Социальная работа как система. Сферы, уровни, ресурсы.
Социальная работа и социология: теоретический и прикладной аспекты взаимодействия. Влияние социологии на социальную работу во-первых, использование результатов изучения социологами социальной структуры общества, других фундаментальных проблем социологического знания в практической деятельности, организации труда, учреждений социальной работы; во-вторых, применение этих данных в подготовке и переподготовке, воспитании социальных работников; в-третьих, анализ самой социальной работы с точки зрения участия в ней разных групп социальных работников,учреждений, экспертов смежных научных дисциплин, практиков, работников образования, социальных педагогов и др. Именно эти вопросы, проблемы их решения рассматриваются в данной главе учебного пособия. Социология изучает закономерности более фундаментальные по сравнению с механизмами и закономерностями социальной работы как науки Даже при широкой трактовке объект социальной работы (все люди, все население) отличается от объекта социологии. Ибо в первом случае речь идет прежде всего о таком объекте, который нуждается в социальной защите,поддержке, помощи (хотя, естественно, не исключается и субъективная роль такого объекта по защите своих интересов). Во втором случае объект рассматривается значительно шире и, что особенно важно, как субъект, действия которого не ограничены только удовлетворением социально гарантированных интересов и потребностей. Относительно новой областью деятельности социальных работников является их деятельность в сфере образования. Роль социономов, занятых в этой сфере, и социальных педагогов совпадает в контексте решения социально-педагогических проблем самого образования и его участия в улучшении тех общественных условий, которые составляют среду развития этого образования как социального института.
Для решения этих задач применяются социологические исследования в сочетании с методами, типичными для социальной работы. Здесь необходимы данные о специфике развития образования как социального института, а также сведения о социальном положении, проблемах членов данного коллектива, их правах на социальную поддержку. В зависимости от решаемых задач и условий их решения социальный работник использует наиболее приемлемые теории социальной работы и адекватные им социологические разработки. В условиях рыночного реформирования особая роль социального работника видится и в службах занятости. Его деятельность сводится, во-первых, к оперативному учету предложений рабочих мест, информированию о них тех, кто не работает, будучи работоспособным. Во-вторых, к содействию организации переобучения или повышения квалификации работников с целью их оптимального включения в социально полезную деятельность. В-третьих, к обеспечению социальной помощи тем, кто временно не работает, к контролю за исполнением законодательства, регулирующего помощь частично или полностью безработным. Также следует отметить, что в обязанности социального работника и структур занятости входит изучение проблем трудоустройства, правовых, социологических, социально-психологических и этических аспектов, ознакомление с тем, что делается в науке по данной проблематике. В этой связи особое значение имеет анализ социологических данных и результатов исследований, проводимых специалистами в области социальной работы. В контексте социологического анализа учитывается специфика влияния на преодоление экстремальной обстановки не только различных социальных групп, но и общественных институтов, учреждений социального и медицинского обслуживания, уровень квалификации кадров различного профиля и т. д.
Особое значение использования взаимовлияния социологии и теории социальной работы приобретает при решении проблем социальной защиты в здравоохранении. Например, в работе с больными используются данные о специфике их поведения в типичных ситуациях, сведения о социальном статусе, образе жизни, профессии, семье и т. д. Учитывается также комплекс возможностей медицинского учреждения, его профессионально-квалификационная, техническая и технологическая оснащенность. Все мероприятия в главном сводятся к информационному обеспечению тех задач, что стоят перед социальным работником: обеспечить оптимальную связь больного с его социальным окружением; оптимизировать самопомощь и поддержку близких больному в кризисной ситуации; обеспечить связь работников медицинских учреждений с семьей и близкими больного; оказать поддержку родным и близким в ситуациях трагического исхода. Социальная работа как система. Сферы, уровни, ресурсы. Системный подход является таким направлением методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы. Как большая система социальная работа органически сочетает в себе три компонента: а) социальную работу как науку; б) социальную работу как учебный процесс; в) социальную работу как вид практической деятельности Так, социальная работа как наука выступает системой по раду оснований. Во-первых, она, имея междисциплинарный характер, включает в себя знание общественных, естественных и технических наук, связанных с главным ее объектом — человеком как биопсихосоциальным существом. Во-вторых, такой системой эта наука стала (или становится в некоторых странах), поскольку обладает, как отмечалось выше, необходимыми признаками научных дисциплин. В-третьих, она может быть рассмотрена как система с учетом того, что ей присущи неотъемлемые элементы науки (закономерности, принципы, методы). В-четвертых, ей присущ системный характер в связи с тем, что она включает две органически взаимосвязанные составные части: теоретическую и прикладную (эмпирическую). Социальная работа как учебный процесс также может быть рассмотрена как система в известной мере по основаниям, изложенным выше. При этом различие между этими двумя подсистемами состоит в том, что социальная работа как наука призвана разрабатывать и теоретически систематизировать знания об этом виде деятельности, а как учебная дисциплина — давать целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, технологиях (методиках), ее организации, научить слушателей (студентов) методам этой работы.
