Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материальные и правовые гарантии свободы выборов

Избирательное право

Этот термин также имеет в литературе два значения – объективное и субъективное.

Объективное избирательное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.

Субъективное избирательное право – это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.

Виды выборов

Рассматривая институт выборов в РФ, можно классифицировать:

В зависимости от территории их проведения-

-общенациональные (проводятся в масштабах одной страны);

-региональные (проводятся на уровне субъектов РФ);

-местные (локальные; охватывают административно-территориальную единицу или город);

В зависимости от того, кого выбирают, выборы делятся-

-президентские (президент РФ);

-выборы в Государственную Думу РФ;

-выборы в региональные и местные законодательные (представительные) органы власти;

3) по волеизъявлению граждан (избирателей) в РФ выборы являются прямыми.

Прямые выборы - это непосредственно избрание конкретного человека на определённый пост.

4) по очередности в РФ выборы бывают очередные и внеочередные;

Очередные выборы - проводятся после истечения определённого срока полномочий данного органа, то есть срока, установленного в законе (срок полномочий президента РФ-4 года, губернаторы Свердловской области- 4 года: Конституция РФ и Избирательный кодекс Свердловской области соответственно) или должностного лица.

Внеочередные выборы - проводятся до истечения срока полномочия представительного органа или должностного лица. Это связано с вакансией должности, ввиду смерти должностного лица, уходом в отставку либо отрешением от должности в результате процедуры импичмента. Что касается коллегиального органа- возможно, потому что в законодательстве о выборах закреплена процедура досрочного роспуска представительного органа. В таком случае назначаются досрочные выборы.

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1/4мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиямиили избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех группобщества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

 

Материальные и правовые гарантии свободы выборов

Материальные гарантии свободы выборов тоже имеют существенное значение. Основные расходы по выборам государство берет на себя. В то же время гл. 6 Положения о выборах в Государственную думу даже формально не гарантирует фактического материального равенства кандидатов в депутаты, что является серьезным минусом в аспекте демократизма выборов. Формальный контроль, предусмотренный Положениями о выборах, не способен ее решить. Очевидно, значительная разница в расходах на выборы между кандидатами и блоками тоже должна быть сведена к минимуму. Кандидаты в депутаты пользуются правом бесплатного проезда на всех видах пассажирского транспорта (в установленных пределах), а также правом на одно бесплатное выступление по государственному телевидению и одно выступление по государственному радио. Правовые гарантии, или санкции как вид гарантий, свободы выборов называются так потому, что свобода выборов обеспечивается исключительно юридическими способами. К ним относятся: а) право граждан на обжалование неправильностей в списке избирателей; б) закрепление Положениями о выборах неприкосновенности. кандидатов в депутаты; в) запрещение выборной агитации за или против кандидата в депутаты в день выборов; г) признание недействительными выборов, проведенных с нарушением положений о выборах; д) право окружных комиссий аннулировать выдвижения кандидата в депутаты, если он ведет предвыборную кампанию, грубо нарушая Положение о выборах и этические нормы; е) право кандидатов в депутаты обжаловать в суд результаты выборов; ж) привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в грубом нарушении избирательных прав граждан и Положений о выборах. Так, ст. 46 и 47 Положения о выборах депутатов в Государственную думу; специально посвящены ответственности за эти нарушения. А в Уголовном кодексе РФ ст. 132 и 133 предусматривают уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательного права и за подлог избирательных документов или неправильный подсчет голосов. В 1990 г. в России шести гражданам были вынесены обвинительные приговоры по ст. 133 УК РФ. Следует отметить, что Положения о выборах не предоставляют права окружным комиссиям аннулировать выдвижение кандидата в депутаты, если он ведет избирательную кампанию с нарушением Положения о выборах и этики. Это право закреплялось в законах о выборах 1989 г. В Положения или законы о выборах следует включить статью, обязывающую кандидатов в депутаты представлять в центральную или окружную избирательные комиссии декларацию о своих доходах, сведения об имущественном состоянии. Копии таких документов надо направлять в соответствующую налоговую инспекцию, которую следует обязать в месячный срок дать ответ о достоверности сведений, представленных кандидатом в депутаты. В случае непредставления данных документов или дачу заведомо ложных сведений, названные комиссии должны иметь право аннулировать выдвижение таких кандидатов в депутаты. Возможные возражения и ссылки на Конституцию, которая текстуально не предусматривает эти полномочия Государственной думы, лишены оснований, так как она призвана устранять пробелы далеко не идеального нашего законодательства. Можно подумать, что у мэрии Москвы больше прав, чем у Государственной думы! Какими соображениями можно объяснить разночтения п названии представительных органов государственной власти субъектов федерации: в Москве законодательный орган называется Городской думой, в Санкт-Петербурге - Городским собранием, в Ульяновской области - областным Законодательным собранием (состоящим к тому же из двух палат).

