Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Средства выразительности речи

Образность художественной речи достигается и спе­циальными изобразительными (художественно-стилистически­ми) средствами: тропами и стилистическими фигурами.

 

ТРОПЫ – это образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении. Образные слова и выражения привлекают к себе внимание читателя, заставляют задуматься, увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять его смысл.

1. Эпитеты – образные определения. Они характеризуют, поясняют какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или яв­ления. Употребляются в сочетании с определяемым словом, на которое и переносят свое значение, свои при­знаки. Выражаются прилагательными, наречиями.

Злая улыбка, у бийственная правда, петь душевно

2. Сравнения – образные определения предме­та, понятия или явления с помощью сопоставления одно­го с другим. В сравнении непременно содержатся два эле­мента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается (этим оно отличается от метафоры, где присутствует только второй элемент).

Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной.

Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, будто, как будто, что, или может быть выражено существительным в творительном падеже без сравнительного союза (картечь посыпалась градом Ср.: как град посыпалась картечь), или просто указывать на сходство (похож на...). Нередки случаи, когда писатели создают разверну­тые сравнения. В них раскрывается несколько признаков одного явления или характеристика целой группы явлений:

Там океан горит, как ад, а медузы похожи на кружевные юбочки балерины (Паустовский К.)

К сложным тропам художественной речи относятся метафоры, олицетворения, аллегории, художественные символы, метонимии, синекдохи, гиперболы, литоты.

3. Метафора — употребле­ние слова или выражения, обозначающего предмет, явле­ние, действие, признак с целью образного названия дру­гого предмета, явления, действия на основании их сход­ства; это скрытое сравнение, в котором при­сутствует только второй элемент простого сравнения (то, с чем сравнивают). То, что сравнивается, лишь подразу­мевается.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Подразумевается месяц, по форме как краюшка хлеба)

В саду горит костёр рябины красной.(Подразумевается рябина, кисти которой такие яркие, как будто горит костёр.)

Такие выражения, как «железный стих», «шелковые ресницы», «утро седое», одновременно выполняют роль эпитетов и метафор и называются метафорическими эпи­тетами. В метафоре нельзя отделить определение от определяемого слова: исчезает смысл.

В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, местоположения предмета в пространстве, действия и т.п.

Метафоры могут быть общеязыковыми и индивидуально-авторскими (речевыми).

Общеязыковые метафоры знакомы всем, понятны и привычны, часты в употреблении: серп луны, нос чайника, течение времени, вихрь событий, буря страстей, ночь опускается на землю. Индивидуально-авторские метафоры – поэтические – необычны, используются однажды отдельным автором в авторском тексте:

Радуга сердца.

Февраль. Достать чернил и плакать. Писать о феврале навзрыд.

Употребление одной метафоры очень часто влечёт за собой нанизывание новых метафор, связанных по смыслу с первой. В результате возникает развёрнутая метафора: Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С.Есениен) За окнами давка, толпится листва и палое небо с дорог не подобрано. (Б.Пастернак) Развёрнутые метафоры привлекают художников слова как особенно яркий стилистический приём образной речи. Метафора помогает точно и выразительно передать мысль автора.

4. Олицетворение — прием художественного изображе­ния, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

Это один из постоянных приемов изображения в сказ­ках, баснях, фантастических произведениях. Олицетворение как художественный троп представ­ляет собой оборот речи, в котором свойства человека пе­реносятся на явления природы, предметы и отвлеченные понятия. Олицетворение является особым видом мета­форы.

Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы.

5. Аллегория — иносказание, при котором в одном образе видится другой. Под изображенными в аллего­рии животными, людьми, предметами всегда имеются в виду другие лица, вещи, события, факты. Аллегория часто применяется в баснях, народных и литературных сказ­ках, где хитрость иносказательно изображают в виде ли­сы, жадность и злость – в обличий волка, трусость – в образе зайца и т. п. Например, в басне И.А.Крылова изображены Лебедь, Рак и Щука, тянущие воз в разные стороны, а понимаются под образами этих героев – люди, разобщённо делающие одно дело. Посредством аллегории автор показывает, к чему могут привести действия, подобные тем, что делали герои басни.

6. Метонимия – замена в художественной речи назва­ния предмета, понятия, явления другим названием, свя­занным с ним внешними отношениями (по смежности). Например, в нашем представлении неразрывно связаны автор и написанная им книга, пища и посуда, в которой ее подают, характерная одежда человека и человек, в нее одетый, действие и орудие этого действия.

Зато читал Адама Смита... (книги Адама Смита)

Не то на серебре, на золоте едал... (на посуде из серебра, из золота)

 

7. Синекдоха – особая разновидность метонимии. Она основана на замене названия целого явления названием его части, или, наоборот, называя целое, подразумевают какую-то его часть. При этом нередко заменяют единственное число множественным или множественное – единственным:

И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (подразумеваются французы)

Маленькая шляпка мило улыбалась. (подразумевается девушка в шляпке)

 

8. Гипербола — образное выражение, состоящее в пре­увеличении размера, силы, значения изображаемого яв­ления: В сто сорок солнц закат пылал!

9. Литота — художественное преуменьшение (обратная гипербола).

Сидеть тише воды, ниже травы.

10. Перифраза ( греч. «окольная речь») – оборот речи, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания, например, вместо лев - царь зверей, вместо Лев Толстой - гениальный автор «Войны и мира».

11. Каламбур (игра слов) – остроумное высказывание, оборот речи, шутка, построенная на комическом столкновении в тексте слов, близких или совпадающих по звучанию, но абсолютно различных по смыслу; а также на основе столкновения слов и частей фразеологизмов, близких или совпадающих по звучанию, но различных по значению. В результате такого столкновения возникает комический эффект, приводящий к иронии, осмеянию явлений, событий, лиц.

Ваш брак с Петром (о семейной жизни), уважаемая, оказался самым настоящим браком: с большими ошибками, недоделками, просчётами (о качестве работы). Саша очень сердился на брата, имел, как говориться на него зуб, и этот зуб был очень большим, иногда сильно болел, хотелось сделать родственничку что-нибудь гадкое.

 

 

В отличие от тропов, которые обогащают мысль новым образным содержанием, стилистические фигу­ры воздействуют на читателя благодаря специальным способам синтаксической организации речи.

Стилистические фигуры – особое построение речи (словосочетания, предложения, группы предложений), усиливающее выразительность художественного слова, делающее речь более убедительной.

Различают следующие фигуры:

 

1. Антитеза – стилистическая фигура контраста, резко­го противопоставления предметов, явлений, их свойств. Выражается обычно антонимами:

Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт.

 

2. Оксюморон – соединение противоположных по смыс­лу слов, образно раскрывающих сущность изображае­мого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...