Кого считать идиотами?. из предисловия к книге Ромены Августовой «Говори! Ты это можешь». Как сделать полной половину стакана
Кого считать идиотами?
из предисловия к книге Ромены Августовой «Говори! Ты это можешь» «Этому знанию никто их не обучал, оно в их природе… Зрение особого рода, глаза души, которыми эти дети видят невидимое другим…» О ком это? О детях сверходаренных, о гениальных? … Многие годы Ромена Августова учит говорить тех детей, которым говорить трудно из-за поражения мозга (при ДЦП, например) или тяжелых форм заикания. Отдельную группу среди ее учеников составляют дети с синдромом Дауна, или, как их зовем меж собой мы, врачи, - даунята. В любой семье есть некая вероятность рождения такого ребенка, отмеченного перстом судьбы: рост малый, тело нескладное, личико уплощенное, с маленькими узкими глазками… Каждый год в России рождается более двух тысяч даунят. Генетическая мутация: одна лишняя хромосома в клетках - как бы отдельная порода внутри человечества. Раньше таких детей, валя в одну кучу, называли попросту идиотами. («Идиот» - буквально - значит «иной». ) Но когда смотришь пристальней, видишь, что при кажущейся одинаковости даунята бывают разными, как и обычные дети. Некоторые не овладевают речью, почти ничего не понимают, пускают слюни. А другие по поведению ближе к норме: общительны, разговорчивы… Характерна для всех - и очень отсталых, и относительно продвинутых - какая-то удивительная душевность. Даунята, как правило, совершенно безагрессивны, и хотя могут иногда быть беспокойными и суетливыми, всегда добры, благостны и потрясающе сострадательны. Помню, жил у нас в клинике дауненок Кеша, брошенный родителями… Был весел, мил, доверчив, послушен. Любил помогать при раздаче пищи и уборке. Много раз я видел, как Кеша, словно магнитом притянутый, оказывался возле больного, страдавшего в этот миг особенно тяжело, и начинал страдать вместе с ним: плакать, стонать… Уже за два-три часа до того, как у одного тяжелого эпилептика должен был грянуть припадок, Кеша не отходил от него и проявлял признаки напряженности и беспокойства, тер себе левый висок. Как потом выяснилось, эпилептический очаг у этого пациента находился именно в левой височной доле! …
На уровне чувств существа гениальные, даунята неполноценны по части интеллекта, это очевидно. Но нашелся человек, убедивший мир, что и это не совсем так. Ромена Августова доказала, что детей с синдромом Дауна можно научить нормальной речи, чтению, письму, арифметике и многому другому. А главное - привить желание учиться, стремление к совершенствованию -как раз то, что так часто убивает в зародыше педагогика, превращающая в идиотов нормальных детей… «На моих глазах происходит превращение безгласного существа в личность, в ребенка, которому все интересно, который думает, рассуждает, читает, проявляя при этом удивительные настойчивость и терпение». Это о даунятах. Какой родитель не пожелал бы того же для своего ребенка, самого что ни на есть полноценного? … Жан Ванье, соотечественник и духовный собрат Экзюпери, бывший военный летчик, создавший общину для умственно отсталых, сказал, что такие дети нужны человечеству, чтобы учиться любви. Вернее не скажешь…
Любит и зверь свое дитя…
…и у нас, человеков, родительский инстинкт и кровные чувства работают. Но работают, говоря мягко, халтурно. И так часто свои дети или родители, как и сестры и братья, оказываются чужими по душе, а чужие своими, - что это наводит на мысль о закономерности… Единокровность не обеспечивает ни сходства характеров, ни взаимопонимания, ни привязанности, ни даже сходства физического. Зато неродственность этому не помеха. Близкая душа может не найтись у себя дома, но встретится вдруг за тридевять земель…
