Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разрешение споров в рамках ВТО





Виды международных экономических договоров. Разрешение экономических споров в рамках ВТО. Разрешение международных инвестиционных споров.

Международным экономическим договором называется соглашение между двумя и более государствами или иными субъектами международного экономического права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей в области экономических отношений между ними. Международные экономические договоры направлены на установление, изменение или прекращение определенных правоотношений между заключившими их государствами в области внешнеэкономической деятельности.

Для международного экономического договора, так же как и для других международных договоров, характерен момент волеизъявления государств, его подписавших, без чего не может быть договора. Исходя из принципа равенства и суверенитета государств, международный экономический договор должен содержать права и обязанности договаривающихся сторон. Если международный договор не содержит прав и обязанностей для каждой из сторон или же эти права и обязанности формально или фактически ставят одну из сторон в неравное, зависимое положение по отношению к контрагенту, то такой международный торговый договор является неравноправным.

В самом общем плане, исходя из объекта регулирования, экономические договоры можно подразделить на следующие основные группы:

1. Договоры, определяющие международно-правовой режим экономических связей.

2. Договоры, регулирующие движение товаров и услуг через государственные границы. Эта группа распадается на следующие виды: а) торговые соглашения, б) соглашения об оказании услуг, в) соглашения о научно-техническом сотрудничестве и т.д.

3. Договоры, регулирующие движение капиталов через государственные границы.

4. Договоры, регулирующие валютно-финансовые отношения между странами.

5. Соглашения о международном регулировании цен на сырьевые товары.



6. Соглашения о международном регулировании производства.

Разрешение споров в рамках ВТО

Споры, возникающие в рамках ВТО, подлежат рассмотрению Органом по разрешению споров (ОРС). Основным документом, регулирующим данные отношения, является Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров (далее — ДРС).

Основными стадиями рассмотрения спора являются:

1. Консультации

ОРС формально не принимает участия в консультациях, но он, а также соответствующие комитеты и советы ВТО уведомляются о запросе на проведение консультаций. В соответствии со ст. 5 ДРС на добровольной основе также могут применяться процедуры добрых услуг, примирения и посредничества. Для проведения консультаций используются дипломатические каналы. Если консультации не завершаются урегулированием спора, государство, чьи интересы затронуты, может потребовать учреждения третейской группы.

1. Рассмотрение спора третейской группой

В отличие от Апелляционного органа третейская группа не является постоянно действующей. При учреждении третейской группы важно верно указать все претензии, так как она не вправе анализировать вопросы, не указанные сторонами. Третейская группа рассматривает дело с точки зрения факта и права: она должна дать объективную оценку фактических обстоятельств дела и определить применимость к данному спору соответствующих соглашений. При рассмотрении спора третейской группой предусмотрено предварительное ознакомления сторон с докладом, состоящая из двух стадий: ознакомления с описательными разделами доклада и с финальной его версией (включает описательные разделы и выводы третейской группы по существу спора). При этом факты, установленные третейской группой, не могут быть пересмотрены Апелляционным органом. Подготовленный третейской группой доклад направляется в ОРС для последующего одобрения.

1. Рассмотрение спора Апелляционным органом

Апелляционный орган состоит из семи арбитров, но каждое дело рассматривают 3 арбитров, которые выбирают из своего состава председательствующего. Апелляционная жалоба может быть подана только сторонами по любым правовым основаниям, и у апелляционного органа нет права отказать в рассмотрении. Апелляционный орган рассматривает только вопросы права. Он может подтвердить, отменить либо изменить выводы и заключения третейской группы. Аналогично третейской группе Апелляционный орган не принимает решений, а направляет свой доклад ОРС для последующего одобрения.

1. Рассмотрение спора арбитражем

ДРС в ст. 25 предусматривает арбитражное разбирательство в качестве альтернативного способа урегулирования споров. Стороны должны уведомить членов ВТО о решение прибегнуть к арбитражному разбирательству для того, чтобы

Заинтересованные лица при согласии сторон могли стать участниками такого разбирательства. Решение арбитража не может затрагивать полномочия ОРС по толкованию норм соглашений ВТО и является обязательным для сторон. При невыполнении решения арбитража может быть задействован механизм предоставления компенсации и приостановления уступок (ст. 22 ДРС).

