VII. Из чина заупокойной службы (в мясопустную субботу), панихиды и погребения умерших.
Стихиры на «Господи воззвах», гл.8: 1.«Вспоминая всех умерших, от начала мира благочестиво живших, будем, верующие, воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, Самому Богу нашему, Судии всех живущих на земле, и с радостью удостоились стать по правую сторону Его, на стороне угодивших Ему, получив участие со святыми в светлом и вечноблаженном Его Небесном Царстве». 2.«Спаситель, Ты искупивший людей Своею кровию, Своею смертью избавивший нас от горькой смерти и Своим воскресением дающий нам вечную жизнь, упокой, Господи, всех умерших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на земле, всех правителей, священников, архиереев, монахов и мирских всякого возраста, и удостой их небесного Твоего царства». 3.«Христе, чрез Твое воскресение смерть уже не владеет скончавшимися в благочестии. Поэтому и молимся Тебе прилежно: упокой Твоих рабов (или раба Твоего) в Твоем блаженном жилище, там, где пребывает Авраам, всех, которые от Адама и до настоящего дня послужили Тебе верно, отцев и братьев наших, друзей и родных вместе, и переселились к Тебе многоразличными образами. Боже, удостой их всех небесного Твоего царства». Слава:«Я плачу и рыдаю… стр.247 (см, ниже самогласны, гл.8). На стиховне там же, гл.6:«Началом существа моего… стр.247»Стихиры на хвалитех, гл.8: 1.«Братья, приидите прежде, чем наступил конец, рассмотрим всю немощность нашей природы, все ничтожество наших телесных органов. Что все это? Прах, тление, пища червей. Всмотримся в могильные трупы, — где силы? где красота лица? где говоривший умные речи язык? где блеск и яркость глаз? — все истлело! О, Спаситель, пощади всех нас». 2.«Что обольщается человек, обманывая сам себя? Что напрасно суетится; он — прах через самое короткое время. Что не подумает, что он не больше, как гниль и тление и — весь смешается с землей? А если мы, люди, гниль и прах, так зачем же так прилепляемся к земле? Зачем не стремимся ко Христу, Которому мы так близки? О, презрев эту ограниченную мимолетную жизнь, позаботимся о жизни нетленной, которая есть Христос, просвещение наших душ!». Слава, гл. 2:«Как цвет увядает, как тень исчезает, так мелькает жизнь всякого. А там, когда раздастся труба Архангела, мертвые все воспрянут и устремятся навстречу к Тебе, Христе Боже, тогда, Владыка, души тех, которых Ты уже воззвал от нас, всели в вечно блаженном Твоем Жилище».
Великая ектения. 1.«В мире Господу помолимся».2.«О ниспослании мира свыше, прощении грехов и спасении душ наших, Господу помолимся». 3.«Об оставлении согрешений скончавшегося (скончавшейся, скончавшихся) в надежде на блаженство вечной жизни, Господу помолимся». 4.«О даровании всегда поминаемому (поминаемой, поминаемым) рабу божию (имя…рабе, рабам), покоя, тишины и блаженной памяти. Господу помолимся». 5. «О прощении всех его (ее, их) согрешений вольных и невольных, Господу помолимся». 6. «Чтобы без осуждения предстать ему (ей, им) пред величественным Престолом Божией славы, Господу помолимся». 7. «О плачущих и скорбящих, ожидающих Христова утешения, Господу помолимся». 8. «Об освобождении его (ее, их) от всяких болезней, скорбей и душевных страданий и о вселгнии его (ее, их) там, где сияег свет лица Божия, Господу помолимся». 9. «Чтобы Господь Бог наш вселил душу его (ее, их) в страну света, блаженства и покоя, где пребывают праведные, Господу помолимся». 10»О вселении его (ее, их) в месте общения с Авраамом, Исааком и Иаковом, Господу помолимся». 11. «Чтобы избавиться нам от всякой скорби, гнева и нужды, Господу помолимся». 12. «Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию…. Испросивши ему (ей, им) милости Божией, царства небесного и оставления грехов, сами себя, друг друга и всю нашу жизнь Христу Богу предадим».
Молитва на каждой ектении. «Боже духов и всякой плоти, победивший смерть, уничтоживший власть диавола, даровавший жизнь Твоему миру. Ты Сам, Господи, упокой душу скончавшегося раба Твоего (имя рабы, рабов). –Если общее поминовение, то: Святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, а также послуживших Тебе в священническом, церковном и монашеском чине, создателей этого святого храма православных праотцев, отцев, братьев и сестер, здесь и повсюду лежащих; благочестивых правителей и правительниц, вождей, воинов, братьев и сестер милосердия, на войне за веру и отечество жизнь свою положивших; верных, убиенных в междуусобной брани, утонувших, сгоревших, растерзанных зверями, без покаяния внезапно скончавшихся и неуспевших примириться с