Возлюбить ближнего - часто не удается (дай Бог не возненавидеть! ) - зато есть стремление возлюбить дальнего, и это выходит не так уж редко. А дело, наверное, в том простом факте, что ближних не выбирают. Родителей не выбирают. И детей тоже - рождают, какими получатся, на авось, как котят… Предков не выбирают, потомков не выбирают. А любовь избирательна. А любовь генетике не подчиняется. Да, Природа располагает нас любить и невыбранных родителей, данных судьбой, и детей, рожденных вслепую - но сама же Природа ставит все под большой вопрос… В том ли смысл жизни человеческой, чтобы продолжаться - и только? … Передать гены - и все? … С гарантией: уже через два-три поколения наши гены неуследимо рассеются, смешавшись с чьими-то неизвестными, растворятся в чужом. Потомки будут говорить на неузнаваемом языке. Смогут ли представить себе, что мы жили на свете? … Все живое - родня, но родство не в генах, а в духе. Родство кровное - лишь один из многих поводов для любви, самый сомнительный…
Как сделать полной половину стакана
В. Л., четыре года назад я усыновила Женю от родителей-алкоголиков. Сейчас ему 9 лет. Никто не верил, что ребенок этот научится говорить и пойдет в обычную школу. Первый год промолчал! Районный психоневролог поставил диагноз «олигофрения». Друзья советовали отдать его обратно… Куда? Пьянчуге, который вышел из тюрьмы и лишен родительских прав? Или матери, бросившей сына в полугодовалом возрасте? Вот какие заповеди взяла за основу: - верю не в гены, а в воспитание; - верю, что справлюсь, смогу; - не верю, что ребенок неисправим; - главное: Женька мне нужен, а я ему… Добилась, чтобы к школе готовили и учили говорить в логопедическом саду - стал говорить лучше с каждым годом. А дальше - вытянула в нормальную школу! Сейчас ходит во 2-й класс. Добрый, трудолюбивый - и пуговицу пришьет, и штанишки постирает, и на кухне мне любит помогать. При том: нарушения речи и памяти, приступы молчания, когда не может вымолвить ни слова. Вижу, хочет что-то сказать, морщит лоб, крутит руки, выдавливает звуки, глаза бегают. (Алкоголик-дед бил его по голове…)
Первое время вздрагивал и бросался наутек от каждого шороха. Ее переносит крика: если кричу на него, как парализованный делается. Иногда делаю недопустимое - этот страх вышибаю другим: говорю, что сейчас, если не заговорит, я его щелкну по лбу линейкой… Он - как очнувшись - вдруг начинает говорить, весь потеет… Я понимаю: нельзя, но… Он воспринимает лишь то, что дает встряску. Понятие «половина» учил целый год! Однажды налила в два стакана воды: вот это целый, а тут половина. Понял? - Понял. - А вместе будет полтора. Понятно? Кивает. - Ну, хорошо. Покажи мне целый стакан. Показывает правильно. - А теперь - половину. Стоит в нерешительности. - Женя, половину. Понимаешь? - Нет. - Ты что, не видишь? Перед тобой стоят оба стакана. В каком же из них половина?! Молчит. В сердцах хватаю стакан. - Вот половина! - и выливаю ему в штаны. Ревет. Штаны снимаем и развешиваем сушить. Зато все понял и запомнил! - Сколько я вылила тебе в штаны? Без запинки: - Половину! «Хочу спросить: действительно ли он олигофрен? Как дальше, на что рассчитывать? Есть ли у меня ошибки, какие? Людмила. Людмила, олигофрения, малоумие - понятие растяжимое: от самых легких степеней умственной недостаточности до глубокой идиотии. У вашего Жени отсталость налицо, но пока еще непонятно, какую роль в ней играет «органика» - наследственное или внутриутробное ослабление мозга, - и какую глубокий психоневроз - слом самых ранних лет, испуги и тормоза, вбитые алкогольной семьей… Не пережмите, одолевая «сопротивление материала»: счета приходят врасплох… Мы ведь не замечаем, как наш воспитанник превращается в средство нашего самоутверждения, в объект капиталовложения, от которого ждем отдачи, и вы сами видели на других примерах, куда может завести беззаветное буйство педагогического энтузиазма… Самое главное сын уже получил - вашу любовь и себя - принятого, любимого. Пусть это не заслоняется частностями, даже такими важными, как усвоение понятий, доступных другим… Не засекайтесь на умственном развитии в узкопривычном смысле. Душевное несравненно важнее. И это развитие вы ему даете сейчас.