63. Принципы избирательного права

Принципы избирательного права – это его основополагающие начала.

Основные (конституционные) принципы избирательного права – это знаменитая «четырёххвостка» - всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

Следует оговориться, что в Конституции России данные принципы закреплены только применительно к выборам Президента РФ, на остальные виды выборов их действие распространено федеральным законодательством, прежде всего – Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

1) Принцип всеобщности избирательного права – означает, что избирательным правом наделяется как можно большее число граждан государства. Устанавливаемые ограничения должны быть минимальными и разумно обоснованными. Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии со ст. 32 и 60 Конституции РФ устанавливаются следующие требования к избирателю (лицу, обладающему активным избирательным правом):

  • наличие российского гражданства (существует одно исключение, о котором подробнее - ниже);
  • возраст не менее 18 лет (этого возраста гражданин должен достигнуть хотя бы в день голосования);
  • дееспособность (отсутствие признания судом недееспособным);
  • гражданин не должен содержаться в местах лишения свободы по приговору суда.

 

Следует также отметить, что своё активное избирательное право гражданин реализует, как правило, в избирательном округе, в пределах которого расположено его место жительства.

К кандидатам на выборные должности (лицам, обладающим пассивным избирательным правом на соответствующих выборах) предъявляются дополнительные требования по сравнению с избирателями. Это связано с необходимостью обеспечения отбора наиболее достойных и компетентных лиц и т.д.

Требования к кандидатам можно разделить на общие (применяющиеся на всех видах выборов) и специальные (применяемые на отдельных видах выборов). При этом нельзя не отметить, что дополнительно к требованиям, установленным Конституцией РФ, довольно широкий их набор предусматривает федеральное избирательное законодательство.

Общие требования:

- наличие активного избирательного права;

- не имеют права быть избранными граждане РФ:

- имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации;

- осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

- осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

- подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 (Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики) и 20.29 (Производство и распространение экстремистских материалов) Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

- в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», либо совершения действий, предусмотренных подп. "ж" п. 7 и подп. "ж" п. 8 ст. 76 этого же Федерального закона (конституционно-правовые нарушения экстремистской направленности), если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы;

- при наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Специальные требования:

  • более высокий, чем 18 лет возраст – например, на выборах депутатов Государственной Думы Ставропольского края и депутатов Государственной Думы РФ – 21 год, на выборах Президента РФ – 35 лет;
  • требования к продолжительности и сроку проживания на определённой территории – могут устанавливаться только Конституцией РФ. В ч. 2 ст. 81 Конституции предусматривается, что Президентом РФ может быть избран гражданин, постоянно проживающий в России не менее 10 лет;
  • запрет занимать выборную должность более определённого количества сроков подряд. Например, одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ);
  • запрет совмещения некоторых выборных должностей с некоторыми другими должностями и видами деятельности (предусматриваются Конституцией РФ и федеральным избирательным законодательством).

2) Принцип равного избирательного права – означает, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях. Например, избиратели имеют на выборах равное число голосов (в том числе более одного – при проведении выборов по смешанной избирательной системе, по многомандатным округам и т.д.).

3) Принцип прямого избирательного права – предполагает, что граждане Российской Федерации голосуют на выборах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата непосредственно.

Данный принцип означает, что российское законодательство не предполагает проведения так называемых косвенных выборов, которые применяются в некоторых других странах (например, на выборах Президента США). При косвенных выборах результаты волеизъявления избирателей влияют на состав коллегии выборщиков, которые уже голосуют за того или иного кандидата непосредственно. На то, что выборы по российскому законодательству могут быть только прямыми, указывает и определение данного понятия, цитировавшееся выше.

