ" был очень точно разработан. Это подтвердили дальней­шие десять лет работы, поскольку за это время он прак­тически не претерпел серьезных изменений.

А в тот момент слушатели были удивлены и не могли понять, в чем заключается секрет столь точных, попадаю­щих в самую "десятку" характеристик.

Опыт работы с цветом, а именно с энергетическими функциями цвета, подтвержденный практическими нара­ботками в области цветовой диагностики по ауре челове­ка, обеспечил появление четких, конкретных формулиро­вок и создание самого "ключа". Более подробные характе­ристики линий и ячеек, их пропорций и размеров нараба­тывались вплоть до 1995 г. В этой деятельности существен­ным подспорьем был статистический материал, точнее его анализ, собранный на семинарах за эти годы в разных го­родах.

В начальном периоде исследовательской деятельнос­ти в работе с энергетическими функциями цвета исполь­зовалась довольно простая, но эффективная методика. Она позволяла с помощью обычной трипризмы (выполненной из оптического стекла, в виде равносторонней треуголь-


ной призмы с зеркальным отражателем) наблюдать цвет­ную радужку над контуром фигуры человека. Совершенно четко было видно (в преломлении граней трипризмы), что у каждого человека свое неповторимое сочетание цвето­вой гаммы. Тогда больше всего удивляло то, что в разном физическом и эмоциональном состоянии у одного и того же человека наблюдалось разное сочетание цветов. Это была настоящая аура (энергетическая оболочка), цветовая гамма которой содержала в себе интереснейшую инфор­мацию о человеке.

Со временем сложились определенные закономернос­ти и особенности цвета детей, взрослых мужчин и жен­щин, пожилых людей. У каждого из них был свой домини-, рующий цвет, который являлся ключевым критерием. По­этому основные цветовые характеристики, используемые в "ключе", были сформулированы в результате аналити­ческой работы с трипризмой.

Самым поразительным оказалось то, что те цвета, которые доминировали в цветовой гамме трипризмы, те же цвета доминировали и в рисунке. Каждый слушатель закрашивал ячейки преимущественно тем цветом, кото­рый преобладал в цветовой гамме ауры, отраженной в трипризме.

При этом всегда проявлялись две закономерности. Пер­вая — полное отсутствие какого-либо конкретного цвета, и вторая — преобладание какого-либо цвета. Отсутствие или дефицит цвета говорит о том, что у человека не хва­тает либо имеется перебор определенного энергетическо­го качества. Преобладание цвета свидетельствует о при­сутствии ярко выраженного конкретного качества, харак­теризующегося этим цветом. Затем выявилась еще одна особенность.

Доминирующий цвет, проявленный в рисунке, гово­рил о физиологической проблеме организма, отраженной в неосознанном желании восполнить таким образом недо­статок этого цвета, т. е. в рисунке он доминирует именно тогда, когда данный цвет в дефиците. В таких случаях, с целью коррекции, предлагалось человеку ввести этот цвет 24


в последующие рисунки. Если человек принимал рекомен­дации и рисовал в соответствии с ними, то коррекция, т. е. положительные изменения, была заметна уже на треть­ем — четвертом рисунке.

Прошло уже более десяти лет постоянного примене­ния фрактального метода, но его основа остается неиз­менной. Огромное количество собранного и проанализиро­ванного материала говорит о правильности всех основных формулировок фрактальной технологии. Что любопытно, каждый раз, когда задается вопрос человеку, который толь­ко что закрасил тестовый рисунок: "Почему у тебя этот цвет преобладает?" — от каждого автора получаешь один и тот же ответ, что именно карандаш этого цвета попа­дался ему в руку. Отсюда следовал вывод, что преоблада­ние или отсутствие конкретного цвета в процессе закра­шивания рисунка сознанием не контролируется.

Так или иначе, но каждый человек отдавал неосознан­ное предпочтение конкретному цвету или его спектру. Было понятно одно: механизм выбора цвета диктуется некими глубинными процессами в системе жизнедеятельности орга­низма. Именно этим механизмом и определяется на кле­точном и мол

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...