Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы




Наряду с экономическими методами регулирования деятельности коммерческих банков ЦБ может использовать в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. Добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений в настоящее время используется не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще был отменен.

Центральный банк может также устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, ликвидности баланса, максимального размера риска на одного заемщика и еще ряд некоторых дополняющих.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов, Центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а может применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

43. Государственный бюджет: доходы и расходы

Совокупность всех финансовых отношений в обществе образует финансовую систему государства. Она состоит из следующих звеньев: государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет — это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.

В самом общем виде государственным бюджетом можно назвать план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

1) военные;

2) экономические;

3) на социальные цели;

4) на внешнеполитическую деятельность; 5) на содержание аппарата управления.

В современных условиях в связи с проведением активной государственной политики происходит значительное увеличение расходов государства. Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с чем государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее объемов национального дохода. Эти утверждения вошли в мировую экономическую науку под названием закона Вагнера.

Доходы государственного бюджета формируются за счет: 1) налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

2) неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешне-экономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

3) доходов целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7%, доходы целевых бюджетных фондов — 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.

Важнейшая задача исполнения бюджета — обеспечение полного исвоевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

44. Функции и принципы налогообложения

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

С помощью фискальной функции создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги являются активные участником перераспределительных отношений и оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения, усиливая или ослабляя накопление капитала. Принципы построения налоговой системы эволюционируют вместе с рыночным хозяйством, изменяя свое содержание, однако основные принципы налогообложения желательны в любой экономической системе.

Всеобщность — охват налогами всех экономических субъектов; получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы.

Стабильность —устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени.

Обязательность — принудительность налога и неизбежность его выплаты.

Социальная справедливость —установление налоговых ставок и налоговых льгот, оказывающих щадящее воздействие на низкодоходные предприятия и группы населения.

Легитимность — законодательно утвержденный размер налогов и порядок их взимания.

Объективность и системность — необходимость аккумуляции денежных средств для выполнения государством общественных защитных, хозяйственных и социальных функций.

Эффективность — превышение сумм налогов над затратами на их взимание и использование.

Сумма собранных налогов тесно связана с размером налоговых ставок. Повышение налоговых ставок только до определенного момента может вести к росту суммы собранных налогов Дальнейшее повышение налоговых ставок сверх определенного уровня может подорвать стимулы к деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений уменьшается. Зависимость налоговых поступлений от ставок налогов исследовал экономист А. Лаффер и выразил эту зависимость в «кривой Лаффера» (рис. 5).

Кривая А. Лаффера — график, показывающий функциональную связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляющий такую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума и создаются наиболее благоприятные условия для предпринимательства.

45. Виды налогов

Современная налоговая система включает различные виды налогов.

1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги берутся напрямую с физических и юридических лиц. Это подоходный налог с физических лиц; налог с прибыли корпораций; имущественный налог (уплачивается как физическими, так и юридическими лицами); налог на сделки с капиталом; налог с наследства и др.

Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг. Их косвенный характер проявляется в том, что их уплачивают не все граждане, а те, кто покупает облагаемую налогом продукцию. К косвенным налогам относятся; налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

2. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов федерации и местные налоги. Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным Собранием. К ним относятся налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы на нефть, природный газ и др.

К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, налог на добычу природных ресурсов, к местным налогам относятся налог на недвижимое имущество граждан, налог на рекламу, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.

4. В зависимости от характера взимания налоговых ставок различают: твердые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти), пропорциональные — налоговая ставка остается неизменной независимо от размеров дохода; прогрессивные — ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивные — ставка налога понижается по мере возрастания дохода.

46. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Фискальную политику в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяют на две части. Первая — это т.н. дискреционная политика, которая проводится по усмотрению правительства и на основе его решений. Вторая — это политика т.н. встроенных стабилизаторов, т.е. тех механизмов, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике.

Дискреционная фискальная политика — это сознательное манипулирование налогами и расходами, или активная фискальная политика.

В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из: увеличения государственных расходов; снижения налогов; сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Такая фискальная политика обеспечивает сокращение падения производства.

В условиях инфляции и избыточного совокупного спроса сдерживающая фискальная политика складывается из: уменьшения государственных расходов; увеличения налогов; сочетания сокрашения государственных расходов с растущим налогообложением.