4) Принцип тайного голосования – означает, что голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. В принципе существует и голосование открытое – оно часто применяется, например, при принятии решений коллегиальными органами государственной власти. Однако для обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателя ему предоставляется возможность проголосовать тайно – сделать соответствующую пометку в бюллетене в специальной кабинке. Проводятся и эксперименты по голосованию в электронной форме

64. Ограничения избирательного права

1. Возрастной ценз — для активного избирательного права он установлен 18 лет (т. е. избирать). Для пассивного избирательного права (т. е. быть выбранным) устанавливаются следующие возрастные барьеры: 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 год — на выборах в органы местного самоуправления. Кроме того, Конституция устанавливает минимальный возраст для кандидата на пост Президента РФ (ст. 81) — 35 лет, для депутатов Государственной думы — 21 год (ст. 97). Федеральным избирательным законом запрещено устанавливать максимальный возраст кандидатов.

2. Ценз гражданства. В Конституции РФ говорится о принадлежности права избирать и быть избранным как гражданам Российской Федерации (ст. 32, 81, 97), так и иностранным гражданам (ст. 130). Активное избирательное право при выборах в органы местного самоуправления предоставляется иностранцам, достигшим 18 лет, постоянно или преимущественно проживающим на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы или референдум. Правом быть избранным в органы местного самоуправления Российской Федерации неграждане не обладают.

3. Ценз оседлости. В Конституции Российской Федерации установлено единственное ограничение по времени проживания на территории Российской Федерации для обладания пассивным избирательным правом — кандидат на пост Президента РФ должен проживать на территории России не менее 10 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ), что обусловлено совершенно оправданной необходимо-

стью для будущего главы государства знать и понимать специфику условий жизни в стране. Федеральный закон запрещает устанавливать продолжительность и срок проживания гражданина на определенной территории Российской Федерации как условие приобретения им активного либо пассивного избирательного права.

4. Фактор несовместимости. В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, в том числе с невозможностью находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ.

5. Нахождение в местах лишения свободы по приговору суда. Это ограничение избирательных прав имеется во всех законодательных актах, касающихся выборов: лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права голосовать и быть избранными.

6. Недееспособность. Не имеют права голосовать граждане, признанные судом недееспособными. Психическое заболевание само по себе не лишает человека избирательных прав, а служит только основанием для обращения в суд.

65. Избирательный процесс - деятельность по подготовке и проведению выборов, проходит несколько стадий.

1. Составление списков избирателей. Все граждане, достигшие 18лет, включаются в списки избирателей. Списки избирателей составляются участковой избирательной комиссией на основании сведений, получаемых из жилищных органов. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 15 дней до выборов. Каждый гражданин вправе заявить в избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей, но только до начала подсчета голосов.

2. Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Они формируются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Участки образуются с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке.

3. Формирование избирательных комиссий. Существует целая система избирательных комиссий:

· Центральная избирательная комиссия РФ;

· избирательные комиссии субъектов РФ;

· окружные избирательные комиссии;

· территориальные избирательные комиссии (районные, городские и др.);

· избирательные комиссии муниципальных образований;

· участковые избирательные комиссии.

Порядок формирования избирательных комиссий определен законодательством.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях могут присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации. Решения избирательных комиссий публикуются в печати. В день голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели от общественных объединений, кандидатов, прессы.

Избирательные комиссии — это коллегиальные органы, и все их решения принимаются большинством голосов и подписываются председателем и секретарем комиссии. Избирательные комиссии независимы в своей деятельности от государственных органов и органов местного самоуправления, несмотря на то что те оказывают избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий (предоставляют помещения, транспорт, средства связи, оборудование, сведения и т.п.).

Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

4. Выдвижение, регистрация кандидатов. Это наиболее важная стадия, на которой определяется круг лиц, из числа которых будут избраны Президент, депутаты.

