Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды безработицы и социально-экономические последствия безработицы




Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть активного населения не может приложить свою рабочую силу. Безработным в Российской Федерации признаются граждане, которые не имеют работы и заработка зарегистрированы в службе занятости в целях подходящей работы и готовы приступить к ней.

Порождается безработица в условиях рыночной экономики под действием конкуренции на рынке труда, усиливается в период экономических кризисов и последующего резкого сокращения спроса на рабочую силу.

Основной контингент безработных в России - люди пожилого возраста, женщины, молодежь.

Различают три вида безработицы: фрикционную, структурную, циклическую. Фрикционная безработица существовала всегда, так как связана с переменой места работы, и граждане в поисках лучшей работы идут на это добровольно.

Структурная безработица связана с изменением структуры производства и, как результат, несовпадением предложения рабочей силы и спроса на нее.

Циклическая безработица возникает в определенные моменты в жизни общества: во время спада производства, депрессии и т. д., когда спрос на рабочую силу очень низок.

Безработица принимает самые разнообразные формы: временную, сезонную, региональную, молодежную и т.д.

Причины безработицы в России:

- закрытие неконкурентоспособных, убыточных и потерпевших банкротство предприятий;

-высвобождение работников в результате внесения прогрессивных методов хозяйствования (аренда, кооперация и т.д.) и приватизация предприятия;

- внедрение в производство новой техники и технологии;

- структурная перестройка предприятий, отсутствие работы по специальности;

Уровень безработицы минимален в странах политически стабильных, экономически развитых, с отлаженной системой социальной защиты.

Важным для ликвидации безработицы, специфическим для состояния в России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения. Меры по сокращению безработицы следующие:

1.Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);

2.Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сел./хоз. продукции);

3.Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям

5. Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

Заработная плата. Факторы, повышающие и понижающие уровень зарплаты

Заработная плата — величина Денежного вознаграждения, выплачиваемого наемному работнику за выполнение определенного задания, объема работ или исполнение своих служебных обязанностей в течение некоторого времени.

Оплата труда в нашей стране играет двоякую функцию: с одной стороны, является главным источником доходов работников и повышения их жизненного уровня, с другой - основным рычагом материального стимулирования роста и повышения эффективности производства. При более подробном pассмотpении, можно выделить следующие функции заработной платы:

1. Обеспечивает воспроизводство рабочей силы, иными словами поддержание, а то и улучшение условий жизни работника, который должен иметь возможность нормально жить (платить за кваpтиpу, пищу, одежду, т.е. предметы первой необходимости), у которого должна быть реальная возможность отдыхать от работы, чтобы восстанавливать силы, необходимые для работы. Также работник должен иметь возможность pостить и воспитывать детей, будущие трудовые ресуpсы.

2. Материальное стимулирование

- повышения квалификации;

Работник должен быть заинтересован в повышении своей квалификации, т.к. более высокая квалификация выше оплачивается. Предприятия - же заинтересованны в более высококвалифицированных кадрах.

- повышения производительности труда;

- улучшения качества продукции.

Измерителями затрат труда является рабочее время и количество изготовленной продукции (выполненных операций). В соответствии с этим на предприятиях отраслей материального производства применяются две формы оплаты труда рабочих - повременная и сдельная.

Факторы влияния на уровень зарплаты:

1) Уровень социально-экон. развития страны.

2) Прожиточный минимум

3) Уровень квалификации

4) Компенсационые различия

5) Экон. рента (доход от фактора права предложение которого неэластична)

6) Соотношение спроса и предложения на рынке труда.

Типы конкурентных рынков

Отличительными чертами рыночной системы являются: самостоятельность, независимость, экономическая свобода субъектов рынка, предполагающая, в частности, свободу производителя в выборе сферы деятельности, вида, объема выпускаемой продукции. Но, если каждый вправе свободно производить и продавать свой продукт, то на рынке оказывается множество производителей (продавцов) и между ними объективно возникает состязание, соревнование – конкуренция.

Конкуренция – это соперничество предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли.

