Технология расшифровки своего
УДК 133 ББК 88.6 П 53 К читателю
го Полуяхтова Т. 3., Комов А. Е. Родник фрактальной муд- рости, или свежий взгляд на наши возможности М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2002. —- НИ) с. ISBN 5-93211-014-7 Как познать самого себя? Каким образом можно получить доступ к информации, скрытой в глубинах нашего подсознания? Как научиться определять свои жизненные цели и добиваться их достижения? Как перейти на новый качественный уровень в собственном развитии? Вполне возможно, что на эти и многие другие не менее важные вопросы Вы найдете ответы на страницах этой книги. Авторы Т. 3. Полуяхтова и А. Е. Комов широко известны своими универсальными методиками и новыми работами в области оздоровительных систем и биоэнергоинформационных технологий. Практика применения созданных ими методик и технологий уже позволила тысячам людей стать здоровыми и решить свои жизненные проблемы. Этой книгой они начинают рассказ о своих открытиях и исследованиях в области знаний о человеке. Предлагаемый метод привлекает своей простотой и доступностью, а самое главное дает 100%-й результат. Система гибких методик, приведенная в книге, подтверждена десятилетней практикой применения и будет интересна всем родителям, психологам, психотерапевтам, педагогам, валеологам, а также представителям разных направлений в медицине. Она адресована широкому кругу читателей, которые хотят встать на путь самоосознания и саморазвития, самостоятельно решать жизненные проблемы и помогать в этом другим.
© Т. 3. Полуяхтова, А. Е. Комов, 2002 Для авторов наступил торжественный момент, когда Вы, дорогой читатель, взяли в руки и открыли эту книгу. Сразу хочется сказать: все, что здесь написано, является результатом многолетней, любопытной, сложной и полезной, на наш взгляд, работы.
Мы предлагаем Вам познакомиться с удивительными результатами десятилетнего труда, которые мы назвали "Фрактальный метод аналитической диагностики, прогноза и коррекции состояния человека". Название длинное и кому-то может показаться сложным, но сам метод и история его появления настолько любопытны, а результаты его применения так убедительны, что мы уверены: Вас наверняка заинтересует изложенный в этой книге материал и Вы захотите его использовать в своей повседневной жизни. Метод, о котором пойдет речь, привлекает прежде всего легкостью применения и очевидной полезностью результата. На наш взгляд, подобные методы и технологии особенно необходимы сейчас, в новом столетии. Мы, сегодняшние, во многом отличаемся от тех, кто жил раньше. Время вносит свои коррективы, подвергая каждого человека жизненным испытаниям, заставляя обретать новые качества. В результате этого мы совсем другие, нежели те, кто жил в начале и середине двадцатого века. И уже сейчас, когда читаются эти строки, мы значительно отличаемся от читателя конца второго тысячелетия. Мы убеждены в том, что эта книга — веяние времени и жизненная необходимость. Большинство методов, используемых сегодня для решения тестовых задач, успешно выявляют многие проблемы человека как личности. Однако при использовании тестовых технологий, применяемых в классической психологии сегодня, мы сталкиваемся с огромным количеством вопросов, на которые предполагаются лишь односложные ответы "да" или "нет". Часто используются всевозможные карточки, картинки или рисунки. Применяются смешан- ные варианты, где присутствуют вопросы, картинки и т. д. Однако общепринятая форма подачи тестового материала для всех вариантов практически одинакова. При этом человек зажат между "да" и "нет" или поставлен перед необходимостью осознанного выбора вариантов ответов, предложенных тестом. Причем в любом случае его ответ будет укладываться в рамки и ограничения, обусловленные самим тестом.