Опасайтесь только чрезмерной плотности отношений. Сейчас вы для него мать, отец, друг и Бог воедино… Из таких отношений вырастают взаимоневрозы; сверхзависимость порождает сверхтребовательность, страхи-тревоги, а случись что - страшную пустоту… Пусть ему будут нужны, кроме вас, и другие. Ваш дом открыт, ходите в гости? … Включаетесь в чужие дела как в свои? … Ему уже хочется кому-то помогать, кроме вас, делать что-то приятное? … Если так, есть надежда, что не останется одиноким… В. Л., мой Женька у меня не один, как вы подумали. Детей у меня трое. Старший - родной сын - служит в армии. А дочка тоже удочеренная: в больнице, где я работала, умерла ее бабушка, осталась она с дядькой-пьяницей, вот я и взяла… Ей было 11 лет, а сейчас 18, работает, готовится в МГУ на искусствоведческий. От меня отделилась - хочет самостоятельности, я не мешаю. Советоваться и болеть приходит ко мне… Все ваши замечания попали в точку. Подспудно и сама чувствовала: пережимаю, перегружаю, часто несдержанна… У Женьки есть и страшненькие черты. Например, воровство, клептомания: норовит стащить все, что плохо лежит, в школе лазит по карманам… Тащит всякую ерунду, дома бросает или прячет, забывает… Деньги однажды заставила выплюнуть изо рта… Ругала, ставила в угол, однажды ремня отведал… Обещал, что больше не будет, а через три дня… Молчание раньше непроизвольное, а теперь за него прячется, хитрит - когда хочет поупрямиться, притворяется глупеньким. Если бы сдвинуть этот камень-бурун, какая бы река рванулась с горы его сознания! Мальчишки его используют как дурачка: «Принеси конфет, тогда будем с тобой играть». Придут в гости - сразу на кухню и в холодильник: «А что у тебя есть? » Пока во избежание тарарама одного с ними не оставляю. Приходят - показываю всем диафильмы, а Женька крутит, ему нравится. И знаете, что еще полюбил? Конструктор. Купила без надежды и вдруг - занялся, собрал кое-что, раньше такое было немыслимо! Он уже не такой угрюмый, уже шутит, смеется. Хорошо говорит по телефону. Сегодня вымыл пол в кухне, вчера разморозил холодильник. Я его за это хвалю, и он сияет: «Я здесь хозяин! » Когда рассказываю друзьям, что мой Женька любит помогать по дому, что я в наказание отлучаю его от чистки картофеля, - удивляются: «Как это удается? » А я объясняю, что просто не мешаю ребенку… Сама я с детства сочиняю сказки, выдумываю и рисую их, и Женька теперь в этом «колдовстве» участвует. А сейчас пришла интересная мысль прочесть новую сказку в Женькином классе. Там сплошные страсти-мордасти. Если б вы знали, как они слушают!
Ребята к нам повалили гурьбой. Между делом, то есть, между игрой и хулиганством, помогают Женьке в учебе. Такие шустрые, любопытные, просто зависть берет. Мой по сравнению с ними вундеркинд в обратную сторону, «киндервунд», это так больно… Людмила, вашим каламбуром в конце, может быть, ненамеренно сказалась точная правда. Если «киндервунд» на русский перевести, получается «детская рана». …Это я пишу не в утешение, а в благодарность за ваш материнский подвиг… Дервункинд, или Розтяпа Адын
Как-то раз Большой Растяпа сел случайно на горшок и нечаянно состряпал про себя такой стишок:
Жил да был Большой Растяпа. Все что ел, ронял он на пол, все что пил - на потолок - до него достать он мог и руками, и ногами, и ушами, и мозгами, и макушкой, и душой - потому что был БОЛЬШОЙ
Надевал Большой Растяпа на нос - блин, на ногу - шляпу, а на голову - штаны сногсбежательной… простите, сногсжевательной… простите, сногсдувательной цены, я забыл ее, простите, эту строчку пропустите, уточните у жены.
В общем, жил Большой Растяпа, жил не лепо и не ляпо, жил он в общем хорошо
и еще одно стишо он об этом левой лапой накорябал, накалякал, в общем значит напишо Растьяпа Тва, или Небесный Пупок Однажды Растяпа по улице чапал, не зная куда и не помня зачем. А солнце сияло, и дождичек капал, и было тепло и не страшно совсем. А туча хвостом зацепилась за гвоздик, а ветер в засаду засел за стеной, а солнышко грело, и сыпался дождик… Такая погода зовется грибной.
И думал Растяпа: а что если тучу с небесного этого гвоздика снять? … А может, и солнце засветит получше? А может, и дождик удастся унять? …
Подумал Растяпа и снял свою шляпу и-и-и… в тучу швырнул! - прямо небу в пупок! И шлепнулась шляпа в небесного папу по имени Бог…
Тут гром разразился!!! И дождик, и ветер, как будто их кто-то взбесил! … И выглянул Бог - и Растяпу заметил, и пальцем ему погрозил. - Эй, ты там, который на выдумку скорый и светится с разных сторон! Зачем ты свои головные уборы швыряешь в мой царственный трон? Уж лучше б на Марсе сворачивал горы! Уж лучше бы рыл на Юпитере норы! По крайности в рот бы кидал помидоры, считал бы ворон!
- Простите пожалуйста! - пискнул Растяпа (и маленьким сделался вдруг) - мне просто хотелось хотя бы… хотя бы… похвастаться ловкостью рук…
- А-а… Понял… Ну ладно! - и Бог улыбнулся, и солнце из тучи достал, и ветер обратно в засаду вернулся, и дождь перестал, а гром поворчал и уполз тихой сапой, как старый барбос криволапый… С тех пор - и до наших времен Растяпы по улицам ходят без шляпы и громко считают ворон.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|