вопрос. Педагогические способности: определение, структура, формирование.
Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. · Ведущими свойствами в педагогических способностях являются: o педагогический такт; o наблюдательность; o любовь к детям; o потребность в передаче знаний. Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся. Педагогический такт предполагает: o уважение к школьнику и требовательность к нему; o развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; o внимательность к психическому состоянию школьника и разумность и последовательность требований к нему; o доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы; o педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками и др. Педагогическая наблюдательность - это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. По другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя. В исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности.
· Ф.Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю: o способность понимать ученика; o способность доступно излагать материал; o способность развивать заинтересованность учащихся; o организаторские способности; o педагогический такт; o предвидение результатов своей работы и др. · В целом к группе педагогических способностей в первую очередь относят: o педагогическую наблюдательность; o педагогическое воображение; o требовательность как черту характера; o педагогический такт; o организаторские способности; o простоту, ясность и убедительность речи. Перечисленные педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.
· Н.Д. Левитов выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие: o способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; o способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; o самостоятельный и творческий склад мышления; o находчивость или быстрая и точная ориентировка; o организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения. 1. Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. Академические способности - способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.). 2. Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. 3. Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. 4. Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу. 5. Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. 6. Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта. 7. Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника. 8. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|