Обязательность осознанного выбора односложного ответа "да" или "нет" нередко вызывает внутренний протест, приводит к отказу от тестирования, а если:гго невозможно, ответ "подбирается" в соответствии с требованиями к тестируемому. Если же ответ, с точки зрения автора, дается искренно, то и в этом случае он не всегда отражает истинное положение вещей. Очень часто тестирование сопровождается довольно сложными аналитическими и математическими выкладками, которые невозможны без использования компьютерной техники. Кроме того, освоение современных тестовых технологий требует времени, специальной подготовки, что зачастую недоступно каждому, кто хотел бы самостоятельно разобраться в себе самом. Мы не противопоставляем предлагаемый метод общепринятым тестовым формам, а знакомим с вариантом тестовой системы, способной исключить возможность осознанного ответа, с одной стороны, и дающей возможность первичной самокоррекции в случае необходимости, с другой стороны. Именно эти особенности делают его уникальным и информативно емким. Фрактальный метод выигрывает простотой, естественностью и полным отсутствием напряжения в процессе его освоения и дальнейшего использования. Он помогает любому человеку объективно оценить свои достоинства и недостатки, учесть и откорректировать то, что является нежелательным. Механизм раскрытия творческого потенциала личности заложен в основе самого фрактального метода как способность самовыражения и самореализации. Рисунки, приведенные в книге, выполнены людьми, сумевшими раскрыть в себе уникальные творческие способности, которыми щедро одарила природа каждого из нас. Так, в оформлении шмуцтитулов настоящей книги использованы работы слушателей наших семинаров по фрактальной методике И. Малогрищенко (г. Краснотуринск Свердловской обл.) и Г. Кабакова (г. Вильнюс). Вполне возможно, что кому-нибудь из читателей эти работы могут показаться непрофессиональными. Но они ценны прежде всего тем, и мы это подчеркиваем, что выполнены людьми, которые раньше ничем подобным не занимались. Этот факт, по нашему мнению, имеет важное значение.
Ниже мы приводим отзывы ученых и специалистов в разных областях науки и знаний, которые использовали данный метод в профессиональной деятельности. Суть метода, приведенного в книге, базируется на использовании взаимосвязей между ручной "моторикой" человека и его психическими и психофизиологическими состояниями. Данный метод основывается также на учете рационального и интуитивного в восприятии человека и в его творческой активности. Основное внимание авторы книги уделили рассмотрению психофизиологических, психических, пространственных, символических и смысловых составляющих цвета и выявлению его роли в жизнедеятельности человека. Многочисленные ссылки на научные источники свидетельствуют о серьезности исследования авторами влияния цвета на жизнедеятельность человека и связанных с этим особенностей цветовос-приятия и смысловыражения, а также оценки физического состояния человека через цветовосприятие и цветовыражение. Особое внимание авторами уделено психофизиологическим характеристикам цветовосприятия и цветовыражения, увязанных с психофизиологической системой человека. Довольно подробно и убедительно представлена методика диагностики состояния тестируемых. В целом данная работа представляет несомненный научный и методический интерес и может быть использована как при тестировании психических и физических состояний людей, так и в качестве одного из развивающих упражнений при творческом раскрепощении, поскольку рациональное и интуитивное выступают в качестве взаимодополняющих аспектов на уровне психофизиологических и психических начал творческой деятельности. А. А. Барабанов, профессор кафедры основ архитектурного проектирования УралГАХА, зав. Лабораторией архитектурно-художественной семиотики (г. Екатеринбург)