В качестве системы может быть рассмотрена и социальная работа как специфический вид деятельности, включающий такие взаимосвязанные элементы, как субъект и объект, содержание и средства, управление, функции и цели. Социальная работа — это система и с точки зрения сочетания профессиональной и непрофессиональной деятельности, таких ее элементов, которые занимали разное место и играли разную роль в ее функционировании. В современном обществе профессиональная деятельность занимает доминирующие место в социальной работе, хотя и непрофессиональный компонент ее достаточно значим. Речь идет о деятельности различного рода общественных, благотворительных и прочих организаций, учреждений и предприятий, в которых преобладают непрофессиональные действия по оказанию помощи людям, о работе в социальных службах людей, не имеющих специального образования, оказывающих элементарную помощь клиентам, о таких направлениях в социальной работе, которые не требуют большой подготовки (организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; сопровождение в медицинские заведения; поддержание соответствующих гигиенических условий проживания престарелых, беспомощных клиентов, организация всевозможных социально-бытовых услуг и т. д.). Социальная работа (во всех ее аспектах) представляет собой и вид информационной системы, ибо в ней имеет место информация, без наличия которой невозможна реализация ее целей и задач.
Ресурсы социальной работы – это источники средств и возможностей, к которым специалист обращается для решения социальных проблем и удов- летворения потребностей клиентов. К ресурсам следует отнести материаль- ные средства, специальные знания и умения, мотивацию клиентов, потенциал управленческих структур и т.д. С помощью ресурсов совершаются целесообразные действия, прежде все- го, на микроуровне деятельности, в конкретных ситуациях социальной работы. Они позволяют людям успешно адаптироваться во внешней среде. Понятие «человек в ситуации социальной работы» восходит к ее пси- ходинамической модели (Ф.Холлис, Г.Берлер и др.) и определяет состояние лю- дей, нуждающихся при решении социальных проблем в помощи и поддержке профессиональных социальных работников путем социальной диагностики и терапии. В целях улучшения взаимодействия между людьми в данной модели рассматривается также роль социального окружения объектов социальной ра- боты и отношений в обществе С точки зрения средств деятельности, помощь специалиста может касать- ся как создания новых ресурсов, так и активизации уже имеющихся, с целью их более эффективного использования. Оценивая ресурсы, социальный работник принимает во внимание возможности общества, собственные профессиональ- ные возможности и возможности самих клиентов. Классифицировать ресурсы социальной работы можно по целому ряду оснований: по отношению к субъектам и объектам социальной работы – это внут- ренние и внешние ресурсы; по форме реализации – это официальные и неофициальные ресурсы; по возможности применения – это реально существующие и потенциаль- ные ресурсы; с точки зрения управления системой – это управляемые и неуправляемые ресурсы; по содержанию – это материальные, духовные, организационные и дру- гие ресурсы.
Основания для определения уровней социальной работы могут быть различными. В зависимости от масштабности социальная работа может проводиться на федеральном, региональном, местном и индивидуальном уровнях. Содержание федерального уровня определяется, прежде всего, законодательной и социальной политикой государства, управлением социальной защитой населения в масштабе страны. Именно на этом уровне социальная работа должна быть представлена в ее широком понимании, что, естественно, накладывает отпечаток и на ее содержание в узком смысле слова. Региональный уровень социальной работы во многом предопределяется ее федеральным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных или нормативных актов федерального значения, так и их адаптации к особенностям тех или иных субъектов страны, что имеет важное значение в России, характеризующейся разнообразием климатических, природных и других условий. На региональном уровне социальная работа приобретает, таким образом, более конкретный, содержательный характер и социальная работа предстает в ее непосредственном узком понимании.