церковью и со своими врагами; в исступлении ума самоубиенных; тех, о которых просили нас молиться, о которых некому молиться, и верующих, лишенных христианского погребения –и всели его (ее, их) в места света, блаженства, покоя, где нет болезней, печали и душевных страданий. Как Благий и Человеколюбивый Бог, прости ему (ей, им) всякое согрешение, сделанное им (ею, ими) словом, или делом, или помышлением, ибо нет человека, который пожил бы и не согрешил, так как Ты Один только безгрешен и Твое правосудие–правосудие вечное и слово Твое–истина. Ибо Ты — воскресение, жизнь и покой усопших рабов Твоих (раба, рабы–имена), Христе Боже наш, и Тебе воссылаем славу с Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь». Ектения о младенцах. 1. «Еще молимся об упокоении блаженного младенца (имя), чтобы удостой его Господь, по неложному Своему обещанию, царства небесного». 2. «Чтобы Господь Бог — «3. «Милости Божией, царства небесного, упокоения со святыми ему и самим себе у Христа, Бессмертного Царя и Бога нашего просим». Молитва о младенцах. «Господи Иисусе Христе Боже наш, обещавший даровать царство небесное родившимся от воды и Духа и переселившимся к Тебе т непорочной жизни, и сказавший: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть царство небесное», смиренно молимся Тебе: даруй, по Твоему неложному обещанию, наследовать царство небесное рабу Твоему, непорочному младенцу, ныне от нас переселившемуся, а нас удостой беспорочной жизни, христианской кончины и вселения со всеми святыми в небесных чертогах. Ибо Ты — воскресение, жизнь и упокоение всех рабов Твоих и переселившегося ныне младенца (имя), Христе Боже наш, и Тебе воссылаем славу, с Безначальным Твоим Отцем, Пресвятым, Благим и Дающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».
Стихи на «Аллилуйя»: 1. «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих». 2. «Память о нем в род и род». 3. «Души их пребудут во благе». Тропарь, гл. 8: «С глубочайшею мудростью по человеколюбию все устрояющий и веем полезное подающий, Один Создатель! Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы, рабов), возложившего надежду на Тебя, Творца и Промыслителя Бога нашего». Слава и ныне: «В Тебе мы имеем покров и пристанище и мо–литвенницу благоугодную Богу, Которого Ты, Богородица Девственная, родила для спасения верующих»”. Поется 118 псалом с разделением на три части / припевами после каждого стиха. На первой части с 1–73 ст. «Аллилуйя»; на второй–с 73–102 ст. Помилуй раба Твоею (рабу, рабов): на третьей — с 102 ст. до конца– «Спаситель, спаси нас». 118 псалом. 1. «Блаженны непорочные в пути, и ходящие в законе Господнем. 2. Блаженны хранящие откровение Его, всем сердцем ищущие Его. 3. Они не делают беззакония, ходят путями Его. 4. Ты заповедал повеления Твои хранить твердо. 5. О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих. 6. Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои; 7. Я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей. 8. Буду хранить уставы Твои, не оставляй меня совсем. 9. Как юноше содержать в чистоте путь свой–хранением себя по слову Твоему. 10. Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих. 11. В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою. 12. Благословен Ты, Господи, научи меня уставам Твоим. 13. Устами моими возвещал я все суды уст Твоих. 14. На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве. 15. О заповедях Твоих размышляю и взирав на пути Твои. 16. Уставами Твоими утешаюсь; не забываю слова Твоего. 17. Яви милость рабу Твоему и буду жить и хранить слово Твое. 18. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. 19. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих. 20. Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время. 21. Ты укротил гордых, проклятих, уклоняющихся от заповедей Твоих. 22. Сними с меня поношение и посрамление, ибо я храню откровения Твои. 2& Князья сидят и сговариваются против меня, а раб Твой размышляет об уставах Твоих. 24. Откровения Твои–утешение мое, и уставы Твои–советники мои. 25. Душа моя повержена в прах, оживи меня по слову Твоему. 26. Об'явил я пути мои и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим. 27. Дай мне уразуметь путь повелений Твоих и буду размышлять о Чудесах Твоих. 28. Душа моя истаевает от сгорби: укрепи; меня но слову Твоему. 29. Удали от меня путь лжи и закон Твой даруй мне. 30. Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои. 31. Я прилепился к откровениям Твоим, Господи, не постыди меня. 32. Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширить сердце мое. 33. Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих и ж буду держаться его до конца. 34. Вразуми меня и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем. 35, Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее. 36. Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти. 37. Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем. 38. Утверди слово Твое рабу Твоему ради благоговения пред Тобою. 39. Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои благи. 40. Вот я возжелал повелений Твоих, животвори меня правдою Твоею. 41. Да придут ко мне милости Твои, Господи, спасение Твое по слову Твоему. 42. И я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое. 43. Не отнимай совсем от уст моих слова истины, ибо я уповаю на суды Твои. 44. И буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки. 45. Буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих. 46. Буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь. 47. Буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил. 48. Руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих. 49. Вспомни слово Твое к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать. 50. Это–утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня. 51. Гордые крайне ругались надо мною, но я не уклонился от закона Твоего. 52. Вспоминал суды Твои, Господи, от века и утешался. 53. Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой. 54. Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих. 55. Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой. 56. Од стал моим, ибо повеления Твои храню. 57. Удел мой,. Господи, сказал я, соблюдать слова Твои. 58. Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему. 59. Размышлял о путях моих и обращал стопы мои к; откровениям Твоим. 60. Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои. 61. Сети нечестивых окружили меня, но я не забывал закона Твоего. 62. В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои. 63. Общник я всем боящимся Тебя и хранящим поведения Твои. 64. Милости Твоей, Господи, полна земля; научи меня уставам Твоим. 65. Благо сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему. 66. Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую. 67. Прежде страдания моего я заблуждал, а ныне слово Твое храню. 68. Благ и благодетелен Ты, Господи, научи меня уставам Твоим. 69. Гордые сплетают на меня ложь; я же всем сердцем буду хранить повеления Твои. 70. Ожирело сердце их, как тук; я же законом Твоим утешаюсь. 71. Благо мне, что я пострадал, чтобы научиться уставам Твоим. 72. Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра. 73. Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня и научусь заповедям Твоим. 74. Боящиеся Тебя увидят меня и возрадуются, что я уповаю на слово Твое. 75. Знаю, Господи, что суды Твои праведны, и по справедливости Ты наказал меня. 76. Да будет же милость Твоя утешением моим, по слову Твоему к рабу Твоему. 77. Да придет ко мне милосердие Твое и я буду жить, ибо закон Твой–утешение мое. 78. Да будут постыжены гордые, ибо безвинно угнетают меня; я размышляю о повелениях Твоих. 79. Да обратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие откровения Твои. 80. Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился. 81. Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое. 82. Истаевают очи мои о слове Твоем; я говорю:«Когда Ты утешишь меня»? 83. Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл. 84. Сколько дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими? 85. Яму вырыли мне гордые вопреки закону Твоему. 86. Все заповеди Твои–истина; несправедливо преследуют меня; помоги мне. 87. Едва не погубили меня на земле, но я не оставил повелений Твоих. 88. По милости Твоей оживляй меня и буду хранить откровения уст Твоих. 89. На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах. 90. Истина Твоя в род и род. Ты поставил землю и она стоит. 91. По определениям Твоим все стоит до ныне, ибо все служит Тебе. 92. Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. 93. Во век не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня. 94. Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих. 95. Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить, а я углубляюсь в откровения Твои. 96. Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна. 97. Как люблю я закон Твой, весь день размышляю о нем. 98. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. 99. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. 100. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню. 101. От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое. 102. От судов Твоих йе уклоняюсь ибо Ты научаешь меня. 103. Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим. 104. Повелениями Твоими я вразумлен, потому ненавижу всякий путь лжи. 105. Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей. 106. Я клял, я хранить праведные суды Твои и исполню. 107. Сильно угнетен я, Господи, оживи меня по слову Твоему. 108. Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих и судам Твоим научи меня. 109. Душа моя непрестанно в опасности в руке моей, но закона Твоего не забываю. 110, Нечестивые поставили для меня сеть, но я не уклонился от повелений Твоих, 111. Откровения Твои я принял, как наследие на веки, ибо они веселие сердца моего. 112. Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих на век, до конца. 11З. Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю. 114. Ты покров мой и щит мой, на слово Твое уповаю. 115. Удалитесь от меня, беззаконные, и буду хранить заповеди Бога моего. 116. Укрепи меня но слову Твоему и буду жить; не посрами меня в надежде моей. 117. Поддержи меня и спасусь, и в уставы Твои буду вникать непрестанно. 118. Всех, отступающих от уставов Твоих, Ты низлагаешь, ибо ухищрения их–ложь. 119. Как изгарь, отметаешь Ты всех нечестивых земли, потому я возлюбил откровения Твои. 120. Трепещет от страха Твоего плоть моя и судова Твоих я боюсь. 121. Я совершал суд и правду, не предай меня гонителям моим. 122. Защити раба Твоего ко благу его, чтобы не угнетали меня гордые. 123. Истаевают очи мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей. 124. Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей и уставам Твоим научи меня. 125. Я раб Твой: вразуми меня, и познаю откровения Твои. 126. Время Господу действовать: закон Твой разорили. 127. А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого. 128. Все повеления Твои — все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу. 129. Дивны откровения Твои; потому хранит их душа моя. 130. Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых. 131. Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду. 132. Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое. 133. Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию; 134. избавь меня от угнетения человеческого, и буду хранить повеления Твои; 135. осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим. 136. Из глаз моих текут потоки вод от того, что не хранят закона Твоего. 137. Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои. 138. Откровения Твои, которые Ты заповедал, — правда и совершенная истина. 139. Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои. 140. Слово Твое весьма чисто, и раб Твой возлюбил его. 141. Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю. 142. Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина. 143. Скорбь и горесть постигли меня; заповеди Твои — утешение мое. 144. Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить. 145. Взываю всем сердцем моим: услышь меня, Господи, — и сохраню уставы Твои. 146. Призываю Тебя: спаси меня, и буду хранить откровения Твои. 147. Предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю. 148. Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое. 149. Услышь голос мой по милости Твоей, Господи; по суду Твоему оживи меня. 150. Приблизились замышляющие лукавство; далеки они от закона Твоего. 151. Близок Ты, Господи, и все заповеди Твои — истина. 152. Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их на веки. 153. Воззри на бедствие мое и избавь меня, ибо я не забываю закона Твоего. 154. Вступись в дело мое и защити меня; по слову Твоему оживи меня. 155. Далеко от нечестивых спасение, ибо они уставов Твоих не ищут. 156. Много щедрот Твоих, Господи; по суду Твоему оживи меня. 157. Много у меня гонителей и врагов, но от откровений Твоих я не удаляюсь. 158. Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего. 159. Зри, как я люблю повеления Твои; по милости Твоей, Господи, оживи меня. 160. Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей. 161. Князья гонят меня безвинно, но сердце мое боится слова Твоего. 162. Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль. 163. Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю. 164. Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей. 165. Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения. 166. Уповаю на спасение Твое, Господи, и заповеди Твои исполняю. 167. Душа моя хранит откровения Твои, и я люблю их крепко. 168. Храню повеления Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою. 169. Да приблизится вопль мой пред лице Твое, Господи; по слову Твоему вразуми меня. 170. Да придет моление мое пред лице Твое; по слову Твоему избавь меня. 171. Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим. 172. Язык мой возгласит слово Твое, ибо все заповеди Твои праведны. 173. Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои избрал. 174. Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение мое. 175. Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. 176. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл.