Существуют следующие способы выдвижения кандидатов:

1. выдвижение избирательными объединениями. Оно производится на съезде (конференции) партии (блока партий);

2. выдвижение непосредственно избирателями. Оно предполагает сбор подписей под заявлением кандидата о его выдвижении. Сбор подписей производится по месту работы, службы, учебы и жительства;

3. самовыдвижение (происходит так же, как и в предыдущем случае).

Таким образом, кандидат должен продемонстрировать, что он располагает определенной общественной поддержкой.

Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией при условии предоставления ей не менее установленного законом количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).

5. Предвыборная агитация. Это деятельность граждан, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списка кандидатов). Она может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий (собраний, встреч с избирателями), публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телекомпаний, а также вправе получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов.

Предвыборная агитация — это, пожалуй, одна из самых капиталоемких стадий избирательного процесса. Государство финансирует работу избирательных комиссий и частично предвыборную агитацию. Кандидаты и избирательные фонды создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной кампании.

Избирательные фонды могут создаваться за счет:

· средств, выделенных кандидатам в равных размерах соответствующей избирательной комиссией;

· собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;

· средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;

· добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Законодательством устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата или избирательного объединения, а также добровольных пожертвований.

6. Голосование. Без сомнения, это действительно самая главная стадия избирательного процесса, в результате которого часть кандидатов получает право на выборный мандат либо на участие во втором туре. Оно проводится в один из выходных дней, о чем избиратели оповещаются через средства массовой информации не позднее чем за 20 дней. Избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при подведении итогов.

Голосование производится путем нанесения избирателем в бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списка кандидатов)». Избирательные бюллетени заполняются в специально оборудованных кабинах (или комнате). Бюллетень должен содержать печать участковой комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение бюллетеня гражданин удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Заполненные бюллетени опускаются в избирательные ящики.

7. Подсчет голосов и установление результатов выборов. Поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, причем подсчет ведется гласно, начинается немедленно после окончания голосования (в 22 часа) и проводится без перерыва. Сначала устанавливается общее число голосов, поданных по избирательному участку, затем определяется число действительных и недействительных бюллетеней, о чем сообщается наблюдателям.

На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и др.) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Аккумулирует же все данные Центральная избирательная комиссия. Она объявляет итоги выборов и публикует их в печати.

 

66. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН — меры неблагоприятного воздействия, применяемые к лицам, нарушающим избирательные права граждан. Действующее избирательное законодательство за нарушение избирательных прав граждан предусматривает три вида юридической ответственности: 1) конституционно-правовую; 2) административную; 3) уголовную. В некоторых случаях применяется и гражданско-правовая ответственность (для опровержения по суду распространяемых ложных сведений, унижающих честь и достоинство, — ст. 152 ГК). Конституционно-правовая ответственность предусмотрена нормами конституционного (избирательного) права и применяется по отношению как к физическим, так и к юридическим лицам (коллективу людей, являющемуся субъектом права). К данному виду ответственности относятся: расформирование избирательных комиссий; отмена решения о регистрации кандидата (списка кандидатов); отстранение члена участковой избирательной комиссии от участия в ее работе за попытку воспрепятствовать работе этой комиссии, осуществлению избирательных прав граждан, за нарушение тайны голосования; удаление из помещения для голосования наблюдателя, иных лиц.

Административная и уголовная ответственность наступает за нарушение избирательных прав граждан и применяется в отношении конкретных лиц. Это лица: а) препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иными способами свободному осуществлению гражданами РФ права избирать и быть избранными; б) использующие преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания; в) принуждающие граждан или препятствующие им ставить подписи в поддержку кандидата, а также участвующие в подделке данных подписей; г) своевременно не сформировавшие и не уточнившие сведения о зарегистрированных избирателях; д) распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах; е) нарушающие права членов избирательных комиссий, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, инициативных групп, средств массовой информации; ж) нарушающие правила проведения предвыборной агитации, в том числе проводящие агитацию в день голосования; з) нарушающие правила финансирования избирательной кампании, в том числе задерживающие перечисление средств избирательным комиссиям; и) препятствующие работе избирательных комиссий или незаконно вмешивающиеся в эту работу; к) препятствующие голосованию на избирательных участках; л) нарушающие тайну голосования; м) принуждающие избирателей голосовать вопреки их собственному выбору; н) осуществляющие подлог избирательных документов, составившие и выдавшие заведомо ложные документы, осуществляющие заведомо неправильный подсчет голосов, не представившие или не опубликовавшие сведения об итогах голосования вопреки возложенным на них обязанностям; о) нарушающие права граждан на ознакомление со списком избирателей; п) выдающие гражданам избирательные бюллетени в целях предоставления им возможности голосования за других лиц; р) не представляющие или не публикующие отчеты о расходовании средств на подготовку и проведение выборов, финансовые отчеты избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и финансовые отчеты о расходовании бюджетных средств, выделенных на проведение избирательной кампании; с) являющиеся работодателями и отказывающие в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах.