Фрактальный метод диагностики психического здоровья человека относится к медицине, психологии, педагогике и может быть использован для диагностики психофизиологического здоровья человека. По критерию "эффективность-—-стоимость1' это один из самых лучших методов. Аналогичные меюды диагностики известны, однако они не обладают такой степенью информативности, привнесенной обследуемым самостоятельно в рисунок. Информация отражает состояние души и тела. Этого пока нет ни у кого, но именно к этому человечество прид"т, восстановив утраченные знания о себе как элементе мерного мира. По моему мнению, эти знания и не должны быть даны всем, но тем. кто лечит, помогает стремящимся к восстановлению гармонии нашего мира, — обязательно. Метод позволяет не только диагностировать. Для лечения нужна фаза динамики, а потому он дает прогноз состояния. Нремя, когда лечили без использования внутренних резервов организма, уходит. Именно поэтому в рамках данного метода разработана методика коррекции состояния человека им самим. Т. 3. Полуяхтова и А. Е. Комов обучают людей владеть фрактальным методом, его методиками без химического воздействия, т. е. не через разрушение, а путем созидания! Чтобы овладеть им, нужно трудиться — метод не для ленивых, и это, но моему мнению, прекрасно. Совокупности операций метода снижают влияние сознания, позволяя ему проявить себя как "сознательно что-то скрывающий, но выполняющий это плохо". И от этого информационная способность увеличивается. Под руководством наставника метод адаптируется к особенностям конкретного человека. Предложенный авторами метод позволяет задействовать глубинные механизмы подсознания для повышения вероятности правильной /диагностики. Деловая установка сознания через подсознание воздейстн'.ует эффективнее. С ее помощью можно достичь углубленного понимания психоэмоционального состояния диагностируемого, диалог с которым позволяет тоньше почувствовать его скрытые психические комплексы и вместе с ним прийти к реальному пониманию оценки его психического состояния и акцентировать внимание на признаках закрепощенности сознания, удерживающих диагностируемого в таком состоянии. Эталонные информационные признаки здорового раскрепощенного творческого взаимодействия сознания и подсознания открывают возможности самостоятельно вести диагностику, коррекцию и программирование своего состояния, используя для этого общечеловеческие понятия гармонии и красоты. Метод прост и доступен каждому, и в этом его преимущество.
Искренне поддерживаю данную работу и рекомендую к опубликованию. С. Н. Павликов, профессор кафедры радиоэлектроники ТОВМИ, кандидат технических наук (г. Владивосток) Диагностика, прогноз и коррекция с использованием фрактального рисунка — необычный инструмент, его трудно отнести к какой-либо группе психологических методов. Результаты диагностики этим методом коррелируют с результатами, полученными известными в психологии методами. Возможности прогноза, развития личности и коррекции делают его в работе практического психолога особенно ценным, достаточная простота освоения — доступным для педагогов, родителей и многих, интересующихся вопросами психологии людей. Кроме того, работа с фрактальным рисунком удивительно стимулирует интерес людей любого возраста к внутреннему миру человека, а нарастающая при этом гармония побуждает к более глубокому освоению метода. Л. Я. Ушкова, кандидат химических наук, доцент по курсам педагогики и психологии (г. Екатеринбург) Опыт применения в Кишиневе "метода фрактального рисунка" для диагностики и самостоятельной коррекции психоэмоционального статуса личности показал его высокую эффективность (75—90%). В течение последних пяти лет с помощью этого метода сотни людей смогли улучшить состояние своего здоровья, гармонизировать ситуации, связанные с социальными, творческими и межличностными проблемами. Простота и доступность метода, основанного на надежной научной базе (работы Б. Мандельброта, Е. Файдыш, М. Люшера и др.^ позволяют рекомендовать его для широкого применения в целях оздоровления и профилактики как в медицинских и образовательных учреждениях, так и широкому кругу населения. Я. И. Зимпица, доктор медицинских наук (г. Кишинев) Фрактальную технологию я использую как в личной жизни, так и в работе. Этой технологией пользуются мои сестры, дети, ученики. Выступив на слете творчески работающих учителей с фрактальными рисунками моих учеников, получила сертификат, разрешающий проводить семинары для психологов и преподавателей. Практическое использование этой технологии помогает родителям понять скрытые проблемы своих детей, положительно влияет на успеваемость учащихся, повышает самооценку ребенка, гармонизирует взаимоотношения детей и взрослых. Освоив саму технологию, по любому фрактальному рисунку можно узнать о внутреннем состоянии человека и в случае необходимости откорректировать его последующими