Тропари, гл. 8. Припев: «Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим». 1. «Все святые нашли источник жизни в»Боге и дверь рая, да найду и я путь туда через покаяние. Я–овца погибшая, но воззови меня, Спаситель, и спаси меня». 2. «Святые мученики, проповедавшие Агнца Божия, и сами закланные, как агнцы, перешедши к жизни нестареющейся и вечной, усердно молите Спасителя подать нам разрешение грехов». 3. «Шедшие тесным путем скорбей, все взявшие в жизни крест, как иго, и последовавшие за Мною с верою, приидите, насладитесь почестями, приготовленными Мною для вас, и венчайтесь венцами небесными». 4. «Я–образ Твоей неизреченной славы, хотя и ношу язвы грехов; сжалься над Твоим созданием, Владыка, очисти его Твоим милосердием и подай мне вожделенное отечество, вновь сделав меня жителем рая». 5. «В древности призвавший меня к жизни из небытия и украсивший Твоим Божественным образом, но за нарушение заповеди вновь возвративший меня в землю, из которой я взят был, возведи меня в достоинство Твоего подобия, облекши в утраченную мною красоту Твоего образа». 6. «Упокой, Боже, раба Твоего (рабу, рабов) и дай ему (ей, им) место в раю, где все святые, Господи, и праведники сияют, как светила. Усопшего раба Твоего (рабу, рабов) упокой, презирая все его (ее, их) согрешении». 7. Слава: «Тройственным светом сияющего Единого Бога благоговейно воспоем, возглашая: Свят Ты, Отец Безначальный, также Безначальный Сын и Божественный Дух. Просвети нас, служащих Тебе верою, и избавь от вечного огня». И ныне: «Радуйся, Чистая, родившая Бога плотию для спасения всех, через Тебя человечество нашло спасение, да найдем и мы через Тебя рай, Богородица Чистая, Благословенная. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже». (Трижды). Малая ентения. 1. «Еще и снова в мире Госиоду помолимся». 2. «Помолимся об упокоении души скончавшегося раба Божия (имя), чтобы простились ему все прегрешения его вольные и невольные». 3. «Чтобы Господь Бог вселил душу его, где праведные покоятся». 4. „ Милости Божией, царства небесного м оставления грехов его у Христа, Бессмертного Царя м Бога нашего просим». Седален гл. 5 «Упокой, Спаситель наш, с праведными раба Твоего и всели его в обитель Твою, как написано, прощая, как Благий, согрешения его вольные и невольные и все сделанное им сознательно и несознательно, Человеколюбец». Слава и ныне: «Христе Боже, воссиявший миру от Девы и через Нее сделавший нас сынами света, помилуй нас». Канон с ирмосами 6 или 8 гл. После3 песни ектения и седален, гл. 6: «О, поистине, все суета; вся жизнь–тень и сновидение. Итак, напрасно светится всякий житель земли, как говорит и Священное Писание. Бот, если и целый мир соберем себе, так и тогда в могилу переселимся, куда одинаково переселяются и правители, и нищие. Но, Христе Боже, упокой уже переселившегося, как Человеколюбивый». Слава и ныне, Богородичен: «Веесвятая Богородица, не оставь меня во время моей жизни, не вверяй меня человеческому: покровительству, но Сама защити и спаси меня». После 6 песни–ектения. Кондак, гл. 8: «Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего там, где нет ни болезней, пи печалей, ни душевных страданий, но жизнь бесконечная». Икос, гл. 8: «Сам Ты — Один Бессмертный, Творец и Создатель человека; мы же смертные из земли) созданы и в ту же землю возвратимся, как Ты, Создавший меня, повелел, сказав мне: «ты–земля и в землю возвратишься». Туда и мы смертные пойдем, с надгробными рыданиями возглашая песнь: Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя». Стихиры (самогласны) святою Иоанна Дамаскина. Глас?: «Какая житейская радость не смешана с: горем? Какая слава стоит на земле непоколебимо? Все ничтожнее тени, все обманчивее сновидений: одно мгновение и смерть все отнимает. Но, Христе, как Человеколюбец, упокой избранного Тобою во свете лица Твоего и в наслаждении красотою Твоею». Гл. 2: «О, как страдает душа, разлучаясь с телом! О, сколько она проливает в это время слез и некому ее пожалеть! Обращается она к Ангелам и