АННА ГОЛУБКИНА. Павел Трубецкой. Памятник Александру III. 1900—1906 гг., открыт в 1909 г. Санкт-Петербург. Памятник Александру III. 1900—1906 гг., открыт в 1909 г. Санкт-Петербург.
АННА ГОЛУБКИНА (1864—1927) Анна Семёновна Голубкина родилась в городе Зарайске Рязанской губернии. Рисование и скульптура привлекали её с детства. Но только в двадцать пять лет Голубкина впервые приехала в Москву, где стала вольнослушательницей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Одна из её ранних работ — портрет деда, П. С. Голубкина (1892 г. ). Потом она продолжила образование в Петербургской академии художеств, а в 1895 г. отправилась в Париж. Здесь Голубкина сначала занималась в частной студии, затем работала в собственной мастерской, пользуясь советами крупнейшего скульптора того времени Огюста Родена. Павел Трубецкой. Памятник Александру III. 1900—1906 гг., открыт в 1909 г. Санкт-Петербург. Анна Голубкина. Дед (П. С. Голубкин). 1 892 г. Музей-мастерская А. С. Голубкиной, Москва. В 1897 г. Голубкина создала одно из первых значительных произведений — «Железный» — образ мятежного духом человека, исполненного внутреннего протеста. А в 1898 г. она уже принимала участие в парижском Весеннем салоне: выставлялись её статуя «Старость» и бюст профессора Э. Ж. Бальбиани. Вскоре после этого скульптор вернулась в Россию. В своих работах Голубкина стремилась прежде всего найти выразительный психологический образ. Как и Павла Трубецкого, её принято относить к числу скульпторов-импрессионистов. Но если работам Трубецкого свойственны мягкость лепки, текучесть форм, то во всём, что делала Голубкина, отчётливо проступает её горячий, бунтарский характер. Об этом красноречиво свидетельствует символический рельеф 1901 г., помещённый над входом в здание Московского Художественного театра в Камергерском переулке. Сама Голубкина называла это произведение «Море житейское», но в дальнейшем оно стало более известно под названиями «Волна» или «Пловец». В гребнях вздымающихся волн, заполняющих всё поле рельефа, видны человеческие головы. В центре композиции — рвущийся вперёд пловец. Его упрямое лицо, напряжённый взмах руки передают решимость выстоять в борьбе с жизненной стихией. И сам мотив, выбранный художницей, и его трактовка, скорее символическая, нежели реалистическая, выводят это произведение Голубкиной за рамки импрессионизма и сближают его с эстетикой модерна.
Нередко в творчестве скульптора звучала тема тоски, страданий, появлялись образы униженных, обездоленных людей: «Пленники» (1908 г. ), «Вдали музыка и огни» (1910 г. ), «Спящие» (1912 г. ). К началу XX в. относятся наиболее яркие из числа созданных мастером портретов: «Марья», «Портрет Л. И. Сидоровой» (оба 1901— 1906 гг. ). Скульптор увековечила образы поэта Андрея Белого (1907 г. ), писателей Алексея Ремизова и Алексея Толстого (оба 1911 г. ). В 1914 г. в одном из залов недавно открывшегося Музея изящных искусств была развёрнута большая персональная выставка Анны Семёновны Голубкиной. Средства от неё пошли в пользу раненных на фронтах Первой мировой войны. В 1932 г. в Москве создан Музей-мастерская А. С. Голубкиной, где собраны её работы, личные вещи. Анна Голубкина. Волна (Пловец). 1901 г. Московский художественный театр. Анна Голубкина. Марья. 1901—1905 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Анна Голубкина. Портрет А. Н. Толстого. 1911 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. СЕРГЕЙ КОНЁНКОВ (1874—1971)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|