Автоматическая фискальная политика — это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

Встроенные стабилизаторы автоматической фискальной политики поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. Как только экономическая ситуация изменяется, в действие вступают механизмы саморегуляции.

К числу встроенных стабилизаторов относятся:

1) автоматические изменения в налоговых отчислениях в различные периоды экономического цикла. В период подъема налоговые поступления возрастают, обеспечивая снижение покупательной способности населения и сдерживая экономический рост, в период экономического спада сумма изъятия доходов уменьшается, вызывая увеличение покупательной способности, формируя эффективный спрос;

2) совокупность пособий по безработице и социальных выплат, программы по поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупного спроса в периоды экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, сдерживая совокупный спрос.

47. Бюджетный дефицит и государственный долг. Управление государственным долгом

Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит также можно представить следующим образом:

Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг— — Чистые налоги.

Величину чистых налогов можно определить так:

Чистые налоги = Налоговые поступления — - Социальные выплаты.

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние: спад общественного производства, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, непроизводительные расходы, потери, хищения и т.п.

Следует заметить, что несбалансированный бюджет может привести и к возникновению профицита, т.е. превышению дохода бюджета над его расходами.

Для финансирования бюджетного дефицита государство может использовать:

1) дополнительную денежную эмиссию;

2) кредиты ЦБ;

3) внутренние и внешние займы.

Преимущества первых двух способов заключаются в том, что их использование не дает возможности вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

В результате государственных займов формируется государственный долг.

Государственный долг — сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные государственные гарантии.

Различают внешний и внутренний государственный долг. Внешний государственный долг — это обязательства, возникающие перед иностранными кредиторами.

Внутренний долг — это обязательства, возникающие перед внутренними кредиторами.

Экономические последствия государственного долга:

1) обслуживание значительного внешнего долга приводит к существенному сокращению уровня потребления населением данной страны;

2) долг может привести к вытеснению частного капитала, следовательно, и ограничению дальнейшего роста экономики;

3) увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга снижает экономическую активность в стране;

4) происходит перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Управление государственного долга — это совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выработкой условий и выпуском новых займов, выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсии и консолидации займов. К управлению государственным долгом относятся и мероприятия государства по погашению ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.

Погашение государственных займов и выплата процентов по Ним производятся либо из бюджетных средств, либо путем рефинансировании, т.е. выпуска новых займов, для того чтобы рассчитаться с держателями старого займа.

В процессе управления государственным долгом государство может изменять первоначальные условия займа. Изменение условий доходности займов называется конверсией, изменение сроков займа — консолидацией государственного долга.

Управление и обслуживание внутреннего и внешнего долгов Российской Федерации возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов Российской Федерации. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет федерального бюджета.

48. Условие равновесия товарного и денежного рынков. Модель IS — LM

Товарный рынок — это рынки потребительских товаров и услуг, а также и рынок инвестиционных товаров. На потребительский спрос в основном оказывает влияние доход, а на инвестиционный — процентная ставка.

Денежный рынок — это рынок, на котором происходит краткосрочное кредитование и заимствование денег, объединяя т.о. финансовые институты (коммерческие банки, инвестиционные компании, пенсионные фонды), фирмы и государство.

Товарные рынки и рынок денег находятся в процессе постоянного взаимодействия. Изменения на одном рынке со временем отражаются на функционировании другого, за исключением случая ликвидной ловушки.

В модели IS — LM (инвестиции — сбережения — предпочтение ликвидности — деньги) товарный и денежный рынок представлены как сектора единой системы. Данная модель впервые была Предложена в 1937 г. Дж. Хиксом, но широкое распространение получила после выхода книги А. Хансена «Монетарная теория и фискальная политика» в 1949 г., после чего ее стали называть моделью ХиксаХансена.

Кривая IS отражает соотношение процентной ставки и уровня национального дохода, при котором обеспечивается равновесие на товарных рынках. Условием такого равновесия является равенство объемов совокупного спроса и предложения.

Кривая IS отражает множество равновесных ситуаций на товарном рынке. Она имеет отрицательный наклон, поскольку снижение процентной ставки увеличивает объем инвестиций, следовательно, и совокупный спрос, увеличивая т.о. равновесное значение дохода.

На сдвиг кривой IS оказывают влияние следующие факторы:

1) уровень потребительских расходов;

2) уровень государственных закупок;

3) чистые налоги;

4) изменение объемов инвестиций при существующей процентной ставке.