напрасно молит их; простирает руки к людям и некому помочь. Поэтому, мои возлюбленные братья, уразумев краткость нашей жизни, попросим у Христа упокоения переселившемуся от нас, а своим душам великой милости». Гл. 3. «Все человеческое, что не остается после смерти, –ничтожество; не остается с человеком богатство, не сопутствует ему слава. Только придет смерть и все это исчезло. Поэтому воскликнем Бессмертному Христу: упокой переселившегося от нас там, где жилище всех радующихся». Гл 4. «Где привязанность к миру? Где мечты о скоропреходящих благах? Где золото и серебро? Где множество шумных слуг? Все–прах, все–пепел, все–призрак. По приходите, воскликнем бессмертному Царю: Господи, удостой переселившегося от нас вечных Твоих благ, упокоевая его в неувядаемом блаженстве Твоем». Гл. 5 «Вспомнил я пророка, воскликнувшего: «Я–земля и пепел»! И потом всмотрелся я в могилы, увидел обнаженные кости и сказал себе: «Кто же здесь властитель? Кто простой воин? Который богатый или нищий, праведник или грешник? Но упокой, Господи, с праведными раба Твоего». Гл. 6: «Началом существа моего было Твое творческое повеление, ибо, восхотев составить меня живым из невидимого начала и видимой природы, Ты создал мое тело из земли, а душу дал мне, вдохнув ее Твоим Божественным и дающим жизнь дуновением. Поэтому, Христе, упокой раба Твоего в стране живых, в жилище праведников». Гл. 7. «Создавши вначале человека по образу Твоему и подобию, Ты поселил его в раю, чтобы он владел Твоими тварями. Но обольщенный завистью диавола, он вкусил запрещенного плода, сделавшись нарушителей заповедей Твоих. Поэтому, Господи, Ты и осудил его возвратиться в землю и просить у Тебя упокоения». Гл. 8: «Я вдачу и рыдаю всякий раз, как помыслю о смерти и увижу лежащую в гробу, созданную по образу Божию нашу красоту безобразною, бесславною, не имеющею никакого вида. О, чудо! что за таинственное явление с нами? Как предались мы разложению? Как соединились со смертью? Воистину это, как сказано в Писании, по повелению Бога, дающего упокоение ушедшему от нас». Прокимен, гл. 6: «Блажен путь, по которому ты, душа, идешь ныне, ибо тебе приготовлено место упокоения». Стих: «Возвратись, душа моя, в покой Твой; ибо Господь облагодетельствовал тебя», (Пс. 114; 7). Стихиры при последнем целовании, гл. 2.: 1. «Приидите, братья, дадим последнее целование умершему (умершей), принося благодарение Богу. Вот он ушел от своих родственников и спешит к могиле, уже не заботясь о земной суете и о многострадальной плоти. Где теперь его родные и друзья? Сейчас мы с ним (с ней) разлучаемся. Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его (ее)». 2. «Что это за разлука, братья, что за плач, что за рыдания в настоящие минуты? Приходите же, целуйте его (ее), недавно бывшего с нами. Он отдается могиле, покрывается камнем, поселяется во тьме, погребается с мертвыми. Он (она) разлучается в эту минуту с родными и друзьями. Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его (ее)». 3. «Ныне расстраивается все лукавое торжество житейской суетности: дух ушел из своего жилища и глина почернела; сосуд разбился, он безгласен, бесчувствен, мертв, недвижим. Провожая почившего в могилу, помолимся Господу, чтобы Он дал ему вечное упокоение». 4. «Что наша жизнь? Поистине–цвет, дым, утренняя роса. Вот приходите, посмотрим пристально на могилы: где красота телесная, где юность, где глаза, где стройность тела? Все высохло, как трава; все обезображено. Приходите же, со слезами припадем к стопам Христа». 5. «Разлучение души с телом есть великий плач и рыдание, великий стон и страдание. Кратковременная человеческая жизнь, призрачная тень, обольстительный сон с воображаемыми несчастиями земной жизни, есть ад и погибель. Поэтому далеко убежим всякого мирского греха, чтобы наследовать царство небесное». 6. «Подумаем все о последнем часе, видя лежащего пред нами мертвеца. Вот он исчезает, как дым от земли; отцвел» точно цветок; скошен, как трава; обвит полотном, засыпается землею. Оставив его навсегда невидимым, помолимся Христу, чтобы Он дал ему вечное упокоение». 7. «Приходите, потомки Адамовы, посмотрим на подобного нам, поверженного на землю, потерявшего всякое благообразие, разложившегося в гробу от гнилостных червей, поглощаемого тьмою и покрываемого землею. Покинув его навсегда невидимым, помолимся Христу, чтобы Он дал ему вечное упокоение». 8. «Когда душа готовится быть насильно унесенной из тела страшными ангелами, она забывает всех родственников и знакомых и только заботится о том, как стать на предстоящем суде с ответом за суету и прегрешения несчастной плоти и получить прощение. Поэтому смиренно все помолимся Судии, чтобы простил ему Господь все грехи, ям сделанные». 