Указ «о вольных хлебопашцах» 20 февраля 1803
Ø Возможность выкупа на волю крепостных крестьян с семьей с земельными наделами, целыми деревнями или поселениями, но при обязательном согласии помещика Ø На практике этот указ применялся очень редко Ø При Александре I в вольные хлебопашцы перешли лишь 47 тыс. душ мужского пола, или 0,5% всех крепостных, а за все годы действия этого указа (1803-1858) им смогли воспользоваться лишь 152 тыс., или примерно 1,5% крепостных Министерства 1802-1811 Ø Коллегии -> восемь министерств (позже их количество увеличилось до 12): военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения Ø Вся ответственность за решаемые дела ложилась единолично на министров, что было более удобно для управления Ø Усилилась бюрократическая сущность государственного аппарата Ø Министерская система в этом виде просуществовала в России без изменения до 1917 года Военные поселения 1816 Ø Создавались под руководством Аракчеева Ø В ряде губерний были выбраны территории, где проживали казенные крестьяне, которые были переданы из гражданского ведомства в военное. Ø Отменялись обычные подати и повинности, а взамен из состава населения формировались воинские части. Собственная его императорского величества канцелярия Ø Личная канцелярия российских императоров, которую Николай I наделил функциями высшего органа управления. В состав канцелярии входило пять отделений. Особо обширными полномочиями обладало Третье отделение, которое вместе с учрежденным корпусом жандармов представляло собой политическую полицию. Обязанные крестьяне Ø бывшие крепостные крестьяне, перешедшие на договорные отношения с помещиками на основании указа 1842 года. По соглашению помещиков с крестьянами, утверждавшемуся правительством, крестьяне приобретали личную свободу. Земля оставалась в собственности помещика, предоставлявшего крестьянам надел за «соразмерный» оброк или барщину
«Манифест о положении крестьян, вышедших из крепостной зависимости» 19 февраля 1861 Ø Бывшие крепостные получали личную свободу и большинство общегражданских прав, но они по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям, были прикреплены к месту жительства Ø Вотчинную власть помещика сменило крестьянское самоуправление (сбор податей, мелкие судебные дела) Ø Сохранение общинного землевладения: наделы не крестьянам лично, а общине Ø Земля оставалась собственностью помещика; крестьяне получили право на бессрочное пользование землей Ø До перехода на выкуп крестьянин временнообязанный работает на помещика Ø Государство 70-80% выкупной суммы Ø Отношения между крестьянами и помещиками регулировались «уставными грамотами» и контролировались мировыми посредниками из помещиков Ø Крестьянин возвращает долг государству с процентами Отрезки Ø «Излишки» земли, принадлежащей крестьянскому наделу, которые помещики изымали в свою собственность. Дарственный надел Ø Крестьяне в плодородных губерниях Средней и Нижней Волги получили «нищенский» (даровой, четвертной) надел и не вносили выкупных взносов. Выкупные платежи Ø Платежи крестьян помещикам за их отпущение на волю после реформы 1861. Основой принцип их вычисления заключался в том, что совокупный доход помещиков не должен измениться после реформы. Ø Государство платило 80% выкупных платежей, крестьяне 20%. Земства 1 января 1864
Ø «Положение о губернских и уездных земских учреждениях»: формировались бессословные выборные органы местного управления, избираемые всеми сословиями на три года. Ø Состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Ø В уездные земские собрания выбирались депутаты («гласные) от помещиков и зажиточных крестьян, от купцов и промышленников, а также от остальных категорий крестьян через выборных представителей. На уездных земских собраниях избирались члены уездной земской управы и депутаты в губернское земское собрание, которые избирали членов губернской земской управы. Городовое положение 1870 В соответствии с «Городовым положением» (1870) в 509 городах устанавливалась система городского выборного самоуправления Взамен существовавших ранее сословных городских управлений в городах стала выбираться на четыре года городская дума, возглавляемая городской управой. Городской голова одновременно являлся председателем городской думы и городской управы. Ø Попечение о распоряжении по городскому хозяйству и благоустройству предоставляется городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением - губернатору на точном основании правил настоящего Положения. Ø Городские избирательные собрания составляются единственно для избрания гласных городской думы через каждые четыре года Ø Выборы производятся закрытою подачею голосов посредством баллотировки шарами Ø В гласные городской думы может быть избираем каждый, имеющий право голоса на выборах... Число гласных из нехристиан не должно превышать одной трети общего числа гласных Ø К предметам ведомства городского общественного управления принадлежат: дела по внешнему благоустройству города, об охранении народного здравия, попечение об учреждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений; устройство на счет города благотворительных заведений и больниц и заведывание ими на основаниях, указанных для земских учреждений