Кривая LM отражает зависимость между процентной ставкой и уровнем дохода, возникающую на рынке денежных средств. При данном уровне дохода равновесие денежного рынка будет достигаться при пересечении кривой спроса на деньги с кривой предложения денег.

Кривая LM соответствует таким парам точек (Y, i), для которых спрос на деньги L, определяющий уровень их ликвидности, равен предложению денежной массы М.

Такое равновесие на денежном рынке может достигаться в том случае, когда с ростом дохода Y процентная ставка i будет повышаться.

Совместное равновесие товарного и денежного рынков достигается в точке пересечения кривых IS — LM (рис. 6).

модель основывается на состоянии оощего экономического равновесия, соответствующего как равенству инвестиций и сбережений, так и равновесию на денежном и финансовом рынке. Модель определяет равновесные значения процентной ставки i и уровня дохода Y в зависимости от условий, сложившихся в этих секторах экономики.

Поскольку кривая LM отражает изменения в монетарной политике, т.к. связана с денежным предложением, а кривая IS — изменения в фискальной политике, то модель IS — LM дает возможность оценить их совместное влияние на макроэкономику.

49. Влияние изменения денежно-кредитной

и налогово-бюджетной политики

на взаимодействие товарного

и денежного рынков

Модель IS — LM дает возможность рассмотреть процесс взаимодействия рынков товаров и денег в результате изменения фискальной и денежно-кредитной политики государства.

Фискальная политика подразумевает воздействие государства на экономику через изменение объема государственных расходов и налогообложения.

Увеличение государственных расходов вызовет рост процентных ставок, что приведет к сокращению инвестиций и частного потребления.

Влияние роста процентных ставок на потребление и инвестиции в связи с увеличением государственных расходов в экономической теории получило название эффекта вытеснения.

Конечный результат от фискальной политики государства зависит от состояния экономики. При неполной занятости эффект вытеснения проявляется в росте объема выпуска и сохранения стабильного уровня цен. При повышении уровня занятости увеличение государственных расходов способствует росту производства, но влияет и на рост цен. В состоянии полной занятости активная фискальная политика приведет только к росту уровня цен и вызовет инфляцию спроса.

Денежно-кредитная политика состоит в воздействии государства на экономику посредством изменения количества денег, находящихся в обращении.

Изменять количество денег в экономике ЦБ может с помощью следующих инструментов:

1) учетной процентной ставки;

2) нормы резервирования;

3) операций на открытом рынке ценных бумаг. Максимального эффекта денежно-кредитная политика достигает в том случае, когда увеличение предложения денег приводит к росту национального дохода и снижению процентных ставок.

В ситуации ликвидной ловушки, когда процентные ставки находятся на минимально возможном уровне, денежно-кредитная политика как инструмент стимулирования совокупного спроса и национального дохода не принесет желаемого эффекта, поскольку приведет к инфляции, не оказывая стимулирующего действия на реальный сектор экономики. Поэтому в распоряжении государства остается лишь фискальная политика, непосредственно влияющая на совокупный спрос через изменения налогов и правительственных расходов.

В ситуации инвестиционной ловушки, которая складывается в том случае, когда спрос на инвестиции совершенно не эластичен по процентной ставке (предприниматели пессимистично оценивают перспективы капиталовложений), денежно-кредитная политика не окажет никакого влияния на совокупный спрос и национальный выпуск. Эффективной будет лишь фискальная политика.

50. Объективная необходимость государственного регулирования экономики

Рыночный механизм управления является потенциально эффективным методом координации и согласования хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает высокую и постоянную ответ ственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и результаты деятельности. Если рыночные цены складываются под влиянием спроса и предложения, то производители получают наиболее полную информацию о том, что выпускать, в какие сроки. Рыночные цены обусловливают принятие решений в области инвестиционной политики, распределении труда и т.п.

Однако нерегулируемый и непрогнозируемый рынок объективно не может обеспечивать достижения важных долгосрочных целей, решения важных социально-экономических задач. Недостаточно координируемые рыночные отношения могут приводить к нерациональным затратам из-за выпуска ненужной продукции, частым банкротствам в результате непредвиденных изменений конъюнктуры рынка, состоятельности и платежеспособности контрагентов и др. Законы рынка по своей сути могут определять перспективы развития всего общества лишь стихийно, с непредсказуемыми результатами. В этом состоит их ограниченность, и именно это диктует необходимость сочетания рыночного механизма с государственным регулированием всей экономики.