9. «Приходите, братья, посмотрим в гробу на пепел и прах, из которого мы созданы. Куда мы ныне идем, что с нами стало? Кто здесь бедняк и кто богач? Кто господин, кто благородный–не все ли одинаково пепел? Разложилась красота лица, а весь цвет юности иссушила смерть». 10. «Поистине все житейские удовольствия и слава суть обреченное на гибель ничтожество: все мы умираем, все будем мертвецами, — властители и правители, судьи и вельможи, богатые ж нищие и всякое человеческое существо. Некогда живые, ныне повержены в гробах. Помолимся, да упокоит его Господь». 11. «Все члены тела являются теперь праздными; недавно они двигались, ныне все бездействуют, мертвы, бесчувственны: глаза померкли, ноги связаны, а рукн и слух бездейственны; на язык наложена печать молчания, –человек предается могиле. Поистине все человеческое–одно ничтожество»1. 12. «Спасай надеющихся на Тебя, Матерь незаходящего Солнца, Бого–родительница, молим Тебя: Твоими молитвами умоли Всемилостивого упокоить ныне переселившегося от нас, где упокоеваются души праведников; сделай его, Непорочная, наследником Божественных благ в жилище праведников, в память вечную». Слава, гл. 6: «Видя меня, лежащего пред вами безгласным и бездыханным, плачьте обо мне, братья и друзья, родные н знакомые. Вчерашний день я беседовал с вами и внезапно настал для меня час смерти. Приидите же все, любящие меня, и дайте мне последили поцелуй, ибо я уже не буду более ходить и беседовать с вами, так как иду к Судье, у Которого нет лицеприятия: раб и господин вместе стоят перед Ним, властитель и простой воин, богатый и бедный–в равной чести; каждый прославится или посрамится собственными делами. Поэтому я смиренно прошу всех непрестанно молиться за меня Христу Богу, чтобы меня но отвели по грехам моим в место мучения, но чтобы Он вселил меня тудч, где Свет жизни». И ныне, Богородичен, гл. 6: „ По молитвам родившей Тебя, Христе, и Предтечи Твоего, Аиостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых,” умершего раба Твоего упокой». Тропари, гл. 4; 1. «Спаситель, упокой душу раба Твоего (рабы, рабов) с душами праведников, достигших совершенства, храня ее в блаженной жизни у Тебя, Человеколюбец». 2. «В Твоем месте упокоения. Господи, где все святые Твои находят ноксй, упокой и душу раба Твоего (рабы, рабов), ибо Ты — Один Человеколюбец». Слава: «Ты — Бог, сошедший в ад и превративший страдания узников, Сам Ты и душу раба Твоего упокой». И ныне: «Единая Чистая и Непорочная Дева, Бога бессеменно родившая, моли о спасении души его (ее, их)». Ектения:”. Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй». «Еще молимяя об уцокоении: души (душ) и т. д. стр. 245. Отпуск: «Воскресший из мертвых и владычествующий над мертвыми и живыми Христос Истинный Бог наш, по молитьам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, преподобных и богоносных отдев наших и всех святых, душу переселившегося от нас в жилище праведных вселит, вместе с Авраамом упокоит и к святым причислит, а нас помилует, как Благий и Человеколюбец». «В блаженстве праведных подай, Господи, вечный покой скончавшемуся рабу Твоему (рабе, рабам) и сотвори о нем (ней, них) вечную память». Разрешительная молитва над скончавшимся. «Господь наш Иисус Христос, сказавший Своим учебникам н Апостолам: «Приимите Святого Духа. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся; что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»(Иоан. 20; 23. Мф. 18; 18), даровал им по Божественной Своей благодати власть связывать и разрешать грехи людей. Этой же властью, по преемству от них принятой нами, да сделает через меня, смиренного, прошенным это духовное чадо (имя) от всех его грехов, совершенных перед Вогом, по человек ческой немощи: словом, делом, помыслом, всеми своими чувствами, произвольно и невольно, сознательно и несознательно, через которые он и подпал под архиерейскую или иерейскую клятву или отлучение, или навлек на себя проклятие родителей, или подпал под свое проклятие, или клятву нарушил, или связан, как человек, другими какими грехами, но во всех их с сокрушением сердца покаялся, –да разрешит его от всех этих внвов–ностей и уз. Грехи же, по человеческой немощи предай ныне забвению, да простит ради Своего человеколюбия, по молитвам Пресвятой, Преблагое л овеяной Владычице нашей Богородицы и Вечнодевы Марии, святых славных и всехвальных Апоетолов и всех святых. Аминь?.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|