рисунками. А. Старостина, учитель младших классов школы № 10 (г. Якутск) пользовать для коррекции собственного состояния. В результате повышается успеваемость детей в школе, улучшается память и умение сосредоточиваться. Диагностика с помощью фрактальных рисунков в классе помогает выявить неблагополучные отношения в семье, а последующая работа с детьми и их родителями улучшает внутреннее состояние и поведение ребенка. В летних скаутских лагерях за две недели использования этого метода у детей происходят существенные изменения в лучшую сторону, и это сразу отмечается родителями. Многие ребята, развивая свои творческие способности, продолжают рисовать фрактальные рисунки и дома. Н. А. Кулик, учитель истории высшей категории школы № 47 (г. Владивосток) И. Н. Николаева, учитель истории высшей категории школы №78, директор городской общественной организации "Скаутский центр" (г. Владивосток)
С помощью фрактального метода я решаю личные проблемы. Раньше была зациклена на мелочах, причем и в больших, и в малых делах. Узнав же эту методику, я посмотрела на себя со стороны. Теперь у меня улучшились взаимоотношения в семье, особенно радует, что я нашла общий язык с невестками. Этот метод помогает мне решать возникающие жизненные проблемы и гармонизировать состояние свое и близких. С. С. Соколова, журналист, телеведущая (г. Якутск) Интересная методика диагностирования и коррекции. Фрактальный метод работает! Я как медик в основном использую его при диагностике. И. Токарева, медицинский работник (г. Якутск) Фрактальный метод аналитической диагностики апробирован и используется в личной практике в работе с родными и близкими. Результаты просто изумительны, так как с помощью этого метода можно не только четко обозначить проблемы, но и откорректировать их. Практическое использование фрактального метода значительно улучшает эмоциональное, психологическое и физическое состояние человека. Способствует его духовному росту и развитию творческих возможностей. Метод привлекает всех доступностью и удивительной простотой. Нужны лишь бумага, карандаши, фломастеры и желание познать себя. О. А. Колесникова, преподаватель Дальневосточного аграрного университета (г. Благовещенск)
Постоянно работая с ребятами в школе и в скаутском центре, мы уже два года используем в педагогической практике фрактальный метод, позволяющий лучше раскрыть внутреннее состояние и возможности ребенка. В ходе работы с детьми от десяти до двенадцати лет мы знакомим их с тем, какие цвета лучше ис- Фрактальный метод дает возможность не только эффективно диагностировать физическое состояние человека и психоэмоциональный климат в семье, на работе и в школе, но и показывает превосходные результаты в процессе коррекции выявленных проблем. Этот метод также интересен тем, что помогает раскры- тию творческих способностей не только у детей, но и у взрослых. Очень хорошо работает в решении семейных проблем. В. В. Афоничева, психолог (г. Благовещенск) Метод фрактального рисунка я использую в своей личной жизни. Он помогает увидеть разнообразие внутреннего мира. Принимая решение в какой-либо жизненной ситуации, я могу опираться на личные качества и мягко, плавно избегать проявления недостатков. Этот метод помогает взглянуть на себя со стороны, оценивая события прошлого и желаемого будущего. Я. Лекавичепе, учитель начальной школы (г. Вильнюс) Хочу привести конкретные примеры применения фрактального метода. Выполняя фрактальные рисунки на поставленную задачу, я получила отличные результаты: в сфере коммерческой деятельности, организации поездок за границу, решении задач увеличения продаж товара. Родителям семилетнего ребенка, который имел проблему в развитии речи и очень плохо читал, было предложено оставить его на второй год или перевести в школу для отсталых детей. С этим ребенком я работала в течение трех месяцев, применяя фрактальный метод. В результате он свободно читает и переведен во второй класс обычной школы. О. Каварскене, педагог (г. Вильнюс) Молитва Прости Господь, прости и дай мне силы, Чтоб я, как Ты, прощать умел Любя. И чтоб ее хватило до могилы Прожить во славу мира и Тебя. И мне, земному, здесь не нужно боле, Чем капельку от Мудрости Твоей. Так дай взрасти ростку в бескрайнем поле, В Бескрайнем Теле — клеточке твоей... А. Кузъмеико Введение Метод, получивший название "фрактальный", был впервые применен