Каждое из этих деяний образует самостоятельный состав правонарушения, являющегося основанием для наступления уголовной, административной или иной ответственности, предусмотренной федеральным законом. Административная ответственность за избирательные правонарушения предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях; уголовная ответственность предусмотрена Уголовным кодексом РФ и наступает за деяния, препятствующие осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141), за фальсификацию избирательных документов или неправильный подсчет голосов (ст. 142).

67.

глава государства - это должностное лицо или орган, занимающие высшее место в системе органов государства.

Конституция Российской Федерации, принятая в ходе всенародного референдума 12 декабря 1993 года, принципиально изменила характер государственной власти, форму правления и принципы организации законодательной деятельности на федеральном уровне. К безусловным достоинствам Конституции следует отнести более последовательное внедрение в практику государственного строительства принципа разделения властей, отказ от отжившей конструкции «полновластья» Советов, разделение институтов главы государства и главы исполнительной власти и ряд других моментов.
В действующей Конституции принцип разделения властей находится среди основ конституционного строя (гл. 1 Конституции РФ). В соответствии с ним, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, и органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Часть 1 статьи 11 Конституции, которая служит логическим продолжением предыдущей статьи, поручает осуществление государственной власти исчерпывающему перечню субъектов: Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству РФ, судам РФ. Как можно заметить, принципиально новая дефиниция статуса Президента Российской Федерации, содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей [18]. Соглашаясь с этим тезисом, ряд ученых придерживаются мнения, что хотя Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, перечисленных в ст. 10 Конституции РФ, но фактически его функции связаны с исполнительной властью [19]. Признают особое положение Президента в системе разделения властей и сторонники выделения самостоятельной президентской власти [20].

Принципиально иной точки зрения придерживается группа ученых, рассматривающих Президента РФ как одного из субъектов исполнительной власти и считающих, что он должен быть интегрирован в исполнительную власть [21]. Следует упомянуть также своеобразный взгляд на место Президента в системе органов государственной власти, в соответствии с которым, Президент действует совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в деятельности каждой из них [22].

Думается, практика последних лет позволяет говорить о становлении самостоятельной президентской власти. От эффективного использования полномочий Президента зависит устойчивая работа всего государственного механизма, и включение четвертой ветви власти в классическую триаду (законодательная, исполнительная и судебная ветви власти) отражает фактическое место Президента в системе органов государственной власти.
Статья 80 Конституции РФ предваряет определение правового положения Президента указанием, что он «является главой государства». В части 2 этой же статьи установлено, что Президент – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Это объясняется значением Конституции для стабильности государства и тем, что в соответствии с ее положениями, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Возложение на Президента обязанности быть гарантом означает, что он призван действовать персонально.

Особенностью правового положения Президента именно как главы государства является то, что он, выполняя возложенные на него Конституцией полномочия, инициируя деятельность федеральных органов государственной власти, обеспечивает тем самым их согласованное функционирование и взаимодействие. С этой же целью Президент вправе использовать согласительные процедуры, а также различные формы контактов с органами законодательной и исполнительной власти. Так, ему предоставлено право председательствовать на заседании Правительства, непосредственно Президенту подведомственны Министерство иностранных дел, обороны и ряд других федеральных ведомств, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ. Президент обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует принятые законодательным органом федеральные законы, ему принадлежит право отклонить закон, направив его тем самым на новое рассмотрение, право распустить Государственную Думу; судьи высших судов назначаются по пр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...