Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» Михаила Юрьевича Лермонтова можно по праву считать одним из лучших одним из лучших его произведений. Стихотворение написано пятистопным хореем с чередованием женской и мужской рифмы. Оно сплошь состоит из символических образов, имеющих свою поэтическую историю в лермонтовской поэзии. Являясь творческим итогом Михаила Юрьевича Лермонтова, оно объединяет все предыдущие основные и сквозные мотивы его творчества. Стихотворение является одновременно гимном гармонии природы и человеку, ведущему лирический монолог с самим собой (обращенному к этой гармонии). Взгляд лирического героя обращен не только к красотам природы, но и внутрь самого героя, словно объединяя два этих мира в общий макрокосм. «Созерцание торжественного величия мира, жажда жизни и большая человеческая горечь соединяются в этом стихотворении в целостное драматическое переживание». В нем заключены философские и эстетические принципы Лермонтова; написанное в 1841 году, незадолго до гибели, его можно считать поэтическим завещанием.

Уже первые строки стихотворения задают торжественный тон. Такая возвышенность позволяет рассматривать пейзаж не только, как описание природы, но и искать глубинные смыслы в этом описании. Дорога здесь выступает не только как элемент описания природы, но и является символом жизненного пути лирического героя, тот путь, который предопределен свыше и на котором каждый из нас одинок. Мотив одиночества заявлен в первой строке стихотворения местоимением «я», которое символизирует одиночество. Этот мотив также подтверждается числительным «один», которое в лермонтовской лирике играет значительную роль; лирический субъект – «я» - один находится на своем жизненном пути, он раздумывает о своей судьбе, зная, что она уже предопределена свыше. Но для героя этот путь еще не открыт до конца, он блестит «сквозь туман». Упоминание тумана задает тревожный мотив неизвестности и трудности: кремнистый (=каменный, жесткий) путь видится через туман, то есть жизненная дорога его неизвестна, таинственна. Лирический герой находится в незамкнутом пространстве, перед ним находится бесконечное небо, дорога, пустыня, мир для него полностью открыт. Он стоит на дороге и окидывает взглядом сначала земной мир, а затем устремляется к небесному. Он словно медиатор соединяет два мира: мир неба и мир земли, находясь между ними. Связь эта подтверждается тем, что луна, принадлежащая верхнему пространству, освещает дорогу, принадлежащую пространству земли. Лунный свет как нечто эфемерное соединяет и образует замкнутый круг между мирами, эту же роль выполняет и туман, заполняющий пространство. Образ пустыни, внемлющей Богу, следует воспринимать не как локус, а как параллель с евангельской традицией «гласа божьего в пустыне». Окружающая природа одухотворена, она очеловечена, жива: «пустыня внемлет», «звезда с звездою говорит». Эти глаголы связаны со звуковой семантикой в нашем представлении, однако «ночь тиха». Таким образом, можно сделать вывод, что природа говорит и слушает беззвучно, это разговор сфер, находящихся выше человеческого понимания, но герой может воспринять это, значит, он является неотъемлемой частью этого мира, взаимодействующей со всем остальным, что подтверждает идею о космосе.

Следующая строфа говорит о чуде, которое совершается на небе. Герой видит некое торжественное событие, которое недоступно другим людям, он один может созерцать это; по—новому видится местоимение «один», заявленное в первой строке. Героя можно расценивать как единственного, кому доступно это таинство. Возможно, это связано с тем, что «спит земля», то есть спят люди земли и потому они не видят свершающегося. Они находятся в состоянии покоя, в состоянии сна, в отличие от героя, который погружен в себя, в природу, в бытие. Здесь происходит отчуждение героя и мира природы, так как природа существует в бесконечном, бытийном времени, а герой возвращается мысленно в настоящее к своим страданиям. Он с надеждой и сомнением заглядывает в будущее «Жду ль чего?» и с печалью вспоминает прошлое «Жалею ли о чем?». Риторические вопросы героя направлены на самого себя и несколько отдаляют его от той природной гармонии, к которой он стремится.

Лирическое «я» занято своими тревожными раздумьями, это смятенное состояние передается наличием восклицательных знаков, однако сочетания звуков плавны и говорят о стремлении героя к гармонии. Эта строфа перекликается с предыдущей обращением к времени, но если в той строфе с горечью говорил о времени и своем месте в нем, то сейчас он решительно отказывается от этого; он отрицает будущее, говоря, что ничего от него уже не ждет, и отпускает свое прошлое, ему его больше не жаль, он перестает страдать. Лирическое «я» обращается к свободе, той свободе, которая созвучна с гармонией природы. Природа становится идеалом безвременного существования, обретшая покой, спящая. Недаром с самого начала описан ночной пейзаж, в котором она покойна, что можно сравнить со сном. Мне кажется, именно к этому сну и стремится герой, он не обращается к тому сну, которым спят обычные люди на земле, ему необходимо то состояние, в котором спит безмятежная природа. Он сам говорит об этом, отрицая смертный сон, «сон могилы», герой максимально пытается в своих стремлениях отдалиться от человека и обратится к природе, стать частью ее дремлющих сил, наполниться живительной полнотой жизни. Окончательно раскрывается мотив забвения, одиночества, проходящий через все творчество Лермонтова. Особенно ярко эти мотивы проявляются в стихотворениях «Парус», «И скучно, и грустно, и некому руку подать...», «Утес» и многих других. Затем снова появляется обращение ко времени, но уже к вечности, столь характерной для описания природы.

В последней строфе лирический субъект покидает пространства своего внутреннего мира и снова обращается к природе. Долгожданная им полнота жизни заключена в единении с природой во всем ее величии. Однако не только этого ждет герой, ему необходима и любовь, про которую будет петь сладкий голос, который он готов слушать днем и ночью, то есть вечно. Таким образом, идеал его существования представляется в синтезе любовной и природной гармонии. Он, стоя на своем пути, окончательно расставляет свои приоритеты: любовь, гармония, спокойствие. Достижение желаемого базируется на космической и мифологической основах. В описании векового дуба явно проявляется образ мирового древа, пронизывающий весь мир и соединяющий небо и землю. Дуб является символом вечности, крепости жизни, мудрости, соответственно, все в этом желаемом сне говорит не о смерти, а о жизни. Композиция замыкается: герой, спокойный в начале и мятежный в середине стихотворения, снова обретает свое спокойствие и четко устремляется к необходимой ему гармоничной полноте жизни. Происходит объединение микрокосма отдельного человека с бесконечным и необъятным макрокосмом природы.

 

 

Выполнила: Назарова Екатерина, Л-112.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...