в 1991 г. на семинарах, посвященных проблемам резервных возможностей человека и способам их самореализации. С 1991 по 2000 г. проведено более 500 семинаров, которые посетило более 8000 человек. За этот период фрактальному методу уже обучено более 9000 человек, а протестировано по этой технологии более 11 000 человек в разных городах России и СНГ. География применения метода достаточно широка. Он успешно применяется в Благовещенске, Владивостоке, Екатеринбурге, Иваново, Краснотуринске, Санкт-Петербурге, Тынде, Якутске. Данный метод нашел применение в Вильнюсе, Клайпеде, Каунасе, Алитусе, Кишиневе и т. д. Поэтому к моменту написания этой книги мы имеем многочисленные данные практического применения метода как в различных регионах России, так и за ее пределами. Их анализ показывает, что на результаты использования фрактального метода аналитической диагностики, прогноза и коррекции состояния человека (который далее по тексту будем называть просто "фрактальный метод") не влияют ни этнические, ни национальные, ни территориальные различия. Везде, где применяется этот метод, — результат всегда одинаково высок. Главная его задача — самовыражение человека через рисунок, выполненный по определенным правилам. После анализа полученных практических данных и использования наработанного многочисленными исследованиями опыта были сформулированы основные понятия технологии, которая получила название фрактальной. Метод, основанный на этой технологии, называется сейчас "Фрактальный метод аналитической диагностики, прогноза, коррекции состояния и проблем человека". Во фрактальном методе используется обычный рисунок, и этот факт имеет глубочайший смысл. Математик Герберт В. Франке, один из родоначальников фракталов и фрактальной живописи, пишет: "Некоторые специалисты сомневаются в том, что возможен перевод с языка слов на язык рисунков, считая, что качество визуальной информации ниже, чем качество словесной. Эта позиция нелогична; напротив, пословица: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" подкреплена аргументами из области психологии восприятия. "Визуальные" системы могут не только оперировать с информационным потоком, приблизительно в 10 раз более интенсивным, чем все остальные сенсорные системы, вместе взятые, но и обрабатывать информацию, которая имеет двумерную и даже, в известной степени, трехмерную структуру. Замена слов рисунками — это переход не только к новой системе кодирования информации, но и к новым методам описания окружающего нас мира. Используя как средство общения язык, т. е. линейные, упорядоченные по времени в виде ряда структуры, мы автоматически отдаем предпочтение принципам линейного упорядочивания. Примерами могут служить понятия причинности или исторического процесса. В то же время язык изображений позволяет наблюдать и другие очень важные виды взаимосвязи явлений, например петлевид-ные процессы взаимодействия, сети коммуникаций и т. п. Весьма вероятно, что наша неспособность мыслить категориями сетей в немалой степени связана с тем, что мы привязаны к описательной системе языка слов" [9, с. 162]. Многочисленные исследования показывают, что мозг человека содержит исчерпывающую информацию о его личности, привычках и целях, которые он перед собой ставит и которые желает воплотить в жизнь, а также все, что касается его физиологии и физиологии его близких. Возможность считывания этой информации — задача, которую пытались и пытаются решить многие исследователи. Предлагаемый нами фрактальный метод вносит посильную лепту в решение этой задачи. Многолетний опыт его практического использования лишний раз подтверждает достоверность принципа повторения информационного содержания при переходе от одного масштабного уровня к другому. При этом с детальной точностью сохраняются индивидуальные характеристики и параметры личности, из-за чего становится возможным выведение информации с глубинного уровня подсознания на внешний, сознательный уровень при помощи определенных технологических действий, составляющих основу фрактального метода. Этот метод будет интересен как специалистам, работающим в области психоанализа, так и любому человеку, которому небезразличны собственные проблемы и проблемы близких. Зачастую мы даже не подозреваем о наличии глубинных "корней" наших жизненных перипетий, которые лежат где-то в нашем подсознании, но они влияют на