1. Решение ОРС

Ни третейская группа, ни Апелляционный орган не принимают решений. Их доклады направляются ОРС, функции которого выполняет Генеральный совет ВТО. Вследствие действия правила негативного консенсуса одобрение докладов третейских групп и Апелляционного органа носит автоматический характер.

Международные инвестиционные споры отличаются смешанным субъектным составом, часто в роли истца выступает частный иностранный̆ инвестор, а в качестве ответчика — государство — реципиент капитала. Механизм разрешения инвестиционных споров предусматривается в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Порядок разрешения международных инвестиционных споров регулируется национальным правом государства-реципиента и международным публичным правом.
Споры между государством и иностранным инвестором — частным лицом об от- ношениях, касающихся инвестиций, являются частноправовыми и, согласно нормам международного публичного права, подлежат, прежде всего, разрешению в нацио- нальных судах одной из спорящих сторон. Чаще всего такими судами являются суды государства, на территорию которого осуществляется инвестиция.
Важной гарантией защиты иностранных инвестиций является установление гиб- кого порядка разрешения инвестиционных споров, в том числе по толкованию и при- менению договоров между сторонами, предпочтительно путем переговоров. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что большинство договоров «О взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций» предусматривают возможность рассмотрения таких споров в международном арбитраже.
В соглашениях «О взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций» предусматриваются две основные процедуры урегулирования споров: 1) путем переговоров между сторонами; 2) путем арбитражной процедуры. После того как исчерпаны все средства мирного урегулирования споров между государством и частным инвестором, они по требованию одной из сторон разрешаются в арбитраже или третейском суде, причем третейский суд создается для каждого конкретного случая рассмотрения спора.
Включение конкретного положения в двусторонние инвестиционные договоры означает, что государства согласны передать решение инвестиционных споров меж- дународному коммерческому арбитражу.
Однако такая возможность предусматривается и в некоторых многосторонних международных договорах, например, в статье 1122 Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) или статье 26 Договора к энергетической хартии.
Кроме того, рассматриваемые договоры предусматривают, что инвестиционные споры могут быть решены и в арбитраже ad hoc.
Согласно некоторым из них споры разрешаются арбитражем в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНИСТРАЛ 1976 г.
Ряд соглашений предусматривает, что арбитражные решения обяза- тельны, окончательны и обжалованию не подлежат.
Весьма положительный характер имеет система разрешения споров в рамках Ге- нерального Соглашения по тарифам и торговле (далее ГАТТ), пользующаяся довери- ем стран-участниц. Механизм решения споров в рамках ГАТТ признан приемлемым международно-правовым институтом.
После создания Всемирной торговой организации (далее ВТО) был введен в действие более усовершенствованный механизм урегулирования споров, применяющийся и в настоящее время. Эти новые правила применимы лишь к спорам, рассмотрение которых началось после вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО 1994 г. В соответствии с п. 2 ст. 2 Соглашения, неотъемлемой частью его, обязательной для всех членов, является Приложение 2, именуемое «Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров», в котором содержатся нормы, регламентирующие процедуру рассмотрения споров.
Государства стремятся разрешать инвестиционные споры не на национальном, а на международном уровне, установленном на основе двух наиболее известных международно-правовых актов: Вашингтонской конвенции «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» 1965 г. и Сеульской конвенции «Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инве- стиций» 1985 г.
С принятием Вашингтонской конвенции 1965 г. были заложены институцио- нальные основы правовых механизмов разрешения инвестиционных споров. Она ввела в действие Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).
В соответствии со ст. 25 Вашингтонской конвенции, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров рассматривает инвестиционные споры, воз- никающие в связи с прямыми иностранными инвестициями между Договаривающими- ся государствами и лицами других договаривающихся государств».
Еще одна интересная проблема возникает в связи с деятельностью учрежденно- го в 1988 г. на основе Сеульской конвенции 1985 г. Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям, являющегося по правовой природе межгосударственной международной организацией (далее — МИГА). Отношения инвестора с Агентством оформляются частноправовым договором, который обязывает инвестора ежегодно выплачивать страховой взнос, определяемый как процент от суммы страховой гаран- тии. Со своей стороны Агентство обязывается выплачивать определенную страховую сумму в зависимости от величины убытков. При этом к Агентству в порядке суброгации переходят претензии к соответствующему государству, таким образом, спор из частноправового переходит в международно-правовой.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.