Крестьянский поземельный банк 1882 Ø Основная функция: выдача ссуд наиболее крепким крестьянам для приобретения земли в частную собственность
Ø Способствовал развитию рыночной экономики, подготавливал мощный экономический подъем, который пережила Россия в 1890-х годах.= Крестьянский поземельный банк 1883 Ø Государственное кредитное учреждение. Ø Выдавал долгосрочные ссуды крестьянам на покупку частновладельческих, прежде всего дворянских, земель. Фабричные присутствия 1822 Ø Осуществляли надзор за исполнением фабричного законодательства. Ø Состояли из представителей местной администрации, судей, фабричных инспекторов. Ø. Мануфактурный совет 1828 Ø Совещательный орган при Департаменте мануфактур и внутренней торговли министерства финансов России. Ø Находился в Петербурге, имел отделения в Москве Александр I Ø всероссийский император 1801-1825. В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским, после реформы были свёрнуты. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. Вёл успешные войны с Турцией, Персией и Швецией. Александр II Ø всероссийский император 1855-1881. Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ (аграрная, городская, земская, судебная, военная и др.). Известен как «Освободитель» – за отмену крепостного права. Николай I Ø всероссийский император 1825—1855. Важнейшим направлением его внутренней политики была централизация власти. Возросла роль России в борьбе с любыми проявлениями «духа перемен» в европейской жизни. Е.Ф. Канкрин Ø Министр финансов в 1823-1844 Ø Повышение таможенных пошлин. В основном тарифами облагались дешевые английские товары (особенно текстиль и железо), вплоть до полного их запрета на ввоз => доходы казны от тарифных пошлин увеличились в 1824-1842 годах с 11 млн до 26 млн руб Ø В 1839 денежная реформа, по которой серебряный рубль снова объявлялся основной денежной единицей. 350 руб. бумажных денег = 100 руб. серебром => девальвация ассигнаций. К 1843 году они были совсем изъяты из обращения и заменены кредитными билетами, свободно обменивавшимися на серебро.
Ø «Соединение рельсами Москвы и Казани возможно лишь через 200-300 лет» => неразвитая российская инфраструктура оказалась неспособной обеспечить русскую армию продовольствием и оружием во время Крымской кампании 1853-1856 годов => поражение России.
Сперанский Ø 1772-1839, выдающийся государственный деятель первых лет правления Александра I, составлял или редактировал самые важные законы и указы. В 1808 году по поручению Александра I Сперанский приступил к работе над обширным планом государственных преобразований. Сторонник разделения властей. Аракчеев Ø первый министр при Александре I, создатель военных поселений, сторонник жёсткой дисциплины в армии, проводник усиления гнёта над крестьянами. Киселев Ø Граф, в 1837 годы возглавил учрежденное Министерство государственных имуществ. В результате его деятельности к моменту отмены крепостного права экономическое положение государственных крестьян оказалось значительно лучше, чем положение крестьян помещичьих, а система их местного самоуправления послужила образцом для устройства пореформенной деревни.
М.Х. Рейтерн 1820-1890 Ø Министр финансов в 1862-1878 Ø Сторонник фритредерства => к концу 1860-х перешел к политике умеренно-протекционистских тарифов Ø Активно поддерживал промышленное и железнодорожное строительство Ø Стимулировал развитие фондового рынка путем размещения внутренних государственных облигационных займов Ø Для борьбы с дефицитом государственного бюджета использовал существенное сокращение военных расходов, повышение прямого и косвенного налогообложения, а также государственные торговые операции, оказавшиеся неудачными (продажа Аляски США в 1867, Николаевской железной дорого – частной компании в 1868) Ø К 1874 удалось свести бюджет без дефицита
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|