Организация закупок и завоза товаров.
Изучение спроса на услуги оптовой организации по поставкам товаров. Изучение конъюнктуры рынка и спроса на товары включает: · Изучение объема и структуры предложения товаров различными поставщиками; · Определение общего объема спроса и его структуры по группам товаров; · Изучение и прогноз структуры спроса в ассортименте; · Изучение спроса по видам (реализованный, неудовлетворенный, формирующийся); · Оценка степени удовлетворения спроса путем анализа сведений о производстве, поставке и продаже товаров; · Анализ регулирующего воздействия государства на уровень цен и требования к качеству товаров. Помимо этого, проводятся специальные мероприятия по изучению спроса: выставки-продажи и выставки-просмотры; покупательские конференции; опросы покупателей и экспертов; товароведческие экспертизы новых товаров и другие мероприятия. Они могут проводиться совместно с промышленными предприятиями и организациями торговли и быть направлены на изучение спроса как оптовых покупателей, так и населения.
Выявление источников закупки товаров. Заключение договоров с поставщиками товаров. Источники поступления товаров на внутренний рынок: 1. Отрасли экономики РБ (машиностроение, химическая промышленность, сельское хозяйство и т. д.) государственной формы собственности или с долей государства; 2. Предприятия частного сектора экономики; 3. Посреднические торговые организации; 4. Импортеры. В Республике Беларусь основной объем закупки товаров народного потребления производится на основе свободной купли-продажи, поэтому работа коммерческих служб по поиску источников и поставщиков товаров требует высокой квалификации персонала. При закупке средств производства применяются в основном конкурсные (тендерные) методы. В целом выбор источников и поставщиков товаров является одним из наиболее ответственных решений в процессе оптовых закупок. Ориентация на постоянных поставщиков может оказаться для торговой организации неэффективной.
При больших объемах закупки торговая организация должна рассмотреть сразу возможность закупки у производителя. Основными причинами закупки средств производства за рубежом могут быть: · Отсутствие аналогичных отечественных товаров; · Более высокое качество зарубежных аналогов; · Более низкие издержки потребления. Однако при этом существуют проблемы дополнительных транспортных расходов, таможенного оформления, сертификации импортируемых товаров (при необходимости), валютных рисков и т. д. Заключение договоров с поставщиками товаров. Все поставщики товаров могут быть разделены на группы по определенным критериям: 1. По роду деятельности: · Поставщики-изготовители; · Поставщики-посредники. 2. По принадлежности к хозяйственным системам: · Внутрисистемные; · Внесистемные. 3. По территориальному признаку: · Местные; · Региональные (областные); · Республиканские; · Иностранные. После составления списка возможных поставщиков (рассматривали в теме 8 «Выбор поставщиков») начинается работа с потенциальными поставщиками. Коммерческие работники должны собрать более подробную информацию о каждом из них, для того чтобы оценить надежность и способность точно выполнять условия договора поставки. При этом изучаются следующие вопросы: · Конкурентоспособность предлагаемых товаров; · Предлагаемые условия поставки; · Уровень используемых технологий и производственных мощностей; · Финансовое состояние; · Практика выполнения аналогичных контрактов в прошлом;
· Уровень управленческой и организационной культуры кампании; · Готовность к сотрудничеству на длительную перспективу. Рейтинговая оценка каждого потенциального партнера и является основанием для окончательного выбора поставщика. Однако ориентация на одного поставщика ставит под угрозу долгосрочную стабильность поставок, поскольку наступление форс-мажорных обстоятельств у него приведет к полному прекращению торговли его товарами, а также отсутствие конкуренции может привести к росту цен, снижению сервиса и т. д. Ориентация на одного поставщика дает преимущества при размещении крупных заказов, так как может обеспечить более низкие закупочные цены и транспортные расходы (использование железнодорожного транспорта). После изучения и выбора поставщиков начинается этап преддоговорных консультаций и заключения непосредственно самого договора. В оптовой торговле, так же как и при прямых поставках, применяется в основном договор поставки. Его содержание и механизм заключения рассмотрен в теме 9 «Заключение договоров с поставщиками». 63.Планирование потребности в товарных запасах. Организация закупок и завоза товаров. Потребность в товарах – это обоснованный расчет объема и ассортимента конкретных видов товаров, необходимых для максимального удовлетворения обслуживаемого рынка. При определении потребности следует ориентироваться на используемые в практике методы прогнозирования спроса: метод экстраполяции динамических рядов продажи товаров; метод использования коэффициентов эластичности; нормативный; балансовый и др. Целью определения потребности в товарах является разработка мероприятий, позволяющих предоставлять покупателям необходимый товар в нужном количестве, качестве и в нужное время. А это позволит успешно функционировать на оптовом рынке, реализовывать товар и получать прибыль благодаря удовлетворению потребительского спроса. Для определения потребности торговой организации в товарах по объему и структуре используются следующие методы: 1. Метод экстраполяции динамических (временных) рядов; 2. Метод использования коэффициента эластичности); 3. Нормативный метод При этом потребность в товаре (ПТ) можно определить:
ПТ = N * Ч – Зк, где N – норма потребления (кг/чел); Ч – численность населения (чел.); Зк – запас товара на конец периода (нат. ед.). 4. Балансовый метод позволяет определить потребность на основе формулы товарного баланса (в нат. ед.): Зн + П = Р + Зк , где Зн – запасы товара на начало (ожидаемые); П – поступление товара; Р – реализация товара; Зк – запасы на конец планируемого периода. Планирование потребности в товарах и товарных запасах осуществляется преимущественно на основе балансового метода по формуле: П = Р + Зк – Зн, При этом необходимо определить показатели запасов на начало и конец планового периода. Ожидаемые запасы товаров на начало периода (Зн) рассчитываются по аналогии с производственными: Зн = ТЗф + ОПТ - ОРТ где ТЗф – фактические товарные запасы на 1-е число месяца разработки плана (ноябрь, декабрь); ОПТ – ожидаемое количество поступления товара с момента разработки плана до начала планового периода; ОРТ – ожидаемый расход товаров за этот же период. Планируемые запасы на конец планового периода должны равняться норме товарных запасов, методику расчета которых рассмотрим в следующей теме (тема 14 «Управление товарными запасами»). Организация закупок и завоза товаров. Исполнение договоров поставки контролируется по: - общему объему; - развернутому ассортименту; - срокам поставки; - качеству и комплектности поставляемых товаров; - соблюдению транспортных условий; - соблюдению расчетной дисциплины. Отслеживаются также вопросы оборота тары и средств пакетирования, выполнения условий отгрузки, порядка согласования цены. Также контролируют наличие и правильное оформление сопроводительных документов: · Товарно-транспортных или товарных накладных, являющихся необходимыми сопроводительными документами при перевозке грузов; · Счет-фактура выписывается продавцом на имя покупателя при отгрузке товаров (или заранее для предоплаты) и является требованием продавца к покупателю оплатить указанную в нем сумму; · Спецификация отгружаемых товаров (составляется при большом ассортименте товаров как приложение к договору поставки, и отгрузка должна осуществляться в соответствии с ней);
· Документы, удостоверяющие качество товаров (сертификат соответствия, фитосанитарный сертификат, радиационный сертификат и т. п.). Подробнее оперативное управление закупками нами рассмотрено в теме 10 «Оперативное управление закупками». Содержание процесса управления товарными запасами в оптовой организации. Товарные запасы – это часть общественного продукта, которая находится в сфере товарного обращения и предназначена для непрерывного удовлетворения нужд общественного и личного потребления. Образование товарных запасов вызвано несоответствием во времени и пространстве между потребностью в них и возможностью их производства (те же причины образования производственных запасов). Сокращение времени товарного обращения является одним из условий ускорения всего процесса расширенного воспроизводства, более эффективного использования средств. Процесс управления товарными запасами: 1. Анализ товарных запасов; 2. Планирование (нормирование) товарных запасов; 3. Контроль и регулирование товарных запасов. Основной задачей анализа товарных запасов является выявление резервов для ускорения оборачиваемости товаров при одновременном обеспечении высокого качества обслуживания клиентов. В ходе анализа необходимо установить: · Экономическую обоснованность действующих нормативов товарных запасов; · Соответствие фактических запасов и их оборачиваемости нормативам; · Влияние факторов на отклонение товарных запасов от плана и предшествующего периода (объем товарооборота, ассортимент, цена и т. д.). Сущность нормирования товарных запасов заключается в установлении их плановых размеров с учетом времени, необходимого для завода, приемки, подготовки к продаже и отпуску покупателям. Нормативы должны быть экономически обоснованы, учитывать объективные условия деятельности торговых организаций, изменения в спросе на товары, наличие обеспечения и т. п. Планирование товарных запасов включает: · Анализ их состояния и тенденций изменения; · Обоснование необходимой величины товарных запасов; · Оценку запасов с точки зрения соответствия предъявляемым требованиям (соответствие товарообороту, спросу, ассортимент запаса и т. д.). Контроль за состоянием товарных запасов должен проводится регулярно с определенной периодичностью и по каждому наименованию товара. От результатов контроля зависит их регулирование (своевременное устранение дефицита или затоваривания).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|