Именно в силу несостоятельности и несовершенства рынка государственное вмешательство в экономику даже развитых стран становится необходимым и оправданным. Причем чем выше уровень развития производительных сил, тем выше разделение труда между предприятиями, отраслями, чем выше роль конкуренции, тем более необходимо государственное экономическое регулирование.

В XX в. главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики является английский экономист Дж. Кейнс. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику, т.к. у свободного рынка отсутствуют механизмы, способные обеспечивать стабильность экономики. Свой вклад в разработку теоретической системы Кейнса внесли А. Хансен, П. Самуэльсон, Р. Масгрейв, Дж. Хикс и др.

Государственное регулирование — это система мер по централизованному воздействию государства, его федеральных и региональных органов на основные элементы рынка — спрос и предложение, условия реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию и др.

Обычно выделяют три глобальные функции государства: эффективность, справедливость и стабильность.

Эффективность.

Государство призвано создать такую экономическую ситуацию, используя различные экономические инструменты, которая обеспечила бы эффективное функционирование производства. В частности большое значение имеют антимонопольная деятельность государства, активизация конкуренции, обеспечение максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма.

Справедливость.

Для рынка справедливым считается получение высоких доходов теми, кто преуспел в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, и наличие низких доходов у тех, кто потерпел в этом неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получения прожиточного минимума. Поэтому государство берет на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п. Государство заботится о занятости населения, гарантирует минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.

Стабильность.

Государство поддерживает экономическую стабильность, сглаживает циклическую форму развития экономики. Проводит оно и антимонопольную политику.

Государство берет на себя решение тех функций, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Следовательно, государственное регулирование дополняет, корректирует чисто рыночный механизм.

В различных странах выбраны проверенные опытом разнообразные методы регулирования экономики: налоговая система, контроль над ценами, экспертные оценки, долгосрочные нормативы предельные лимиты и т.д. — это позволяет активно влиять на рынок и регулировать отношения купли-продажи производителей и потребителей. Эти методы должны постоянно обновляться и совершенствоваться с учетом новых задач и условий развития всей экономики, не сковывать инициативу и предприимчивость. Так, можно обеспечить гибкое использование плановых и рыночных начал не на основе их противопоставления, а путем эффективного сочетания.

51. Основные направления

государственного регулирования экономики.

Стабилизационная политика

 

Государственное регулирование осуществляется через:

1) правовые регуляторы;

2) административные:

3) экономические.

Правовое регулирование устанавливает правила функционирования рынка, экономических отношений, обеспечивает защиту деятельности субъектов общества в целом и отдельных его членов. Оно охватывает все сферы рыночного пространства (товарную, финансовую, рабочей силы), а также те отношения, которые складываются в этом пространстве.

Основной причиной осуществления правового регулирования экономики в новых условиях является такой недостаток рыночной системы, как стремление получить прибыль без учета возможных негативных последствий. Целью правового регулирования является обеспечение цивилизованных рыночных отношений, соблюдение интересов их участников.

Правовое регулирование осуществляется путем разработки и введения в действие законодательных и нормативных актов. Первичные правовые основы для всей экономической системы закреплены в Конституции РФ.

Административное регулирование (управление). Оно базируется непосредственно на силе государственной власти и включает меры запрета, разрешения, принуждения. В отличие от экономических методов, административные существенно ограничивают свободу выбора в принятии решения для субъектов рыночных отношений. В то же время административные регуляторы носят экономический характер, т.к. их применение сказывается на поведении хозяйствующих субъектов и в конечном счете на состоянии экономической системы.

Административное регулирование в мировой практике в условиях рыночной экономики признается необходимым в тех областях, где полная экономическая свобода одних субъектов рыночных отношений оборачивается тяжелыми последствиями для других или общества в целом.

К административным методам относятся: контроль за соблюдением стандартов на производимую продукцию; установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт продукции в целях защиты отечественных товаропроизводителей; определение приоритетных направлений дотаций и инвестиций; развитие функций местного самоуправления др.

