Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура когнитивной сферы личности




При взаимодействии в условиях правоохранительной деятельности люди оценивают друг друга прежде всего по уровню интеллекта, образуемого системой познавательных (когнитивных) процессов.

 

Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды. В эту систему включаются следующие процессы.

 

1. Сенсорные процессы (ощущение, восприятие), которые служат для отражения объектов в форме конкретных чувственных образов.

В ощущении отражаются отдельные качества предметов: цвет, запах, звук, температура, болевые раздражители, перемещение и положение тела в пространстве. Восприятия позволяют отражать целостные образы объектов – животных, растений, технических устройств, рисунков, речевых сигналов. Восприятия играет ведущую роль при анализе места происшествия, вещественных доказательств, опознании личности. Многие свойства восприятия (объем, точность, связь с опытом, константность, наблюдательность и др.) выступают как профессионально важные качества, следовательно при проведении судебно-психологической экспертизы важно установить способность подследственных, свидетелей и потерпевших к адекватному восприятию различных сигналов (звуковых, зрительных, двигательных), пороговых характеристик их отражения.

 

2. Память – это система мнемических (греч. mneme – память) процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были восприняты и усвоены в прежнем опыте субъекта. Память – основа правосознания личности, так как в ней формируются и сохраняются эталоны социального поведения. Память позволяет человеку в пределах его субъективного пространства соединять прошлый, текущий и предстоящий планы его деятельности и тем самым осуществлять прогнозирование, предвидение событий.

 

По временному параметру различают мгновенную (сенсорную), кратковременную (оперативную) и долговременную память, образующих единую систему переработки информации для эффективной организации учебной и всех видов профессиональной деятельности, в том числе деятельности профессиональных юристов. Так, для кратковременной оперативной памяти важна четкая дозировка материала (от 5 до 7 объектов на одно предъявление). Для успешной работы долговременной памяти необходимы:

 

– смысловая переработка запоминаемого материала;

 

– включение материала, подлежащего усвоению, в активные формы практической деятельности, в решение профессиональных задач;

 

– адекватная мотивация (наличие интересов, включение эмоциональных переживаний);

 

– систематизация усвоенного материала.

 

Именно в долговременной памяти субъекта сохраняются усвоенные им представления о моральных ценностях, о правовых нормах поведения и возможных последствиях их нарушения. Активизация этих представлений памяти определяет возможность саморегуляции субъектом своей деятельности, построение программ законопослушного поведения.

 

3. Мышление – это система процессов, осуществляющих отражение объектов в их закономерных связях и отношениях, понимание их смысла, прогнозирование, принятие обоснованных решений. Мышление включает в себя такие операции, как анализ и синтез, сравнение и различение, абстрагирование и конкретизацию. Благодаря мышлению человек познает законы природы и общества, сознательно управляет своим поведением, обладает правосознанием. Мышление – это всегда решение каких-либо проблем, поэтому его развитию способствуют проблемные ситуации, решение профессиональных задач. Решение разного рода бытовых и профессиональных задач требует участия различных типов мышления: образного или абстрактного, практического или теоретического. Высокоразвитое теоретическое мышление – необходимое профессиональное качество юридических работников. Посредством судебно-психологической экспертизы важно определить тип и уровень развития мышления подследственных для оценки их общего интеллектуального развития.

 

4. Речь – это система процессов, обеспечивающих передачу и прием информации, социальное управление людьми и саморегуляцию. Важнейшим профессионально важным качеством юриста должна быть общая культура речи, грамотное владение устной и письменной речью, умение использовать речь как средство общения, убеждения и управления людьми.

 

5. Внимание (аттенционные процессы) – это особая форма ориентировочной деятельности, которая позволяет человеку в условиях учебной и профессиональной деятельности выделять и четко воспринимать объект окружающей среды. Объем, устойчивость распределенность внимания – важнейшие из профессионально важных свойств личности следователя, адвоката и представителей других юридических профессий. При этом важно бывает установить свойства внимания и объективные условия его функционирования у подследственных с целью выяснения истинных причин дорожно-транспортных происшествий и других событий.

 

6. Воображение (фантазия) – это процесс формирования новых образов на основе переработки представлений памяти, т.е. прошлого опыта субъекта. Воображение – основа творчества, изобретательства, предвидения возможных событий. У лиц с малоразвитым интеллектом воображение может проявляться в форме пустого фантазировании,

у слабовольных – несбыточных мечтаний.

 

Для активизации воображения как способности к профессиональной творческой деятельности необходимо:

 

– наличие большого профессионального опыта наблюдений;

 

– тренировка в мысленном воссоздании различных ситуаций, событий;

 

– недопущение вымышленных ситуаций, самоконтроль с помощью мышления;

 

– развитие способности к предвидению аварийных и конфликтных ситуаций и их возможных последствий.

 

Когнитивные процессы образуют единый ансамбль психических функций, в структуре которого одни функции могут играть ведущую, другие – вспомогательную роль (Б.Ф. Ломов). Это определяется характером решаемых субъектом задач – мнемических, мыслительных или перцептивных, однако решение любой учебной или профессиональной задачи непременно требует более или менее активного участия всех познавательных функций. Процесс переработки информации, поступающей к субъекту из окружающей природной и социальной среды, представляется черезвычайно сложным, однако имеющиеся научные разработки позволяют строить структурно-функциональные модели, наглядно отражающие роль психических функций в этом процессе. На рис.6 изображена одна из таких моделей (схем), отражающих роль и взаимодействие психических процессов как функций, образующих единую саморегулирующуюся систему деятельности субъекта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...