Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы культурной эволюции




Культурная эволюция совершается путем постепенного накопления культурного наследия. Сначала происходит приобретение полезных знаний, затем эти знания включаются в общую массу знаний данного сообщества, после чего передаются последующим поколениям путем обучения.

Культурное наследие имеет важное свойство накапливаться от поколения к поколению.

Групповой отбор по генетическим различиям между группами в отношении терпимости самцов друг к другу мог привести к увеличению группы до уровня многосамцового стада у примитивных приматов Тенденция к увеличению размеров сообщества и его сложности, очевидно, продолжалась в доисторическую и историческую эпоху. Группы сливались в племена, а племена — в кланы и государства. Государства увеличивались и размерах, превращаясь из государств-городов в малые, а затем и большие национальные государства. Конечно, было бы ошибкой считать, что степень терпимости самцов друг к другу имеет отношение к поздним стадиям эволюции в направления увеличения размеров группы. Культурная эволюция часто или обычно представляет собой продукт конкуренции между противостоящими одна другой социальными группами с различными культурами.

Взаимодействия между отбором по морфологическим и морфогенетическим признакам и отбором по социальным признакам представляют собой существенный признак эволюции человека. Точность при обмене информацией между членами данного сообщества имела большое адаптивное значение для первых антропоидов. Этого преимущества они достигли, в частности, путем отбора на антропоидную конфигурацию рта и гортани, обеспечивающую способность к речи. При сочетании отбора по морфогенетическим и социальным признакам возникают сложные многоступенчатые взаимодействия или эффекты второго, третьего и более высоких порядков.

Таким образом, естественный отбор, начав свое действие с индивидуальных морфологических и психических различий у наших далеких предков — приматов, в определенное время расширил свое действие до уровня группы, а затем уже на групповом уровне включил в свою сферу социальные, культурные и экономические различия, в результате чего стало возможным формирование цивилизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эволюция человека, или антропогенез (от греч. anthropos - человек, genesis - развитие) - это исторический процесс эволюционного становления человека.

Сложность проблем антропогенеза углубляется тем, что человек сам по себе двулик. Одним лицом он обращен к животному миру, из которого вышел и с которым остается связанным анатомически и физиологически, а вторым — в мир создаваемых коллективным трудом научных и технических достижений, культуры и т. д. Человек, с одной стороны, является биологическим существом, с другой — социальным.

Еще вначале ХХ в. И.И. Мечников отмечал, что «...теория происхождения человека может быть причислена к числу наиболее прочных научных теорий». Будучи связанным тесными узами кровного родства с животным миром, человек имеет свою биологическую предысторию. Однако человек имеет качественные отличия от животных. Эти отличия возникли под влиянием социальных факторов в процессе исторического развития человеческого общества. Наследственная конституция человека сложилась в результате постепенного и длительного процесса эволюции.

У непосредственных предшественников человека в процессе эволюции на базе генетической программы непрерывно возникали противоречия между их морфофизиологической организацией и формирующимися элементарными способами «инстинктивно-трудовой» деятельности. Разрешение этого противоречия путем естественного отбора вначале привело к изменениям передних конечностей, затем к развитию коры больших полушарий головного мозга и наконец, к появлению сознания. Это был первый, но решающий акт в завершении специализации генов на гены структуры и гены-регуляторы, причем сознание обеспечило не только становление, но и дальнейшее развитие человека.

В последующем темпы биологического развития человека стали снижаться. Поскольку появление сознания обеспечивало новые формы и возможности приспособления к среде, это вело к уклонениям от действия естественного отбора, в результате чего биологическое развитие уступило место социальному развитию и совершенствованию.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронов В.К., Гречнева М.В., Сагдеев Р.З. Основы современного естествознания: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., стер. – М.:, Высшая школа, 1999. – 247 с.

2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студентов высших учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 512 с.

3. Грант В. Эволюционный процесс. Ч. VIII. От органической эволюции к эволюции человека. — М.: Мир, 1991.— С.416— 446.

4. Назаренко В.А., Попов А.А., Глебова В.Д., Изучение эволюции органического мира: Метод. Пособие для учащихся, студентов и преподавателей. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. – 64 с.

5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Альфа – М; ИНФА – М, 2009. – 704 с.

6. Пехов А.П. Биология с основами экологии: Учебник. 6-е изд., испр. – СПб.: Издательство «Лань», 2006. – 688 с.

7. http://ru.wikipedia.org


[1] Грант В. Эволюционный процесс. Ч. VIII. От органической эволюции к эволюции человека. — М.: Мир, 1991.— С.416— 446

[2] http://ru.wikipedia.org

[3] Пехов А.П. Биология с основами экологии: Учебник. 6-е изд., испр. – СПб.: Издательство «Лань», 2006. – 688 с.

[4] Назаренко В.А., Попов А.А., Глебова В.Д., Изучение эволюции органического мира: Метод. Пособие для учащихся, студентов и преподавателей. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. – 64 с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...