Мировая и отечественная практика свидетельствует об опасности жесткого администрирования, которое ведет к деформациям социально-экономической системы. Однако ограниченное, экономически и социально оправданное применение административных мер признается эффективным в сфере развития рынка и в процессе его формирования.

Экономическое регулирование основывается на воздействии на экономические интересы отечественных товаропроизводителей и материальном стимулировании развития определенных видов деятельности согласно потребностям общества. Экономическое государственное регулирование представляет собой сложное сочетание многочисленных элементов. Оно включает в себя:

1) меры прямого воздействия на экономику, куда относятся це
левое финансирование, в т.ч. региональные и целевые програм-

. мы; а также система государственных закупок;

2) косвенные регуляторы, к которым можно отнести бюджетно-
налоговую, денежно-кредитную, амортизационную, валютную,
таможенную политики.

Стабилизационная политика поддерживает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения путем сглаживания колебаний экономики.

Основными целями стабилизационной политики являются:

1) достижение необходимого уровня занятости;

2) стабильность экономического роста;

3) сдерживание инфляции и др.

Правительство должно стимулировать экономику в период спада и сдерживать в периоды подъема.

Стабилизационная политика осуществляется через фискальную (налогово-бюджетную) и кредитно-денежную политику при условии согласованности их действия.

Стабилизационная политика влияет на ожидания хозяйственных субъектов, поэтому она должна носить предсказуемый характер. Хозяйствующие субъекты в свою очередь тоже влияют на проводимую стабилизационную политику.

52. Экономическая политика государства: основные цели и задачи

Экономическая политика — это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

Государственное регулирование экономики преследует следующие цели:

1) устойчивый рост национального производства;

2) поддержание эффективного размера занятости;

3) стабилизацию уровня цен;

4) обеспечение внешнеторгового баланса.

Можно выделить следующие направления государственного регулирования экономики:

1) регулирование капиталовложений;

2) регулирование сбыта;

3) регулирование рынка рабочей силы;

4) стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Через регулирование капиталовложений государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного воспроизводства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

Система сбыта регулируется государством через государственные закупки (государственное потребление) и через потребительский кредит, который довольно широко развит в странах Западной Европы. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

Регулирование рынка рабочей силы осуществляется по ряду направлений:

1) установление максимальной продолжительности рабочей недели; 2) установление минимальной величины заработной платы; 3) установление порядка взносов на нужды социального страхования; 4 ) государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров

Государственное регулирование сферы НИОКР позволяет поддерживать высокое государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров. Оно же позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в западных странах финансирует от 40 до 50% общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы оно выделяет не под количество персонала, как в нашей стране, а под конкретный проект.

Помимо вышеназванных форм государственного регулирования, можно также выделить еще и такие формы, как система экономического программирования, регулирование мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного производства и т.д.

Реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику.

К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика.

Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу.

53. Инструменты государственной экономической политики

Фискальная (налогов-бюджетная) политика —это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Через правительственные расходы осуществляется не только финансирование государственного сектора, системы социального обеспечения, но и делаются закупки на рынке ресурсов, товаров и услуг. Правительственные расходы показывают ту долю национального продукта, которая поступает в совместное пользование всех слоев населения. Они оказывают большое влияние на динамику ВНП.

Денежная политика — довольно тонкий инструмент, поскольку, влияя на денежную массу, государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым —на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объемы и динамику ВНП. Большую роль денежная политика играет в системе антиинфляционных мер.

Политика регулирования доходов — один из основных инструментов борьбы с инфляцией, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и предприятий.

Социальная политика, включающая в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума и т.п., направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения и их защиту от разрушительных последствий инфляции. Социальная политика охватьшает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

54. Мировое сообщество

Мировое сообщество включает в себя более 160 самостоятельных экономических субъектов, имеющих историко-географические, национальные, религиозные и социально-политические особенности.

Конец XX в. обозначил серьезные противоречия экономического развития мирового сообщества:

l) стала более ощутимой проблема дифференциации регионов мира по экономическому уровню и особенно отрыва «благополучного» Севера от «бедного» Юга;

2) серьезным испытаниям были подвергнуты воспроизводственные процессы в большой группе стран Восточной Европы и Азии, относившихся ранее к социалистической системе и вставших на путь радикальных рыночных трансформаций. На определенном этапе здесь создалась ситуация, когда не обеспечивалось не только расширенное, но даже простое воспроизводство;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...