По существу, конкуренция – это борьба за достижение лучших условий доступа к ограниченным ресурсам общества.

Конкуренция является «благом» для общества в целом, ибо именно конкуренция заставляет производителей учитывать потребности общества, повышать качество продукции, снижать издержки ее производства, внедрять достижения научно-технического прогресса и т.п.

Экономическая наука объединила множество различных типов рынков в четыре большие группы, используя степень конкурентности или степень монополизации:

  • рынок чистой (совершенной) конкуренции;
  • рынок монополистической конкуренции;
  • рынок олигополии;
  • рынок чистой монополии.

Последние три типа можно объединить под общим названием «рынки несовершенной конкуренции», т.к. все они характеризуются той или иной степенью монополизации. Следовательно, можно сделать вывод, что все типы рынков сводятся к двум видам: рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции:

Все фирмы имеют доступ к одной и той же технологии и могут покупать ресурсы по одинаковым ценам.

Резервы экономии от масштаба производства невелики, т.к. спрос на данный товар удовлетворяют множество фирм.

В условиях совершенной конкуренции фирма, добиваясь максимизации прибыли, может контролировать лишь один параметр – объём производства, связанный с предельными затратами.

Фирма не может воздействовать на цену, она руководствуется рыночной ценой (является «ценополучателем») и может только приспосабливаться к рыночной цене. В заданной рынком цене, главную роль играют предельные издержки.

Рынок монополистической конкуренции:

Каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка и поэтому она имеет очень небольшой контроль над рыночной ценой.

Наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия с целью ограничения объёмов производства и искусственного повышения цен крайне ограничены.

Существует значительная дифференциация продукта по его качеству, потребительским свойствам, размещению, сервисному обслуживанию, стимулированию сбыта и т.д.

Экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, а больше на неценовых факторах.

Существуют относительно лёгкие условия вступление в отрасль.

Кривая спроса, с которой сталкивается продавец в условиях монополистической конкуренции, является эластичной, но до известных пределов. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем больше будет эластичность кривой спроса каждого продавца, т.е. тем больше ситуация будет приближаться к чистой конкуренции.

Рынок олигополии1:

В отрасли доминирует несколько очень крупных фирм (обычно от двух до пяти), которые настолько велики, что объем производства каждой из них может влиять на отраслевое предложение. Тем самым фирма может оказывать влияние и на рыночную цену.

Ключевыми характеристиками олигополии являются наличие барьеров на вхождение в отрасль и взаимозависимость фирм, действующих в отрасли. Ввиду малочисленности фирм, поведение одной из них может вызвать самую различную реакцию (в том числе и непредсказуемую) у фирм-конкурентов. Более того, такая реакция самым непосредственным образом скажется на рыночной позиции данной фирмы. Поэтому олигополист должен строить свое поведение на рынке, опираясь не только на собственные цели, на данные рыночной конъюнктуры, но и на результаты прогноза ответного поведения конкурентов.

Рынок чистой монополии:

Монополия не реагирует или слабо реагирует на данную рыночную цену, поскольку цену она устанавливает сама (является «ценопроизводителем»). Естественно её стремление изменять цену в сторону повышения. Ограничителями здесь служат платёжеспособный спрос населения и антамонопольная политика государства.

Объём производства фирма-монополист определяет в зависимости от размеров спроса, нередко прибегая к искусственному ограничению производства для поддержания высокой цены.

Понятие «кривая предложения» не употребляется на чисто монополистическом рынке из-за способности продавца контролировать цену продукции.

Спрос на продукцию монополиста является, как правило, не эластичным, если нет эффективных товаров-заменителей.

Между ценой монополиста и уровнем выпуска не существует никакой взаимосвязи, поэтому нет и кривой предложения. Монопольная цена и монопольный выпуск не определяются соотношением спроса и предложения.

В случае, когда и монополия, и конкурентная фирма сталкиваются с одинаковым спросом и одинаковыми условиями формирования издержек, то в условиях монополии выпуск ниже, а цена выше и это основное обвинение против монополии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...