принимаемые нами решения, определяют наше поведение и привычки, составляют основу наших поступков. Возможность найти эти "корни" с помощью фрактального метода, который мы представляем, поможет не только педагогам, психологам, психоаналитикам и психотерапевтам в их профессиональной деятельности, но и любому человеку, который желает более углубленно осмыслить свое состояние и состояние окружающих, а также свое место в жизни. Более того, используя этот метод, можно не только понять суть происходящих явлений, но и естественным образом скорректировать их. Огромный практический опыт показывает, что при использовании фрактального метода неизмеримо возрастает духовная составляющая челове- ка, проявляются творческие возможности, которые, без сомнения, есть в каждом из нас. Благодаря этому перед нами открываются новые перспективы профессионального и личностного роста, нивелируются явно негативные проявления характера человека. Уникальность этого метода в его простоте и доступности. В основе технологии метода — наши цветоощущения, графическая пластика линий и все, что с этим связано. Для его реализации не нужно никакой аппаратуры и дорогостоящих исследований. Необходимы: Ваше желание, цветные карандаши, фломастеры, шариковые и гелевые ручки, плотная бумага. А результат превзойдет все Ваши ожидания! 2 — 1854 Диалог с учителем Мир одинок? Нет, мир не одинок. Ты, думаешь? Тогда, он так жесток. И не жесток. Ты, думаешь? Он ложен. И не ложен, а реален и правдив. Нет лжив! Не лжив, а люди лживы. Но коль реален, где его реальность? Быть может в снах? И в снах и наяву встречаем мы реальность. Иллюзия его причина. Так в чем же кроется его кручина? В тебе, во мне, во всех живущих в Мире. Ведь, мы творим исток судьбине. Сегодня ты иначе мыслишь, чем пару лет назад. Я этому так рад. 15 июня 1995 г. В. Афоничева Как это было Открытие фрактального метода было сделано Полуяхтовой Танзилей Закировной в 1991 г. Почему мы утверждаем, что это открытие? Потому что ни до момента первого использования фрактального метода, ни после, ни сейчас — во время написания этой книги — ничего подобного мы не знаем и не встречали. Если кто-то из читателей где-нибудь сталкивался с чем-то похожим, то это однозначное использование метода фрактального рисунка, как назвала его в 1991 г. Танзиля Полуяхтова. Как мы уже отмечали, география проведения семинаров довольно обширна. Кроме того, фрактальный метод уже преподается более десяти лет. Слушатели наших се- минаров и тренингов активно используют его в повседневной жизни. Сейчас у нас появилось много последователей в разных городах России и за ее пределами, которые на основе нами разработанных обучающих и тренинговых программ строят свою профессиональную деятельность. Поэтому наверняка кому-то из читателей доводилось встречаться ранее с чем-либо подобным. Кстати, одним из побудительных моментов к написанию этой книги являются настоятельные просьбы наших слушателей, многочисленных друзей и соратников по использованию и продвижению этого удивительного метода. Мы действительно долго шли к этой книге, и наконец она перед вами, и Вам судить, уважаемый читатель, что у ' нас получилось. Кроме того, этот метод имеет по ряду аспектов научную новизну. Лишь недавно зародилась и уже существует и развивается школа фрактального метода, а результаты ее деятельности настолько интересны и любопытны, что можно ожидать развития данного метода в некую цельную научную систему, которая может открыть новые горизонты в области человековедения, самопознания. Само понятие "фрактал", как и понятие "фракталь-ность", было очень удачно заимствовано в свое время Тан-зилей Полуяхтовой у математиков при формировании основ своих тестовых систем. Фракталы в своей стройной красоте с предельной точностью помогали понять и осознать естественные природные механизмы раскрытия сути человеческого бытия. С помощью фрактального тождества, фрактального подобия, при переходе от малого к большому, от глубинного к внешнему раскрывается суть человеческой личности, суть ее возможностей, достоинств и недостатков, суть явления человека как такового. История появления фрактального метода очень интересна, хотя на первый взгляд ничем не примечательна. Однако в том, как этот метод появился, действительно, много любопытного. Это произошло на одном из ранних семинаров, где Танзиля Полуяхтова познакомилась