Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Папка по самообразованию. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Чужакиной Вероники Владимировны. Перспективы при продолжении работы на следующий год




Папка по самообразованию

на тему:

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

 

воспитателя старшей группы

Чужакиной Вероники Владимировны

 

на 2020 – 2021 уч. г.

 

 

_________________________________________________________________

 

1. ФИО – Чужакина Вероника Владимировна.

2. Образование – средне-специальное, первая квалификационная категория

3. Тема самообразования – «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».

4. Работа начата – 01. 09. 2020.

5. Предполагается закончить – 31. 05. 2021.

 

Цель: повысить профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ГОС.

Задачи:

- повысить свой теоретический и научно – методический уровень. через подборку и изучение методической литературы;

- проанализировать условия, созданные в детском саду для патриотического воспитания;

- разработать консультации для родителей;

- разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;

- провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

 

Перспективы при продолжении работы на следующий год

- продолжить работу по теме «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в условиях ГОС».

- изучить новинки методической литературы;

- в работе с родителями включить организацию совместных праздников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы на год.

 

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека». 2. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание». 3. Козлова С. А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью».   4. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников».  

Работа с детьми

 

 

Сентябрь 1. Оформление уголка в старшей группе «Мы живём в России».   1. Стенд «Мы живём в России».
Октябрь 1. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. 2. Беседы на тему «Моя малая Родина», «Моя семья». 1. Картотека игр.   2. Выставка детских рисунков «Родной город».
Ноябрь 1. Ознакомление с символикой России и Республики Бурятия. 1. Демонстрация презентаций «Символы России», «Символы Бурятии».
Декабрь 1. Ознакомление с традициями русского народа. 1. Развлечение «Игры наших бабушек». 2. Изготовление папки «Народный костюм.

 

 

Январь 1. Ознакомление с традиционными блюдами России. Выставка поделок «Русские блюда»
Февраль 1. «Праздник Белый Месяц - Сагаалган». 2. Проведение праздника «День защитника отечества». 1. Музыкальное развлечение «Сагаалган» 2. Спорт праздник посвященный Дню защитника отечества.
Март 1. Беседы на тему «Моя мама – лучшая на свете». 1 Выставка детский работ «Моя мама – лучшая на свете».
Апрель 1. ОД «Мы первые в космосе! » 1. Демонстрация презентации на тему «Космос».
Май 1. Создание лепбука «Книга памяти. Мы помним, мы гордимся» 1. Подготовка стенгазеты «Герои России».

Работа с семьёй

Сентябрь 1. Чтение литературы о Родине, о ВОВ и других исторических событиях. 1. Информация для родительского уголка.
Октябрь 1. Консультации для родителей.   1. Выставка детских рисунков «Улан – Удэ – любимый город».
Ноябрь 1. Консультации для родителей. 1. Выставка поделок «Чудеса Байкала».
Декабрь 1. Показ открытого мероприятия. 1. Развлечение «Игры наших бабушек».  
Январь 1. Консультации для родителей.   1 Информация для родительского уголка.
Февраль 1. Конкурс плакатов «Защитники отечества». 3. Конкурс «Малгай – своими руками». Конкурс «Мой национальный костюм» 1. Выставка.
Март 1. Конкурс «Моя мама – лучшая на свете». 1. Выставка работ.
Апрель. 1. Консультации для родителей. 1. Информация для родительского уголка.
Май 1. Работа по благоустройству территории детского сада. 1. Проведение субботника.
Самореализация Декабрь 1. Показ открытого мероприятия. 1. Развлечение «Игры наших бабушек».
  Май 1. Отчёт по теме самообразования. 1. Выступление на педсовете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольника.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».                                                         С. Михалков 

 

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

   Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.  

 Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любить Родину — значит знать ее, прежде всего свою малую Родину.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому; — воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским, бурятским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:  

* особенности дошкольного возраста,  

* многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие теоретических и методических разработок.

 

В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. " Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К. Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин " народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детскимсадом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Формы и методы работы.

• Занятия.

• Беседы.

• Рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографий.

• Схемы, рисунки мелом.

• Наблюдения.

• Игры.

• Метод решения проблемных ситуаций.

• Загадки, пословицы.

• Чтение художественных произведений • Виртуальные прогулки и экскурсии. Праздники.

• Изобразительная деятельность.

• Настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры.

• Семейный творческий конкурс, рисунки, поделки, советы родителям.

• Конкурс детского рисунка, детский вернисаж.

• Встреча детей с защитниками Отечества.

• Досуги.

• Работа в книжном уголке.

 

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. д.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре " Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в " поездки и путешествия" (по Байкалу, в прошлое города и т. д. ). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и " живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д. ). " Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. " В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого отношения, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

 

 

 

 

 Конспект ОД.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...