Местный уровень социальной работы определяется конкретной направленностью на конкретные объекты; социальная работа осуществляется главным образом различного рода социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами. Индивидуальный уровень -- это работа с клиентом на основе его запросов, применения техник и методик индивидуальной работы.
К социальной сфере относят прежде всего сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).
58. Социальные нормы и санкции. Классификация, функции, виды санкций Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены. Функции социальных норм: интегрирование индивидов в группы, а группы в общество; регулирование общего хода социализации; контролирование девиантного поведения; формирование моделей, эталонов поведения. Социальные санкции – это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых – обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.
Особенность религиозных санкций состоит в том, что в них религиозный человек, воспринимая волю Божию в виде правил поведения, видит в Боже- стве установителя этих правил. Порядок этого уста- новления состоит в том, что человек, признав (по тем или другим признакам) некоторые из своих душевных переживаний посланными от Бога, а то, что через них познается, – состоявшимся откровением Божествен- ным (уверовав), пытается придать воспринятому форму мысли (учения) и выражает основанные на писаниях и преданиях; в христианских исповеданиях, на собраниях верующих (вселенские соборы) санкции за несоблюдение либо соблюдение норм религиозного характера в отношении тех, кто принадлежит к этому исповеданию и приемлет учение. При этом, по уче- нию большинства религиозных союзов, к исповеда- нию могут принадлежать и такие люди, которые сами непосредственно не имели откровения, но веруют, приняв его от других людей, почитаемых за пророче- ский дар и святость
Санкции морали отличаются от санкций по сле- дующим основаниям. В установлении санкций мора- ли человек является предоставленным себе и своей совести. Такие санкции основываются на самостоя- тельном и свободном убеждении, которые каждый из нас должен выносить, обдумать и сформулировать. Понятно, что такого убеждения никто ни у кого заим- ствовать не может; даже внешним авторитетом санк- ции морали не могут быть установлены, потому что единственным авторитетом выступает голос совести, живущий в глубине каждой души. Это значит, что человек, слагая свои нравственные убеждения, вы- страивая своѐ поведение, в соответствии с этими убе- ждениями устанавливает санкции за соблюдение норм морали. При определении содержания санкции человек не может руководиться личной прихотью и произволом, им ставится пред своею совестью вопрос о том, что есть самое лучшее, совершенное и правед- ное в личном поведении и в отношении человека к человеку, и как это обеспечить.
Правовые санкции – в самом общем представле- нии это последствия, в которых законодатель опреде- ляет вид наказания или размер взыскания либо поощ- рения в зависимости характера и степени тяжести либо полезности совершѐнного деяния Прежде всего правовые санкции устанавливают- ся не внутренним авторитетом, а внешним: они осно- вываются не на божественной воле и не на голосе совести, а на предписании, которое создается извест- ными людьми и связывает всех членов общества в единое целое. правовая санкция распространяется на всех, и даже несогласных с ней членов общества. Ка- ждая правовая санкция, что бы она ни предписывала и ни воспрещала, налагает особую связь и на тех людей, которые установили еѐ своею властью Подводя итог, обобщим отличие правовых санк- ций от моральных. Они отличаются, во-первых, по тому авторитету, который их устанавливает (в морали – внутренний авторитет: голос совести; в праве – внешний авторитет: другие люди, строго определен- ные и особо уполномоченные); во-вторых, по тому порядку, в котором правило устанавливается (в мора- ли – самостоятельное восприятие и формулирование голоса совести, данного каждому особо; в праве – последовательное прохождение правила через все строго установленные этапы рассмотрения, в котором участвуют многие люди); в-третьих, по тому, кто по- лучает предписание (в морали – добровольно при- знавший требование совести; в праве – всякий член общества, указанный в норме права, независимо от его согласия и признания); в-четвертых, по тому по- ведению, которое предписывается в норме (в морали – внутреннее поведение, выражающееся и во внешних поступках; в праве – внешнее поведение, которое мо- жет, однако, привести и к рассмотрению душевного состояния; и, наконец, в-пятых, по своему содержа- нию санкции в морали – укор совести и чувство вины, либо гордость за свой поступок; в праве – угроза или применение неприятных либо поощрительных прину- дительных мер
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|