с очень интересным человеком, талантливым ученым, физи^Ом-оптиком. В своих лекциях он с увлечением рассказывал 0 теории фрактальных множеств. Метод фрактального рисунка после услышанных лекций появился не сразу. По всей вероятности, было необходимо свести в некий симбиоз и то, что было услышано, и то, чего так не хватало в собственных исследованиях. Нужен был механизм, способный раскрыть особенности каждого слушателя, природу его возможностей. В то время, да и сейчас постоянно возникает один очень важный вопрос: "как более toxjhq отразить физическое и эмоциональное состояние человека? Как и в какой форме визуализировать его личностные качества?" Неустанные поиски ответа на этот очень непростой вопрос и привели к появлению фрактального метода. Принцип фрактальности чудесным образом давал возможность увидеть, как суть внешних признаков характера человека проявляется в бесконечно Малых индивидуальных особенностях его как личности, и наоборот. Он явился информационным мостиком между сознанием и областью неосознанного. Благодаря этому (с помощью "ключа") складывалась объемная картина — характеристика тестируемого человека. Тема "Природа невостребованных возможностей, их востребование и применение в практ^ческой жизни" была основным предметом семинаров, которые проводились в тот период начиная с 1988 г. Слушателей интересовала возможность раскрытия природного потенциала в творчестве, в развитии качеств души и духа, в естественном стремлении к самореализации. Эта семинарская среда послужила благодатной почвой для апробации прИНЦипа фрактальности и создания фрактального метода. Таким образом, данный метод подвился благодаря возможности познакомиться с сутью и Смыслом фракталов и фрактальности как таковой. Он пришел вместе с осознанием того, как проявляются тождества ^ природе, в среде, с особенностями математического порядка в контексте естества природы, с тем, как они реализуются в жизни. По- степенно сложилась интересная система, послужившая основой нового метода. Метод фрактального рисунка, как он тогда назывался, родился как бы сам собой. Это произошло на очередном семинаре в Подмосковье, который проводился на одной из бывших правительственных дач, ставших доступными для всех желающих. Тогда семинары проходили в мощной динамике, с большим количеством слушателей, в непрерывной череде интереснейших встреч, ситуаций и событий. Слушатели, "узнавая себя", требовали все больше и больше информации. Это привело к необходимости практического поиска простых и необычных приемов самопознания. Особенно значимым был день 14 июля 1991 г. К этому времени уже сложилась технология фрактального рисунка как теста. Для его выполнения всем слушателям было предложено взять одинаковые листы ватмана (формат А4). Размер был выбран не случайно, он диктовался пропорциями будущего рисунка. Чтобы исключить влияние сознания на рисунок, в момент выполнения всем тестируемым было предложено закрыть глаза. И, не отрывая руки от листа, в течение 45—60 секунд водить шариковой ручкой по листу, стараясь заполнить большую его часть. Этого времени было вполне достаточно для выполнения первого задания. На занятии присутствовало сорок девять человек — взрослые и дети. Было очень интересно, какими будут рисунки у детей, что будет на рисунке у молодого человека, что у зрелых людей. Самому старшему слушателю семинара было 56 лет, самому молодому — 6 лет. Процесс выполнения рисунка с закрытыми глазами походил на удивительное таинство. Было любопытно наблюдать за тем, как все происходит. Наконец положенные 60 секунд окончились. Все открыли глаза, посмотрели на свои рисунки, и в зале раздался дружный хохот. С тех пор такая реакция тестируемых повторяется уже в течение десяти лет. То, что было изображено у каждого на листе, действительно вызывало смех. У всех рисунки были разные: у одних прямоугольные ячейки, у других треугольные, у кого-то линии плавные, а у кого-то угловатые, иногда сплошные петли и круги. Правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что некоторые рисунки совпадают по каким-то определенным закономерностям и признакам. Затем слушателям предложили раскрасить полученный рисунок. Чтобы исключить осознанное влияние на выбор цвета, договорились: карандаши и фломастеры брать только с закрытыми глазами. Когда все рисунки были закончены, участники семинара увидели целую галерею