Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 2.2. Финансовый контроль и пути повышения его эффективности.




В целях совершенствования финансового контроля и повышения его эффективности в условиях перехода к рыночной экономике следует осуществить ряд мер по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества и предприятия, основанные на иных формах собственности, укрепить государственный финансовый контроль в сочетании с принципиально новыми хозрасчетными формами организации контроля, адекватными рыночными методами хозяйствования.

В настоящее время и экономической теорией, и хозяйственной практикой признана острая необходимость реформирования системы государственного финансового контроля над государственными и муниципальными финансами и собственностью, а также развития финансового контроля над частным капиталом, который осуществлял бы наряду с последующим контролем предшествующий и текущий контроль в соответствии с их основными назначениями.

Как свидетельствует практика, в настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая система государственного финансового контроля, в стране создано и функционирует множество контролирующих органов различной ведомственной подчинённости, слабо взаимодействующих между собой. Региональные и муниципальные органы финансового контроля сегодня фактически находятся вне закона. До сих пор нет федерального закона, который определил бы сферу их деятельности.

В Российской Федерации насчитывается свыше 60 федеральных контролирующих органов различной ведомственной подчиненности, которые имеют (как правило) территориальные подразделения в субъектах Федерации. Вопросами финансового контроля занимаются более 10 федеральных органов. Каждый из них, будучи независимым от остальных, самостоятельно планирует и проводит контрольные мероприятия, выполняет достаточно разобщенные функции, несогласованные между собой.

Несмотря на наличие свыше 260 различных законов, указов, постановлений, инструкций, распоряжений и других законодательных и нормативных актов, координация и распределение контрольных функций и полномочий зачастую преследует узковедомственные интересы, существенно снижая эффективность финансового контроля в целом. Основным недостатком государственного финансового контроля остается отсутствие системы и как следствие - его низкая эффективность.

До сих пор не разработана и не утверждена официальная концепция системы государственного финансового контроля в России. Представлены два проекта единой концепции - правительственный вариант и вариант Счетной палаты Российской Федерации, имеющие существенные расхождения по ключевым вопросам.

В целях эффективности функций финансового контроля мэром Москвы создано распоряжение о создании совета по совершенствованию государственного финансового контроля. Приложение № 2.

При совершенствовании системы финансового контроля, принципиально важно использование зарубежного опыта. Здесь речь может идти о поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.

Принципиально значимым представляется достижение в деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, амозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

В настоящее время большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности.

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ, оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств.

Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведённых ревизий и проверок. Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок её проведения; состав органов, имеющих право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций.

Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, - Министерства финансов РФ, органов федерального Казначейства, Счётной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств, при осуществлении последующего финансового контроля.

Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования эффективности государственного финансового контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов.

В целях совершенствования аудиторского контроля особого внимания заслуживает проблема повышения качества оказываемых аудиторских услуг. Важное значение в этой связи приобретает разработка дополнительных критериев, характеризующих деятельность аудиторских организаций помимо соблюдения действующих правил (стандартов). Кроме того, повышению качества оказываемых аудиторских услуг будут способствовать и такие факторы, как создание методик оценки ущерба от осуществления некачественного аудита, упрощение существующей системы судебного делопроизводства, повышение уровня квалификации аудиторов и др.

 

Заключение.

Действующая в обществе система контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью направлена на обеспечение доверия акционеров и инвесторов к обществу и повышение осведомленности исполнительного органа о состоянии дел в обществе. Основной целью такого контроля является защита инвестиций акционеров, обеспечение органов управления четкой и своевременной информацией о результатах принимаемых решений, выявление и пресечение злоупотреблений со стороны должностных лиц и сотрудников общества.

Законодательство предусматривает, что контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества осуществляется разными органами в разных аспектах. Крайне важно правильно распределить компетенцию и организовать систему взаимодействия между этими органами таким образом, чтобы они усиливали деятельность друг друга, а не вступали в конфликт.

Законодательством предусмотрено создание в обществе специального органа ревизионной комиссии (ревизора), избираемой общим собранием акционеров, как правило, из их числа, а также привлечение независимой аудиторской организации (аудитора), выбор которой относится к компетенции совета директоров общества. Однако следует учитывать, что ревизионная комиссия и независимый аудитор имеют некоторые ограничения в своей деятельности, которые могут поставить под сомнение эффективность осуществляемого ими контроля.

Ревизионная комиссия (ревизор) избираются общим собранием акционеров, как правило, из числа самих акционеров, подавляющее большинство из которых не имеют специальных знаний, опыта и не обладают необходимой квалификацией. Главной задачей ревизионной комиссии является проверка годового отчета общества, и члены комиссии редко проявляют инициативу, поскольку размер выплачиваемого им вознаграждения не зависит от эффективности их работы, а выявление нарушений в бухгалтерской отчетности требует высокой квалификации, значительного времени и усилий.

В связи с тем, что выбор независимого аудитора общества входит в компетенцию совета директоров, большинство членов которого составляют директора, лояльные контролирующему акционеру (группе контролирующих акционеров), при выборе аудиторской организации (аудитора) существует риск того, что такие директора могут поддаться соблазну выбрать аудитора, на которого они смогут оказать влияние с тем, чтобы он скрыл результаты злоупотреблений или ошибочных решений руководства общества, за которые должен нести ответственность совет директоров.

Недостатки предложенной системы контроля могут иметь негативные последствия для предприятий среднего бизнеса, но для крупных предприятий с разветвленной организационной структурой, множеством производимых операций и большими объемами сделок само существование недостаточно эффективной системы контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью неприемлемо, даже с точки зрения управленческого контроля над процессами со стороны исполнительного органа.

Для повышения эффективности контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества рекомендуется подкрепить деятельность ревизионной комиссии и независимого аудитора дополнительными органами, создаваемыми в рамках общества - контрольно-ревизионной службой (служба внутреннего аудита) и аудиторским комитетом совета директоров.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...