состояний человека. Особенности авторов рисунков ярко проявлялись в характерных моментах пластики линий, геометрии ячеек и цветовой гамме. И тогда, на этом семинаре, впервые был применен первый вариант "ключа" расшифровки полученных фрактальных рисунков. Забегая вперед, можно сказать, что "ключ" был очень точно разработан. Это подтвердили дальнейшие десять лет работы, поскольку за это время он практически не претерпел серьезных изменений. А в тот момент слушатели были удивлены и не могли понять, в чем заключается секрет столь точных, попадающих в самую "десятку" характеристик. Опыт работы с цветом, а именно с энергетическими функциями цвета, подтвержденный практическими наработками в области цветовой диагностики по ауре человека, обеспечил появление четких, конкретных формулировок и создание самого "ключа". Более подробные характеристики линий и ячеек, их пропорций и размеров нарабатывались вплоть до 1995 г. В этой деятельности существенным подспорьем был статистический материал, точнее его анализ, собранный на семинарах за эти годы в разных городах. В начальном периоде исследовательской деятельности в работе с энергетическими функциями цвета использовалась довольно простая, но эффективная методика. Она позволяла с помощью обычной трипризмы (выполненной из оптического стекла, в виде равносторонней треуголь- ной призмы с зеркальным отражателем) наблюдать цветную радужку над контуром фигуры человека. Совершенно четко было видно (в преломлении граней трипризмы), что у каждого человека свое неповторимое сочетание цветовой гаммы. Тогда больше всего удивляло то, что в разном физическом и эмоциональном состоянии у одного и того же человека наблюдалось разное сочетание цветов. Это была настоящая аура (энергетическая оболочка), цветовая гамма которой содержала в себе интереснейшую информацию о человеке. Со временем сложились определенные закономерности и особенности цвета детей, взрослых мужчин и женщин, пожилых людей. У каждого из них был свой домини-, рующий цвет, который являлся ключевым критерием. Поэтому основные цветовые характеристики, используемые в "ключе", были сформулированы в результате аналитической работы с трипризмой. Самым поразительным оказалось то, что те цвета, которые доминировали в цветовой гамме трипризмы, те же цвета доминировали и в рисунке. Каждый слушатель закрашивал ячейки преимущественно тем цветом, который преобладал в цветовой гамме ауры, отраженной в трипризме. При этом всегда проявлялись две закономерности. Первая — полное отсутствие какого-либо конкретного цвета, и вторая — преобладание какого-либо цвета. Отсутствие или дефицит цвета говорит о том, что у человека не хватает либо имеется перебор определенного энергетического качества. Преобладание цвета свидетельствует о присутствии ярко выраженного конкретного качества, характеризующегося этим цветом. Затем выявилась еще одна особенность. Доминирующий цвет, проявленный в рисунке, говорил о физиологической проблеме организма, отраженной в неосознанном желании восполнить таким образом недостаток этого цвета, т. е. в рисунке он доминирует именно тогда, когда данный цвет в дефиците. В таких случаях, с целью коррекции, предлагалось человеку ввести этот цвет 24 в последующие рисунки. Если человек принимал рекомендации и рисовал в соответствии с ними, то коррекция, т. е. положительные изменения, была заметна уже на третьем — четвертом рисунке. Прошло уже более десяти лет постоянного применения фрактального метода, но его основа остается неизменной. Огромное количество собранного и проанализированного материала говорит о правильности всех основных формулировок фрактальной технологии. Что любопытно, каждый раз, когда задается вопрос человеку, который только что закрасил тестовый рисунок: "Почему у тебя этот цвет преобладает?" — от каждого автора получаешь один и тот же ответ, что именно карандаш этого цвета попадался ему в руку. Отсюда следовал вывод, что преобладание или отсутствие конкретного цвета в процессе закрашивания рисунка сознанием не контролируется. Так или иначе, но каждый человек отдавал неосознанное предпочтение конкретному цвету или его спектру. Было понятно одно: механизм выбора цвета диктуется некими глубинными процессами в системе жизнедеятельности организма. Именно этим механизмом и определяется на клеточном и мол
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|